Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сохранение близкого положения к определенному лицу с помощью локомоций и сигналов

Недифференцированная ориентировка и адресация сигналов любому лицу

Ориентация на определенное лицо (или лица) и адресация ему (им) сигналов

До четырехнедельного возраста вероятность избирательной реакции на слуховые стимулы, а до десяти недель — на зрительные, мала. У большинства младенцев, растущих в семьях, обе реакции вполне отчетливо наблюдаются, начиная с двенадцати недель.

Сохранение близкого положения к определенному лицу с помощью локомоций и сигналов

следование за уходящей матерью, приветствие ее по возвращении и использование ее в качестве базы, откуда он совершает свои исследовательские вылазки.

Формирование целекорректируемого партнерства – ребенок понимает что может влиять на мать и делает это.

Тест на оценку привязанности Эйнсворт:

Эти исследования проводились накануне первого дня рождения ребенка. Наблюдения начинались с эпизода, когда мать и ребенок приходят в новую для них комнату, наполненную игрушками, а затем разыгрывались разные ситуации, каждая из которых длилась около трех минут. Сначала к паре присоединялась незнакомая женщина; затем мать уходила, оставляя ребенка с незнакомкой, потом мать возвращалась; после этого мать оставляла младенца в комнате одного; ситуация несколько разряжалась, когда через некоторое время возвращалась незнакомая женщина; и, наконец, в комнату снова входила мать.

В первой группе, состоявшей из шести детей, уход матери, казалось, не производил большого впечатления: они продолжали исследовать обстановку и плакали мало или вообще не плакали. Однако все они проявляли понимание того, что мать ушла — приближались к двери и даже пытались открыть ее, что свидетельствовало об их желании пойти за ней.

Остальные восемь малышей после ухода матери сильно плакали: несмотря на то, что она старалась удалиться как можно тише; пятеро были очень встревожены, огорчены и отказывались от утешений со стороны незнакомой им женщины. Среди этих восьми детей шестеро так же, как в первой группе, откровенно проявляли желание присоединиться к матери, причем половина из них — слишком сильное. Остальные двое, хотя и были очень обеспокоены, не обнаруживали такого желания и выглядели беспомощными и потерявшими надежду.

все, кроме двоих, сразу же направились навстречу к ней, плачущие обычно затихали, особенно если их брали на руки. Пять малышей буквально вцепились в своих матерей.

На этот раз мать вновь уходила, оставляя ребенка одного. Так же, как в первом случае, после ухода матери многие дети реагировали на это бурно: они плакали или пытались следовать за ней, иногда барабанили в дверь и/или пытались ее открыть. Но такую реакцию проявляла уже большая часть детей, причем значительно интенсивнее, чем раньше.

Типы привязанности:

1. Безопасная привязанность: ребенок страдает от отсутствия матери, но быстро успокаивается при ее возвращении и сразу же тянется к ней. Имеется ясное различие между реакцией на мать и на незнакомого человека. Безопасная привязанность к матери свойственна примерно 70% американских детей.
2. Привязанность сопротивляющегося типа: ребенок в присутствии матери ведет себя беспокойно; когда мать уходит, он сильно переживает, но при возвращении матери сопротивляется контакту с ней. Также тревожно относится к незнакомцу. Привязанность сопротивляющегося типа демонстрируют около 10% американских детей.
3. Привязанность избегающего типа: ребенок не стремится к контакту с матерью, не расстраивается, когда она уходит, и избегает ее общества после ее возвращения. Так же равнодушно он реагирует и на незнакомца. Привязанность избегающего типа свойственна 20% американских детей.

6.Теория привязанности Боулби и ее значение для понимания соц-эмоц. Развития ребенка
Теория привязанности — это психологическая, эволюционная, и этологическая теория о взаимоотношениях между людьми. Основное положение теории привязанности состоит в том, что для нормального социального и эмоционального развития ребенку необходимо установить взаимоотношения хотя бы с одним человеком, который бы о нём заботился («воспитателем», или «опекуном», англ. caretaker). Теория была сформулирована психиатром и психоаналитиком Джоном Боулби.

