С ЗПР раннего и дошкольного возраста
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Данные о психическом развитии детей представлены по пособию И.И.Мамайчук, М.Н.Ильина "Помощь психолога ребенку", С-П, Речь, 2004.
ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ С ПОЛОВИНОЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ
Восприятие
1. Предлагается выполнить постройку из 9 крупных кубиков (со стороной около 8 см) башню, поезд с трубой, мост.
Нормативное развитие: Дети складывают кубики без предварительного показа. Далее, после показа, делают модель поезда с трубой, строят, также после показа, мост.
Дети с ЗПР: Ребенок затрудняется в выполнении задания по речевой инструкции. Способен выполнить задание по подражанию.
2. Ребенку предлагается знакомая для него доска с вырезанными геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат), каждая фигура состоит из двух частей
Нормативное развитие: Дети соотносят фигуры с их местом, но могут затрудняться в их сложении. После показа успешно справляются
Дети с ЗПР: Самостоятельно выполнить задание не удается: Ребенок пытается соотнести часть фигуры с местом, но без учета формы. После прямого показа эффективность выполнения задания возрастает, но сложение из двух частей по-прежнему недоступно.
Дифференцировка величины предмета
Нормативное развитие: Ребенок самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер
Дети с ЗПР: Ребенок самостоятельно разбирает и собирает пирамидку, но затрудняется в распределении колец по величине
Память
Нормативное развитие: Ребенок хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов ("Летом в лесу было много грибов и ягод"), а также повторяет три цифры подряд
Дети с ЗПР: Затруднено повторение фразы из 6-7 слов. Наблюдаются аграмматизмы. Часто отвлекается в процессе инструкции. Объем памяти снижен
Развитие пространственных представлений.
Нормативное развитие: Ребенок способен расположить игрушки на столе так же, как взрослый, сидящий напротив ребенка. Задание выполняется с некоторой помощью, может ошибиться в 1-2 направлениях. В целом задание демонстрирует развитие у ребенка способности ориентироваться в пространстве по образцу и по слову.
Дети с ЗПР: Затруднено воспроизведение пространственных отношений, особенно по словесной инструкции.
Оценка речи
Нормативное развитие: Словарный запас достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Однако родители должны уже не умиляться этому, а тактично поправлять ребенка. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Ребенок к трем годам называет все предметы изображенные на картинках (от 10 до 15 предметов)
Дети с ЗПР: Недоразвитие речи проявляется, как правило, в отсутствии фразовой речи, в ограничении словарного запаса, в аграмматизмах, в неправильном произношении, в трудностях речевого подражания. Отсутствует или ограничен словарный запас, отмечаются неправильное произношение, недоступность речевого подражания. Ребенок с ЗПР может дать картинку с изображенным предметом по инструкции по затрудняться в ее названии
Развитие двигательной сферы
Нормативное развитие: Совершенствуется моторное развитие. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы,
Дети с ЗПР: Моторные функции могут оставаться незрелыми, наблюдаются выраженные диспраксические отклонения.
Оценка крупной моторики
Нормативное развитие: К трем годам ребенок может выполнять следующие действия: простоять несколько секунд на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставить по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставить на ступеньку обе ноги; прыгать на двух ногах; ездить на трех колесном велосипеде, может пройти по узкой доске, затем остановиться, развернуться, побежать.
Дети с ЗПР: Затруднено выполнение двигательных проб. При выполнении заданий отмечается скованность, неловкость движений. Затруднено формирование двигательных умений (езда на велосипеде).
Оценка тонкой моторики
Нормативное развитие: Ребенок уже может после показа нарисовать круг, крест, человечка, правда пока без туловища. Следует иметь в виду, что успехи в рисовании очень сильно зависят от обучения: если ребенок никогда раньше не видел, как держат карандаш, он вряд ли выполнит эти задания.
