Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмоциональное здоровье Эмоциональное заболевание




Норма (Невротическое) Шизоидное Состояние

Состояние шизофрении

Рисунок 4 Контакт с реальностью. Единство личности.

В эту схему вписываются и те отклонения, кото­рые мы называем неврозами. Как пишет А.П.Мойз (A.P.Moyes), неврозы — это «группа относительно мягких личностных отклонений», при которых «личность остает­ся социально организованной».4 Это не означает, что не-вротичный человек имеет хорошо интегрированную лич­ность. Каждая невротическая проблема вытекает из конф­ликта, который в той или иной степени расщепляет лич­ность и уменьшает ее контакт с реальностью. Человек


уклоняется от реальности и при неврозах, и при психо­зах; по словам Фрейда, различие здесь состоит в том, что невротик игнорирует реальность, а психотик отрицает ее. Однако, всякий уход или уклонение от реальности — это проявление шизоидного отклонения.

Невротические симптомы, выделяясь в фоне каза­лось бы приспособленной личности, обладают драмати­ческим качеством, которое доминирует в клинической кар­тине. Невротическая фобия, обсессия или компульсивное поведение часто бывает настолько сильным, что фокуси­рует на себе внимание, исключая из поля зрения лежа­щую глубже расщепленность. В этом случае лечение на­правлено на симптом, а не на проблему личности. Такой подход, несомненно, менее эффективен, чем тот, кото­рый рассматривает симптомы как проявление базисного конфликта Я и тела и который направляет усилия на из­лечение именно этого глубинного разлома. На рисунке 4 я поместил неврозы в скобки, чтобы отметить, что шизо­идный феномен включает их в себя.

Перемещение интереса психиатра с симптома на личность пациента углубляет понимание проблемы шизои­да. Если психотерапевт понимает отсутствие чувств, эмо­циональное отделение и деперсонализацию пациентов, он глубже проникает в их затруднение. Как правило, бывает понятно, что формирование симптома определяется ши­зоидным состоянием, с его глубоко скрытой тревожнос­тью. Важно то, как симптом отклоняет индивидуума, сам же он в процессе терапии играет вторичную роль. Если симптомы снимаются, а лежащее глубже шизоидное от­клонение остается недопонятым, пациент воспринимает лечение как поддержку, и его результат приобретает вре­менный характер. От того, насколько преодолено шизо­идное расщепление, зависит продвижение пациента на всех уровнях личности.

Хотя психотерапевтам известно, что шизоидные проявления встречаются часто, общественность, как пра­вило, игнорирует это отклонение. Среднего человека про­должают рассматривать с точки зрения невротических сим-



Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА


ШИЗОИДНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ


 


птомов, полагая, что если тревожности нет, то все нор­мально. Последствия такой позиции могут быть катастро­фическими, как в случае с молодым человеком, который неожиданно совершает самоубийство, не страдая так на­зываемым невротическим надломом. Но даже если траге­дии не происходит, влияние шизоидного отклонения столь серьезно, что мы не можем пренебречь им в поведении невротика или ждать, пока наступит кризис.

Позднее отрочество — критический период для шизоидного индивидуума. Сильные сексуальные чувства, наводняющие в это время его тело, часто подрывают ту урегулированность, которую прежде удавалось сохранить. Многие молодые люди оказываются неспособными закон­чить обучение в старших классах или делают это с боль­шими усилиями, но все идет насмарку с началом занятий в колледже, а ведь это вполне может быть поверхност­ным проявлением проблемы, о которой мы говорим.

Подросток, отлично учившийся в школе, начина­ет испытывать затруднения. Он получает плохие отметки, теряет интерес, становится беспокойным, его причисля­ют к «трудным». Родители замечают, что он недисципли­нирован, что у него слабая сила воли, что он бунтует или становится человеком настроения. Они могут закрыть гла­за на его трудности в надежде, что он их «перерастет», но обычно эти надежды не оправдываются. Они могут отчитывать подростка, пытаясь заставить его занять бо­лее ответственную позицию, но и это, как правило, окан­чивается неудачей. В конце концов, родители неохотно свыкаются с мыслью, что дети, еще недавно благополуч­ные, попали в число «отсеянных из школы» или просто «поплывших по течению», что многих молодых людей из хорошей среды поглотила жажда разрушения, что они ста­ли правонарушителями; они сдаются, и больше не пыта­ются понять, что происходит с их подросшими детьми.

Шизоидный индивидуум не может описать свою проблему. По его воспоминаниям, он всегда испытывал трудности. Он знает, что «что-то не так», но это туман­ное знание, которое не удается облечь в слова. Не встре-


тив понимания со стороны родителей или учителей, он впадает во внутреннее отчаяние. Он может встретить дру­гих людей, которые разделяют его тяготы, и установить с ними взаимоотношения, основанные на модели «другого» существования. Он даже может рационализировать свое поведение и обрести некоторое ощущение превосходства, провозгласив, что он не «толпа».

Чтобы обозначить различные формы шизоидного отклонения, объединенные общими чертами я хочу при­вести четыре примера из практики. Каждое из этих от­клонений было достаточно тяжелым и требовало терапев­тического вмешательства, и во всех случаях это проигно­рировали или просмотрели, и дело дошло до кризиса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...