Часть I. История государственного устройства афинян
77. Древнейший государственный строй (гл. 2 — 3) 3. Порядок древнего государственного устройства, существовавшего до Драконта, был следующий. На высшие должности выбирали по благородству происхождения и по богатству; правили должностные лица сначала пожизненно, а впоследствии в течение 10 лет. (2) Важнейшими и первыми по времени из должностей были царь, полемарх и архонт. Из них первою была должность царя, она была унаследованной от отцов. Второй присоединилась к ней должность полемарха, ввиду того, что некоторые из царей оказались в военных делах слабыми... (3) Последней является должность архонта... А что эта должность установлена последней из высших должностей, доказательством служит и то, что архонт не распоряжается никакими из дел, унаследованных от отцов, как царь и полемарх, а все только вновь заведенными. Поэтому лишь недавно эта должность приобрела важное значение, будучи расширена дополнительными обязанностями. (4) Что же касается фесмофе-тов, то они были избраны много лет спустя, когда уже выбирали должностных лиц на год. Они должны были записывать правовые положения и хранить их для суда над спорящими сторонами. Вот почему из высших должностей эта одна не была более как годичной. (5)...Архонты имели право решать дела окончательно, а не так, как теперь, производить только предварительное расследование... (6) Наконец, совет ареопагитов, хотя имел обязанность быть только блюстителем законов, распоряжался большинством важнейших дел в государстве, налагая кары и взыскания безапелляционно на всех нарушителей порядка. Это объясняется тем, что выбор архонтов производился по благородству происхождения и по богатству, а из них-то и избирались ареопагиты. Вот почему это — единственная из должностей, которая остается пожизненной и теперь.
///. Законодательство Драконта (гл. 4) 4....При архонте Аристехме1 Драконт издал свои законы. Что касается государственного строя, то он имел следующий характер. (2) Гражданские права были предоставлены тем, кто мог приобрести себе тяжелое вооружение. Девятерых архонтов, а также и казначеев выбирали из людей, имевших свободное от долгов состояние не меньше как на 10 мин, а на остальные, менее важные, должности — из людей, могущих приобрести себе тяжелое вооружение; на должности же стратегов и гиппархов избирали из людей, которые показывали свободного от долгов имущества не меньше как на 100 мин и законных детей от законной жены в возрасте свыше 10 лет. За них до сдачи ими отчета должны были представлять поручительство старые пританы, стратеги и гиппархи... (3) Совет должен был состоять из 401 члена, выбранных из числа граждан. Избираться же и на эту, и на остальные должности полагалось по жребию людям свыше 30 лет от роду, и два раза одному и тому же нельзя было занимать ее, пока не отбудут ее все, а тогда полагалось бросать жребий опять сначала. Если же кто-нибудь из членов совета пропускал заседание совета или народного собрания, когда оно бывало, тот платил штраф: пентакосиомедимн — три драхмы, всадник — две, зевгит — одну. (4) Совет Ареопага стоял на страже законов и наблюдал за должностными лицами, чтобы они правили по законам. Всякий человек в случае нанесения ему обиды мог подать о том заявление в совет Ареопага, указывая при этом, какой закон нару- 1 То есть в 621 —620 гг. до н. э.
шается чинимой ему обидой. Но ссуды, как сказано, обеспечивались личной кабалой, и земля была в руках немногих1. IV. Законодательство Солона (гл. 5 — 12) 5. Ввиду того что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных...
