Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Амортизация. Физический и моральный износы фондов предприятия




 

Основные фонды – это часть производственных фондов предприятия, которые участвуют в процессе производства длительный период времени, переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции по частям и при этом не изменяют свою натуральную, вещественную форму.

Основные фонды являются ресурсами предприятия. Различают два вида оценки основные фондов:

• натуральная (основные фонды оцениваются в натуральном измерителе);

натуральная оценка основных фондов используется для учета основных фондов, для определения производственной мощности предприятия, для оценки эффективности использования отдельных единиц основных фондов, для характеристики основных фондов как объекта купли - продажи, в том числе при приватизации.

• стоимостная:

- амортизационная стоимость – стоимость основных фондов, которая должна быть перенесена на стоимость готовой продукции (в каждый данный момент времени может быть либо первоначальной – стоимость основных фондов в момент приобретения, либо восстановленной – стоимость воспроизводства ранее приобретенных основных фондов в настоящий момент времени);

- недоамортизационная стоимость (остаточная) – это не перенесенная часть стоимости основных фондов на стоимость готовой продукции в каждый данный момент времени;

- ликвидационная стоимость – это стоимость основных фондов в момент их ликвидации.

Стоимостная оценка основных фондов используется для:

• определения общей стоимости основных фондов;

• начисления амортизации;

• расчета показателей эффективности производства;

• оценки стоимости основных фондов как объекта купли – продажи.

Известны два вида износа основных фондов:

- физический (потеря основными фондами своих потребительских свойств);

- моральный (устаревание основных фондов под влиянием научно – технологического прогресса).

Для оценки степени физического износа основных фондов используются 3 метода:

• метод экспертных оценок (используется в основном для оценки износа зданий);

• метод оценки износа по сроку службы

 

КфизТфактнорм,

 

КфизТ – коэффициент физического износа,

Тфакт – фактический срок службы,

Тнорм – нормативный срок службы.

• по начисленной амортизации

 

КфизА=( АОi)/ПС,

 

АО – амортизационные отчисления, ПС – первоначальная стоимость;

 

КфизТ= КфизА.

 

Физический износ основных фондов зависит от следующих факторов:

▪ соответствие применяемого сырья основным фондам;

▪ уровень профессионализма и квалификации работников;

▪ качество самих основных фондов.

Физический износ можно замедлить путем качественной эксплуатации и своевременного ремонта. Полное устранение износа осуществляется путем замены новыми основными фондами.

Виды морального износа:

• от удешевления производства аналогичных основных фондов;

 

Кморуд=[(ВСоцнов)/ВСоц]*100%,

 

Кморуд – степень морального износа от удешевления, Цнов – цена новых основных фондов, ВСоц – восстановительная стоимость оцениваемых основных фондов.

• от появления более качественных основных фондов;

 

Кморкач=[(Пновоц)/Пнов]*100%,

 

Пнов – производительность нового оборудования.

Моральный износ замедлить нельзя, так как он происходит под влиянием внешней среды. Моральный износ устраняется путем модернизации или замены новым оборудованием.

Амортизация – это перенос стоимости основных фондов на стоимость готовой продукции (в переводе с лат. “бессмертие”).

Амортизационные отчисления – часть стоимости основных фондов, которая переносится на стоимость готовой продукции в течении определенного календарного периода.

Норма амортизации – годовой процесс переноса стоимости основных фондов на стоимость готовой продукции.

Амортизационный период – период времени, в течение которого стоимость основных фондов полностью переносится на стоимость готовой продукции.

Во всех странах государство регулирует амортизацию. Сегодня государство регулирует методы начисления амортизации, регламентирует нормы амортизации через срок полезного использования.

По законодательству разрешены следующие методы начисления амортизации:

▪ линейный – это такой метод начисления амортизации, при котором стоимость основных фондов переносится на стоимость готовой продукции равными долями в течение всего периода амортизации.

Ускоренная амортизация – в первые годы эксплуатации амортизационные отчисления максимальные, затем уменьшаются из года в год.

▪ уменьшаемого остатка - это такой метод начисления амортизации, при котором норма амортизации увеличивается относительно базовой величины, а базой начисления амортизации служит остаточная стоимость (уменьшаемый остаток);

▪ кумулятивного числа;

Кумулятивное число – это сумма чисел лет срока полезного использования основных фондов. Пот данному методу базой начисления амортизации является амортизационная стоимость.

