Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биография Ивана Александровича Ильина




 

Творчество И.А. Ильина (1883 - 1954) "солнечным светом" вошло в общественное сознание России в начале 1990-х годов. Классик отечественной литературы Василий Белов, скупой на похвалу, сказал на IX съезде писателей России: если бы я раньше был знаком с трудами Ивана Ильина, я бы жил и писал по-другому. "Относительно русской религиозной философии XX века, - писал Н.П. Полторацкий, ученик И.А. Ильина, профессор, - можно сказать, что много было званных, но мало избранных. …. Ильин принадлежал к категории людей, по-настоящему избранных".

Иван Александрович Ильин родился в Москве 28 марта (по старому стилю) 1883 года. Его родословная из заслуженных дворянских родов, служивших верой и правдой Отечеству и давших России целую плеяду образованных и талантливых потомков. Культурная и труженическая линия родословной, вероятно, во многом определила духовную и гражданскую направленность творчества И.А. Ильина, его высокий культурно-духовный ранг.

Дед - Иван Иванович Ильин (1799 - 1865) - инженер-строитель, полковник; он возводил Большой Кремлевский дворец, стал его комендантом. В Кремле жила семья деда, там же родился отец Ильина, крестным которого был Император Александр II. Отец философа, Александр Иванович (1851 - 1921), был губернским секретарем, присяжным поверенным округа Московской судебной палаты. Племянники И.А. Ильина по отцовской линии - выдающиеся люди - "писатели, врачи, искусствоведы". Внук тети И.А. Ильина И.Л. Андроников стал писателем, литературоведом, мастером устного рассказа. Мать философа - немка Каролина Луиза Швейкерт (1858 - 1942), приняла православие и после венчания стала Екатериной Юльевной Ильиной. Отец матери, Юлиус Швейкерт, доктор медицины, врач императорского вдовьего дома. Родственные связи Ильина по материнской линии замкнуты на семью Келдышей, в частности академика АН СССР Л.В. Келдыша.

Иван Ильин закончил с золотой медалью 1-ю Московскую классическую гимназию в 1901 году. В 1901 - 1906 годы он - студент юридического факультета Московского императорского университета. В августе 1906 года он венчался с Наталией Николевной Вокач (1882 - 1962). Отец Наталии Вокач - Николай Антонович Вокач - кандидат права, племянник Петра Витте, ее мать - Мария Андреевна Муромцева - родная сестра С.А. Муромцева, председателя 1-ой Государственной Думы. Наталия Николаевна занималась философией, искусствоведением, историей.

В период 1906 - 1909 годов И.А. Ильин публикует научные работы о философии И.Г. Фихте, Шеллинга, Гегеля, Руссо. В 1906 году состоялась его встреча с Л.Н. Толстым в Ясной Поляне. В 1909 году он - магистр государственного права, приват-доцент кафедры энциклопедии права и истории философии права Московского университета. В 1910 - 1912 годы Ильин пребывает в научной командировке (Германия, Италия, Франция), работает в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Геттингена, Берлина и Парижа; встречается с Риккертом, Гуссерлем, Зиммелем и другими философами, работает над диссертацией, посвященной философии Гегеля, следит за событиями в России. Модернистам "серебряного века", религиозно-духовным обновленцам этого периода он противопоставляет "предметное видение"; Н. Бердяеву, Вяч. Иванову, М. Волошину, А. Белому, "штейнерианцам" он "давал отпор". Его духовными авторитетами, отмечает Ю.Т. Лисица, были А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев, А.К. Толстой, Феофан Затворник, а также его современники В.И. Герье, Е.Н. Трубецкой П.И. Новгородцев.

Если Февральскую революции Ильин воспринял как "временный беспорядок", то Отктябрь 1917 года - как катастрофу. Ильин публикует пламенные статьи против большевиков, устанавливает связь с одним из организаторов Белого движения генералом Алексеевым. Защита диссертации Ильина состоялась 19 мая 1918 года. Диссертационное исследование было столь основательно, что Ильину единогласно присудили сразу две степени - магистра и доктора государственных наук. Ильин становится профессором Московского университета.

