Основные подходы в системном исследовании
Системный подход – направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы. Система – совокупность взаимосвязанных элементов, образующих некоторое единство. Принципы системного подхода (системного анализа): 1. целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для выше стоящих уровней; 2. иерархичность – наличие множества элементов (не менее 2-х), расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня – элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Любая организация – взаимодействие 2-х подсистем: управляющей и управляемой, одна подчиняется другой; 3. структуризация – позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры (как правило, процесс функционирования системы обусловлен столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры); 4. множественность – позволяющая использовать множество экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом. При системном подходе важно изучение следующих характеристик организации, как системы «вход», «процесс», «выход». При системном подходена основе маркетинговых исследований, исследуются параметры «выхода», т.е. товары и услуги, что производить, с какими показателями качества, затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Затем определяются параметры «входа» - исследуется потребность в ресурсах (материальных, финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после длительного изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации труда, и управления) и параметров внешней среды (экономической, политической, социальной, экологической и др.). Исследование параметра «процесса» - преобразование ресурсов в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования рассматривается производственная технология или технология управления, факторы и пути ее совершенствования.
Таким образом,системный подходпозволяет комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик, анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявлять характер проблем «входа», «процесса», «выхода». Комплексный подход – предполагает учитывать при анализе как внутреннюю, так и внешнюю среду организации (экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические и др.). Внешние факторы – важные аспекты при анализе организации и, к сожалению, учитываются не всегда. Комплексный подход является необходимым условием при решении задачи анализа организации. Интеграционный подход – исследования осуществляются как по вертикали (между отдельными элементами системы управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукции). Интеграция – объединение субъектов управления для усиления взаимодействия всех элементов системы управления конкретной организации. Например: управляющая система задает службам и подразделениям организации конкретные показатели их деятельности по качеству, количеству, затратам, ресурсам, срокам и т.д. Интеграция по горизонтали – требует формирования единой и четкой информационной системы управления, по стадиям научно-исследовательской, конструкторской и технологической подготовки производства, производства внедрения, эксплуатации и снятия изделия с производства. Такая согласованность показателям по стадиям жизненного цикла продукта позволяет создать структуру управления, обеспечивающую оперативность и гибкость управления. Интеграция по вертикали – объединение юридически самостоятельных организаций для наилучшего достижения поставленных целей. Это обеспечивается:
1) объединением усилий людей (синергетический эффект); 2) созданием новых научно-экспериментальных баз, внедрением новых технологий и нового оборудования. Создаются условия для улучшения связей по вертикали между федеральными, муниципальными органами управления и отдельными организациями (производственной и социальной сферы деятельности). Такая интеграция обеспечивает контроль регулирование в процессе реализации новых указов, постановлений и другой регулирующей документации. Интеграция дает организации дополнительные возможности для повышения конкурентно способности за счет расширения сотрудничества. Создаются условия для осуществления стратегических задач на всех уровнях в системе управления холдинга, отдельных компаний и конкретных подразделений. Применение интеграционного подхода создает условия для наилучшего осуществления стратегических задач на всех уровнях в системе управления: на уровне холдинга, отдельных компаний и конкретных подразделений. Ситуационный подход. Его сущность заключается в том, чтопобудительным мотивом к проведению анализа являются конкретные ситуации, широкий диапазон которых существенно влияет на эффективность управления. При таком подходе система управления в зависимости от характера ситуаций может менять любую из своих характеристик. Объектами анализа в данном случае могут быть: · структура управления (в зависимости от ситуации и на основании проведенных расчетов выбирается структура управления с преобладанием вертикальных или горизонтальных связей); · методы управления; · стиль руководства (в зависимости от профессионализма, численности и личных качеств сотрудников выбирается стиль руководства, ориентированный либо на задачи, либо на человеческие отношения);
· внешняя и внутренняя среда организации; · стратегия развития организации; · технологические особенности производственного процесса. Маркетинговый подход – предполагает проведение анализа организаций на основе маркетинговых исследований. Главная цель – ориентация управляющей системы на потребителя. Реализация поставленной цели требует, прежде всего, совершенствования деловой стратегии организации, цель которой обеспечить своей организации устойчивое конкурентное преимущество. Маркетинговый анализ призван выявить эти конкурентные преимущества и факторы их определяющие. Исследуются следующие факторы: · качество продукции или услуг; · качество управления самой организации; · маркетинговое качество товара необходимое для удовлетворения потребностей населения. Таким образом, значение маркетингового подхода в том, чтобы обеспечить организацию всей необходимой информацией, знание которой позволит надолго удержать и сохранить свою конкурентную позицию в отрасли. Инновационный подход – основан на умении организации быстро реагировать на изменения, диктуемые внешней средой (нововведения, новые технологические решения, производство новых товаров и услуг для наилучшего удовлетворения потребности рынка). Это касается внедрения нововведений, новых технических решений, неуклонного возобновления производства новых товаров и услуг для наилучшего удовлетворения потребностей рынка сбыта. Залог успешного функционирования организации – нужно идти не только вровень с технологическим прогрессом, но и опережать его. Процесс анализа при инновационном подходе сложен, охватывает все стадии жизненного цикла. Рассмотрим их: I стадия. Анализ возможности проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Необходимо определить располагает ли данная организация необходимыми финансовыми ресурсами, т.к. расходы на идеи их внедрения интенсивно возрастут. Большое значение имеет писк надежных инвесторов, т.к. наукоемкое производство таит большую неопределенность. Выяснить имеется ли в команде исполнителей специальная группа людей, которые будут заниматься разработкой и реализацией инновационных проектов и какова их профессиональная подготовка.