В рамках этой теории детское поведение, связанное с привязанностью, главным образом, представляет собой поиск близости с объектом привязанности (англ. attachment figure) в стрессовых ситуациях. Дети привязываются к тем взрослым, которые чувствительны и отзывчивы при социальном взаимодействии с ними, и которые устойчиво выполняют роль воспитателя на протяжении нескольких месяцев в период от 6 месяцев до 2 лет возраста ребёнка. Во второй половине этого периода дети начинают использовать объекты привязанности (знакомых людей) как надёжную базу (англ. secure base), от которой начинается изучение мира и к которой они периодически возвращаются. Ответные родительские отношения приводят к развитию типов привязанности, а они, в свою очередь, приводят к внутренним рабочим моделям, которые будут определять чувства, мысли и ожидания в последующих взаимоотношениях. Беспокойство или скорбь после утраты объекта привязанности считается нормальной и адаптивной реакцией для ребёнка. Такие стратегии поведения могли развиться из-за того, что они увеличивают вероятность выживания ребёнка.

Исследования, проведённые в 1960-х и 70-х годах Мэри Эйнсворт, специалистом по психологии развития, заложили базовые понятия, в частности, понятие «надёжной базы», и развили теорию нескольких типов привязанности детей: безопасной, избегающей и тревожной. Четвёртый тип, дизорганизованная привязанность, была определена позже. В 1980-х годах теория была расширена и включила привязанность у взрослых. Элементы поведения, связанного с привязанностью, можно найти и в других типах взаимодействия, включая взаимоотношения со сверстниками для всех возрастов, романтическое и половое влечение, а также заботу о детях или больных и пожилых людях.

Теория привязанности стала «основным подходом к пониманию раннего социального развития, и привела к всплеску практических исследований по формированию близких взаимоотношений у детей».

Рефлекс Моро: испуганный малыш демонстрирует реакцию обхватывания (вдруг спросит))).

Человек, выработавший в детстве привязанность, вырастая сохраняет паттерн привязанности.

При выполнении когнитивных задач надежно привязанные дети отличались большим упорством и опорой на собственные силы. В социальной обстановке - например, в летних лагерях - они получали более высокие баллы по таким качествам, как дружелюбие и лидерство (Weinfield, Sroufe, Egeland & Carlson, 1999). Эти данные подтверждают точку зрения Эйнсуорт, что надежно привязанные младенцы демонстрируют наиболее здоровый паттерн развития.
В дальнейшем обнаружить различия в поведении избегающих и амбивалентных детей труднее. Как и ожидалось, дети, которых в младенчестве отнесли к амбивалентным, продолжают проявлять в своем поведении тревожность и зависимость. Но и дети, первоначально отнесенные к категории избегающих, нередко демонстрируют очень зависимое поведение. Возможно, избегающий паттерн отчужденной независимости закрепляется не ранее 15-летнего возраста или около того.

Из-за закрытия критических периодов в социальном общении с матерью дети не образовавшие привязанности страдали и взрослея.

7.Депривация психического развития. Виды депривации и модифицирующие факторы.
Депривация тем более патогенна, чем младше ребенок и чем больше потребностей она охватывает.

Психическая депривация - это психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени. Психические потребности ребенка наилучшим образом удовлетворяются, несомненно, его ежедневным общением с окружающей средой. Если по какой-либо причине ребенку препятствуют в подобном контакте, если он изолирован от стимулирующей среды, то он неизбежно страдает от недостатка стимулов. Эта изоляция может носить разную степень. При полной изоляции от человеческой среды в течение длительного периода можно предполагать, что основные психические потребности, которые с самого начала не удовлетворялись, развиваться не будут. Одним фактором при возникновении психической депривации является недостаточное поступление стимулов - социальных, чувствительных, сенсорных. Предполагается, что другим фактором при возникновении психической депривации является прекращение связи уже создавшейся между ребенком и его социальной средой. Выделяют три основных варианта психической депривации: эмоциональная (аффективная), сенсорная (стимульная), социальная (идентичности). По степени выраженности депривация может быть полной и частичной.