Ильина арестовывали три раза в 1918 году, один раз в феврале 1920 года. Результатом последнего ареста в сентябре 1922 года явился приговор ГПу о высылке за границу.

Начался Берлинский период жизни. В Берлине образовался кусочек России - духовной, культурной, волевой. Ильин - один из создателей Русского научного института, декан юридического факультета, член-корреспондент Славянского института при Лондонском университете. Он ведет курсы энциклопедии права, истории этических учений, введение в философию и эстетику, учение о правосознании, устанавливает прочные отношения с деятелями Белого движения генералом А.А. фон Лампе, главнокомандующим Русской армии, генералом П.Н. Врангелем, создателем Русского Обще-Воинского Союза (РОВС), митрополитом Анастасием, архиепископом Иоанном (Поммером), П.Б. Струве, В.Х. Давадцем и др.; участвует как делегат в работе Русского Зарубежного Съезда (1926), становится идеологом РОВСа; в 1926 - 1933 годы профессор Ильин выступает с лекциями и докладами в городах Германии, Франции, Швейцарии, Чехословакии, Югославии, Австрии, Латвии на русском, немецком и французском языках. Он входит в редакцию газеты "Возрождение", активно публикуется в парижских газетах "Россия и славянство", "Русский инвалид", белградской "Новое время", рижской "Слово", нью-йоркской "Россия, джорданвилльской "Православная Русь", сотрудничает в журналах парижско-пражском "Русская мысль", рижском "Перезвоны", женевском "Новый путь", сан-францисском "День русского ребенка", является редактором-издателем журнала "русской волевой идеи" "Русский колокол" (1927 - 1930), сотрудничает с Национально-Трудовым Союзом Нового Поколения - молодежной организацией.

Научная деятельность Ильина в Берлинский период была такой же интенсивной, как и его политическая деятельность: в 1925 году выходит в свет его знаменитая книга "О сопротивлении злу силою", "Три речи о России (1934), "Что говорит мученичество Церкви в Советской России Церквам остального мира" (1936), "Творческая идея нашего будущего" (1937), "Основы борьбы за национальную Россию (1938), "Мученичество церкви в России" (1937), "Христианство и большевизм (1937), "Наступление на Восточную церковь (1937). Ильин впечатляюще раскрывает благотворное социальное значение христианских ценностей и дьяволиаду антихристианства большевиков. Эта направленность его публикаций косвенно разоблачала и антихристианскую политику нацистской Германии. В 1934 году Ильин был уволен из Русского научного института за отказ вести свою научную и преподавательскую деятельность в согласии с национал - социалистической программой, в 1938 году арестовывают его литературные труды, запрещают публичные лекции. Благодаря помощи друзей Ильину с женой удалось выехать в Швейцарию. Наступил третий, швейцарский период его жизни.

Власти в Швейцарии отказывали Ильиным в праве на проживание в стране. От высылки в Германию чету Ильиных спас композитор Сергей Васильевич Рахманинов, внеся крупный залог (4000 швейцарских марок). Имея только вид на жительство, Ильин лишился права на постоянную работу. Власти запретили ему участвовать и в политической деятельности.

