Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерный перечень вопросов к зачету по ОФК

Литература для подготовки к ОФК

1. Учебник Холодов, 3 часть

2. Курс лекций Храмов http://vk.com/doc113290827_437093783?hash=f800daf42785b4f439&dl=ef410c5723766f1aa2

3. Учебник Вайнер Э. Н. Валеология

Все гениальное просто!

Вайнер Э. Н. - Валеология: Учебник для вузов

Направленность нагрузки -это адрес, указание, на что она действует - на двигательное качество, на группу мышц и т.п. В физической культуре нагрузки подразделяются по направленности на основные двигательные качества - на выносливость, на силу, на быстроту, на гибкость, на ловкость

Так, выделяются нагрузки, направленные на максимальную силу, на скоростную (взрывную) силу, на силовую выносливость (динамическую или статическую), на быстроту и ее компоненты (на скорость реакции, на быстроту одиночного движения, на частоту движений), на скоростную выносливость, на ловкость (координацию), на гибкость, на максимальную скорость, на спринтерскую выносливость,

Величина нагрузки характеризуется параметрами ее интенсивности и объема.

Только при нагрузках, длящихся более 3 мин, ЧСС информативна как показатель интенсивности (и диапазоне 120 - 170 уд/мин).

Нагрузки, направленные на общую выносливость, должны продолжаться более трех минут, а их интенсивность соответствовать указанному диапазону. Для школьников основной группы оптимальная интенсивность нагрузок на общую выносливость по ЧСС-140-160 уд/мин.

Интенсивность статических силовых нагрузок указывается в зависимости от времени удержания определенной позы или массы (с указанием отношения последнего к максимальному); количества повторений в подходе, серии; продолжительности интервалов отдыха.

В оздоровительной физкультуре больших объемов нагрузки не применяют. Для развития двигательных качеств пользуются малые и средние объемы нагрузок. Это обусловлено несколькими обстоятельствами.

Во-первых, выполнение больших объемов нагрузок вызывает сильное утомление.

Во-вторых, большая степень раздражения может быть опасна для здоровья у недостаточно адаптированных к подобным воздействиям людей.

В-третьих, в физкультуре нет смысла максимально повышать уровень двигательного качества. Поэтому объем нагрузки для развития качества в физкультуре должен лишь незначительно превышать поддерживающий (средний) объем.

Показателями большого объема нагрузки на одном занятии являются: субъективно - чувство значительного утомления; объективно - выраженная потливость, покраснение лица, снижение работоспособности, снижение массы тела на 0,5-1,0 кг, значительное повышение реакции при пробе с дополнительной нагрузкой.

Оптимальным объемом физической нагрузки должна быть такая величина, которая обеспечивает достижение и поддержание нормативного уровня физической подготовленности. Нагрузка, в результате которой нормативный уровень превышается, не служит укреплению здоровья.

Для развитии физических качеств, необходимо, чтобы повторное выполнение нагрузки производилось на фоне следа от предшествующей. Оптимальный интервал для повторного выполнения соответствующей развивающей или поддерживающей нагрузки - 24-48 ч. При более длительном интервале след слабеет, но остается примерно до 96 ч (четверо суток). Следовательно, нагрузки, выполняемые редко (например, один раз в неделю), в физическом воспитании и оздоровительной физкультуре для развития физических качеств практически неэффективны!!!

Указанные закономерности относятся к каждой направленной нагрузке отдельно. Так, например, если три раза в неделю будет выполняться развивающая или поддерживающая нагрузка на силовую выносливость рук и один раз в неделю - на силовую выносливость мышц спины и общую выносливость, то силовая выносливость рук будет соответственно развиваться или поддерживаться на достигнутом уровне, тогда как на уровень силовой выносливости мышц спины и общей выносливости нагрузка практически влияния оказывать не будет или оно будет незначительным.

Повторение тренировки с большим объемом направленной нагрузки один раз в неделю в физической культуре практически не дает прироста качества, тогда как при двухразовом, и особенно при трехразовом повторении, резко возрастает. Он начинает проявляться через 2-3 недели и постепенно возрастает в течение 16-20 недель. В дальнейшем постоянный внешний объем нагрузки перестает быть адекватным раздражителем в силу адаптации организма к нему, и соответственно развивающий эффект (прирост качества) снижается или прекращается, т.е. развивающий прежде объем становится поддерживающим.