Виды депривации:

1) Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.

2) Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.

3) Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

4) Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли.

Явная депривацияносит очевидный характер: длительное пребывание человека изолированно от общества, воспитание ребёнка в детском доме и т.п. [2]

Скрытая депривация(по Г. Харлоу), или частичная (по Дж. Боулби) возникает в том случае, когда даже при внешне благоприятных условиях нет возможности удовлетворения значимых для человека потребностей. Дж. Боулби говорит о частичной депривации там, где не произошло прямой разлуки матери с ребенком, однако их отношения по какой-либо причине обеднены и неудовлетворительны. В дополнение к этому Г. Харлоу различие между нарушенным и между недостаточным отношением матери к ребенку [18].

Выделяют также экзистенцианальную депривацию, которую можно понимать как депривацию экзистенциальных потребностей. К экзистенциальным относят потребности, связанные с попыткой понять смысл существования человека, разобраться в вопросах жизни и смерти, свободы и ответственности, общения и одиночества, понять свое предназначение и т.п.

Макаки, выращенные без матери становились плохими матерями. Выращенные через стеклянную перегородку мать и детеныши не образовывали привязанности.

Последствия социальной депривации:

1. при сильной депривации восстановление не будет полным (дети-маугли)

2. даже при сохранности интеллекта – серьезные нарушения личности

А. потребность в любви и внимании

Б. гиперсексуальность

В. Проявления чувств бедны или неадекватно сильны

Г. Соц. Нормы и мораль отрывочны и поверхностны

8.Госпитализм. Влияние изоляции и сепарации на ребенка
В качестве синонима психической депривации используется термин «госпитализм». Госпитализм ограничивается описанием ситуации, при которой происходят лишения в учреждениях – в большинстве случаев это больничная среда, однако больничная ситуация может сопровождаться и иными влияниями, помимо депривации (большая возможность заражения, перемена режима, недостаток сна, повышенная возможность для конфликтов при жизни в коллективе и т.д.). Но стоит отметить, что при благоприятных условиях депривация в учреждениях может совсем не возникнуть.

Сепарация – извлечение из привычного социального окружения.

1. протест, плачь, непонимание происходящего

2. отчаяние – пассивность, замкнутость

3. отрыв – становятся дружелюбными, плевать на посещение родителями, равнодушны к матери.

Госпитализация ребенка в раннем возрасте опасна для его психического развития.

Как дети переносят сепарацию, в зависимости от отношений в семье:

1) гармоничные отношения

2)отношения с повышенной эмоциональной зависимостью (хуже)

3) эмоционально скудные отношения (самые тяжелые последствия сепарации)

9.Внутренние виды депривации.Семейные депривации: виды и коррекция
Депривация в семье.
1. Неполная семья.
2. Девиантная семья.
3. Низкий интеллектуальный уровень родителей.
4. Низкий соц.-эконом. статус семьи.
5. Многочисленный состав семьи.
6. Депривация в семье по псих. причинам (эмоц. незрелость)

Многочисленная семья.
Если в семье интервал между рождением детей меньше 3 лет, то могут быть плохие последствия

Неполная семья.
Семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Разновидность неполной семьи: Осиротевшая, Внебрачная, Разведённая, Распавшаяся.
Простая неполная семья - мать(отец) и ребёнок.
Неполная расширенная семья - один родитель и др. родственник.

Осиротевшая неполная семья.
Утрата не разрушает семью, она сплачивается и сохраняет семейные ценности.
Повторный брак социально одобряем. не вызывает трение между ребёнком и новым членом семьи, не нарушает развитие ребёнка (в отличие от развода).