▪ производительный – это такой метод, при котором амортизационные отчисления зависят от объема производимой продукции.


Теории стоимости

 

Основным элементом товарного производства являются блага и услуги, предназначенные для обмена, то есть товары. Обмен товарами может осуществляться только как обмен эквивалентами. Это означает, что в основе обмена товаров лежит величина их стоимости, которая и определяет либо меновые пропорции натурального обмена, либо количество денег, измеряющих эту величину. Денежное измерение стоимости есть цена. Издавна ученых волновал вопрос о том, что лежит в основе соизмеримости товаров. Еще Аристотель отмечал, что обмен не может иметь места без равенства, а равенство – без соизмеримости. Наиболее интенсивно развивалась теория стоимости в период становления рыночной экономики и товарной формы общественного хозяйства.

Исследования стоимости осуществлялись на базе различных теоретических концепций. Так, теория стоимости классической школы политэкономии единственным источником стоимости провозгласила затраты труда на производство товара. Отсюда следовал вывод: два товара обмениваются друг на друга потому, что на их производство затрачено одинаковое количество труда. В связи с этим возникал вопрос об отношении полезности к стоимости товара.

Классики рассматривали полезность как объективное свойство товара, присущие ему физико-химические, технические, эстетические и другие признаки, позволяющие удовлетворять конкретные потребности. Они пришли к выводу, что полезность не определяет стоимость товара.

Теория стоимости марксисткой школы опиралась на воззрения классиков, но была существенно дополнена. Карл Маркс показал, что труд товаропроизводителя носит двойственный характер (он может быть рассмотрен как конкретный труд, создающий полезность товара; с другой стороны – этот труд может быть рассмотрен вне его специфики, как затраты рабочего времени, физической и творческой энергии). Именно этим абстрактным трудом К.Маркс и все его последователи объясняли происхождение стоимости товаров. Данную теорию, как и трудовую теорию стоимости классиков, критиковали за игнорирование роли других факторов производства – капитала и земли. В рамках этой концепции недостаточное внимание уделялось также полезности (потребительской стоимости) товаров.

Теория факторов производства связывала стоимость с вкладом всех ресурсов в производство товара. Ж.Б.Сей и Дж.С.Милль приравнивали стоимость к затратам предпринимателя на приобретение ресурсов для производства данного товара. Данная теория является своеобразным продолжением классической традиции в экономической теории, так как ее представители источник стоимости искали в производстве. Стоимость товаров приравнивалась к сумме цен ресурсов, затраченных на производство этих товаров. Однако и это не могло решить проблему поиска источников стоимости, так как оставалась не объясненной цена самих ресурсов.

В конце 19 века в теориях стоимости наметился поворот. Долгое игнорирование полезности как источника стоимости было, наконец, преодолено. Это произошло благодаря внедрению в экономическую науку новых достижений математики (теории пределов), что позволило создать новые экономические понятия: предельная полезность и предельная производительность. Предельная полезность экономического блага означает полезность каждой дополнительной единицы блага, поступающей в потребление, а предельная производительность труда – производительность (продукт) каждой дополнительной единицы ресурса, поступающей в производство. Теория субъективной стоимости (предельной полезности) была разработана У.Джевонсом (Англия) и представителями австрийской школы политэкономии К.Менгером, Э.БёмБаверком. Они предложили искать источник стоимости не в производстве, а в потреблении. С этих позиций стоимость выступала как субъективное суждение людей о ценности того или иного блага, а сама эта ценность определялась как предельная полезность этого блага для конкретных потребителей. Именно эта теория дала толчок к формированию современной теории стоимости и стала одной из фундаментальных основ экономической науки 20 века.

Теория предельной производительности позволила с позиций предельного анализа (маржинализма) объяснить стоимость факторов производства. Так же, как цена экономического блага зависит от предельной полезности этого блага, цена фактора производства определяется его предельной производительностью. Предельная производительность факторов производства определяет спрос на него со стороны фирм и является измерением (в денежном выражении) его стоимости. С помощью такого подхода было объяснено и рыночное распределение доходов (заработной платы, ренты, процента) в соответствии с долей труда, земли, капитала в создании продукта.

