Основные технические характеристики
Масса на орбите 20040 кг. Длина по корпусу 12990 мм. Максимальный диаметр 4100 мм. Объем герметичных отсеков 71, 5 м3. Размах солнечных батарей 24400 мм. Площадь фотоэлектрических элементов 28 м2. Гарантированные среднесуточная мощность электроснабжения напряжением 28 В3 кВт. Мощность электроснабжения американского сегментадо 2 кВт. Масса заправляемого топлива 3800 кг. Ракета-носитель "Протон": Параметры орбиты выведения: Высота в перегеи180 км; Высота в апогеи 340 км; Период обращения 89,6 мин; Наклонение 51,6 град; Высота орбиты сборки 385км; Высота рабочей орбиты 350-500 км; Длительность функционирования 15 лет. Компоновка Компоновка ФГБ включает в себя приборно-грузовой отсек (ПГО) и герметичный адаптер (ГА), предназначенный для размещения бортовых систем, обеспечивающих механическую стыковку с другими модулями МКС и прибывающими на МКС кораблями. ГА отделен от ПГО герметичной сферической переборкой, в которой имеется люк диаметром 800 мм. На внешней поверхности ГА имеется специальный узел для механического захвата ФГБ манипулятором корабля "Шаттл". Герметичный объем ПГО составляет 64,5 м3., ГА - 7.0 м3.. Внутреннее пространство ПГО и ГА разделено на две зоны: приборную и жилую. В приборной зоне размещены блоки бортовых систем. Жилая зона предназначена для работы экипажа. В ней находятся элементы систем контроля и управления бортовым комплексом, а также аварийного оповещения и предупреждения Приборная зона отделена от жилой зоны панелями интерьера. ПГО функционально разделен на три отсека: ПГО-2 - это коническая секция ФГБ, ПГО-3 - примыкающая к ГА цилиндрическая секция, ПГО- 1 - цилиндрическая секция между ПГО-2 и ПГО-3.
Стыковочные агрегаты ФГБ оснащен тремя стыковочными агрегатами. Активный гибридный стыковочный агрегат установлен на переднем торцевом шпангоуте ПГО и используется для стыковки со служебным модулем. На заднем торцевом шпангоуте ГА имеется пассивный андрогинный периферийный агрегат стыковки (АПАС), предназначенный для стыковки с герметичным американским адаптером РМА - 1, через который ФГБ будет соединен с модулем Node - 1 "Единство" (Unity). На ГА находится также пассивный стыковочный агрегат типа "конус". Он установлен перпендикулярно продольной оси ФГБ и предназначен для стыковки с пилотируемыми и грузовыми кораблями и со стыковочно-складским модулем MCC-1/DSM-1. Система энергоснабжения Система энергоснабжения (СЭС) ФГБ предназначена для обеспечения 'электропитанием постоянного тока всех потребителей данного модуля и модулей американскою сегмента на начальном этапе сборки МКС, а на более поздних этапах - для приема части электрической энергии от американского сегмента и служебного модуля и передачи ее на российский сегмент. Первичным источником энергии на ФГБ являются солнечные батареи (СБ). В состав СБ входят две панели. Площадь фотоэлектрических преобразователей на каждой из них составляет 28 кв.м (7 м в длину и 4 м в ширину). Фотоэлектрические ячейки защищены с обеих сторон прозрачным покрытием из стекла и лицевой поверхностью обращены в одну сторону. 90% солнечной энергии улавливается поверхностью батарей, обращенной к Солнцу, и 10% энергии улавливается обратной стороной, что дает возможность использовать солнечный свет, отраженный от Земли. Механизм раскрытия СБ позволяет производить их складывание и повторное раскрытие. В случае отказа электропривода панели СБ могут быть раскрыты или сложены вручную экипажем во время выхода в открытый космос. Системы служебного борта и станционного борта