Неполная разведённая семья.
ребёнок получает травму ухода, считает это своей виной. последствия отражаются на ребёнке - стыд, неполноценность, страх.
разводы могут приводить к тяжёлым психологическим расстройствам.
в наиболее травмирующей ситуации оказываются мальчики, лишённые как материнской любви, так и отцовского авторитета.
дети часто выступают козлами отпущения для снятия эмоционального напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворённости матери.

Внебрачная неполная семья.
Проблемы возникают в период беременности. Отказ родственников поддерживать дочь, отказ от помощи. Нет помощи в воспитании, нет возможности корректировать ошибки -одностороннее воспитание.
Серьёзные нарушения психологического развития личности ребёнка.
часто ребёнок оказывается на попечении различных воспитательных учреждений.
часто мать всю себя посвящает ребёнку и не хочет его ни с кем делить, что осложняет сепарацию ребёнка и его будущую семейную жизнь.
часто возникает симбиотическое отношение у матери и сына, как заместителя мужчины.

Особенности формирования личности ребёнка в неполной семье.
Дефицит мужского внимания в неполных семьях проявляется: Нарушение гармон.развития интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные и аналитические способности, за счёт развития вербальный; Менее чёткий процесс половой идентификации; Затруднение в обучении подростком навыкам общения с др. полом.; Формируется избыточная привязанность к матери.

Отношение матери с детьми в неполной семье.
Соблазн1 - жизнь для ребёнка.
Соблазн2 - борьба с образом мужа
Соблазн3- наследственность
Соблазн4 - попытка купить любовь ребёнка.
Ребёнок в осиротевшей семье.
Естественные реакции ребёнка при переживании горя: шок, отрицание смерти, поиски, отчаяние, гнев, тревога, чувство вины, депрессия.
большая часть нарушений (регресс, энурез, тики, заикания, сонливость, бессонница), возникают спустя значительное время после смерти родителя. образ умершего родителя в воспитании.

Типология неблагополучных семей.
неблагополучная семья - семья, где нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитание, в результате чего появляются трудные дети.
1 группа - семьи с явной, открытой формой неблагополучия: конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные семьи.
2группа - семьи со скрытой формой неблагополучия: недоверчивые, легкомысленные, хитрые, псеводовзаимные семьи и семья-театр.

Психологические проблемы внебрачных детей.
внебрачный ребёнок находится в самом невыгодном положении, по сравнению с детьми из других типов неполных семей. соц.дискрим. оказыв. на него давление.
ребёнку достаётся меньше внимания, тепла. он в искажённом виде узнаёт о факте своего рождения.
ограниченный социальный опыт общения.
эмоциональная привязанность только к матери, ограничивает формирование будущих привязанностей, что ведёт к эмоц. незрелости.
невольная инфантилизация ребёнка матерью.

10.Сензитивные и критические периоды развития. Модель генетико-средового взаимодействия(?)

Сензитивные и критические периоды развития
Сензитивный период - особый период в жизни, в течении которого происходит очень быстрое и прочное научение (от 9 мес до 3х лет)
-имбридинг - мгновенное научение/запечатление.
К концу сензитивного периода "фильтр" научения становится уже.
(обратимость есть, но менее эффективная)

Критический период - период в жизни организма, когда воздействие и научение необратимо.
(пренатальный период)
-половой диморфизм - на 6 неделе hy-антиген делает невозможным развитие по женскому типу, выдел специальный гормон.
-появление бинокулярного зрения. (с 13 недели)
В критичн пер - косоглазие, катаракта.

