Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 3. «Психологический портрет» подростка

Задание 1

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С КЛАССОМ

(по Беляевой Т.Б.)

 

Порядок выполнения: на уроке в процессе наблюдения студент заполняет таблицу, отмечая в примечании наиболее яркие и характерные ситуации.

 

  Характеристика невербального поведения Уровень выраженности Примечания
       
Динамичность (активность, степень подвижности или статичности) 1) динамичность позы; 2) динамичность речи; 3) богатство (разнообразие) мимики; 4) количество жестов; 5) выразительность жестов          
Выразительность - смысловая связь вербального и невербального компонентов обращения 1) эмоциональность речи; 2) разнообразие приемов для подчеркивания слов и фраз; 3) целевое назначение жестов (указательные, подчеркивающие, изобразительные)          
Коммуникативность - наличие предпосылок для контакта с классом 1) контакт глаз; 2) улыбка; 3) приближение корпуса к аудитории; 4) частота обращения к конспекту (отрицательная характеристика)          

 

 


Задание 2. Наблюдение за словесными воздействия педагога

Методика наблюдения за словесными воздействиями учителя на уроке (составитель Л.А. Регуш)

 

Цель: дать характеристику словесных воздействий учителя на уроке.

Инструкция эксперту-наблюдателю:

I. Подготовка к посещению урока (занятия)

1. Уточнить и понять цели экспертизы коммуникативной культуры учителя, а также цель наблюдения.

2. Внимательно изучить схему наблюдения.

3. Вспомнить или заново познакомиться со спецификой метода наблюдения и требованиями к нему.

4. Настроить себя на объективную фиксацию наблюдаемого, исключив влияние субъективных установок на учителя, процесс и результат наблюдения.

5. Познакомиться со словарем терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий; при необходимости обратиться к дополнительной литературе.

II. Проведение наблюдения

1. При знакомстве с учителем, урок которого наблюдается, и установлении контакта с ним избегать формулирования конкретной цели наблюдения.

2. Фиксация наблюдаемых словесных воздействий ведется по схеме (см. таблицу, где в графе 4 записываются слова, обращения, высказывания, которые могут быть отнесены к тому или иному виду воздействий; если возникают трудности в отнесении тех или иных высказываний к определенному виду, можно воспользоваться словарем терминов).

3. Необходимо записывать словесные воздействия, отсутствующие в схеме, но имеющиеся в речи учителя. Этот материал следует использовать при проведении анализа и подведении итогов.

Словарь терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий

Замечание — выговор, указание на ошибку.

Интонация — повышение или понижение голоса при произношении; манера произношения, отражающая чувства говорящего.

Инструкция — сформулированная в слове последовательность действий.

Ирония — тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

Команда — краткий устный приказ.

Нравоучение — поучение, внушение нравственных правил.

Нотация — наставление, выговор.

Ободрение — внушение бодрости, поднятие настроения.

Порицание — выговор, осуждение.

Поощрение — то, что поощряет: одобрение, награда, содействие, сочувствие, возбуждающее желание делать хорошо, лучше.

Просьба — обращение, призывающее удовлетворить какие-либо нужды, желания.

Распоряжение — 1. То же, что и приказание. 2. Забота об устройстве, использовании, применении чего-либо.

Угроза — запугивание, обещание причинить зло.

Указание — наставление, разъяснение, указывающее, как действовать.

Упрек — неудовольствие, неодобрение или обвинение, высказанное кому-нибудь.

Юмор — беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь.

IIL Обработка результатов наблюдения и формулирование выводов

1. Подсчитать количество слов-воздействий каждого вида и записать соответствующую цифру в графу 5.

2. Определить ранговое место каждого вида воздействий и проставить эти данные в графе 6.

3. Соотнести ранговые места того или иного вида воздействий, которые наблюдались у учителя на уроке, с данными, представленными в графах 1 и 3.

Примечание. В графе 1 приведены ранговые места словесных воздействий, которые характерны для учителей, имеющих высокий уровень понимания учащихся.

В графе 3 приведены ранговые места словесных воздействий для учителей, имеющих низкий уровень понимания учащихся.

Характеристика ранговых мест этих видов воздействий получена в исследовании С. В. Кондратьевой (Кондратьева С. В. Психологические проблемы понимания людьми друг друга // Психология межличностного познания. —М.: Педагогика, 1981).

Схема наблюдения

Ранговое место сло­весного воз­дейст­вия при вы­со­ком уров­не понимания учителем учеников   Виды словесных воздействий   Ранговое место сло­весного воздейст­вия при низ­ком уровне понимания учителем учеников   Слова, выс­казывания, обращения того или ино­го вида воз­действия на разных эта­пах урока   Всего воз­действий то­го или иного вида у наб­людаемого учителя   Ранговое мес­то того или иного ви­­да воздей­ствий у наб­людаемого учителя  
    Нравоучение                
    Нотация                
  Обращение по фамилии                
  Повышение тона                
    Дисциплинирова­ние-приказ                
    Замечание-вопрос                
    Угроза                
  Команда                
    Упрек                
    Просьба                
  Распоряжение                
  Инструктирование                
  Поощрение                  
  Юмор                  
  Ободрение                  
  Диалог                  
  Порицание                  
  Ирония                  

4. Сделать вывод:

а) о наиболее характерных для данного учителя словесных воздействиях на учащихся, принимая во внимание, что 1-4 — высокие, 5-8 — средние, 9-12 — низкие ранговые места того или иного вида воздействий;

б) свидетельствуют ли эти, наиболее характерные виды воздействий учителя о его понимании учащихся, учитывая, что одним из основных показателей коммуникативной культуры является понимание ученика.

5. Если проведенная обработка не позволяет определенно дать заключение о наиболее характерных словесных воздействиях учителя, то нужно обратиться к тем видам воздействий, которые не указаны в схеме, но которые вы установили и зафиксировали в ходе наблюдения, и использовать эти данные для разрешения сомнений.


Задание 3. «Психологический портрет» подростка

 

1 Составьте «психологический портрет» обучающегося подросткового возраста по следующим параметрам:

 

Имя, возраст, класс.

 

1. Физиологические особенности

2. Психологические особенности (самосознание, самооценка)

3.Личностное развитие (мотивы, интересы)

4. Особенности эмоциональной сферы

5. Особенности учебной деятельности.

6.Особенности поведения

7. Особенности общения со взрослыми и сверстниками.

8.Наличие признаков подросткового кризиса

 

 

2. Соотнесите результаты своего наблюдения с возрастными нормами, опираясь на литературные источники по возрастной психологии (указать конкретно источники. Не более 2-х). Результаты анализа занесите в таблицу (что из наблюдаемого соответствует возрастной норме, а что нет)

например:

норма (с указанием автора) отклонения от нормы
Стремление к самоутверждению, отстаиванию равных со взрослыми прав умеренной интенсивности Гипертрофированное, заостренное проявление стремления к самоутверждению, отстаивания равных со взрослыми прав
Симптомы кризиса наблюдаются время от времени, в виде кратковременных «вспышек» Симптомы кризиса наблюдаются постоянно
Не нарушает социальное поведение Выраженная социальная дезадаптация
   
   
   
   

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...