Дети с ЗПР: Затруднено выполнение рисуночных тестов. Изображение вертикальных и горизонтальных линий может быть доступно ребенку, но это умение плохо реализуется при изображении квадрата. Линии не ровные, нередко заходят за пределы листа бумаги.
Особенности общения
Нормативное развитие: В процессе общения со взрослыми и детьми ребенок двух - трех лет должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста), проявлять внимание, сочувствие к другим детям (делиться игрушками, угощениями, уступать), отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему.
Дети с ЗПР: Особых трудностей в процессе общения со взрослыми и детьми не наблюдается. В связи с недоразвитием речи возможны трудности усвоения слов (спасибо, пожалуйста и пр.)
Навыки самообслуживания
Нормативное развитие: На третьем году жизни развивается тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться, рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.
Дети с ЗПР: Недоразвитие навыков самообслуживания проявляется в неопрятности, в трудностях самостоятельного одевания, в процессе еды ребенок с ЗПР затрудняется пользоваться ложкой, салфеткой.
Игра
Нормативное развитие: Ребенок может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет перевозить какие-то грузы и т. д. Игра теперь состоит из ряда связанных между собой событий, то есть она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления. К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая маму, папу, воспитательницу детского садика, и в точности повторяет характерные позы, жесты, мимику, речь. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.
Дети с ЗПР: Игровая деятельность отличается примитивностью, однообразием сюжета, наблюдается замедленный темп ее развития.
Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно произносит "я": "Я не хочу, я не буду!" Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Характерными признаками задержки психического развития детей к трехлетнему возрасту являются следующие: - недоразвитие речевых функций; - недоразвитие навыков самообслуживания; - недоразвитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания); - недоразвитие игровой деятельности; - несформированность возрастных форм поведения. ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ
Развитие моторики
Нормативное развитие: Ходят и бегают со свободными движениями рук, работа рук и ног координирована. При ходьбе не шаркают ногами. Умеют бросать мяч двумя руками. При прыжках в высоту опускаются на полусогнутые ноги. При подскоках отрывают ноги от пола. Умеют сдерживать движения по сигналу.
Дети с ЗПР: В процессе ходьбы отмечаются скованные движения, что проявляется в шаркающей походке. Координация движений рук и ног нарушена. При подскоках затруднено отрывание ног от пола, ребенок часто приседает, имитируя подскоки. Сдерживание движений по сигналу стоп затруднено.
Мелкая моторика
Нормативное развитие: Любят играть со строительным материалом. Могут самостоятельно завести механическую игрушку. Умеют правильно держать карандаш и самостоятельно проводить вертикальные и горизонтальные линии
Дети с ЗПР: Ребенок может предпочитать строительные игры, но в процессе конструирования движения рук некоординированы. Удерживает карандаш и может проводить линии, но отмечается слабый нажим, нарушение плавности и ритма движений
Сенсорно-перцептивная деятельность
Нормативное развитие: Ребенок правильно дифференцирует цвета и оттенки, знает название шести основных цветов. Различает и называет геометрические фигуры. Различает пространственные отношения: около, рядом, за между, перед. Умеет соотносить предметы по длине, высоте и ширине. Узнает бытовые предметы на ощупь
Дети с ЗПР: Ребенок с ЗПР дифференцирует цвета и оттенки по подобию, иногда затрудняется в их названии. Дифференцирует простые геометрические фигуры по подобию, путает их названия, не использует их в процессе рисования и конструирования. Затруднено соотнесение предметов по величине, при наводящей инструкции психолога с заданием справляется. При ощупывании предметов отмечается замедленный темп выполнения заданий, допускает ошибки при словесном обозначении осязаемых предметов.