Большинство специалистов делит детство на различные периоды. По какому признаку – отдельный вопрос. По одной из наиболее авторитетных классификаций, принадлежащей Л.Выготскому, периодизация психического развития ребенка происходит на основе ведущей деятельности. Что это значит?
Ведущая деятельность на определенном этапе является смыслообразующей. В ее контексте складываются отношения со взрослыми и со сверстниками. Осваивая ведущую деятельность, ребенок приобретает новые навыки и способности, которые называются «новообразования возраста» - например, умение говорить, умение ходить.
На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.
Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.
Критические периоды
Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:
- Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.
- Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.
- Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития.
Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей
Сензитивные периоды
В отдельные периоды воздействия ребенок наиболее чувствителен к определенным воздействиям, к развитию определенных способностей. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.
Границы сензитивных периодов не бывают точными: они могут быть смещены на несколько месяцев. И тем не менее, сензитивные периоды крайне важно использовать для обучения ребенка – именно в этот отрезок времени он наиболее легко способен освоить новые навыки.

Р. Эйслин, модифицировавший модель дlк. rоттлиба, описал три основных типа rенетикосредовоrо взаимодействия (Aslin,
1981; Gottlieb, 1976) (рисунок 1). Первый тип сохранение. Если какаялибо способность уже развита к моменту появления
aдeKBaTHoro опыта, то она сохраняет уровень cBoero развития. Если опыт отсутствует, изменение способности может быть
необратимо. Примером может служить влияние питания на рост ребенка. дlк. Тэннер построил шкалу физическоrо развития на
основе лонrитюдных исследований. В период быстроrо роста у подростков (сензитивный период) отсутствие aдeKBaTHoro пита
ния порождало нарушение кривой роста. Если депривация про должалась весь период быстроrо роста, то итоrовый рост был
ниже. Если депривация происходила до или после этоrо периода, кривая развития оказывалась близкой к норме.
Второй тип rенетикосредовоrо взаимодействия усиление. Способность частично развита к моменту взаимодействия.
При отсутствии адекватноrо опыта она будет развиваться, но с потерями. Если опыт присутствует, развитие будет идти быстрее
и более комплексно. Примером MOryт служить исследования, проведенные на животных и младенцах. Нейроны в зрительной
коре кошки отвечают на оrраниченное число стимульных ориентаций, хотя полный комплект ориентационных нейронов пред
ставлен от рождения: в течение paHHero постнатальноrо периода котята теряют чувствительность к тем ориентациям, для которых
нет адекватных ориентировочных стимулов (Blackmore, Cooper, 1970; Pack, Blackmore, 1975). Пропорции нейронов ориентацион
ной чувствительности увеличиваются в процесс е развития при наличии ориентационных стимулов в сензитивный период.
А. Левенталь и r. Хёш (Leven thal, Hirsch, 1975) показали, что верти кальный опыт померживает вертикальную чувствительность,
rоризонтальный rоризонтальную, а диаrональный опыт диаrональную, вертикальную и rоризонтальную. Эти результаты
подтверждают существование первичных ориентаций; сензитив ный период чувствительности к ориентациям начинается при пе
реходе от неселективности нейронов к их высокой селектив ности. Фильтр для селекции достаточно широк.
у младенцев зрительное предпочтение знакомых лиц появля ется после нескольких месяцев постнатальноrо развития. Этому
предшествует развитие более низкоrо уровня фенотипа, TaKoro, как внимание к контурам. Если в раннем постнатальном периоде
случается контурная депривация, это может вызвать дефицит в развитии paHHero фенотипа (внимание к контурам), а в резуль
тате и последующее развитие предпочтения лица (позднеrо фе нотипа) может деrрадировать (Geldart et al., 2002).
Третий тип rенетикосредовоrо взаимодействия индукция. При отсутствии способности до появления aAeKBaTHoro ceH
copHoro опыта ее развитие возможно только при условии Ha копления опыта. Примером развития по типу индукции может
служить развитие речи. Адекватный опыт взаимодействия с co циальным окружением индуцирует речевое развитие, rенети
ческая rотовность к которому представлена в фенотипе, но не может развиваться без Hero. В качестве примера можно
привести случаи крайней депривации психическоrо развития случаи так называемых «диких» детей один из таких случаев
был достаточно хорошо документирован и обработан А. rезел лом (по: Ланrмайер и Матейчик, 1985). Две девочки, пойманные
в стае волков (Амала и Камала), одной из которых было прибли зительно 6 лет, а дрyrой 18 месяцев, были помещены в на BOC
питание в приют для сирот. Младшая вскоре умерла, а старшая прожила в приюте около 10 лет. Девочка издавала звуки, не по
хожие ни на человеческие, ни на звериные. Долrое время она не моrла даже принять вертикальную позу, первые слова появи
лись только спустя 6 лет перевоспитания, затем самые простые фразы. Нормальноrо уровня речевоrо развития за 10 лет пребы
вания в приюте девочка так и не достиrла, хотя к этому прила rались большие усилия. Рассмотрим основные положения модели rенетикосредовоrо взаимодействия как механизма сензитивноrо периода.