Английский экономист, представитель кембриджской школы А.Маршалл создал теорию стоимости, в которой были синтезированы достоинства всех предыдущих теорий. Эта теория получила название теории спроса и предложения. Появление маржиналистских концепций позволило преодолеть недостатки теории стоимости классической и марксистской школ, а А.Маршалл был первым, кто сумел объединить оба подхода к источникам стоимости. Стоимость создается производством, с одной стороны, и потребностями – с другой. Новый подход к стоимости назвали маршалловской революцией в экономической науке.

Суть маршалловской теории стоимости сводится к следующим положениям:

• сведение стоимости только к затратам труда, факторам производства или к полезности товаров неприемлемо;

• рыночная цена, через которую проявляется стоимость, устанавливается в процессе взаимодействия на рынке спроса и предложения, при этом в основе спроса лежит предельная полезность потребляемых благ, а в основе предложения – предельная производительность ресурсов.


Классификация рынков

 

 


Первый критерий: по объектам:

• рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

• рынок факторов производства;

• финансовый рынок;

• рынок научно-технических разработок, патентов;

• рынок информации;

• рынок средств обращения;

• рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);

• рынок лицензий и др.

Второй критерий: по субъектам:

• рынок покупателей;

• рынок продавцов;

• рынок государственных учреждений,

• рынок промежуточных продавцов посредников.

Третий критерий: по географическому положению:

• местный (локальный) рынок;

• региональный рынок;

• национальный рынок;

• мировой рынок.

Четвертый критерий: по уровню насыщения:

• равновесный рынок;

• дефицитный рынок;

• избыточный рынок.

Пятый критерий: по степени зрелости:

• неразвитый рынок;

• развитый рынок;

• формирующийся рынок.

Шестой критерий: по степени ограниченности конкуренции:

• свободный рынок;

• монополистический рынок;

• олигополистический рынок;

• смешанный рынок.

Седьмой критерий: по соответствию действующему законодательству:

• легальный рынок;

• нелегальный («черный» и «серый») рынок.

Восьмой критерий: по отраслям:

• автомобильный рынок;

• компьютерный рынок и т.д.

Девятый критерий: по характеру продаж:

• оптовый рынок;

• розничный рынок.

Десятый критерий: с учетом ассортимента товаров:

• замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

• насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;

• рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

• смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

 

Несовершенная конкуренция

 

Несовершенная конкуренция (монополистическая конкуренция) содержит в себе элементы конкуренции и монопольной власти. Конкуренция в условиях монополистической конкуренции проявляется в том, что на рынке выступает не один, а несколько десятков производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. Монополистическая конкуренция, таким образом, отличается от чистой конкуренции и от чистой монополии численностью субъектов рынка: здесь действует не один монополист и не масса продавцов, их число умеренное. В силу этого каждая отдельно взятая фирма монополизирует не весь, а часть рынка и имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие сравнительно большого числа субъектов рынка не позволяет им достичь сговора в области объема производимой продукции и политики цен. Следует также иметь в виду, что большое число фирм делает их действия независимыми друг от друга. Реакцию конкурентов в этих условиях можно не учитывать, ибо их много и действия каждой отдельно взятой фирмы не могут быть значительными.

Независимость каждого субъекта монополистической конкуренции определяется также дифференциацией продукта. Производители в условиях монополистической конкуренции изготовляют не аналоги, а разновидности продукта, различающиеся качеством, объемом оказываемых при продаже товаров услуг, размещением торговых точек относительно маршрута движения покупателей, стимулированием сбыта с помощью рекламы и т.д. Многие фирмы делают акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов. Наличие патентов на эти знаки и клейма оберегает товары от копирования и подделок.

Развитие предприятий в условиях монополистической конкуренции имеет свои преимущества, ибо механизм вступления в конкурентную отрасль достаточно прост. Эффект масштаба производства, а значит, и размер первоначального капитала для проникновения в отрасль невелики, что привлекает производителей.

Когда речь заходит о поведении фирм на рынке, имеются в виду их действия относительно уровня цен на товары и объема конкуренции производства. При этом, прежде всего, учитываются такие факторы, как наличие конкурентов и степень дифференциации продукта на рынке. При малом числе конкурентов и низкой степени дифференциации продукта фирма рискует установить на свою продукцию более высокую цену. Если конкурентов много, фирма будет сопоставлять свою цену с ценой конкурирующих фирм, учитывая при этом и степень дифференциации продукта. Оценку своей деятельности фирма будет вести для условий кратко- и долговременного периодов.