VI. Правление Писистрата (гл. 14— 16) 14....(3). Итак, Солон ничего не достиг тогда своим призывом. Писистрат же, взяв в свои руки власть, управлял общественными делами скорее в духе гражданского равноправия, чем тирании. Но так как власть его еще не укрепилась, то приверженцы Мегакла и Ликурга, придя между собой к соглашению, изгнали его на шестом году после его первого прихода к власти, при архонте Гегесии2... 15....(3) Победив в сражении при Паллениде, Писистрат занял город и, отобрав у народа оружие, уже прочно утвердил свою тиранию... 16....(2) А руководил государственными делами Писистрат, как сказано, с умеренностью и скорее в духе гражданского равноправия, чем тиранически. Он был вообще гуманным и кротким человеком, снисходительным к провинившимся; бедных он даже снабжал вперед деньгами на сельские работы, чтобы они могли кормиться, занимаясь земледелием. (5)...Он учредил и 1 Описание драконтовского строя вызывает целый ряд недоумений. В «Политике» Аристотель говорит, что Драконту принадлежат уголовные законы, а конституции он не создал. Ниже, в гл. 41, резюмируя политические перемены в Афинах, Аристотель не включает законодательство Драконта в их число. С другой стороны, есть целый ряд пунктов, не соответствующих по своему характеру ранней эпохе политической жизни: имущественные классы, исчисляемые по доходу (пентако-сиомедимны, всадники, зевгиты) и по денежному капиталу (условия для избрания на высшие должности), а также по обладанию тяжелым вооружением, Совет из 401 члена (ср. ниже, гл. 8 (4), согласно которой впервые Солон учреждает Совет четырехсот), обязанность всех граждан, удовлетворяющих известным условиям, исполнять высшие должности по очереди, штрафы за непосещение заседаний, упоминание должности стратегов, которая обычно считается учрежденной в эпоху Клисфена (см. ниже, гл. 22 (2). Эти данные близко напоминают проекты некоторых олигархов периода конца Пелопоннесской войны. 2 То есть в 555 г. до н. э.
«судей по демам»1, да и сам часто ездил по стране, наблюдая за ходом дел и примиряя тяжущихся, чтобы они не запускали своих работ, отправляясь в город. (7) Вообще простой народ он старался ничем не раздражать во время своего правления, но всегда обеспечивал мир и поддерживал спокойствие. Вот почему и говаривали часто, что «тирания Писистрата — это жизнь при Кроносе». Впоследствии же, когда преемниками Писистрата сделались его сыновья, правление стало гораздо более суровым. (10) А в ту пору и у афинян законы о тиранах были вообще мягкие, среди них также и тот, который относится как раз к установлению тирании. Именно закон у них был следующий: «Таковы у афинян установления и обычаи отцов: если кто восстанет, чтобы быть тираном, или будет содействовать установлению тирании, тот да будет лишен гражданской чести и сам и его род».
VIII. Реформы Клисфена и мероприятия ближайших лет (гл. 20—22) 20. (4) Когда народ взял в свои руки управление, Клисфен стал вождем и простатой народа. Это произошло потому, что чуть ли не главными виновниками изгнания тиранов были Алк-меониды, и они же большею частью вели непрестанную политическую борьбу. 21....Находясь во главе народной партии, на четвертом году после низвержения тиранов, при архонте Исагоре2, (2) он начал с того, что распределил всех граждан между десятью филами вместо четырех. Он хотел смешать их, чтобы большее число людей получило возможность участия в делах государства3... (3) Затем он установил Совет пятисот вместо четырехсот, по 50 из каждой филы, а до тех пор было по 100. Разделил же он не на 12 фил из того соображения, чтобы это деление не совпадало с существовавшим ранее делением на триттии: именно в четырех филах было 12 триттий, так что в этом случае не удалось бы смешать народ. 1 Этих судей при Перикле было 30 (см. гл. 26 (5), позже — 40 (см. гл. 53 (1). Они имели право самостоятельного решения гражданских Дел, оцениваемых не свыше 10 драхм. 2 В 508-507 гг. до н. э. 3 В «Политике» Аристотель определенно говорит о принятии в число граждан иностранцев (метеков) и рабов.
(4) Кроме того, Клисфен разделил и страну по демам на 30 частей: 10 взял из демов пригородных, 10 — из демов прибрежной полосы, 10 — из демов внутренней полосы. Назвав эти части триттиями, в каждую филу он назначил по жребию три трит-тии, так, чтобы в состав каждой филы входили части из всех этих областей1. Далее, он заставил считаться демотами жителей каждого из демов, чтобы люди не выделяли новых граждан, называя их по отчеству, но чтобы публично называли по имени демов. Вот отчего афиняне и называют себя по именам демов2. Учредил он и должность демархов, которые имеют те же обязанности, что прежние навкрары, так как демы он образовал вместо навкрарий. Что касается названий, то некоторым из демов он дал их по местечкам, некоторым — по основателям, так как уже не все демы связаны были с местами. (6) Роды же, фратрии и жречества он предоставил всем иметь по отеческим заветам. Филам он дал в качестве эпонимов3 из ста предварительно намеченных архегетов4 десятерых, которых изрекла пифия.