1. Концепция сензитивноrо периода заключает в себе как
оrраничение возрастноrо периода проявления сензитивности к средовым воздействиям, так и признание селективности этих воздействий, которая может модифицировать фенотип в тече ние определенноrо возрастноrо периода. Сензитивный период, следовательно, оказывается чемто
вроде cpeAoBoro фильтра, принимающеrо одни влияния и блоки рующеrо дрyrие. Если фильтр широкий, то MOryr быть переданы
(если они представлены) разнообразные импульсы, оказыва ющие влияние на количество (уровень развития) или качество
(тип развития) фенотипа. Если фильтр узкий, селективность для части средовых воздействий более оrраничена, а передано MO
жет быть влияние только oAНoro типа. 2. Сензитивный период локализуется в процессе нормальноrо
развития функции: до, в течение или после перехода от нижнеrо к более высокому уровню фенотипической спецификации.
Локализация сензитивноrо периода видоспецифична и может широко варьироваться в зависимости от различных аспектов
фенотипа. 3. Если средовое влияние в течение сензитивноrо периода не соответствует характеристикам фильтра, то ход фенотипи
ческоrо развития будет отклоняться от нормы. Путь этоrо откло нения зависит от формы фильтра, времени появления HecooтвeT
ствия и степени эластичности фенотипа. Если эластичность высокая, а несоответствие не затяrивается на весь сензитивный
период, то наблюдаются эффекты компенсации.

11.Гештальт младенчества. Я СДЕЛАЛА
Гештальт младенчества – комплекс характеристик, свойственных детенышам высших животных, которые включает в себя специфические особенности внешнего вида, запаха, звуков, движений и прочих характеристик, которыке вызывают у родителей стремление оберегать и заботиться. Компоненты гештальта младенчества можно разделить на 3 категории:
Физические свойства. К ним относятся особенности внешнего вида детенышей, их запах, голосовые реакции. Во внешнем виде выделяются пропорции частей тела (крупная по сравнению с телом голова, короткая шея, короткие и толстые конечности, общие округлые формы, соотношение толщины и длины тела) и лицевой части(высокий выпуклый лоб, большие, направленные вперед глаза, маленький нос, губы и подбородок, выпуклые щеки, маленькие, низкорасположенные уши), а также цветовая гамма (у некоторых животных окраска детенышей отличается от взрослой; для человека характерны чистые, пастельные тона кожи, яркие контрасты частей лица — румянец, яркие глаза и ресницы, губы). У детенышей отличный от взрослых запах, имеющий сходство у всех млекопитающих. Голосовые реакции детенышей имеют наиболее сходные межвидовые характеристики и устойчиво вызывают ориентировочную реакцию и стремление к контакту, купирование агрессии практически у всех взрослых животных. Однако полноценное поведение родительского типа не всегда проявляется у взрослых животных. Иногда оно изменено за счет прошлого опыта и выражается в растерянности, страхе, иногда агрессии. При полноценном развитии детеныши вызывают ярко выраженные положительные эмоции, стремление к контакту, охране и т.п. При этом реакция взрослых особей тем сильнее, чем интенсивнее выражены эти качества независимо от того, к какому виду принадлежит детеныш. Считается, что наиболее выраженными младенческими качествами обладает человеческий ребенок. По отношению к нему элементы родительского поведения со стороны взрослых животных разных видов наиболее выражены. У ребенка к этому компоненту гештальта младенчества относятся улыбка и взгляд в глаза, особенности структуры речи (гуление, лепет, построение слов и фраз).
Поведенческие особенности. Структура и динамика движений детенышей отличаются от таковых у взрослых особей. Они замедленны, неловки, недостаточно координированы, неадекватны по интенсивности окружающей среде и задачам деятельности. С этим связаны особенности прикосновений младенцев к взрослым особям и явно приятные переживания последних. К поведенческим особенностям относятся инфантильные позы, которые выражают отличную от взрослых роль детеныша во взаимодействии. Эти позы стимулируют взрослых к оказанию поддержки, провоцируют покровительство, у многих животных — поведение кормления. Некоторые инфантильные позы и движения входят в ритуальные средства общения и брачные игры у птиц и млекопитающих. Их назначение — купировать агрессию, стимулировать покровительство, в брачных ритуалах некоторых птиц — самец осуществляет по отношению к самке поведение кормления
Инфантильная результативность. К ней относятся результаты жизнедеятельности и поведения детенышей, которые отличны от таковых у взрослых. Можно выделить три уровня инфантильной результативности.

