Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторические предпосылки возникновения системного подхода




Человек изучал окружающую Природу с того момента, как осознал себя человеком. Однако, с «методологической» точки зрения в копилке его методик всегда превалировал «анализ объекта». Эта методика заключалась в том, что наблюдаемый объект «вырывался» из среды, в которой существовал, и затем человек пытался понять, из чего этот объект состоит и в чем состоит роль каждой его части. Так убивают животное, а затем пытаются путем «вскрытия» выяснить, что у него внутри и как все это «работает».

Идеи системности в методологическом контексте встречаются уже в древних обществах. Гениальны догадки античных философов о системности мира. Так, Анаксагор (ок. 500–428 до н.э.) широко использовал два постулата: “все во всем” и “из всего — все”, которые в зачаточном виде улавливают системные законы, которые будут открыты лишь в ХХ ст. Демокрит из Абдер (ок. 470 или 460 — ок. 360 до н. э.) выдвинул идею атомного строения, взаимосвязи.

Чаще всего в древней философии использовался термин “целое”. Древнеримский философ и оратор Марк Туллий Цицерон (106–43 до н. э.) неоднократно подчеркивал, что мировой организм есть неразрывное целое и все элементы мироздания гармонично связаны между собой. В трактате “О природе богов” писал: “…достойно восхищения больше всего то, что мир так устойчив и представляет собой неразрывное целое, настолько приспособленное к сохранению своего существования, что более приспособленного невозможно и вообразить себе”.

Однако системные идеи в древнем мире носили эпизодический характер. Понятие “система” употреблялось нечасто. Так, Эпикур (341–270 до н.э.) применял его для характеристики системы знаний. Чаще всего это понятие использовалось для обозначения космоса, мирового порядка, всеобщей организованности Вселенной. При этом вселенский порядок рассматривался как божественный порядок, т.е. заданный богами, или как естественный порядок, присущий изначально всему. Позже под системой стали понимать сложную философскую систему, которая объясняет все сущее. Такой вклад в системность внес великий философ древности Аристотель (384–322 до н. э.). Он создал первую философскую систему, в которой систематизировал знания античного мира. Важнейшей составляющей мировоззрения Аристотеля является учение о космосе, который воспринимался им как “порядок”, “гармония”, “закономерная Вселенная”.

В формировании основных категорий философии системного видения мира немаловажную роль сыграла средневековая философия, которая проделала огромную интеллектуальную работу в выработке категорий “целостность”, “часть” и “целое”.

Идеи системности получают особенно интенсивное развитие в эпоху Возрождения, когда начинает возрождаться на новой основе мировоззрение целостного восприятия человеком действительности.

Единство и целостность природы — основополагающий тезис философских доктрин этой удивительной эпохи. Нависающие над миром жизнелюбивые фигуры людей на фоне идеально проработанных пейзажей вселенского типа на портретах мастеров этой эпохи — это существенный признак усиления системного видения мира, подчиненного человеческим интересам.

В философских работах нового времени делается попытка придания понятию “система” четкости и привязки его к определенной области знания. Под системой тогда понимали чаще всего систему знания. Иммануил Кант (1724–1804) этим понятием пользуется довольно свободно.

Обогащению категории “система” в немалой степени способствовал Георг Гегель (1770–1831). Система как философская категория не была у него предметом рассмотрения. Но зато всякий предмет, к которому он обращается, раскрывается им как органическая целостность, которая развивается и проходит некоторые этапы жизни. По сути дела системность у Гегеля обрела методологический характер. Но это не методология действующего субъекта, а способ существования идеи. Вместе с тем Гегель довольно четко понимал систему как развивающуюся внутри себя целостность, связывал системность с самодвижением, применял эту категорию к объектам природы, общества и к знанию.

Несомненный вклад в понимание природы систем, особенно социальных, внесли великие утописты-социалисты: Клод Анри Сен-Симон (1760–1825)

развил идеи интеграции социальных систем, выступил основоположником европейской интеграции; Роберт Оуэн (1771–1858)—выдающийся организатор и рационализатор производства, предпринял попытку организации и проведения эксперимента по проверке общества, построенного на принципах социальной справедливости.

