Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение категорий часть и элемент




Соотношение категорий часть и элемент весьма противоречиво. Содержание категории часть отличается от


78

категории элемент: элементами являются все составные компоненты целого, независимо от того, выражается в них специфика целого или нет, а частями являются лишь те элементы, в которых непосредственно выражена специфика предмета как целого, поэтому категория части уже категории элемента. С другой стороны содержание категории части шире категории элемента, так как лишь определенная совокупность элементов составляет часть. И это можно показать применительно к любому целому.

Значит, существуют определенные уровни или границы в структурной организации целого, которые отделяют элементы от частей. В то же время различие между категориями часть и элемент являются весьма относительными, так как они могут взаимопревращаться, например, органы или клетки, функционируя, подвергаются разрушению, значит, из частей превращаются в элементы и наоборот, они снова строятся из неживого, т.е. элементов, и становятся частями. Элементы, не выведенные из организма, могут превращаться в солевые отложения, которые уже являются частью организма, причем довольно нежелательной.

5.2.2. Взаимодействие части и целого

Взаимодействие части и целого состоит в том, что одно предполагает другое, они едины и друг без друга существовать не могут. Не бывает целого без части и наоборот: нет частей вне целого. Часть становится частью лишь в системе целого. Часть приобретает свой смысл только благодаря целому, так же как и целое есть взаимодействие частей.

Во взаимодействии части и целого ведущая, определяющая роль принадлежит целому. Части организма не могут самостоятельно существовать. Представляя собой частные приспособительные структуры организма, части возникают в ходе развития эволюции ради целого организма.

Определяющую роль целого по отношению к частям в органической природе как нельзя лучше подтверждают явления автотомии н регенерации. Ящерица, схваченная за хвост, убегает, оставив кончик хвоста. То же самое происходит с клешнями крабов, раков. Автотомия, т.е.


самоотсечение хвоста у ящерицы, клешней у крабов и раков, является защитной функцией, способствующей приспособлению организма, выработавшейся в эволюционном процессе. Организм жертвует своей частью в интересах спасения и сохранения целого.

Явление автотомии наблюдается в тех случаях, когда организм способен восстановить утраченную часть. Недостающая часть хвоста у ящерицы вырастает заново (но, правда, один раз). У крабов и раков тоже часто вырастают отломанные клешни. Значит, организм способен сначала потерять часть ради спасения целого, с тем чтобы потом эту часть восстановить.

Явление регенерации еще больше свидетельствует о подчиненности частей целому: целое обязательно требует выполнения в той или иной мере утраченных частей. Современная биология установила, что регенерационной способностью обладают не только низкоорганизованные существа (растения и простейшие), но и млекопитающие.

Существует несколько видов регенерации: восстанавливаются не только отдельные органы, но и целые организмы из отдельных его участков (гидра из кольца, вырезанного из середины ее тела, простейшие, коралловые полипы, кольчатые черви, морские звезды и т.д.). В русском фольклоре нам известен Змей-Горыныч, у которого добры-молодцы отрубали головы, тут же снова выраставшие... В общебиологическом плане регенерация может рассматриваться как способность взрослого организма к развитию.

Однако определяющая роль целого по отношению к частям не означает, что части лишены своей специфики. Определяющая роль целого предполагает не пассивную, а активную роль частей, направленную на обеспечение нормальной жизни организма как целого. Подчиняясь в общем системе целого, части сохраняют относительную самостоятельность и автономность. С одной стороны, части выступают как компоненты целого, а с другой — они сами являются своеобразными целостными структурами, системами со своими специфическими функциями и структурами. В многоклеточном организме из всех частей именно клетки представляют наиболее высокий уровень целостности и индивидуальности.


80

То, что части сохраняют свою относительную самостоятельность и автономность, позволяет проводить относительную самостоятельность исследования отдельных систем органов: спинного мозга, вегетативной нервной системы, систем пищеварения и т.д., что имеет большое значение для практики. Пример тому — исследование и раскрытие внутренних причин и механизмов относительной самостоятельности злокачественных опухолей.

Относительная самостоятельность частей в большей мере, чем животным, присуща растениям. Им свойственно образование одних частей из других — вегетативное размножение. Каждому, наверное, в своей жизни приходилось видеть привитые, например, на яблоне черенки других растений.

5.3. ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ЧАСТЕЙ

Все изменения в организме и его частях идут в направлении наилучшего приспособления к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Французский зоолог М. Эдвардо говорил: «Природа совершенствует организм преимущественно посредством разделения труда». Тело живого организма как животного, так и растения похоже на мастерскую, где органы как члены мастерской функционируют для обеспечения жизнедеятельности организма как целого. У более совершенных организмов каждая часть выполняет свою определенную функцию, отличную от других. О степени дифференциации целого организма можно судить по числу разнородных частей. Но дифференциация органов организма не беспредельна: новые функции и новые органы появляются не в силу неограниченного стремления организма к разнообразию, а в силу строгой необходимости. Прежде чем прибегать к новым средствам, организм исчерпывает все средства, которыми располагает. Новые функции и новые органы появляются только тогда, когда старые функции и старые органы не удовлетворяют возрастающим потребностям организма.

Правильная оценка принципа дифференциации содержится у Ч. Дарвина: лучшим определением высоты организации служит степень дифференциации частей, а


естественный отбор и приводит именно к этому в силу того, что отдельные части получают возможность с большим успехом выполнять свои функции.

С позиции естественного отбора, по Ч. Дарвину, можно выделить следующие причины и факторы, обеспечивающие дифференциацию частей:

1. Приспособление организма к окружающей среде — основной фактор, обеспечивающий прогрессивную дифференциацию частей.

2. Необходимость разнообразить строение тела, так как чем разнообразнее строение тела, тем легче тело будет приспосабливаться к окружающей среде. Ч. Дарвин сказал: «Наибольшая сумма жизни осуществляется при наибольшем разнообразии строения».

3. Тенденция к приобретению наиболее совершенных форм, так как естественный отбор действует путем сохранения форм, обладающих преимуществами перед другими. Это ведет к постепенному повышению организации, лучшим выражением которой является дифференциация и специализация частей.

4. Осуществление единства с окружающей средой. Дифференциация является формой усиления и усложнения связей между организмом и средой.

5. Дифференциация происходит в единстве с противо
положным процессом — интеграцией, т.е. объедине
нием и соподчинением частей в системе целого.
Тогда возникает вопрос: как же объяснить существо
вание наряду с высшими множества низших форм? Ока
зывается, высокое развитие высших форм не влечет за
собой обязательное вымирание тех групп, которые уст
роены проще, но непосредственно не конкурируют с
высшими формами. Низшие формы будут долго сохра
няться, если они хорошо приспособлены к более про
стым условиям существования.

Таким образом, возрастание дифференциации частей у организмов по мере прогрессивной эволюции является не абсолютным, а относительным. Эволюцию простейших Ч. Дарвин объяснял увеличением числа однородных частей, т.е. полимеризацией. В процессе эволюции выполнение той или иной функции закрепляется за соответствующей частью организма, естественный отбор усиливает такую специализацию и ограничивает возможность ее изменения в другом направлении.


82

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...