1. Результаты физиологического функционирования ребенка: кряхтение, звуки удовольствия, сопение, чавканье, пускание слюней и т.п., которые имеют отличие от таковых у взрослых особей и по отношению к детенышу вызывают положительно-эмоциональную реакцию и поведение, обеспечивающее его физический комфорт (вылизывание и т.п.);2. Результаты инфантильного стиля движений: прикосновения особого характера, звуки, мимические выражения при контакте, не такая, как у взрослых, реакция на достигнутый результат (восторг, бурная радость и т.п.), на общение со взрослым, на контакт после дискомфорта (всхлипывания с придыханием, которое присуще практически всем млекопитающим и вызывает очень яркую эмоциональную реакцию взрослых), а также игровое поведение детенышей3. Инфантильный продукт деятельности: этот уровень инфантильной результативности наибольшее значение имеет у человека, однако его можно обнаружить и на более ранних стадиях развития: результаты деятельности детенышей отличны от взрослых по качеству, они менее совершенны, часто вообще непригодны «для употребления» и никому не нужны (детеныши хищных, участвуя в охоте взрослых, не способствуют успешности охоты, гнездо, построенное полуторагодовалым детенышем антропоидов, непригодно для ночлега, а продукты игровой, конструктивной и т.п. деятельности человеческих детей не только не нужны, но еще требуют для себя дополнительных затрат от взрослых).
Все компоненты гештальта младенчества имеют возрастную динамику. В каждом возрасте они представлены в разной пропорции и разные по качеству Поведение взрослых соответствует этим возрастным особенностям, что обеспечивает своевременный переход от операций ухода к игровой деятельности, включению детенышей в деятельность взрослых, переход от ограничения активности к сепарации и предоставления самостоятельности. У приматов статус детенышей, обеспечивающий им особое отношение всех членов группы, ограничен двумя месяцами у низших и двумя годами у человекообразных Интенсивное поведение няньчания вызывают у антропоидов детеныши до года, снисхождение и игровое поведение — до двух-трех лет, а на четвертом году они уже полностью лишены всех привилегий. У человека гештальт младенчества сохраняется дольше всех, а второй и третий его компоненты наиболее разнообразны.