Функционально бортовые системы ФГБ разделяются на системы служебного борта и системы станционного борта. Системы служебного борта обеспечивают работу ФГБ во время выведения его на орбиту, автономного полета и частично, когда он находится в связке с другими модулями МКС. В состав систем служебного борта входят: •система управления (СУ); •двигательная установка (ДУ); •система подачи: и перекачки топлива (СпиПТ); •система управления бортовым комплексом (СУБК); •система внутреннего освещения (СВО); •командно-измерительная система (КИС) "Компарус "; • радиотелеметрическая система БР-9ЦУ- 8; •радиотелеметрическая система "Сириус-4"; •система электроснабжения (СЭС); •система ориентации солнечных батарей (СОСБ); •система обеспечения теплового режима (СОТР); •система пожарообнаружения и пожаротушения (СПоПТ); Системы станционного борта предназначены для обеспечения работы ФГБ в составе МКС. В состав станционного борта входят: •система стыковки (СС); •система интеграции и сопряжения (СИС); •система обеспечения газового состава (СОГС); •система телевидения (СТ); •система телефонной связи (СТС), •аппаратура сбора сообщений (АСС); •бортовая вычислительная система (ВВС); •оборудование телеоператорного режима управления (ТОРУ) сближением и причаливанием; •пассивная радиотехническая система сближения и стыковки "Курс-П". Схема полета ФГБ "Заря" выводится на эллиптическую орбиту ракетой носителем "Протон". Минимальная высота этой орбиты составляет около 180 км, максимальная около 340 км. После отделения от последней ступени ракеты-носителя на ФГБ раскрываются антенны систем "Курс" и "Компарус" и панели СБ, переводятся в рабочий режим соответствующие бортовые системы. Управление полетом ФГБ осуществляется из российского Центра управления полетами - ЦУП-М (г. Королев Московской обл.). Причем передача команд возможна как через наземные станции слежения, расположенные на территории России, так и через американский Центр управления полетом - ЦУП-Х (г. Хьюстон, штат Техас), а также через спутники-ретрансляторы. Во вторые сутки полета ФГБ проводится тестовое включение одного из двух двигателей большой тяги - ДКС. После теста с помощью этого двигателя дается импульс на повышение перигея орбиты до 250 км. На четвертые и пятые сутки включением все того же двигателя формируется круговая орбита высотой около 385 км -так называемая орбита сборки, на которой ФГБ будет ожидать прилета корабля "Спейс - Шаттл" STS-88 с модулем Node-1 "Единство" (Unity).
Полет STS-88 предстоит совершить кораблю "Индевор" (Endeavour). На третий день после старта "Индевор" подходит к ФГБ и захватывает его своим манипулятором. Для этого на герметичном адаптере (ГА) ФГБ имеется специальный узел. После механического захвата с помощью манипулятора ФГБ состыковывается с герметичным американским адаптером РМА- 1, который соединен с модулем Node-1. На следующий день двое, а астронавтов выходят в открытый космос для стыковки электроразъемов между ФГБ и РМА-1. В последующие двое суток производится наддув РМА-1, выравнивание давления в ГА и РМА-1, контроль герметичности стыка между ГА и РМА-1, контроль параметров атмосферы в ФГБ. Затем начинается подготовка к входу экипажа "Индевора" в ФГБ. Выравнивается давление в ГА и в приборно-агрегатном отсеке (ПГО) ФГБ. Астронавты входят сначала в ГА, затем открывают люк в ПГО и переходят туда. Предусматривается проведение телевизионной передачи из ФГБ во время нахождения там экипажа. В тот же день экипаж возвращается в свой корабль, герметично закрыв за собой люки. Еще примерно сутки продолжается полет первых модулей МКС в связке с кораблем "Индевор", Затем корабль отстыковывается и, совершив облет, возвращается на Землю. МКС в составе ФГБ и Node-1 будет продолжать автономный полет. Ее следующим элементом должен стать служебный модуль, после прихода, которого на МКС уже может постоянно находиться экипаж. Экипаж корабля "Индевор" STS-88/ Для своего первого полета по программе МКС НАСА выделило корабль "Индевор" (Endeavour). Этот полет получил наименование "STS-88". В экипаж корабля "Индевор" STS-88 включены пять американских астронавтов и один российский космонавт. Командир корабля - Роберт Кабана, пилот - Фредерик Стеркоу, специалисты полета - Нэнси Керри, Джерри Росс, Джеймс Ньюман и Сергей Крикалев (Россия).