Интеллектуальная деятельность
Нормативное развитие: Знает количественные понятия: много, один, мало. Самостоятельно считает до пяти. Знает времена года, ориентируется во времени (день, ночь, утро, вечер). Часто задает вопросы: "что? зачем? когда? почему?". Активно рассматривает сюжетные картинки, при наводящих вопросах называет сюжет. Внимательно слушает сказки, смотрит телевизионные передачи. Речь фразовая, улучшается произношение, уменьшается физиологическое косноязычие
Дети с ЗПР: Если с ребенком занимались, то он правильно дифференцирует количество (много, мало, один), а также может правильно называть времена года. Редко или даже никогда не задает вопросов. Недлительно сосредоточивается на задании. Например, рассматривая картинки, слушая сказки, часто отвлекается. Затруднено называние сюжета картинки, опирается на отдельные детали. Речевое развитие отстает от возрастной нормы. Речь односложная, наблюдаются нарушения произношения звуков, что может быть обусловлено не функциональным косноязычием, а дизартрией или другими речевыми нарушениями
Игровая деятельность
Нормативное развитие: Появляется сюжетно-ролевая игра в небольшой группе детей (2-3 человека) с продолжительностью 10-30 минут. Устойчивый интерес к играм (любимые игры). Может больше 10 минут заниматься конструированием, строит разнообразные постройки, обыгрывает их
Дети с ЗПР: В процессе игровой деятельности наблюдается бедность и однообразие сюжета игры, предпочитает подвижные игры сюжетно-ролевым. Продолжительность игр небольшая, ребенок часто отвлекается на другие игры и задания. Конструктивная деятельность резко задержана. Постройки (например, башни, дорожки) отличаются однообразием. В процессе конструирования не выделяет форму. Часто отсутствует предварительный замысел постройки
Навыки
Нормативное развитие: Самостоятельно одевается, умеет застегивать пуговицы, молнии, с помощью взрослого завязывает шнурки. Самостоятельно ест, правильно держит вилку, ложку. Самостоятельно умывается
Дети с ЗПР: Навыки самостоятельности могут быть сформированы. Однако выполнение отдельных действий (застегивание пуговиц, завязывание шнурков и пр.) остается недоступным в течение длительного времени. Интеллектуальное развитие
Нормативное развитие: Среди мыслительных операций важнейшими являются: 1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко); 2) группировка предметов одного цвета, формы, размера; 3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас); 4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет); 5) координация движений рук и зрения; 6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).
В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания: 1) о явлениях природы - светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко и другое; 2) о животном мире - не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них; 3) о растительном мире - различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое; 4) о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.
Дети с ЗПР: Ребенок с ЗПР дифференцирует цвета и простые геометрические фигуры по подобию. Элементарные представления не сформированы. Редко или даже никогда не задает вопросов. Недлительно сосредоточивается на задании. Речевое развитие отстает от возрастной нормы. Речь односложная, наблюдаются нарушения произношения звуков, что может быть обусловлено не функциональным косноязычием, а дизартрией или другими речевыми нарушениями.
В данном возрастном периоде задержка психического развития ребенка может проявляться в недоразвитии психомоторных и речевых функций. Это негативно отражается на развитии игровой, сенсорно-перцептивной, интеллектуальной деятельности дошкольника с ЗПР. Следует обратить внимание на то, что уже в этом возрасте можно увидеть признаки той или иной формы ЗПР. Например, у детей с ЗПР церебрально-органического генеза мы наблюдаем следующие особенности: - недоразвитие психомоторных функций, наглядно проявляющееся в недоразвитии мелкой моторики; - недоразвитие речевых функций (снижение словарного запаса, нарушения фонематической стороны речи); - недоразвитие свойств внимания (слабая врабатываемость, отвлекаемость, переключения и объем внимания снижены). У детей с ЗПР психогенного и соматогенного генеза наблюдается недоразвитие мотивационной основы познавательной деятельности: - снижение познавательной активности; - негативные эмоциональные реакции при выполнении заданий, в процессе общения со сверстниками; - выраженная избирательная активность (предпочтение любимым играм, в которые ребенок может играть достаточно долго). - повышенная утомляемость, особенно у детей с ЗПР соматогенного характера.
ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ПЯТИ ЛЕТ Развитие моторики
Нормативное развитие: Движения рук и ног хорошо координированы. Ребенок самостоятельно бегает по кругу, при ходьбе держит голову прямо. Может ходить по доске или скамейке (высота 30 см, ширина 20 см). Прыгает с высоты без боязни. Движения пальцев рук четко координированы, ребенок свободно рисует линии в горизонтальном и вертикальном направлениях
Дети с ЗПР: При ходьбе опускает голову, движения рук и ног недостаточно координированы. При ходьбе по скамейке наблюдается напряжение, ребенок с ЗПР пытается ходить боком, приставляя ноги. Во время прыжков заметно напряжение, страх. Движения пальцев рук слабо координированы, особенно при рисовании, конструировании, собирании мелких предметов.
Сенсорно-перцептивная деятельность
Нормативное развитие: Знает названия цветов и оттенков, использует их в процессе рисования и конструировании. Соотносит с местом геометрические сложные фигуры (из набора Монтессори), знает названия основных фигур. Соотносит предметы по величине в убывающем и возрастающем порядке (сериационный ряд). При осязательном восприятии тщательно обследует фигуры, выделяет наиболее характерные ее части. Ориентируется в сторонах собственного тела. Правильно показывает и называет сторону тела собеседника
Дети с ЗПР: Знает названия цветов, правильно их дифференцирует, но недостаточно использует их в процессе рисования и конструировании (часто использует 1-2 цвета). При соотнесении сложных форм с местом наблюдается значительное число пробующих движений, что указывает на недоразвитие ориентировочной основы деятельности. Может правильно ориентироваться в сторонах собственного тела, но затруднена ориентировка в сторонах тела собеседника. Выраженное отставание в развитии изобразительной и конструктивной деятельности
Интеллектуальная деятельность
Нормативное развитие: Считает до пяти и умеет сравнивать количества. Формирует обобщающие понятия: "мебель, транспорт, овощи, фрукты" и пр. Устанавливает причинно-следственные связи в рассказе, пересказывает сюжет, выделяет существенное звено. Речь фразовая, грамматически оформленная
Дети с ЗПР: Порядковый счет сформирован, возникают затруднения при сравнении количеств, особенно если они расположены в разной конфигурации или разной величины. Пересказ, воспроизведение сюжета доступны только с помощью наводящих вопросов. Речь фразовая, но могут наблюдаться аграмматизмы и нарушения фонематической стороны речи
Поведение
Нормативное развитие: У ребенка уже сформировано умение подчинять свои желания требованиям взрослых, порядкам детского коллектива. Наблюдаются зачатки ответственности за порученное дело, стремление быть полезным. Он овладевает правилами взаимоотношений
Дети с ЗПР: Может подчинять свои желания требованиям взрослых, но возможны аффективные реакции (негативизм, упрямство, протест и пр., особенно при переутомлении). Недостаточно владеет правилами взаимоотношений с окружающими, может проявлять эгоцентризм, эмоциональное замыкание, агрессивность
Навыки
Нормативное развитие: Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода, поддерживать установленный порядок(убирать за собой игрушки, посуду со стола). Самостоятельно одевается, застегивает мелкие пуговицы, завязывает шнурки.
Дети с ЗПР: В целом правильно пользуется предметами домашнего обихода, но не проявляет инициативы для соблюдения порядка. Может самостоятельно одеваться, но затрудняется в застегивании пуговиц и пр.