12.Основные методы психологии развития. Я СДЕЛАЛА.
1. МЕТОД СРЕЗОВ (метод поперечных срезов) — относится к методам организационным. Исследование организуется как работа с людьми разных возрастных групп — как бы с выполнением срезов на различных возрастных уровнях. При достаточном количестве представителей каждой группы можно выявить обобщенные характеристики на каждом уровне и на этой основе проследить общие тенденции возрастного развития. Этот метод иногда противоставится методу лонгитюдному; что вполне правомерно. Каждый имеет свои преимущества: если метод срезов позволяет охватить исследованием больше людей и потому получить более надежные данные, то метод лонгитюдный позволяет зафиксировать оттенки индивидуального развития. Практически эти методы выступают как взаимно дополнительные.
2. МЕТОД ЛОНГИТЮДНЫЙ (метод длинника) — относится к методам организационным. Предполагает работу с одной и той же группой людей — или с одним человеком, — регулярно и достаточно часто обследуя их на протяжении длительного времени — отслеживается развитие, производится «продольный срез». Хотя этот метод иногда противоставится методу сравнительному, это не вполне корректно: сравнение используется в обоих методах, но в одном случае сравниваются данные о разных объектах, а в другом — об одном объекте на протяжении его развития. Но противоставление методу срезов вполне правомерно. Каждый имеет свои преимущества: если метод срезов позволяет охватить исследованием больше людей, то метод лонгитюдный более «утончен» и позволяет зафиксировать оттенки индивидуального развития, неуловимые для метода срезов. Практически эти методы выступают как взаимно дополнительные.
3.КОГОРТНЫЙ МЕТОД. Исследование, в котором определенная когорта прослеживается в течение некоторого периода времени. При когортном исследовании сравнивают исходы у тех, кто подвергался и не подвергался действию изучаемого фактора (либо подвергался в разной степени). Когорты можно формировать в настоящем времени и затем прослеживать в будущем (проспективное исследование) или выделить по архивным документам и проследить до настоящего момента (ретроспективное исследование).

13.Доминанта материнства(думаю,будет такой вопрос).Учение о доминанте Ухтомского.КСЮ Б.
Доминанта — устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения. Понятие введено российским физиологом Алексеем Алексеевичем Ухтомским, который разрабатывал учение о доминанте с 1911 года, основываясь на работахН. Е. Введенского и других физиологов.
Принцип доминанты
Во все моменты жизнедеятельности создаются условия, при которых выполнение какой-либо функции становится более важным, чем выполнение других функций. Выполнение данной функции подавляет другие функции.
Свойства доминантного центра
• повышенная возбудимость;
• способность к суммации;
• возбуждение характеризуется высокой стойкостью;
• возбуждение характеризуется высокой инертностью;
• способность растормаживаться.
1.Гестационная доминанта.
В период беременности(в дальнейшем Б.) физиологич. и нейропсихич. процессы носят доминантный х-тер. Обострение рецепции матки, повышение порогов раздражения,реакции матери на различ. патологич. факторы. Б-обмен нервно-психич.инф.Нарушения могут оказать влияние на реализацию ген.потенциала ребенка.
2.Родовая доминанта(Р.Д.)
К концу Б формир-ся РД. Механизмом,запускающим процесс родов явл. Гормональные сдвиги,как у матери так и у ребенка. Главная задача РД обеспечить максимально благоприятные условия для перехода от гомеостаза на внешн. Уровень. На 9 мес. Женщина переживает стресс,высокая возбудимость физиологических систем обоих организмов. В крови матери и ребенка увеличивается ур-нь гормонов стресса-нор-и адреналина.Выброс катехоламинов обуславливает реакции организма.После рождения ур-нь гормонов превышает в 2-3 раза родовой ур-нь. В течение второго часа приходит к норм. состоянию. Импринтинг(запечатление). Наиболее выражен импринтинг у новорожденных: мать запоминает своего ребенка - ребенок свою маму.Первые часы жизни явл-ся критическими для становления системы «мать-дитя» и формирования чувства привязанности.
3.Лактационная доминанта (ЛД)
Телесный контакт с матерью.ЛД усиливает влияние ребенка на мать-он становится источником сигналов для материнского поведения.Именно тактильная стимуляция младенца во время кормления поддерживает инерцию доминанты,тормозя возникновение др.горм-ных доминант.ЛД формирует новый ур

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...