Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

организация рабочих-эсперантистов

Всемирная вненациональная ассоциация (САТ) —

 

 


Среди международных эсперантистских организаций особое место занимает САТ — Всемирная вненациональная ассоциация (Sennacieca Asocio Tutmonda – SAT). Вторая по значению после УЭА (а в прошлом и превышавшая УЭА численно), эта организация имеет богатую историю и, несомненно, сыграет значительную роль в будущем.


B 1910 г. инициатор эсперанто Лазарь Заменгоф писал: “Возможно, ни для кого во всем мире наш демократический язык не имеет такого значения, как для рабочих и я надеюсь, раньше или позже, но рабочие станут самой сильной опорой нашего дела. Рабочие не только испытают пользу Эсперанто, но они также и больше других почувствуют суть и идею эсперантизма”.


Рабочие Эсперанто-клубы стали возникать уже в 1900-е гг. В 1910 г. появилась первая международная организация “Liberiga Stelo” (“Звезда освобождения”). После первой мировой войны сложились предпосылки формирования полностью самостоятельного рабочего Эсперанто-движения:
1) мерзости мировой войны пробудили совесть в кругах рабочих и интеллигенции;
2) известия об Октябрьской революции и строительстве социализма в России в то время еще воспринимались с энтузиазмом и вдохновляли рабочее движение; становились популярными идеи пролетарского интернационального братства, при этом люди не могли не задумываться о проблеме межнационального общения;
3) в 1920 г. в 33-хлетнем возрасте умер основатель UEA (Universala Esperanto-Asocio — Всемирная Эсперанто-Ассоциация) Гектор Ходлер, и руководство ассоциацией оказалось в руках гораздо менее способных в организационном плане людей.
На 13-м Всемирном конгрессе, проходившем в Праге в 1921 г., состоялось собрание 79 представителей рабочего Эсперанто-движения из 15 стран, основавших САТ. Главным инициатором создания САТ стал французский эсперантист Эжен Адам, известный более под псевдонимом Эугено Ланти (1879-1947). В тот момент, с точки зрения традиционного эсперанто-движения, это выглядело как раскол, однако жизнь показала, что стабилизация движения происходит именно благодаря существованию различных, разнонаправленных организаций, и в конечном счете этот шаг оказался весьма полезным для движения в целом.

 

По своей структуре САТ во многом воспроизводил УЭА в том варианте, в котором она была создана Ходлером, т. е. это был не союз национальных и местных организаций (чем стала УЭА впоследствии), а организация индивидуальных членов на вненациональной основе — отсюда ее название. Наиболее важные вопросы ассоциации решаются на референдумах всех членов; текущими административными вопросами занимается Исполнительный комитет, все члены которого для удобства работы избираются из членов САТ, живущих в одном городе, если в этом городе живет достаточное количество членов ассоциации (сейчас это Париж).
САТ, в отличие от УЭА и большинства других международных организаций эсперантистов, не является политически нейтральной ассоциацией. Хотя она и не придерживается какой-либо конкретной политической идеологии (наоборот, членство в САТ позволяет свободно обмениваться мнениями с представителями других партий и движений разных стран), но при этом всегда поддерживает ту политику, которая отвечает интересам трудящихся, направлена на защиту прав человека и т. п. Например, САТ активно сотрудничает с Международной амнистией, всегда выступает за всеобщую и безусловную отмену смертной казни. САТ, в отличие от УЭА, никогда не проводил свои конгрессы в странах, в которых существуют откровенно репрессивные режимы и открыто нарушаются права человека.


Чтобы не было неправильных интерпретаций, необходимо уточнить, что под рабочими в САТ (как, впрочем, и в профсоюзных организациях) понимаются все те, кто должен продавать свой физический или умственный труд для того, чтобы поддерживать свою жизнь и жизнь своей семьи, т. е. люди наемного труда: как шахтеры, так и учителя, как заводские рабочие, так и инженеры. Естественно, работники - совладельцы кооперативов и частные ремесленники, живущие преимущественно за счет своего труда, также рассматриваются как рабочие.