Ильин оставался верен себе. Он продолжает интенсивную научную, лекционную, конспиративную политическую деятельность, помогает эмигрантам из России, осуществляет тематическое издание "О грядущей России", публикует серию статей: "О цельной вере", "Возрождение русской государственности", "Где мы и куда нам идти", "Очертания будущей России", "Расчленителям России" "Чем я служу", "Против соблазна", "Самостояние России", "О русской национальной идее", "О зле" и др.; выходит в свет на немецком языке выдающийся философско-художественный триптих "Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий" (1938), "Замирающее сердце. Книга тихих созерцаний", "Взгляд в даль Книга размышлений и упований" (1945). Анонимно или под псевдонимом Ильин опубликовал для единомышленников из РОВСа 215 бюллетеней, которые были посмертно опубликованы издательством РОВСа в виде двух томов под общим названием "Наши задачи". "Наши задачи" настолько актуальны для современной России, что, читая их, вспоминаешь слова писателя Василия Ивановича Белова - тот, кто не знает, что делать, пусть прочтет Ивана Ильина; все, что ни возьмешь у Ильина, все подсказывает нам, что делать, и не надо ничего изобретать. Завершает литературную деятельность Ильина его фундаментальный труд "Аксиомы религиозного опыта", который был издан при жизни автора в 1953 году благодаря самоотверженности и помощи промышленника Владимира Павловича Рябушинского, потерявшего зрение над редактированием текста Ильина.

Дважды Ильин терял все средства жизни и начинал все заново. Горек хлеб на чужбине. Силы ему давали вера православная, служение Родине - Матери, горение его "поющего сердца" и поддержка друзей-единомышленников. К Ильину тянулись и разделяли его чаяния духовно лучшие люди: писатели И.С. Шмелев и Г.В. Офросимов, творцы музыки С.В. Рахманинов и Н.К. Метнер, гений театра К.С. Станиславский, владыка Иоанн (Помер), художники М.В. Нестеров и Е.Е. Климов, военные П.Н. Врангель и А.А. фон Лампе. Духовно-культурный ранг Ильина состоялся и благодаря его дружескому окружению.

Ильин воспринимал Россию многолико: он видел Россию добольшевистскую и большевистскую, созерцал Россию из-за рубежа и прозревал оттуда Россию грядущую. Он видел в России то, что нам, ныне в ней живущим, пока еще не дано ощутить. И в многоликости России он прозревал то, что Господь задумал о ней. Поэтому он верен был до своей кончины замыслу Божию о России, зорко видел те круги, которые "варят антихриста" и завещал: "Эту линию духа, нить духа - надо по-ариадниному вести через весь лабиринт Минотавра".

Пятый период состоит в возвращении духовного наследия Ильина на Родину, в Россию. На Родину возвращен прах И.А. Ильина, о его творчестве на центральном телевидении вышли два фильма Алексея Денисова. Общероссийское общественное движение "Россия Православная" учредило медаль имени И.А. Ильина "За развитие русской мысли". Медалью № 1 посмертно награжден 18 сентября 1998 года ученик и последователь И.А. Ильина профессор Питтсбургского университета Николай Петрович Полторацкий (1921 - 1990), создатель Архива И.А. Ильина, много сделавший на ниве пропаганды наследия мыслителя. Продолжается издания Собраний сочинений Ильина. В Екатеринбурге Уральский институт бизнеса носит имя И.А. Ильина, усилиями этого института совместно с Екатеринбургской епархией проведены 6 международных чтений посвященных творчеству выдающегося мыслителя, учреждены научные премии И.А. Ильина, которыми удостоены свыше 10 исследователей.

Все эти и последующие шаги в возвращении наследия И.А. Ильина будут с каждым годом постепенно приоткрывать "замутненному" общественному сознанию России жизненную значительность, величие и красоту духовного - культурного ранга мыслителя и обнажать необходимость смены курса в политике страны - в областях культуры и воспитания, политики и хозяйства. "Относительно русской религиозной философии XX века, - писал Н.П. Полторацкий, - можно сказать, что много было званных, но мало избранных. В идейном наследии каждого из русских философов есть, конечно, немало - а в некоторых случаях и много - ценного, но только немногие из этих философов могут быть отнесены к категории учителей, духовно-идейных водителей - в точном смысле этих слов. Ильин принадлежал к категории людей, по-настоящему избранных. У него есть чему поучиться. И нынешним поколениям, и будущим. Ибо он был носителем не только верных идей, но и духовного меча и Животворящего Креста. Именно такие вдохновенные и вдохновляющие - предметно компетентные и ответственные - учители и нужны в наше смутное и трудное время. И конечно, именно такие нужны будут и в будущем".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...