В возрасте пяти лет еще более отчетливо проявляется форма задержки психического развития. У детей с психическим инфантилизмом, психогенной и соматогенной формами ЗПР наблюдаются выраженные нарушения поведения, которые проявляются в повышенной аффектации, в снижении навыков самоконтроля, в наличии патохарактерологических реакций. Однако такие поведенческие особенности могут наблюдаться и у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. В отличие от остальных форм ЗПР у детей этой формы на первый план выступает недоразвитие познавательных процессов и речи. Особое внимание следует обратить на особенности развития восприятия дошкольников с ЗПР, характеризующееся у них ограниченным объемом (при нормальном зрении и слухе). В воспринимаемом объекте дети выделяют гораздо меньше признаков, чем их сверстники. Многие стороны объекта, данного в непривычном ракурсе (например, в перевернутом виде), дети могут не узнать, они с трудом выделяют объект из фона, многие стороны объекта воспринимаются ими искаженно. Особенно наглядно недоразвитие восприятия проявляется у детей с ЗПР при восприятии объектов через осязание. Наблюдается повышение времени узнавания осязаемой фигуры, трудности обобщения осязательных сигналов, словесного и графического отображения предметов.
ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ШЕСТИ ЛЕТ
Развитие моторики
Нормативное развитие: Движения детей становятся более энергичными и точными, приобретают легкость и изящество. Дети увлеченно прыгают с разбега в высоту и длину. При метании предметов размахиваются. Ребенок легко ловит одной рукой мяч, умеет ходить боком по скамейке, подпрыгивать на месте, чередуя ноги. Свободно рисует карандашами и красками. Вырезает ножницами различные формы
Дети с ЗПР: В некоторых случаях сохраняется замедленность, неловкость движений. Наблюдаются трудности при прыжках в высоту и длину. Ребенок с ЗПР затрудняется ловить мяч одной рукой. При отталкивании мяча не вытягивает руки вперед. При ходьбе боком по скамейке движения замедлены, подпрыгивание на месте затруднено. Испытывает существенные трудности при вырезании предметов, даже прямолинейных форм.
Сенсорно-перцептивная деятельность
Нормативное развитие: Планомерно обследует предмет в процессе осязательного и зрительного восприятия. Знает название неэталонных геометрических форм (овал, ромб, прямоугольник) и цветовых оттенков (голубой, розовый, серый, фиолетовый. Составляет сериационный ряд из предметов разной величины, ориентируясь только на размер предмета
Дети с ЗПР: В процессе зрительного и осязательного восприятия наблюдаются трудности планомерного обследования предметов: преобладают игровые, хаотичные действия с предметами, что снижает эффективность их восприятия. Путает названия неэталонных геометрических форм и цветовых оттенков. Испытывает существенные трудности при составлении сериационного ряда из предметов разной величины. Наблюдается цецеленаправленный способ работы, недоразвитие самоконтроля
Интеллектуальная деятельность
Нормативное развитие: Умеет считать в пределах 10, отсчитывает по два, три предмета. Овладевает элементарным сложением и вычитанием на наглядном уровне. Формируется понятие деления предметов на разные части. Называет последовательно дни недели, времена года. Сформированы видовые и родовые представления ("Назови, какую знаешь мебель, как назвать одним словом стол, шкаф и пр.?"). Обобщает предметы методом исключения (из четырех, пяти объектов). Составляет последовательные умозаключения по картинкам (2-4 картинки). Пересказывает текст рассказа, сказки. Умеет рассуждать по поводу наблюдаемых явлений. Словарный запас высокий, речь фразовая, без косноязычия
Дети с ЗПР: Может считать испытывает некоторые трудности при отсчитывании предметов. На наглядном уровне ребенок может овладеть операциями сложения и вычитания, деления предметов. Знает времена года, дни недели до 10, но родовые и видовые представления сформированы. Правильно обобщает методом исключения из четырех предметов, но мотивировка ответов нечеткая. Составляет последовательные умозаключения в рассказах, но с предварительной инструкцией психолога. Затруднен пересказ сюжета, сказки в связи с ограниченным словарным запасом, в отдельных случаях - в связи с недоразвитием лексикограмматического строя языка.
