Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. ЧТО ТАКОЕ АНТРОПОЛОГИЯ?

Что узн а ем?

- Чем антропология отличается от других социальных и поведенческих наук?

- Четыре основных направления в антропологии (физическая антропология, археология, антропологическая лингвистика, социокультурная антропология)

- Как антропология помогает решать социальные проблемы?

- Что понимается под «культурным релятивизмом» и почему он имеет такое важное значение?

- Какие знания/навыки получают студенты при изучении антропологии?

Учебные задачи

Дать определение антропологии; понять ее сущность и особенно ее интерес к глобальному разнообразию.

Различать основные подходы в антропологии.

Понимать, что эти подходы (сферы антропологического знания) взаимосвязаны, и границы между ними явно зыбкие.

Определить основной интерес физической антропологии.

Понимать, почему археология изучает материальные остатки исторических и доисторических культур.

Описать основные направления лингвистической антропологии.

Объяснить различия между этнографией и этнологией.

Различать специализации внутри социальной (культурной) антропологии.

Понять основополагающие принципы антропологии: холизм, этноцентризм и культурный

релятивизм.

Понимать природу и ограниченность этноцентризма (привести примеры собственного

этноцентризма и проявлений его со стороны других людей (групп).

Объяснить культурный релятивизм и его значение для антропологии.

Значение холистического, кросс-культурного и гендерного подходов в антропологии для

научного понимания человечества.

Понимать различия между теоретическими и прикладными исследованиями в антропологии.

Понимать, как антропология и связанные с ней навыки и умения используются в

повседневной жизни.

 

Основные положения темы

ЧТО ТАКОЕ АНТРОПОЛОГИЯ

- Изучение происхождения, развития и современного разнообразия человечества, когда-либо существовавшего и существующего.

- Дисциплина, которая заполняет разрыв между гуманитарными, социальными и естественными науками

- Глобальный подход в исследованиях

- Изучение условий жизни людей и способов их приспособления к окружающей среде

- Разнообразная и широкая сфера взаимосвязанных исследований

 

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ

* Холизм (всеобъемлющий подход)

- Учет биологического и социокультурного разнообразия

- Временн ы е рамки изуения человечества в несколько миллионов лет

- (Целостный) глобальный подход

* Этноцентризм (убеждение, что собственная культура превыше других). Большинство людей вырастают в одной конкретной культуре и никогда не изучают другие, поэтому им кажется, что их образ/опыт жизни является наиболее естественным.

- Ни одно общество не имеет монополии на этноцентризм

- Осознание собственного этноцентризма помогает людям оставлять на время в стороне свои

ценностные суждения, чтобы узнать, как существуют другие общества и культуры

* Культурный релятивизм

- Ранняя антропология признавала необходимость объективного описания людей, которых она изучала

- Культурный релятивизм означает, что любая часть культуры общества должна рассматриваться в ее собственном контексте, а не с точки зрения исследователей

- Непризнание утверждения о том, что любая культура, включая нашу собственную, представляет абсолютный стандарт, по которому надо судить о других культурах и общественных системах

 

ВКЛАД АНТРОПОЛОГИИ

- Изучает все аспекты человечества в течение всех периодов времени во всех частях мира

- Перспективное положение для интеграции различных дисциплин, имеющих дело с человеческой психологией и культурой

- Улучшает понимание иного (иных культур) и корректирует наше детерминистское мышление

- Благодаря кросс-культурному анализу, помогает лучше понять человеческую природу в целом и лучше понимать самих себя. Навыки и знания социальных антропологов высоко ценятся особенно в периоды значительных общественных изменений.

 

НАВЫКИ ДЛЯ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО ВЕКА

- Процесс изучения социальной (культурной) антропологии важен в силу тех навыков и компетенций, которые она развивает

- Черты поведения, навыков и умений, которые нужны для успеха в ХХI веке:

Развитие широкого кругозора

Принятие других подходов к организации человеческой жизни

Сглаживание противоречий

Способность к регулированию конфликтов

Умение работать в коллективе

Толерантность

 

Вопросы для размышлений и дискуссий

1. Антропологи полагают, что нужно изучать всех людей, живущих или живших когда-то, чтобы понять, что означает быть человеком. Какие есть другие позиции по вопросу о сущности человека? В чем их сильные и слабые стороны?

2. Если верно, что антропология "заполняет разрыв между гуманитарными, социальными и естественными науками", то в чем причина такого разрыва?

3. Какое значение имеет то, что в последние годы усилил позиции глобальный подход в антропологических исследованиях? Почему антропология стала интенсивно изучать современные индустриальные/постиндустриальные общества, а не только технологически менее сложные общества?

4. Какова связь между различными сферами антропологического знания?

5. Как холизм, свойственный антропологии, отличает ее от других дисциплин, изучающих

человечество?

6. Вспомните о ситуациях, когда проявился Ваш этноцентризм. Какие черты культуры или опыта общественной жизни Вы осуждаете? Могли бы Вы теперь проявить большую толерантность?

7. Чем можно объяснить огромную важность прикладных антропологических исследований для жизни в XXI веке?

8. Чем антропология отличается от других наук о человеке, культуре и обществе?

 

Задания для работы в аудитории

1. Разделиться на две группы и просмотреть журналы…… и/или местную прессу. Найти материал для трех исследовательских проектов на различные антропологические темы. Студенты должны определить, что было бы интересно изучать с точки зрения лингвистической антропологии, археологии, социокультурной антропологии и т.п.

2. Считается, что антропология призвана изучать все аспекты человеческой жизни во все периоды времени, во всех частях мира. Приведите примеры того, как изменилась общественная жизнь со времён юности Ваших бабушек и дедушек (с 1920-х и далее). Используйте эти примеры для дискуссии о том, насколько важны сравнительные исследования во времени для понимания нашей культуры.

3. Сравните исследования культурных изменений во времени с исследованиями культурных различий в зависимости от общества? Хорошие дискуссии могут стимулировать такие темы, например, как изменения в системе питания, музыке, одежде.

 

Задание для работы в Интернете

1. Используя любую систему поиска, найдите сайты российских научных и образовательных учреждений, связанных c антропологией. Составьте список вузов, которые готовят специалистов по антропологии.

2. Зайдите на сайт Института этнографии и антропологии РАН и соберите материал об основных направлениях/темах в антропологических исследованиях сегодня.

3. Основной профессиональной организацией антропологов в США (и самой большой в мире) является Американская антропологическая ассоциация (ААА). Если Вам интересно узнать, что такое современная антропология, посетите сайт ААА: http:/www.aaanet.org

Найдите секцию "About AAA", затем - "What is anthropology?" и ответьте на следующие вопросы:

1)каковы основные подразделы в антропологии? 2) что означает термин "сравнительный метод"? 3) что означает выражение "Language - hallmark of the human species"?

4. Если Вы никогда не бывали в виртуальных музеях, воспользуйтесь возможностью посетить некоторые из них, посвященные антропологии и развитию цивилизации. Напишите краткие отчеты о своих находках.

Канадский музей цивилизации: http://www.civilization.ca/members/lobby.html

Музей университета Манкато: http://www.anthro.mankato.msus.edu/

Доступ к другим музеям: http://www.lib.uconn.edu/ArchNet/Museums/

5. Антропология по своему характеру междисциплинарная дисциплина. Исследователи

используют самые разные средства и техники, чтобы узнать о взаимодействии людей и окружающей среды. Найдите материал об исследовании, в котором использовались роботы. Как используются новейшие технологии в антропологии? Что вы думаете об использовании таких технологий? http://www.usc.edu/dept/raiders/story/fmi.html

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...