II стадия. Анализ возможностей внедрения в производство результатов НИР и ОКР. Необходимо определить техническую, организационную и экономическую целесообразность внедрения новой техники и новых технологий. III стадия. А нализ возможности вывода нового продукта на рынок. Необходимо изучение требования рынка, характер продукции подобного типа, пользующийся спросом, определить, где она производится и в каком количестве. При инновационном подходе необходимо помнить: чтобы успешно конкурировать на рынке, необходимо дать возможность изобретателям создавать новые вещи, свободно творить и доводить свои изобретения до успешной реализации. Для этого команде изобретателей необходима определенная свобода творчества: право принимать решения за конечные результаты. Управление организации должно быть направлено на поощрение инициативы и предприимчивости изобретений. Нормативный подход – анализ любой системы управления с целью совершенствования связан с учетом совокупности важнейших нормативных документов, которыми руководствуется организация (отраслевые нормативы, нормы управляемости организации, положение организации, должностные инструкции, штатное расписание). Нормативы подразделяются на: 1) целевые – обеспечивают перед организацией реализацию поставленных целей (показатели качества продукции и др.); 2) функциональные – качество и своевременность проработки планов, организованность подразделений, оперативный учет и контроль, строгое распределение функциональных обязанностей в каждом структурном подразделении; 3) социальные – показатели стимулирования и охраны труда, обеспеченности всех сотрудников необходимыми техническими средствами для успешной работы, необходимость систематического повышения профессионального роста, хорошая мотивация, правовые и экологические нормативы. Поведенческий подход – создание необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника, для создания собственной значимости в управлении. Менеджерам необходимо изучить поведенческие подходы, рекомендуемые общим менеджментом и применять в процессе управления. Необходимо помнить, что человек – это самый важный элемент в системе управления. Удачно подобранная команда единомышленников и партнеров, способных понимать и внедрять идеи своего руководителя, - важнейшее условие экономического успеха.
Заключение
Теория систем впервые была применена в точных науках и технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х гг. явилось важнейшим вкладом в школы науки управления. Выделяются два подхода к познанию действительности – предметный, или поэлементный, и системный. Первый из них рассматривает предмет, взятый «сам по себе», второй – системный подход, является способом реализации вопросов о единстве, взаимосвязанности, целостности явлений. Системный подход позволяет лучше понять сложные, многозначные, многомерные явления действительности. Системный подход не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих – это способ мышления по отношению к организации и управлению. Системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей. Под системой понимают целое, состоящее из объектов, взаимосвязь и взаимодействие которых порождает новые (системные) качества, не присущие ни каждому объекту в отдельности, ни их арифметической сумме. Объекты, входящие в систему, называются элементами системы или подсистемами. Примером системы может служить предприятие. Наличие взаимосвязей и взаимодействий между цехами основного производства, производственными подразделениями, аппаратом управления позволяет получить свойство, отсутствующее у названных частей в отдельности и составляет подсистемы предприятия. Список используемой литературы 1. Игнатьева А.В., Максимцов М. М. Исследование систем управления: Учеб пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 2. Валуев А., Волкова В.Н., Игнатьева А.В. и др. Системный анализ в экономике и организации производства. – Л.: Политехника,1991. 3. Управление организацией. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 1999. 4. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент.. – СПб.: Питер, 2005.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|