Игровая деятельность
Нормативное развитие: Проявляются устойчивые интересы в игре. Есть любимые роли, любимые игры. Сюжет игр приобретает наибольшую полноту, яркость, выразительность, в них наиболее полно отражается жизнь взрослых. Предпочитает групповые игры
Дети с ЗПР: Интерес к игре имеется, но сюжет игры может быть однообразным. Ребенок с ЗПР предпочитает индивидуальные игры над групповыми. В процессе групповых игр занимает зависимую позицию. Наблюдается непродолжительность игры, отсутствует предварительный замысел. Не проявляет активности и самостоятельности в групповых играх
Поведение
Нормативное развитие: Согласует свои действия с другими детьми. Выполняет правила поведения не только по привычке, но и сознательно. При выполнении правил поведения следит за другими детьми
Дети с ЗПР: Может проявлять безудержность эмоций. При возникновении конфликтов со сверстниками возможны аффективные разрядки в виде вспышек гнева, громкого плача. Затруднено выполнение правил поведения. У некоторых детей наблюдается устойчивое негативное отношение к процессу общения со сверстниками. При проявлении негативных реакций они более сдержаны, но не склонны проявлять интерес к совместным играм, ведут себя пассивно, безразлично. Часто отказываются посещать детский сад
Навыки
Нормативное развитие: Умеет делать практически все самостоятельно (одеваться, умываться, правильно пользоваться столовыми приборами). Поддерживает чистоту и порядок в своей комнате или в группе
Дети с ЗПР: Навыки самостоятельности активно формируются, но отмечается замедленный темп выполнения действий по самообслуживанию. Медленно одевается, умывается, ест. В некоторых случаях, наоборот, старается все сделать быстро, но результат таких действий неудовлетворительный. Не проявляет инициативы к самообслуживанию
В данном возрастном периоде уже достаточно четко проявляется форма задержки психического развития. У детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдаются существенные трудности в развитии зрительно-пространственных функций, что наглядно проявляется в их рисунках и конструкциях. Кроме того, у них отмечаются неустойчивость внимания, своеобразные поведенческие реакции с выраженными аффективными проявлениями. Снижение эффективности восприятия предметов приводит к недостаточной дифференцированности представлений. Эта особенность представлений ограничивает возможности наглядного мышления ребенка. Детям с ЗПР в этом возрастном периоде уже доступны обобщения. Они выделяют существенные признаки в процессе обобщения, однако из-за недоразвития речи и ограниченности представлений об окружающем у них наблюдается нечеткая мотивировка ответов. У детей с другими формами ЗПР выраженного недоразвития сенсорно-перцептивных функций не обнаруживается. Однако в отличие от сверстников у них наблюдаются выраженные эмоционально-волевые нарушения, сниженная познавательная активность и недоразвитие игровой деятельности. Родители и педагоги часто обращают внимание на поведенческие особенности ребенка, в то время как уровень развития познавательных процессов этих детей часто остается вне поля их зрения.
ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ СЕМИ ЛЕТ
Развитие моторики
Нормативное развитие: Умеют ходить на лыжах, кататься на коньках, самокате, двухколесном велосипеде. Учатся плавать, играть в бадминтон, теннис. Умеют работать с ножницами, бумагой, картоном, тканью. Умеют вдеть нитку в иголку, пришить пуговицу, пользоваться пилой и молотком.
Дети с ЗПР: Выполнение мелких движений затруднено. При обучении езды на велосипеде испытывают трудности, отмечаются некоординированные движения ног, нарушение равновесия.
Сенсорно-перцептивная деятельность
Нормативное развитие: Правильно различает сложные геометрические формы, указывает на их различие и сходство. Успешно использует цвета и формы в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.