 

САТ оказался первой в истории организацией эсперантистов, которая не ставила перед собой цель распространения эсперанто, но стала просветительской, социально-образовательной, дискуссионной ассоциацией для своих членов, основанной на принципах взаимопомощи и использующей для выполнения своих целей единственный вненациональный язык — эсперанто. Среди прочего, САТ призван устанавливать связи между представителями различный рабочих организаций (партийных, профсоюзных и т. п.) разных стран посредством эсперанто. Таким образом, САТ существует как бы вне эсперанто-движения, хотя опирается на него, и объективно способствует его развитию.


Естественно, однако, что САТ не может не интересоваться судьбой, развитием и распространением единственного своего рабочего языка. Однако этим занимаются сотрудничающие с ней на основе специального соглашения национальные рабочие эсперанто-ассоциации, являющиеся политически ненейтральными в том же смысле, что и САТ. В нашей стране такая ассоциация, пока еще малочисленная, появилась в 1997 г., и носит название ПРЭМ (PREM — Popola Rusia Esperanto-Movado).


Образование САТ было первым, и на сегодняшний день единственным реальным шагом в реализации принципа пролетарского интернационализма, т. к. все другие международные рабочие организации всегда были фикцией, ибо не имели общего языка и не давали возможности рабочим разных стран общаться на равных. Для людей труда эсперанто является единственным доступным языком, который действительно можно изучить, и призывы к рабочим изучать иностранные языки (которые, в частности, озвучивались коммунистами) всегда были и остаются демагогией.


САТ проводит ежегодные конгрессы, на которых обсуждаются вопросы текущей жизни ассоциации в целом и ее фракций, наиболее острые вопросы положения трудящихся в мире; на конгрессах происходит знакомство с политической ситуацией в той стране, в которой проходит конгресс, осуществляется богатая культурная и экскурсионная программа. Конгресс принимает декларацию, которая, однако, считается мнением не всей САТ, но лишь участников конгресса.


Членами САТ являются люди с разными общественно-политическими взглядами,

То есть, люди с разными идеями. Поэтому в САТ не принято обычное эсперантистское обращение “единомышленник” (samideano). Не принято также и обращение “господин” (sinjoro) — господ в САТ нет, зато между всеми существуют товарищеские отношения, и люди называют друг друга “товарищ” (kamarado).


САТ выпускает ежемесячник “Sennaciulo” (“Вненационалист”) и ежегодник “Sennacieca Revuo” (“Вненациональный журнал”), признанный в эсперантистском сообществе как самый высококачественный культурный журнал. Раз в два года члены САТ получают список адресов членов ассоциации — “SAT-adresaro”. Время от времени ассоциация издаёт на Эсперанто книги, в том числе самые полные и популярные среди эсперантистов словари (“Plena vortaro” и “Plena ilustrita vortaro”), а также художественную литературу (среди последних изданий можно отметить, например, перевод “Постороннего” А. Камю). При САТ действует и служба, издающая дешевым способом брошюры по социально-политическим проблемам, по вопросам эсперанто-движения, а также беллетристику. Другая служба при САТ — “Amikeca Reto” — “Дружеская связь” — публикует адреса тех эсперантистов, которые готовы принять у себя в своем городе иностранных эсперантистов. Близок к САТ — по духу, составу подписчиков и взаимоотношениям — выходящий раз в два месяца независимый журнал “Laŭte!” (“Вслух!”), являющийся своеобразным дискуссионным клубом своих читателей.


САТ не имеет какой-либо идеологии, кроме определенной в его уставных целях:
а) практически использовать международный язык эсперанто для общих целей рабочего класса во всем мире;
б) как можно лучше и достойней облегчать взаимоотношения между своими членами, способствуя росту их общечеловеческой солидарности;
в) обучать и просвещать своих членов таким образом, чтобы они становились самыми способными из всех так называемых интернационалистов;
г) служить посредником в отношениях между разноязычными ассоциациями, чьи цели соответствуют целям САТ;
д) стимулировать и всеми средствами способствовать созданию литературы (оригинальной и переводной), отражающей идеалы ассоциации.


В САТ сосуществуют и дискутируют в товарищеской обстановке социал-демократы с зелеными, лейбористы с анархо-синдикалистами и т. д. Однако отдельные группы членов САТ с одинаковыми взглядами и общими целями объединяются во фракции. Это социалистическая, профсоюзная, либертарная (анархическая), экологическая, безнационалисткая и другие фракции. Многие фракции имеют свои печатные органы, и все имеют право сообщать о своей деятельности на страницах “Sennaciulo”. Никакой дискриминации в отношении тех или иных фракций и мировоззрений нет (если ее члены не начинают вести себя вызывающе по отношению к представителям других фракций), однако до сих пор остается довольно настороженное отношение к коммунистам.


