Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношение к работе. Активность менеджера




По своему отношению к работе менеджеры делятся на пассивных и активных. Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких проблем, причем с рутинных позиций. Они берутся лишь за то, что служит на пользу их карьере и позволяет «набрать очки», да и здесь, боясь риска, действуют только по схеме «так, чтобы наверняка», не пытаются расширить кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют их воровством у своих подчиненных.

Во многом близки к пассивным руководителям, хотя, понятно, и не вполне аналогичны им, отечественные хозяйственники. Попробуем сравнить их с западными коллегами, активными руководителями, о которых речь пойдет в дальнейшем. [3]

Таблица 1 - Сравнительная характеристика качеств менеджера в различных экономических системах

Качества хозяйственного руководителя, сформированного в условиях административно-командной системы

Качества активного менеджера воспитанного в условиях современной рыночной экономики и iii этапа НТР

1. Действует на основе привычки исполнять решения, принятые наверху, внутренне не свободен, безынициативен, боится риска Самостоятельно принимает решения, внутренне свободен, инициативен, идет на риск, предусмотрев заранее последствия

2. Выступает преимущественно в роли инженера, диспетчера, «пожарного», снабженца Играет роль, предполагающую решение экономических и правовых проблем фирмы; воспитывает подчиненных, улаживает конфликты

3. Иррационален, соблюдает культ вышестоящих начальников административной системы Рационален и критичен ко всем явлениям и лицам, окружающим его

4. Обладает двойным мышлением и псевдологикой. Для вида реализует плановые задания, а фактически работает в своих интересах Логичен, лишен раздвоенности сознания и поступков

5. Ориентирован на выполнение любой ценой плана или получение прибыли, сводя к минимуму возможные неприятности от самостоятельных действий Озабочен созданием команды единомышленников, условий оптимизации руководства и групповой самоорганизации

6. Недемократичен, не способен к диалогу как в сознании, так и в жизни, не сориентирован на личность подчиненного Культивирует диалог, дискуссии, плюрализм мнений; ориентирован на личность сотрудника

7. Не гибок, слабо ориентирован в окружающей действительности, плохо информирован, не стремится к новым знаниям Динамичен, открыт для информации

8. Не умеет работать в условиях выбора из многообразия альтернатив. Привык к опеке государства Сориентирован на свободу выбора, участие в конкурентной борьбе. Самостоятелен в делах и мыслях

9. Некомпетентен в вопросах управления, психологии, имеет ограниченный кругозор и эрудицию Умеет работать с людьми, много знает, имеет широкий взгляд на жизнь

10. Смотрит «наверх», пассивен в отношениях с подчиненными, пытается все запретить Налаживает контакты с «низами», активен, предоставляет подчиненным свободу действий и творчества

11. Ожидает финансирования и дотаций из бюджета, льготных кредитов, помощи ресурсами, не ищет заработков, а пытается их «вывести» с помощью монопольного вздутия цен Ориентирован на самоокупаемость и самофинансирование, ищет пути заработать средства своими силами, выкрутиться из самых трудных положений, не дожидаясь банкротства, надеется на себя

Конечно, здесь дан портрет идеализированного западного менеджера и отнюдь не идеализированного отечественного директора. В жизни все намного сложнее. Среди менеджеров немало найдется «директоров», а наша богатая самородками земля вопреки господствовавшей административной системе рождала немало талантливых менеджеров. Но типичные свойства рыночного и нерыночного руководителей представляются именно такими, какие показаны в таблице.

В противоположность пассивному руководитель активного типа не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, стремится к совершенству. Такой руководитель постоянно находится в гуще жизни, непрерывно вырабатывает и пересматривает в соответствии с обстановкой принципы деятельности для себя и для других. Он стремится конструктивно использовать любые, даже конфликтные ситуации, не боясь риска и ответственности. Активный менеджер ищет и устанавливает прочные контакты с окружающими, поощряет их самостоятельность, дает возможность выдвинуться.

У активного менеджера есть все необходимые задатки для того, чтобы стать лидером коллектива, совмещающим в себе официальное признание руководства и неофициальное подчиненных.

Окружающие, как считают психологи, воспринимают лидера по четырем основным моделям: «Один из нас»; «Лучший из нас» - образец для подражания»; «Воплощение добродетелей»; «Оправдание всех ожиданий», в соответствии с чем и строят свое отношение к нему, позволяют лидеру распространять свое влияние на коллектив и каждого в отдельности.

Лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Очень часто, к сожалению, особенно в политике, это оказываются личные амбициозные цели самого лидера. Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности. Власть лидера основана на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.

Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, начальства, умело их использует в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс. Но подлинным источником власти лидера над людьми является его независимость, готовность в любой момент освободить занимаемое место, поскольку выражение интересов коллектива вовсе еще не означает покорности ему. Что нужно, чтобы стать лидером? Прежде всего, это личное желание занять высокий пост, которое есть далеко не у всех, а соответственно и готовность брать на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность, рисковать.

Считается, что преуспевающий лидер обладает почти магическим умением оказаться в нужный момент в нужном месте. Такое свойство не сваливается с неба, хотя в определенном смысле оно, как и талант, - дар. Но талант без труда - ничто, поэтому лидер должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели. Наконец, претендент на лидерство на высоком уровне должен уже к 35 годам накопить значительный опыт выполнения разнообразных функций и «созреть» как крупный руководитель. Продолжительность такого созревания западные специалисты определяют в 5 - 7 лет, т.е. стремительный взлет карьеры должен начаться в 27 - 28 лет. Жить лидерам не просто. На своем пути они встречают немало трудностей, главная из которых по всеобщему признанию - руководство подчиненными. На втором месте стоит планирование деятельности фирмы и на третьем - увольнение сотрудников. Среди других, не попавших на «пьедестал почета», можно отметить проблему распоряжения своим временем, делегирование полномочий, финансовые «дебри», принятие решений и улаживание конфликтов.

Существует два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые». Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей, плохо справляются с проблемами. Это - политиканы, стремящиеся правдами, а больше неправдами захватить власть и как можно дольше при ней удержаться. Но в итоге они оказываются «калифами на час».

«Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, пытаясь «урвать» от него побольше, а устремлены в будущее. Власть в их руки попадает всерьез и надолго. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.

Под авторитетом понимается общепризнанная влиятельностью руководителя, основанная, с одной стороны, на его формальном статусе, а с другой - на завоеванном престиже, которые дополняют друг друга. Причем престиж, производный от профессиональных качеств, политической и нравственной зрелости, является здесь главной составляющей, поскольку уважение к должности не в состоянии долго компенсировать недостатки личности. Подчиненным импонирует руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостями людей, не мешающим работе.

Авторитет завоевывается долго, а теряется быстро. И главные причины этого - бездеятельность и перестраховка. Ошибки же на авторитет практически не влияют - от них никто не застрахован, а исправить их при желании не трудно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...