Начальные признаки повышения физической работоспособности отмечаются через 2-3 недели после начала занятий, но они нестойки и слабо выражены (кратковременная адаптация). Более значительные и стойкие сдвиги, связанные со структурными изменениями в системах организма, отмечаются после 6-8 недель (долговременная адаптация).

Двигательные качества отражают качественные и количественные характеристики движения. Обычно выделяют пять таких качеств: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость.

Сила отражает способность человека преодолевать внешнее сопротивление либо активно противодействовать ему посредством мышечного напряжения. В зависимости от особенностей проявления различают упражнения чисто силовые (например, подъем предельно возможного веса), скоростно-силовые (прыжок в длину) и требующие силовой выносливости (поддержание длительной статической позы).

До завершения полового созревания, чисто силовые упражнения следует применять с осторожностью, так как они задерживают рост трубчатых костей и ведут к замедлению роста тела в длину (здесь особенно не рекомендуются длительные силовые статические усилия), но предпочтение следует отдавать скоростно-силовым упражнениям (прыжки, метания, бег на короткие дистанции и др.).

Быстрота характеризует способность человека совершать движение в максимально короткий период времени или максимальной частотой. Сама быстрота движения определяется рядом компонентов: временем скрытой двигательной реакции, временем выполнения единичного движения, частотой смены одиночных движений (темпом движений) и др.

врожденный тип высшей нервной деятельности определяет так называемую подвижность нервных процессов, то есть быстроту смены процессов возбуждения процессами торможения и наоборот. Но именно это обстоятельство и определяет быстроту смены одиночных движений, а следовательно — и саму быстроту.

Выносливость отражает способность человека выполнять работу определенной интенсивности без снижения ее эффективности в течение длительного времени. В зависимости от условий проявления различают несколько видов выносливости: силовую (длительное выполнение физических напряжений), статическую (длительное поддержание определенного мышечного напряжения при отсутствии движения — например, поддержание позы человека осуществляется за счет напряжения мышц туловища и нижних конечностей) и другие.

Выносливость тренируется при обязательном наличии утомления как закономерной реакции организма на нагрузку.

Гибкость как физическое качество характеризует способность человека выполнять движения в суставах с максимально возможной амплитудой.

Гибкость во многом зависит от анатомо-физиологических особенностей суставов и окружающих их мягких тканей (мышц, сухожилий и связок).

Для эффективного развития подвижности в суставах и во избежание травматизма упражнения на гибкость должны выполняться после хорошего разогревания, обычно после разминки или в конце основной части тренировочных занятий на суше или между отдельными подходами в силовых тренировках. В последнем случае растяжение мышц и сухожилий после силовых упражнений снижает тоническое напряжение мышц и тем самым способствует повышению скорости восстановления после нагрузок.

Активная подвижность в суставах в основном определяется силой мышц синергистов и эластичностью мышц-антагонистов, сухожилий и связок.

Пассивная подвижность в суставах зависит от соответствия суставных поверхностей и эластичности связок и мышц, окружающих сустав. Тонус связок и мышц зависит от ЦНС.

Развитие подвижности в суставах и гибкости проводится с помощью пассивных, активно-пассивных и активных упражнений. В пассивных упражнениях максимальная амплитуда движения достигается за счет усилия, прилагаемого партнером. В активно-пассивных движениях увеличение амплитуды достигается за счет собственного веса тела (шпагат, подтягивание в висах на перекладине и кольцах и т.п.). К активным упражнениям, направленным на развитие подвижности в суставах, относятся махи, медленные движения с максимальной амплитудой, статические напряжения с сохранением позы.

Ловкость отражает способность человека выполнять целесообразные движения в соответствии с условиями времени, места и скорости изменения ситуации. То есть ловкость позволяет человеку хорошо чувствовать пространство и время и за счет высокой и точной координации сокращения и расслабления соответствующих мышечных групп быстро и целесообразно перестраивать свои движения.

Основное значение для нее имеют подвижность, сила и уравновешенность процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Именно они определяют своевременность и силу смены сокращения нужных в данный момент групп мышц и расслабление тех, напряжение которых мешает или противодействует первым.

