Взаимосвязь предприятия с экономическими агентами
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ТЕМА 1. ТЕОРИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Сущность теории предприятия
Стремительное развитие фундаментальных и прикладных знаний в области экономики предприятий привело к накоплению значительного арсенала методов и средств моделирования деятельности хозяйствующих субъектов. Под теорией предприятия понимается целостная система взглядов на сущность, поведение и эволюцию предприятий той или иной группы: последняя может быть сформирована по географическому, временному, отраслевому, размерному признакам, по принадлежности к определенной организационно-правовой форме, наличию определенной структуры собственности и т.п. Теория предприятия должна давать ответы на следующие вопросы: где находится граница между предприятием и окружающей средой; каковы взаимоотношения между ними, т.е. какими наблюдаемыми факторами детерминируется поведение предприятия в разных сферах его функционирования; какое влияние оказывает целевая сфера предприятия на его функционирование, т.е. каковы доминанты в принятии и реализации решений. Любое описание конкретной теории предприятия должно включать следующие согласованные между собой разделы: видение предприятия как экономического объекта; понятийно-категориальный аппарат; концепция предприятия; системное описание предприятия; исходные положения (принципы) теории, сформулированные с помощью понятийно-категориального аппарата; принятые в данной теории способы аргументации, проверки и обоснования тех или иных положений на основе исходных принципов и эмпирических данных; способы интерпретации выводов и положений; выводы и заключения относительно предприятий данного класса.
Теоретические модели предприятия В экономической науке известно несколько основных вариантов теории (модели) предприятия. Наиболее полно разработаны следующие варианты теоретической модели предприятия: Неоклассическая, Институциональная, Эволюционная, Предпринимательская, «агентская» теория фирмы (которая еще называется также концепцией «начальник-подчиненный» или «хозяин-агент»). Рассматривая указанные варианты модели предприятия в развитой рыночной экономике, можно выделить следующие требования, предъявляемые каждой из этих концепций к функционированию предприятий: 1. Неоклассическая модель акцентирует внимание на функциях фирмы как преобразователя ресурсов в продукты. Предприятие должно адекватно реагировать на изменение ситуации на рынке (в том числе на изменение цен на продукцию и факторы производства), формируя свою объемно-номенклатурную и ценовую политику. Следует стремиться к максимизации разницы между доходами и расходами. «Поведение» предприятия – выбор объемов и структуры привлекаемых ресурсов и цены производимой продукции должен быть осуществлен таким образом, чтобы прибыль предприятия была максимальной. Считается, что если предприятие не стремиться к максимизации прибыли, то оно рано или поздно потерпит поражение в конкурентной борьбе и будет исключено из числа агентов рынка в ходе естественного отбора, реализуемого механизмом рыночной конкуренции. 2. Институциональная модель. Для устойчивости функционирования на рынке предприятие должно создавать условия относительной минимизации внутрифирменных и внешних транспортных издержек, облегчения процесса поиска внешних контрагентов. Вместе с тем необходимо уделять значительное внимание контрактной деятельности предприятия, имея в виду, что чрезмерная минимизация трансакционных издержек может привести к росту производственных издержек и потерям доходов из-за низкого качества составления и реализации контрактов между предприятием и его контрагентами. Следует стремиться к оптимизации размера фирмы с учетом факторов управляемости, мотивации работников и синергических преимуществ.
3. Эволюционная теория. Система внутрифирменного принятия решений должна быть объектом самостоятельного исследования и совершенствования. Следует обеспечить оптимальное сочетание стабильности правил принятия стратегических решений с гибкостью принятия тактических решений. Одна из главных задач предприятия – создать гармоничные условия взаимоотношений предприятия с хозяйственной и административной средой, противодействовать отставанию внутренних изменений от внешних. 4. Предпринимательская модель. Необходимым условием эффективной работы предприятия в свободной рыночной экономике является наличие позитивной целенаправленной мотивации его работников – от рабочих до менеджеров. Для значительного числа работников такая мотивация возможна только при создании возможностей реализации их предпринимательских качеств. Очень важной является проблема сближения интересов руководителя предприятия и коллектива. 5. Агентская модель концентрирует внимание на взаимоотношениях собственника и наемного менеджера.. Взаимоотношения между менеджером и собственниками предприятия должны быть скоординированы с интересами бизнеса. Весьма сложную и важную задачу представляет собой поиск оптимальных соотношений между материальной заинтересованностью и профессиональным развитием менеджера. Ассиметрия информации в треугольнике «работник – менеджер – собственник» создает предпосылки для нежелательного снижения производительности труда работников и менеджеров, и для падения эффективности использования средств собственника.
Взаимосвязь предприятия с экономическими агентами
Приведенные выше требования носят достаточно общий характер. Целесообразно рассмотреть роль предприятия по отношению ко всем значимым субъектам экономики и сформулировать концепцию предприятия, учитывающую многообразие его социально-экономических функций. В табл. 1 перечислены экономические агенты, наиболее тесно связанные с предприятиями и тем или иным образом заинтересованные в их деятельности.
Таблица 1 Взаимные ожидания предприятия и различных субъектов экономики
Для формирования концепции реформирования предприятий, определения направлений, темпов и механизма реализации реформ необходима фундаментальная концепция предприятия, отражающая многоаспектность и многофункциональность его деятельности. С этой целью предлагается концепция предприятия, которая может быть названа интеграционной. Основные положения этой концепции следующие: 1. Предприятие рассматривается как относительно устойчивая, целостная и обособленная по отношению к окружающей среде социально-экономическая система. 2. Связующим звеном между процессами производства, реализации и воспроизводства ресурсов и «лицом» фирмы является ее потенциал – совокупность ресурсов и возможностей, определяющих ожидаемые характеристики ее развития при тех или иных сценариях изменения окружающей среды. 3. Основной объект принятия решений – распределение ресурсов и усилий фирмы между наращиванием потенциала и его использование, между воспроизводством и производством. Для того, чтобы обеспечить выполнение реформируемыми предприятиями необходимых требований, преобразованию должны быть подвергнуты: система принятия стратегических решений на предприятии; взаимоотношения между коллективом, менеджментом и внешними собственниками; взаимоотношения между менеджментом и государством; организационно-технологическая структура предприятия; структура управления предприятием и система его информационного обеспечения. Особое значение для реформы предприятия имеет изменение системы реагирования предприятия на рыночные сигналы. Важным является усиление внимания государства к активизации инновационной сферы предприятия, оживлению рынка промышленных технологий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|