В краткосрочном периоде фирма исходит из максимизации своих прибылей и минимизации убытков. В основу закладываются предельные издержки и предельный доход фирмы. В долгосрочном периоде фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции, стремятся к получению нормальной прибыли или, точнее, к безубыточному функционированию.

Механизм действия рынка в условиях монополистической конкуренции следующий. В краткосрочном периоде прибыль фирмы, ориентированная на предельные издержки, побудит другие фирмы вступать в отрасль, что обострит конкуренцию и приведет к разорению ряда фирм. Убытки же вызовут массовый выход фирм из отрасли, и это будет продолжаться до тех пор, пока нормальные прибыли не будут восстановлены. В ситуации, при которой цена просто покрывает издержки на единицу продукции (в издержки входит и нормальная прибыль) при объеме производства, для которого MR=MC, в долгосрочном периоде достигается положение равновесия.

Характеристику издержек производства следует давать во взаимосвязи с эффективностью, а она требует равенства цены, предельных и средних издержек. При условии равенства цены и предельных издержек эффективно используются ресурсы, а высокая производственная эффективность и эффективность технологии достигается при равенстве цены с минимальными средними валовыми издержками. Таким образом, монополистическая конкуренция не обеспечивает ни эффективного использования ресурсов, ни производственной эффективности.

Анализ данного процесса подводит к логическому выводу, что на рынке вместо существующего числа фирм могло бы действовать меньшее их количество, однако благодаря полной занятости ресурсов производить такое же или большее количество продукции, что усилило бы монополистическую тенденцию в экономике и сузило рамки конкуренции. Однако не следует столь строго относиться к монополистической конкуренции. Дело в том, что цена и объем производства монополистических фирм не очень отличаются от цен и объема производства в условиях чистой конкуренции. Более того, фирмы и покупатели выигрывают за счет того, что на рынок поставляется более широкая номенклатура изделий, а чем больше дифференциация продукта, тем выше степень удовлетворения разнообразных потребительских вкусов.

Анализ монополистической конкуренции показывает, что фирмы, действующие в условиях такого хозяйственного механизма, могут оказаться незаинтересованными в расширении объемов производства. Таким образом, фирмы в условиях монополистической конкуренции для обеспечения максимальной прибыли должны использовать три важнейших фактора: цену, продукт и рекламно-пропагандистскую деятельность. Комбинации этих переменных должны обеспечивать равновеликую прибыль, в связи с чем фирмы на рынке всегда находятся в поиске вариантов наиболее удобной продажи товара с целью максимизации прибыли.

Задача 1

 

Определить количество денег, необходимое для обращения, если объем выпускаемой продукции составил 5000ед., уровень цен равен 20, а скорость оборота одноименной денежной единицы – 10. Для решения воспользуемся уравнением обмена или “уравнением Фишера”:

 

M∙V=P∙Q, где

 

M – денежная масса в обращении,

V – скорость обращения денежной единицы,

P – уровень цен,

Q – реальный объем национального продукта.

 

 ед.

 

Ответ: 10000 ед.

 

Задача 2

 

Какими достоинствами и недостатками, на Ваш, взгляд обладают такие активы, как:

наличные деньги,

недвижимость,

ценные бумаги.

Наличные деньги:

К достоинствам этого вида активов можно отнести их высокую ликвидность и удобство использования. К недостаткам – подверженность инфляции и отсутствие дохода, т.к. не вложены в некоторое дело.

Недвижимость:

К достоинствам недвижимости, как актива, можно отнести высокую надежность вложения в неё средств, стабильность и малый риск. К недостаткам – низкую ликвидность и доход.

Ценные бумаги:

Данный вид активов обладает тем достоинством, что может принести высокий доход, но одновременно, пропорционально доходу растет и риск вложения средств в ценные бумаги. Также данный вид активов сильно подвержен влиянию на его стоимость и доходность ситуации на рынке и экономическому положению выпустившей их компании.


Литература

 

1. Экономическая теория / Под редакцией Н.И.Базылева, С.П.Гурко. – Минск, БГЭУ, 2002.

2. Курс экономической теории / Под редакцией М.Н.Чепуриной, Е.А.Киселевой. – Киров, 1998.

3. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Собственность и экономический строй общества.//Экон. науки. 1991.

4. Введение в рыночную экономику / Под редакцией А.Я.Лившица, И.Н.Никулиной. – Минск, 1994.

5. Никитин С.М. Теории стоимости и их эволюции. – Минск, 1970.

6. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. – Минск, 1996.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...