Все утописты, начиная с Платона, обосновывали идеи проектирования и конструирования социальных систем.

Заслуга Карла Маркса (1818–1883) в развитии идей системности заключалась в том, что, благодаря ему, системность начали рассматривать с позиций материализма. Система стала полноценным явлением окружающей природы, общества и человеческого мышления. Маркс был первым философом, который создал целостную систему знаний об обществе, где системность становится системным подходом, методом научного познания. Однако К. Маркс специально не исследовал системность. Будучи противником построения абстрактных систем, он чаще пользовался термином “организм”, широко использовал основные понятия системного

подхода. Идеи системности были распространены К. Марксом на общество и его подсистемы.

Идея развития систем получила основательное обоснование в работах Фридриха Энгельса (1820–1895) “Анти-Дюринг”, “Диалектика природы”, “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”. Энгельс сформулировал важнейшие положения системного мировоззрения. Наиболее важные:

• представление об объективном мире как бесконечно большой, вечной, неоднородной и саморазвивающейся системе;

• наличие всеобщей объективной взаимосвязи и взаимообусловленности в природе;

• обоснование идеи организации как на уровне природы, так и общества;

• рассмотрение взаимодействия между элементами на базе механизма притяжения и отталкивания;

• круговорот материи как форма всеобщего взаимодействия и направленного развития;

• положение о критических точках, в которых происходит перестройка объектов и переход их от одного качества к другому.

Не анализируя системные идеи в философии ХХ ст., которые требуют специального осмысления, рассмотрим сначала еще одно русло системных идей — естественнонаучное знание.

На первом плане, несомненно, стоит космология. Уже в глубокой древности сложились первые космологические взгляды. Они заключались в том, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной, а Солнце и другие планеты вращаются вокруг нее. Сформировавшаяся на основе опыта тысячелетий человечества и просуществовавшая почти 1400 лет система Клавдия Птолемея (ок. 90 — ок. 160), была заменена космологической системой Николая Коперника (1473–1543), изложенной им в работе “Об обращениях небесных сфер” и опубликованной после смерти.

На основании данных астрономических наблюдений Н. Коперник пришел к выводу, что геоцентрическая система Птолемея неверна и должна быть заменена гелиоцентрической.

В развитии нового системного видения Вселенной значительные роли сыграли немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571–1630), установивший законы движения планет вокруг Солнца; итальянский ученый Галилео Галилей (1564–1642), открывший спутники Юпитера и выступивший как мученик науки, защищавший перед инквизицией истину — вращение Земли. Одна из его самых знаменитых книг называлась весьма показательно: “Беседы о двух системах мира — птолемеевой и коперниковой”. Значителен вклад в системность обвиненного в ереси и сожженного на костре инквизиции Джордано Бруно (1548–1600). Космологически мир по Бруно — это система систем. Благодаря ему стала утверждаться концепция бесконечности Вселенной и бесчисленного множества миров.

Пьер Симон Лаплас (1749–1827) в своих трактатах “Наложение системы мира” и “Трактате о небесной механике” разработал основы небесной механики, обосновал возникновение Солнечной системы из первичной туманности, состоявшей из раскаленного газа и простиравшейся далеко за пределы самой дальней планеты. Солнечная система формировалась в процессе сплющивания туманности и возникновения в ней центробежной силы, под влиянием которой от туманности по ее краю отделялись кольца газовой материи. Из них потом формировались комки, давшие начало планетам и их спутникам. Таким образом, космологическая система перестала быть некоторой божественной и единственной данностью, она обрела свое прошлое, настоящее и будущее.

В последующие столетия и десятилетия были созданы интересные концепции, дополняющие и развивающие представления о космосе.