Излишнее же напряжение или нерациональное расслабление работающих мышц ограничивает точность, координацию и своевременность движений, снижает результативность, искажает точность движений и приводит к быстрому утомлению.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ по ОФК

1. Раскройте экономические и социальные предпосылки занятий оздоровительной физической культурой. Раскройте роль оздоровительной тренировки в программах восстановления здоровья.
2. Перечислите виды физических упражнений, применяемых с оздоровительной целью. Дайте их краткую характеристику.
3. Расскажите о влиянии ФУ на основные системы организма человека, на развитие функциональных возможностей и физическое развитие занимающихся.
4. Расскажите об особенностях использования ФУ в комплексе с другими средствами физической реабилитации.
5. Раскройте механизм воздействия различных физических упражнений на функциональное состояние организма.
6. Опишите физиологические и биохимические изменения в организме под воздействием циклических и ациклических упражнений.
7. Опишите физиологические и биохимические изменения в организме под воздействием анаэробных и аэробных упражнений.
8. Расскажите об особенностях использования аэробных упражнений в оздоровительной тренировке лиц различного возраста и состояния здоровья.
9. Расскажите об особенностях использования анаэробной нагрузки в оздоровительной тренировке лиц различного возраста и состояния здоровья.
10. Перечислите и объясните основные принципы ОФК.
11. Расскажите об организационных формах и методах оздоровительной тренировки.
12. Расскажите о нагрузке в оздоровительной тренировке; её критериях (продолжительность, интенсивность и направленность) и оптимальной величине.
13. Расскажите о влиянии нагрузки различной интенсивности на организм занимающихся.
14. Расскажите о влиянии аэробных нагрузок циклического характера на состояние дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной и иммунной систем.
15. Расскажите об адаптации ОДА к физическим нагрузкам.
16. Опишите особенности планирования, регулирования и дозирования нагрузок при занятиях ОФК.
17. Расскажите об особенностях применения игрового и соревновательного методов в оздоровительной тренировке лиц различного возраста и состояния здоровья.
18. Расскажите об особенностях применения методов строгой регламентации в оздоровительной тренировке лиц различного возраста и состояния здоровья.
19. Перечислите и обоснуйте показания и противопоказания к занятиям ОТ.
20. Расскажите о возрастных ограничениях на применение некоторых видов ФУ и обоснуйте данные ограничения.
21. Расскажите о нозологических ограничениях на применение некоторых видов ФУ и обоснуйте данные ограничения.
22. Обоснуйте необходимость учёта сенситивных периодов в занятиях с оздоровительной направленностью у детей и подростков.
23. Расскажите о развитии кондиций занимающихся в ходе оздоровительной тренировки.
24. Раскройте основные положения методики по развитию общей работоспособности в ОФК.
25. Расскажите об особенностях воспитания выносливости в оздоровительной тренировке лиц различного возраста и состояния здоровья.
26. Раскройте особенности проведения занятий скоростной, скоростно-силовой и силовой направленности с оздоровительной целью.
27. Расскажите об особенностях использования упражнений силовой направленности в оздоровительной тренировке лиц различного возраста и состояния здоровья.
28. Расскажите об особенностях использования скоростных и скоростно-силовых упражнений в оздоровительной тренировке лиц различного возраста и состояния здоровья.
29. Расскажите об особенностях использования упражнений на гибкость в оздоровительной тренировке лиц различного возраста и состояния здоровья.
30. Расскажите об особенностях использования сложнокоординационных упражнений в оздоровительной тренировке лиц различного возраста и состояния здоровья.
31. Расскажите методику применения ФУ с целью развития координационных способностей у лиц различного возраста и состояния здоровья.
32. Раскройте значение и содержание контроля в ходе занятий ОТ.
33. Раскройте роль и содержание медицинского контроля в ходе занятий ОТ. Перетренированность: симптомы, стадии, причины и профилактика.
34. Расскажите методику оценки функционального состояния (тесты и пробы).
35. Расскажите методику оценки физического развития занимающихся ОТ.
36. Раскройте роль и содержание педагогического контроля в ходе занятий ОТ.
37. Расскажите методику оценки уровня физической подготовленности занимающихся.
38. Опишите методику самоконтроля при занятиях ОТ, в том числе ведение дневника самоконтроля.
39. Опишите индивидуальные программы занятий с оздоровительной направленностью. Их цели, задачи и содержание.
40. Раскройте особенности реабилитационных, коррекционных, развивающих и тренировочных программ занятий.
41. Расскажите методику составления индивидуальных программ занятий. Планирование физических нагрузок.
42. Опишите особенности подбора средств в индивидуальных оздоровительных программах.
43. Расскажите о роли и содержании контрольно-диагностического комплекса в индивидуальных оздоровительных программ.
44. Расскажите о способах дозирования и регулирования нагрузок на занятиях по индивидуальным оздоровительным программам.
45. Расскажите методику оценки эффективности индивидуальных оздоровительных программ и принципах их коррекции.
46. Опишите занятия по ОФК, его структуру, продолжительность и задачи его частей.
47. Расскажите об особенностях оздоровительных программ по ФВ детей дошкольного и школьного возраста.
48. Расскажите об особенностях программ по ФВ оздоровительной направленности учащейся молодежи.
49. Расскажите об особенностях использования физических упражнений оздоровительной направленности в период зрелости и в пожилом возрасте.
50. Расскажите об особенностях использования физических упражнений в оздоровительных программах по набору и снижению веса (антицеллюлитные программы).
51. Расскажите об использовании ФУ для предотвращения профзаболеваний.
52. Расскажите о роли рекреационных мероприятий для детей и взрослых в ОФК.
53. Перечислите и обоснуйте гигиенические требования к одежде, обуви и местам занятий оздоровительной тренировкой. Расскажите об особенностях питания и системы восстановительных мероприятий в ОТ.
54. Расскажите о технике безопасности и профилактике травматизма при занятиях ОФК. Перечислите наиболее частые травмы, их причины и меры профилактики. Опишите роль разминочных и подводящих упражнений в профилактике травматизма.

