Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определите, какая форма правления присуща по приведенным описаниям




Практическая работа №7 Характеристика сущности власти и государства.

Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия власть,государство, политические режимы, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

Студент должен знать: Понятие власть,государство, политические режимыпризнаки и функции государства, классификацию политических режимов

Уметь: Определять виды власти и ее ресурсы, формы правления, типы национально-государственного устройства, типы политических режимов

Вариант № 1

Часть В 1. Запишите номера характеристик, относящихся к тоталитарному политическому режиму

1. способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел;

2. политический режим, стремящийся к установлению абсолютного контроля за различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом;

3. принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;

4. разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;

5. наличие официальной господствующей идеологи;

6. осуществление монополии на информацию и полный контроль над средствами массовой информации;

Подберите и запишите понятия к представленным определениям

А. Возможность оказывать решающее воздействие на поведение людей

Б. Политический режим, при котором установлены народовластие, свободы и равноправие граждан

В. Единое государство, которое делится на административно – территориальные части, не обладающие суверенитетам

Определите, какая форма правления присуща по приведенным описаниям

А. Граждане участвуют в управлении страной путем избрания своих представителей главами муниципалитетов, депутатами местных советов или Парламента. В связи с этим, выборы этих представителей являются наиболее важными во внутриполитической жизни Японии. Согласно действующей Конституции, Император является «символом японского государства и единства японской нации». Он выполняет функции формального главы государства

Б. Глава государства Италии —президент. Президент избирается Парламентом на совместном заседании всех его членов. В выборах участвуют также по три делегата от каждой области Исполнительную власть и Правительство возглавляет Председатель Совета министров Италии. Законодательная власть — Двухпалатный парламент Италии, избираемый на 5 лет.

В. В Азербайджане законодательная власть представлена однопалатной Национальной ассамблеей из 125 человек. Правительство в виде Совета министров назначается президентом и утверждается Национальной ассамблеей.

Часть С Если в Западной Европе в свое время задачей нарождающейся демократии было освобождение нового общества от пут устаревших юридических и политических институтов "старого режима", то в России с самого начала процесса демократизации речь шла о большем - о создании с помощью демократии общих условий (экономических, социальных, политических, культурных), которые позволили бы народам нашей страны развиваться по типу передовых государств мира. На этом пути российская демократия столкнулась с проблемами, которые при "правильном" ходе дел должны были бы предшествовать политическим переменам. В российском обществе 1990-х годов практически не было ни экономических (развитый конкурентный рынок), ни социальных (влиятельная группа, способная выступить в роли "среднего класса"), ни историко-психологических (соответствующий тип личности) предпосылок перехода к демократии в западном ее понимании. И если в классическом образце буржуазного развития различие капитала как "экономического производственного отношения" и капитала как "всеобщего общественного производственного отношения" (К.Маркс) едва угадывалось, то в российском варианте буржуазного развития это различие оказалось весьма глубоким. Историческая потребность в демократическом переустройстве общества в России возникала существенно иначе, чем в большинстве стран Западной Европы. Появление демократических идей, а затем переход к демократии связан здесь с разрешением системного противоречия догоняющего развития - между образованным слоем, необходимым для ликвидации военно-технического отставания России от Запада, и самодержавной системой правления (в т.ч. и коммунистического периода). Будучи приобщенным к европейскому образованию, этот новый слой стал развиваться по своей логике, чуждой духу самодержавия. Именно это противоречие между развивающейся в верхних слоях общества культурой западного типа и коммунистическим способом реализации власти (плюс системный кризис, охвативший в конце 80-х годов XX в. экономику и советское общество) стало предпосылкой горбачевской перестройки и последующих радикальных перемен. Характерно, что переворот августа 1991 г., ознаменовавший конец коммунистического режима и начало демократического строительства в России, прошел в отсутствии массового движения за демократию. В стране не оказалось политической силы, которая была бы в состоянии интегрировать устремления разнородных социальных групп, выступавших под знаменем антикоммунизма, ввести их порыв в рамки нормальной политической практики. Историческое прошлое народов Западной Европы сформировало современный тип гражданина, человека из народа, который сам к себе относится с уважением, и которого вследствие этого вынуждены были уважать власти предержащие. В России же самодержавие, а затем и тоталитарный режим осуществили многовековую работу по искоренению всяких следов внутренней демократии в народе, сформировали менталитет простолюдина, чьими характерными чертами стали внутреннее ожесточение, слепая ненависть к богатым и культурно развитым людям, к закону и представителям власти. Привычка к произволу, неверие в силу права буквально проросли в душу россиянина. Вспомним горькое признание Чернышевского: "Основное наше понятие, упорнейшее наше предание - то, что мы во все вносим идею произвола. Юридическое формы и личные усилия для нас кажутся бессильны и даже смешны, …мы хотим все сделать силою прихоти, бесконтрольного решения…". Поэтому демократизация (как сверху, так и снизу) всякий раз ведет к правовому беспределу в стране, причем главным нарушителем закона оказывается чиновничество (что царистское, что коммунистическое, что либеральное, что патриотическое). Практика подкупа судей, чинов из правоохранительных органов, избирательное правосудие, рейдерство, постоянное изменение подзаконных актов и т.п. привели к тому, что средний россиянин сегодня не чувствует себя защищенным законом и стремится действовать в обход него.

Вопросы: 1. Опираясь на текст, укажите проблемы, с которыми столкнулось российское общество на пути демократизации? 2. Какие особенности демократического переустройства общества в России отмечает автор? Приведите два примера. 3. Какие характерные черты российской ментальности, сформировавшиеся под влиянием самодержавия, а затем тоталитарного режима, препятствуют процессам демократизации?

Сделайте вывод: Чем данная тема актуальна для современной России?

Список литературы: Важенин А.Г. Обществознание, 432c., §7.1-7.4, М., Академия, 2011

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...