Задание 3. «Психологический портрет» подростка
Задание 1 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С КЛАССОМ (по Беляевой Т.Б.)
Порядок выполнения: на уроке в процессе наблюдения студент заполняет таблицу, отмечая в примечании наиболее яркие и характерные ситуации.
Задание 2. Наблюдение за словесными воздействия педагога Методика наблюдения за словесными воздействиями учителя на уроке (составитель Л.А. Регуш)
Цель: дать характеристику словесных воздействий учителя на уроке. Инструкция эксперту-наблюдателю: I. Подготовка к посещению урока (занятия) 1. Уточнить и понять цели экспертизы коммуникативной культуры учителя, а также цель наблюдения. 2. Внимательно изучить схему наблюдения. 3. Вспомнить или заново познакомиться со спецификой метода наблюдения и требованиями к нему. 4. Настроить себя на объективную фиксацию наблюдаемого, исключив влияние субъективных установок на учителя, процесс и результат наблюдения.
5. Познакомиться со словарем терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий; при необходимости обратиться к дополнительной литературе. II. Проведение наблюдения 1. При знакомстве с учителем, урок которого наблюдается, и установлении контакта с ним избегать формулирования конкретной цели наблюдения. 2. Фиксация наблюдаемых словесных воздействий ведется по схеме (см. таблицу, где в графе 4 записываются слова, обращения, высказывания, которые могут быть отнесены к тому или иному виду воздействий; если возникают трудности в отнесении тех или иных высказываний к определенному виду, можно воспользоваться словарем терминов). 3. Необходимо записывать словесные воздействия, отсутствующие в схеме, но имеющиеся в речи учителя. Этот материал следует использовать при проведении анализа и подведении итогов. Словарь терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий Замечание — выговор, указание на ошибку. Интонация — повышение или понижение голоса при произношении; манера произношения, отражающая чувства говорящего. Инструкция — сформулированная в слове последовательность действий. Ирония — тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. Команда — краткий устный приказ. Нравоучение — поучение, внушение нравственных правил. Нотация — наставление, выговор. Ободрение — внушение бодрости, поднятие настроения. Порицание — выговор, осуждение. Поощрение — то, что поощряет: одобрение, награда, содействие, сочувствие, возбуждающее желание делать хорошо, лучше. Просьба — обращение, призывающее удовлетворить какие-либо нужды, желания. Распоряжение — 1. То же, что и приказание. 2. Забота об устройстве, использовании, применении чего-либо. Угроза — запугивание, обещание причинить зло.
Указание — наставление, разъяснение, указывающее, как действовать. Упрек — неудовольствие, неодобрение или обвинение, высказанное кому-нибудь. Юмор — беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь. IIL Обработка результатов наблюдения и формулирование выводов 1. Подсчитать количество слов-воздействий каждого вида и записать соответствующую цифру в графу 5. 2. Определить ранговое место каждого вида воздействий и проставить эти данные в графе 6. 3. Соотнести ранговые места того или иного вида воздействий, которые наблюдались у учителя на уроке, с данными, представленными в графах 1 и 3. Примечание. В графе 1 приведены ранговые места словесных воздействий, которые характерны для учителей, имеющих высокий уровень понимания учащихся. В графе 3 приведены ранговые места словесных воздействий для учителей, имеющих низкий уровень понимания учащихся. Характеристика ранговых мест этих видов воздействий получена в исследовании С. В. Кондратьевой (Кондратьева С. В. Психологические проблемы понимания людьми друг друга // Психология межличностного познания. —М.: Педагогика, 1981). Схема наблюдения
4. Сделать вывод:
а) о наиболее характерных для данного учителя словесных воздействиях на учащихся, принимая во внимание, что 1-4 — высокие, 5-8 — средние, 9-12 — низкие ранговые места того или иного вида воздействий; б) свидетельствуют ли эти, наиболее характерные виды воздействий учителя о его понимании учащихся, учитывая, что одним из основных показателей коммуникативной культуры является понимание ученика. 5. Если проведенная обработка не позволяет определенно дать заключение о наиболее характерных словесных воздействиях учителя, то нужно обратиться к тем видам воздействий, которые не указаны в схеме, но которые вы установили и зафиксировали в ходе наблюдения, и использовать эти данные для разрешения сомнений. Задание 3. «Психологический портрет» подростка
1 Составьте «психологический портрет» обучающегося подросткового возраста по следующим параметрам:
Имя, возраст, класс.
1. Физиологические особенности 2. Психологические особенности (самосознание, самооценка) 3.Личностное развитие (мотивы, интересы) 4. Особенности эмоциональной сферы 5. Особенности учебной деятельности. 6.Особенности поведения 7. Особенности общения со взрослыми и сверстниками. 8.Наличие признаков подросткового кризиса
2. Соотнесите результаты своего наблюдения с возрастными нормами, опираясь на литературные источники по возрастной психологии (указать конкретно источники. Не более 2-х). Результаты анализа занесите в таблицу (что из наблюдаемого соответствует возрастной норме, а что нет)
например:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|