22. В результате этих изменений государственный строй стал гораздо более демократичным, чем солоновский. Это и понятно: законы Солона упразднила тирания, оставляя их без применения; между тем, издавая другие, новые, законы, Клисфен имел в виду интересы народа. В их числе издан был и закон об ост- 1 Смысл этой реформы становится ясным после рассмотрения роли крупных аристократических родов. Эти роды естественно группировались каждый в определенном месте; поэтому в некоторых районах, особенно с наиболее плодородной почвой, как в так называемой равнине, во внутренней полосе Аттики, аристократическое население было особенно сосредоточено и располагало большим политическим влиянием. Даже те отрывочные и далеко не полные документальные данные, которые сохранились в надписях, дают наглядное представление о силе и значении этих родов. Когда было проведено разделение на демы, оказалось, что, например, род Аминандридов размещался в 26 демах, род Ксриков — в 19, род Эвмолпидов — в 10 и т. д. 2 Позднее при официальном именовании граждан обычно соединялись оба способа обозначения — по отчеству и по дему, например Перикл, сын Ксанфиппа, холаргиец; Демосфен, сын Демосфена, пеа-ниец и т. д. 3 Герои, например Эрехфей, Эгей, Пандион и т. д., по именам которых названы отдельные филы, соответственно, Эрехфеида, Эгеида, Пандионида и т. д. 4 Герои-родоначальники.
ракизме. (2) Впервые на восьмом году после установления этого порядка, при архонте Гермокреонте, установили для Совета пятисот присягу, которую приносят еще и теперь. Затем стали избирать по филам стратегов, по одному из каждой, предводителем же всей вообще армии был полемарх. (3) Далее, на двенадцатом году после этого, при архонте Фениппе, афиняне одержали победу в битве при Марафоне, а спустя два года после победы, когда народ стал уже чувствовать уверенность в себе, тогда впервые применили закон об остракизме, который был установлен ввиду подозрения к людям, пользующимся влиянием, так как Писистрат из демагога и полководца сделался тираном. (4) И первым подвергся остракизму один из его родственников — Гиппарх, сын Харма, из Коллита, которого главным образом и имел в виду Клисфен, издавая этот закон, так как хотел его изгнать... (8) На четвертый год, при архонте Гип-сихиде, всех подвергшихся остракизму вернули ввиду похода Ксеркса. При этом на будущее время определили, чтобы люди, подвергающиеся остракизму, проживали вне Гереста и Скил-лея1 под страхом в противном случае лишиться раз и навсегда гражданских прав.
IX. Эпоха греко-персидских войн (гл. 23 — 25) 23. Вот какого положения достигло тогда государство, развиваясь постепенно вместе с ростом демократии. После же индийских2 войн снова усилился совет Ареопага и стал управлять государством, взяв на себя руководство делами не в силу какого-нибудь постановления, но вследствие того, что ему были обязаны успехом морской битвы при Саламине. 24. (2) Афиняне... взяв в свои руки власть, стали слишком деспотично относиться к союзникам — ко всем, кроме хиосцев, лесбосцев и самосцев; а поименованные были у них в качестве стражей их державы, и им предоставляли политическую самостоятельность и власть над теми, кем они тогда управляли. 25. Таким вот образом обеспечивалось содержание народу. В течение, по крайней мере, 17 лет после мидийских войн го- 1 Герест — юго-восточная оконечность острова Эвбеи. Скиллей — восточная оконечность Арголиды (около города Трезена). Этими пунктами намечалась линия, которую запрещалось переступать изгнанным. 2 Так обычно назывались персидские войны.