 

 

ВТОРОЙ ВОПРОС В БИЛЕТЕ ЗАДАЧА!!!!!

1. Подберите 2-3 упражнения, направленные на развитие координированности движений на занятиях ОТ с детьми 7-9 лет. Опишите содержание упражнений, задайте условия выполнения, параметры нагрузки и отдыха, метод.

2. Подберите 2-3 эффективных средства ОТ для воспитания силовой выносливости для младших школьников, применяя повторный и интервальный методы.

3. Приведите примеры 4-6 упражнений, направленных на воспитание простой двигательной реакции в начальной школе. Опишите содержание упражнений, задайте параметры нагрузки и отдыха, метод.

4. Приведите пример игровых упражнений, направленных н а комплексное развитие быстроты у дошкольников. Опишите содержание упражнений, задайте условия выполнения, параметры нагрузки и отдыха.

5. Приведите примеры 4-6 упражнений, направленных на комплексное воспитание элементарных форм быстроты у дошкольников, применяя вариативные методы. Опишите содержание упражнений, задайте параметры нагрузки и отдыха, укажите метод.

6. Приведите примеры упражнений циклического и ациклического характера из базовых видов спорта, направленных на воспитание аэробной выносливости у детей, отнесенных к спец.мед.группе А. Опишите содержание упражнений, задайте параметры нагрузки и отдыха, метод.

7. Приведите примеры 4-6 упражнений, направленных на воспитание сложной двигательной реакции (реакции выбора и РДО) у студентов специального отделения в ВУЗе. Опишите содержание упражнений, задайте параметры нагрузки и отдыха, метод.

8. Приведите пример круговой тренировки из 6-8 упражнений, направленной на развитие скоростно-силовых способностей в оздоровительной тренировке взрослого населения трудоспособного возраста. Опишите содержание упражнений, задайте параметры нагрузки, интервалы отдыха, метод.

9. Составьте фрагмент основной части занятия по ОФК, направленного на воспитание Р ДО и РВ у трудоспособного населения, с использованием игрового и соревновательного методов.

10. Подберите 2-3 упражнения, направленные на развитие и поддержание способности сохранению равновесия у людей пожилого возраста. Опишите содержание упражнений, задайте условия выполнения, метод, параметры нагрузки и отдыха, организационно-методические указания.