Наиболее революционна концепция расширяющейся Вселенной, созданной американским астрономом Эдвином Хабболом (1889–1953), который сформулировал ее, сопоставляя скорости движения галактик.

Не менее важную роль в становлении системных идей сыграло развитие теорий строения вещества, которые обосновали существование микромира систем.

У древних греков мир состоит из нескольких первооснов, стихий (огонь, воздух, земля, вода), затем появляются идеи строения всего сущего из атомов. В основе мира согласно Демокриту лежат два начала — атомы и пустота. “Атомос” в переводе с греческого означает “неделимое”. Атомы он считал мельчайшими, неделимыми частицами, которые носятся в пустоте и отличаются друг от друга лишь формой, размерами, порядком и положением. Сталкиваясь и сцепляясь один с другим, они образуют тела и вещи, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни. Демокрит, однако, не объяснял, почему атомы соединяются так, а не иначе. С позиций атомизма объяснял он и духовные явления. Душа, согласно Демокриту, построена из наиболее подвижных шарообразных атомов, из которых состоит и огонь. Он

обращал внимание также на такие свойства сущего, как гармония, симметрия и естественные причины явлений.

Революционным прорывом в области строения вещества явилось

открытие в 1869 г. периодической системы элементов Д. И. Менделеевым (1834–1907). В работе “Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве” ученый заложил принипиально новый подход к пониманию системности как всеобщего и основополагающего принципа материи. Дальнейшее развитие науки привело к построению модели атома как системы, а также так называемых элементарных частиц, которые сами оказались довольно сложными системами.

Понимание атома стало системным благодаря Эрнесту Резерфорду (1871–1937). Он предложил концепцию планетарного строения атома, когда вокруг позитивно заряженного ядра вращаются негативно заряженные электроны. Концепция получила уточнения в работах датского физика Нильса Бора (1885–1962), который обнаружил дуализм электрона, выступавшего в виде частицы и волны. А позже Вернером Карлом Гейзенбергом (1901–1976) была заложена целая наука — квантовая механика, объяснявшая движение электрона в атоме.

Продвигали вперед идеи системности и биологические науки. Более полутора тысяч лет господствовали взгляды Клавдия Галена (ок. 130 — ок. 200) о том, что артериальная и венозная кровь — это разные жидкости. Первая “разносит движение, тепло и жизнь”, а вторая призвана “питать органы”. Систему кровообращения именно как систему в 1616 г. описал Вильям Гарвей (1578–1657). Антонии Ван Левенгук (1632–1723) посредством наблюдений через усовершенствованный им микроскоп обнаружил мир микроорганизмов, что, несомненно, внесло важный вклад в понимание среды системы. Идея о микробиологических системах, микробиологической среде, что называется, “повисла в воздухе”.

Карл Линней (1707–1778) систематизировал весь растительный и животный мир Земли. Он не сделал выдающихся открытий ни в ботанике, ни в зоологии, но предложил систему научного наименования растений и животных. Показательно название одного из его трудов — “Система природы”. Системность К. Линнея — это системность не столько природы, сколько способа ее видения, т.е. его системность носит методологический характер.

Жан Батис Ламарк (1744–1829) аргументировал изменения растений и низших животных под воздействием окружающей среды, которые приобретают ту или иную форму и свойства.

Выдающийся английский ученый Чарлз Дарвин (1809–1882) на основе разнообразных фактов создал концепцию, которая объяснила происхождение видов благодаря естественному отбору, согласно которому выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные к существующим условиям особи. В своей книге “Происхождение видов” он осмысливает влияние среды на организмы, процесс естественного отбора, адаптации и эволюции.

Изложение всех ступеней на длинной лестнице восхождения к системному пониманию явлений природы требует специальных исследований. Не имея возможности изложить эволюцию системных идей, отметим, что многие достижения в науке и технике обусловлены системными представлениями, которые всякий раз, когда свершается новое открытие, подтверждают свои творческие потенции.

Системный подход очень плодотворен. Он становится мощным генератором научных идей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...