сударство оставалось под главенством совета Ареопага, хотя и клонилось понемногу к упадку. Когда же сила народа стала возрастать, простатой его сделался Эфиальт, сын Софонида, пользовавшийся репутацией человека неподкупного и справедливого в государственных делах; он-то и стал нападать на этот совет. (2) Прежде всего он добился устранения многих из аре-опагитов, привлекая их к ответственности за действия при отправлении ими обязанностей. Затем, при архонте Кононе', он отнял у этого совета все дополнительно приобретенные им права, в силу которых в его руках сосредоточивалась охрана государственного порядка, и передал их частью Совету пятисот, частью народу и судам... X. Развитие демократии (гл. 26—28) 26. Вот каким образом у совета ареопагитов было отнято право надзора. А после этого государственный строй стал все более терять свой строгий порядок по вине людей, задававшихся демагогическими целями. (2) Хотя во всем вообще управлении афиняне не так строго, как прежде, придерживались законов, тем не менее порядок избрания девяти архонтов не меняли; только на шестой год после смерти Эфиальта2 решили предварительные выборы кандидатов для дальнейшей жеребьевки в комиссию девяти архонтов производить также и из зевгитов3, и впервые из их числа архонтом был Мнесифид. А до этого времени все были из всадников и пентакосиомедимнов, зевгиты же обычно исполняли рядовые должности, если только не допускалось какого-нибудь отступления от предписаний законов. 27. После этого в качестве демагога выступил Перикл. Он впервые получил известность, будучи молодым, когда обвинял Кимона при сдаче им отчета по должности стратега4. Тогда 1 В 462—461 гг. до н. э. 2 То есть в 457 — 456 гг. до н. э. 3 По законам Солона (см. выше, гл. 8(1), должность архонта предоставлялась только гражданам I класса. Когда был открыт доступ гражданам II класса, так называемым всадникам, сведений нет. Для IV класса (фетов) формально доступ оставался всегда закрытым (см. выше, гл. 7 (4). 4 После экспедиции на остров Фасос в 465 — 463 или 459 — 457 гг. Кимона обвиняли в том, что он не использовал результаты своей победы и не вторгся в Македонию, будто бы подкупленный македонским царем Александром. Дело закончилось оправданием Кимона.
государственный строй стал еще более демократичным. Перикл отнял некоторые права у ареопагитов и особенно решительно настаивал на развитии у государства морской силы. Благодаря ей простой народ почувствовал свою мощь и старался уже все политические права сосредоточить в своих руках. (3) Также и жалованье в судах ввел впервые Перикл, употребляя демагогический прием в противовес богатству Кимона. Дело в том, что Кимон, имея чисто царское состояние, первое время исполнял блестящим образом только общественные литургии1, затем стал давать содержание многим из своих демотов... (4) Перикл, не имея такого состояния, чтобы соперничать с ним в щедрости, воспользовался советом Дамонида из Эй [этого Дамонида считали во многих делах советником Перикла, потому и подвергли его впоследствии остракизму]. Совет этот состоял в том, что раз Перикл не обладает такими же личными средствами, как Кимон, то надо давать народу его же собственные средства. Из этих соображений Перикл и ввел жалованье для судей2... 28. Пока Перикл стоял во главе народа3, государственные дела шли сравнительно хорошо; когда же он умер, они пошли значительно хуже. Тогда впервые народ взял себе в качестве простата человека, не пользовавшегося уважением среди порядочных людей, между тем как в прежнее время демагогами всегда бывали люди достойные. (2) В самом начале и притом первым простатой народа сделался Солон, вторым — Писистрат, оба из круга благородных и знатных; когда же была низвергнута тирания, выступил Клисфен, происходивший из рода Алкме-онидов. У него не было соперников из противной партии, после того как был изгнан Исагор со своими сторонниками. Потом во главе народа стоял Ксанфипп4, а во главе знатных — Мильти-ад, затем Фемистокл и Аристид. После них во главе народа стоял Эфиальт, а во главе состоятельных — Кимон, сын Мильтиа да; далее, Перикл — во главе народа, Фукидид1 — во главе противной партии [он был зятем Кимона]... 1 Крупные денежные повинности, которые возлагались на богатейших граждан; например, триэрархия — постройка военного корабля, хорегия — постановка лирических или драматических произведений. 2 Сначала, по-видимому, вознаграждение составляло 1 обол в День, позднее, около 428 г., плата была повышена до 3 оболов (см. гл. 62 (2). 3 Приблизительно с 450 по 429 г. до н. э. 4 Отец Перикла (см. выше, гл. 22 (6).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|