Роберт Кабана (Robert Cabana), полковник морской пехоты США, астронавт НАСА. Родился 23 января 1949 года. За время военной службы и работы летчиком-испытателем освоил 33 различных типа самолетов, налетал свыше 5000 часов. В отряде астронавтов с 1985 года. Совершил три космических полета обшей продолжительностью более 353 часов. Дважды был пилотом (STS-41 в 1990 году и STS-53 в 1992 году) и один раз командиром (STS-65 в 1994 году). Фредерик Стеркоу (Frederick Sturckow), майор морской пехоты США, астронавт НАСА, Родился 11 августа 1961 года, К качестве летчика-истребителя участвовал в операции "Буря в пустыне" в Ираке в 1990 году, совершил 41 боевой вылет. За время военной службы и работы летчиком-испытателем освоил более 40 различных типов самолетов, налетал свыше 2500 часов. В отряде астронавтов с 1994 года. Нэнси Керри (Nancy С urrie), майор сухопутных войск США, астронавт НАСА. Родилась 29 декабря 1958 года. В отряде астронавтов с 1990 года. Совершила два космических полета обшей продолжительностью более 454 часов. Оба раза была специалистом полета (STS-57 в 1993 году и STS-70 в 1995 году). Джерри Росс (Jerry Ross), полковник военно-воздушных сил США, астронавт НАСА. Родился 20 января 1948 года. В отряде астронавтов с 1980 года. Совершил пять космических полетов общей продолжительностью более 850 часов. Выполнил 4 выхода в открытый космос суммарной длительностью около 23 часов. Во всех пяти полетах участвовал в качестве специалиста (STS-61B в 1985 году, STS-27 в 1988 году, STS-37 в 1991 году, STS-55 в 1993 году и STS-74 в 1995 году). Последний из этих полетов был к станции "Мир" (доставка стыковочною отсека). Джеймс Ньюман (James Newman), астронавт НАСА. Родился 16 октября 1956 года. В отряде астронавтов с 1990 года. Совершил два космических полета общей продолжительностью более 496 часов. Выполнил один выход в открытый космос длительностью около 7 часов. В обоих полетах участвовал в качестве специалиста (STS-51 в 1993 году и STS-69, а 1995 году). Сергей Константинович Крикалев, космонавт РКК "Энергия" имени С. П. Королева (Россия). Родился 27 августа 1958 года. Мастер спорта СССР по самолетному спорту. В отряде космонавтов с 1985 года. Совершил три космических полета общей продолжительностью 471 сутки 14 часов 18 минут. Дважды был бортинженером длительных экспедиций на станции "Мир" (в 1988-1989 и 1991-1992 годах), первым из российских космонавтов совершил полет на американском корабле "Спейс шаттл" (STS-60 в 1994 году). В настоящее время является заместителем руководителя полета станции "Мир" и проходит подготовку к длительному полету в качестве бортинженера первой экспедиции на МКС.
Список литературы: 1 Детская Энциклопедия. 2 том. Издательство «Просвещение» Москва 1965 г. 2 О.Г. Газенко, И.Д. Пестров, В.И. Макалов: «Человечество и космос» Москва «Наука» 1987 г. 3 В.П. Глушко «Космонавтика». Издательство «Советская энциклопедия» 1970 г. 4 Л.А. Гильберг «От самолета к орбитальному комплексу» Москва «Просвещение» 1992 г. 5 С.В. Чекалкин «Космос - завтрашние заботы» Москва «Знание» 1992 г. 6 Научно- популярный журнал Российской академии наук и Астрономо-геодезического общества «Земля и Вселенная» серия «Космонавтика, астрономия, геофизика» май-июнь 3/96. 7 Научно- популярный журнал Российской академии наук и Астрономо-геодезического общества «Земля и Вселенная» серия «Космонавтика, астрономия, геофизика» май-июнь 3/97. 8 Научно- популярный журнал Российской академии наук и Астрономо-геодезического общества «Земля и Вселенная» серия «Космонавтика, астрономия, геофизика» март-апрель 2/97. 9 «Космическая техника» под редакцией К. Гэтланда. Издательство «Мир». 1986 г. Москва. 10 "Вега" – Международный проект "Венера – Галлей", Центр Управления Полетом, 1985 г. 11 Энциклопедический Словарь Юного Астронома (сост. Н. П. Ерпылев), Москва, Педагогика, 1986 год.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|