Дело в том, что СЭСР (Союз эсперантистов советских республик), созданный в том же 1921-м году, что и САТ, считался поначалу национальной рабочей эсперанто-ассоциацией и сотрудничал с САТ. Его создатель и руководитель Эрнст Дрезен даже претендовал на ведущую роль в САТ, конкурируя с Ланти. Сначала тесное взаимодействие САТ с СЭСР было весьма продуктивным (так, в Советском Союзе проживало значительное количество членов ассоциации, многие книги САТ печатались в СССР, в 1926 г. конгресс САТ прошел в Ленинграде), хотя проницательному Ланти, посетившему Москву в 1922 г., далеко не все понравилось в большевистском режиме. К 1926 г. он уже окончательно понял, что большевики отнюдь не представляют интересов рабочих и крестьян. Однако до конца 20-х гг. коммунистические партии еще воспринимались как рабочие. Во второй половине 20-х гг. со стороны Дрезена и других руководителей СЭСР стали все более явно звучать претензии на гегемонию коммунистической фракции в САТ, также как коммунисты начали претендовать на гегемонию в рабочем движении в целом. Ассоциация, однако, оказала серьезное противодействие, и сумела сохранить свой надпартийный характер.

 

К 1930 г. противоречия между коммунистами и САТ стали столь велики, что коммунисты откололись от САТ и создали свою отдельную организацию. САТ же был объявлен оппортунистической, антисоветской, троцкистской и т. д. организацией. Это, впрочем, не спасло организаторов раскола: во второй половине 30-х гг. все советское эсперанто-движение было разгромлено, причем именно коммунисты пострадали больше всех. Дрезен был расстрелян.


Раскол тяжело сказался на САТ. Не говоря о его моральном значении, были потеряны значительные средства ассоциации, находившиеся в СССР, и огромное количество членов-коммунистов не только в Советском Союзе, но и в других странах. Но ассоциация выжила и продолжала свою деятельность в международном рабочем движении. Без провокационного участия коммунистов это стало делать даже легче.

 

Однако и после возобновления эсперанто-движения в СССР в 50-е гг. САТ осталась здесь под запретом. Нейтральная УЭА воспринималась спокойно, советские эсперантисты ездили на Всемирные Конгрессы, а вот быть членом САТ –организации, как по-прежнему считалось, антисоветской и антикоммунистической, было чревато неприятностями вплоть до 1988 г.

 

Впрочем, справедливо. Еще в 1934 г. Ланти опубликовал книгу “Действительно ли в Советском Союзе строится социализм?”, где на большом количестве фактического материала, частично с риском для жизни присланного его советскими корреспондентами, он доказал, что возникший в СССР строй не отвечает интересам рабочих, и вообще никакой не социализм, а разновидность того, что тогда в Италии называлось фашизмом, а в Германии — национал-социализмом. САТ и потом всегда критически относилась к “реальному социализму” и состоянию прав трудящихся в Советском Союзе и других “социалистических»=” странах. Конечно, организация, не стеснявшаяся печатать правдивые книги об СССР, не могла не вызывать жуткое раздражение у советских руководителей!


В 1990-е гг. коммунисты, чье положение в мире пошатнулось, сделали попытку снова объявить себя партией рабочих, и, в частности, восстановить ликвидированную в 1930 г. фракцию в САТ. Поскольку это не противоречит уставу, это возможно, однако большинство членов ассоциации продолжает относиться к ним настороженно. Впрочем, коммунисты, вышедшие из своих партий, более активно действуют в политически нейтральной УЭА, чем в САТ.
Во время перестройки, с 1988 г., в САТ вступили очень многие советские эсперантисты. На территории бывшего СССР прошли три конгресса ассоциации: в 1992 г. в Каунасе, в 1996 г. в Петербурге, и в 1998 г. в Одессе. 73-й Конгресс САТ прошёл в июле 2000 г. в Москве. Это послужило дальнейшему укреплению Эсперанто-движения в нашей стране и продемонстрировало практическую пользу, которую может принести эсперанто, в частности, для взаимопонимания между трудящимися разных стран и разной политической ориентации.

Н.Л.ГУДСКОВ,
посредник САТ в России

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...