11. Подберите 2-3 эффективных средства для воспитания силовой выносливости в оздоровительной тренировке женщин пожилого возраста, применяя интервальные методы.

12. Приведите пример комплекса упражнений, направленного на развитие активной гибкости у лиц пожилого возраста. Опишите содержание упражнений, задайте условия выполнения, параметры нагрузки и отдыха.

13. Подберите 2-3 упражнения, направленные на развитие и поддержание способности к дифференцированию динамических и пространственно-временных параметров движений у людей пожилого возраста. Опишите содержание упражнений, задайте условия выполнения, метод, параметры нагрузки и отдыха, организационно-методические указания.

14. Подберите 2-3 эффективных средства для воспитания общей выносливости в оздоровительной тренировке лиц пожилого возраста, применяя стандартные методы.

 

15. Укажите метод выполнения нагрузки, механизм энергообеспечения, соответствующий предложенной нагрузке и ЧСС, которая будет наблюдаться сразу после окончания работы, развиваемое двигательное качество, оцените целесообразность применения в ОФК (исключается, иногда применяется, рекомендуется).

 

· Катание на лыжах с чередованием темпа (медленный и средний) 30 мин.
________________ _____________ _______ _____________ ______________
· Плавание в течение 2 мин с максимальной скоростью …
· Прыжки на скакалке в максимальном темпе с максимальной скоростью по 6 сек. 2 раза, отдых 2 мин.

· Гребля в течение 30 мин с переменной скоростью (темп средний и медленный)

Вопросы к итоговой контрольной работе по ОФК

 

Укажите факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья детей, трудоспособного населения и пожилых.
Перечислите основные задачи оздоровительной тренировки.
Опишите механизм воздействия циклических/ациклических упражнений на функциональное состояние систем организма занимающихся.
Опишите механизм воздействия аэробных/анаэробных упражнений на функциональное состояние систем организма занимающихся.
Перечислите основные принципы оздоровительной тренировки.
Перечислите организационные формы занятий оздоровительной тренировкой.
Перечислите основные, наиболее эффективные и доступные средства ОФК.
Перечислите основные методы оздоровительной тренировки. Перечислите методы, которые не используются.
Перечислите двигательные качества, развитию которых уделяют больше/меньше внимания в оздоровительной тренировке.
Перечислите противопоказания для занятий ОТ.
Укажите, какие задачи являются приоритетными, а какие второстепенными в образовательных программах по ФВ с оздоровительной направленностью.
Укажите преимущественную направленность занятий оздоровительной ФК с детьми и подростками. Упражнения какой направленности не используются в этом возрасте
Укажите преимущественную направленность занятий оздоровительной ФК с лицами пожилого возраста. Упражнения какой направленности не используются в этом возрасте.
Перечислите виды контроля в ОФК
Перечислите показатели, тесты и пробы, применяемые для контроля педагогического/медицинского/самоконтроля в ходе занятий ОФК.
Расскажите о мерах профилактики травматизма на занятиях ОТ.
Дайте определение термину «физическое развитие».
Укажите какая ЧСС соответствует минимальному поддерживающему воздействию у детей /взрослых, пожилых/ при занятиях ОФК.
Укажите какая ЧСС соответствует оптимальному тренирующему воздействию у детей /взрослых, пожилых/ при занятиях ОФК.
Укажите максимально допустимую ЧСС у детей /взрослых, пожилых/ при занятиях оздоровительной тренировкой.
Перечислите наиболее эффективные средства для развития общей выносливости/гибкости/силы/координации в оздоровительной тренировке.
Перечислите наиболее эффективные методы для развития общей выносливости/гибкости/силы/координации в оздоровительной тренировке.
Опишите особенности методики по воспитанию и поддержанию быстроты/ выносливости/гибкости/силы/координации у детей /взрослых, пожилых/ при занятиях ОФК.
Укажите какие задачи являются приоритетными, а какие второстепенными в образовательных программах по ФВ с оздоровительной направленностью.

 

Физическое качество Основные развивающие средства ОТ Основные методы ОТ Тесты для оценки уровня развития качества в ОТ
выносливость      
сила      
быстрота      
гибкость      
координация      
скор.-силовое      

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...