Дети с ЗПР: В процессе дифференцировки сложных геометрических форм наблюдаются хаотичные способы работы, без предварительной ориентировки в задании. В целом характерно выраженное недоразвитие конструктивной и изобразительной деятельности
Интеллектуальная деятельность
Нормативное развитие: Решает простые задачи со сложением и вычитанием. Правильно дифференцирует количество независимо от формы, величины и пространственного расположения объектов. Сформировано обобщение, правильно мотивирует ответы. Классифицирует предметные картинки по их назначению, называет видовые и родовые признаки. Устанавливает причинно-следственные отношения в рассказах, выделяет существенное звено. Самостоятельно может придумывать сказки, рассказы. Знает буквы, читает слоги, может самостоятельно прочитать простой текст
Дети с ЗПР: Затруднено решение задач без опоры на наглядность. Порядковый счет сформирован, но при дифференцировке количества с трудом переключается на один признак, иногда соскальзывает на форму или цвет объектов. При обобщении методом исключения ориентируется на существенный признак предмета, но мотивировка ответа недостаточно четкая. Составляет последовательные умозаключения в рассказах средней трудности, выделяет причинноследственные отношения, но затрудняется в составлении развернутого рассказа. Затруднено сочленение знакомых букв в слоги, иногда путает похожие по звучанию или очертанию буквы. Процесс чтения формируется медленней
Игровая деятельность
Нормативное развитие: Создает план игры. В процессе игры способен обобщать, анализировать свою деятельность. Может играть по несколько дней, обогащая замысел игры. Предпочитает групповые игры индивидуальным
Дети с ЗПР: Сформирована сюжетноролевая игра. Предпочитает любимые игры. Склонен к индивидуальным или парным играм. Сюжет игры недостаточно развернут, наблюдаются повторения сюжета, подражательность
Поведение
Нормативное развитие: Способен оценивать свои и чужие поступки, однако в оценках ориентируется на взрослого Укрепляются навыки общественного поведения: первым здоровается, благодарит за оказанную помощь, бережно относится к вещам
Дети с ЗПР: В оценках окружающих ориентируется на взрослых или авторитетных детей. Обнаруживает склонность к подражательному поведению, аффективным реакциям. В некоторых случаях отмечается избирательное поведение. Поведение примерно-послушное в детском саду и неустойчивое или эгоцентрическое в домашних условиях
Навыки
Нормативное развитие: Может выполнять длительные индивидуальные поручения (убирает групповые комнаты, ухаживает за растениями). Свободно владеет ножницами. Умеет пришивать пуговицы, мальчики умеют пользоваться столярными инструментами
Дети с ЗПР: Навыки самообслуживания сформированы (самостоятельно одевается, умывается, ест). Однако при выполнении поручений не проявляет инициативы, самостоятельности. Склонен к недлительному сосредоточению на задании. Затруднено овладение ножницами, шитьем в связи с недоразвитием мелкой моторики
ТАКИМ ОБРАЗОМ, У ДЕТЕЙ С ЗПР В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НАБЛЮДАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ОТКЛОНЕНИЯ: 1. Недоразвитие игровой деятельности. Дошкольники с ЗПР не принимают предложенную им игровую роль, затрудняются в соблюдении правил игры, что имеет очень важное значение в подготовке к учебной деятельности. Дети чаще предпочитают подвижные игры, свойственные более младшему возрасту. В процессе сюжетно-ролевой игры возможны соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом, трудности выполнения определенных ролей. Задержка в развитии игровой деятельности наблюдается при всех формах ЗПР. 2. Недостаточная познавательная активность, нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка. Эти явления могут серьезно тормозить эффективность развития и обучения ребенка. Быстро наступающее утомление приводит к снижению работоспособности, которое негативно отражается на усвоении учебного материала. 3. Недоразвитие обобщенности, предметности и целостности восприятия негативно отражается на формировании зрительно-пространственных функций. Это наглядно проявляется в таких продуктивных видах деятельности, как рисование и конструирование. 4. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы отрицательно влияет на поведение дошкольников с ЗПР. Они не держат дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, трудно подчиняются правилам поведения в группе, редко завязывают длительные и глубокие отношения со своими сверстниками. Для дошкольников с ЗПР, особенно к концу дошкольного возраста, характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев в структуре психической деятельности. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера, а также такие характеристики деятельности, как познавательная активность, целенаправленность, контроль, работоспособность при относительно высоких показателях развития мышления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|