Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия всеединства В.С. Соловьёва




Русская философия рубежа 19-20 в., ее литературный характер

 

 

Санкт-Петербург

год


Содержание

 

Введение

Особенности и общая характеристика русской философии

Западничество

Славянофилы

Религиозная философия

Философия Л.Н. Толстого

Философия всеединства В.С. Соловьёва

Экзистенциализм Н.А. Бердяева

Выводы

Список литературы


Введение

 

Русская философия представляет собой чрезвычайно интересное и самостоятельное социокультурное явление, без которого невозможно представить себе мировую философскую мысль.

Тем самым данная тема является актуальной и интересной. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя способы осмысления проблем носили глубоко национальный характер. В русской философии всегда доминировали творчески деятельный характер и ярко выраженная моральная установка, даже, не смотря на то, что философская мысль в России представлена различными направлениями и школами.

Так, например, историк философской мысли В.В. Зеньковский отмечал, что философия нашла в России свои пути - «не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами…».


Особенности и общая характеристика русской философии

 

Русская философия имеет выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры. Одной из главных целей русской философии является не описание исторических факторов и событий, а изучение их внутреннего смысла.

Для понимания русской философии важно так же знать и центральную идею русской философии. Идея заключается в поиске и обосновании особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества. Русская философия интересна, благодаря своеобразию исторического развития.

И для того, чтобы понять особенности русской философии рубежа XIX-XX вв., нужно заглянуть в историю развития философской мысли в России.

Начальный период становления русской философии - X-XI века. Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом крещения

Руси в 988 году. Русская философия впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской мысли в христианизированном виде.

Философия с самого начала использовала свой собственный письменный язык, созданный в IX веке Кириллом и Мефодием. Именно монастыри были концентрацией духовной жизни Древней Руси. Это отразилось на характере философских учений, которые основывались на христианских мыслях. Первым древнерусским философом был киевский митрополит Илларион, живший в XI веке. Он создал ''Слово о законе и благодати''.

В работе Иллариона содержались глубокие размышления о судьбе России и большом значении и предназначении русского народа и русского государства в мире.

Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации.

Особая же идея формирования России возникла в XVI веке и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В период с XVI по XVIII вв. были замечены оригинальные поиски русской философской мысли. И проходили в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития Европейской культуры.

Более же важные изменения в идеях России разрабатывались в периоде отечественной философии XIX начала XX вв. Основоположниками данного периода являются П.Л. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, В.С. Бердяев.

В 40-60-х гг. XIX в. наиболее четкое теоретическое и общественно-политическое оформление имели две тенденции. Первую представляли славянофилы, вторую - западники. В связи с этим существовали два направления русской философской мысли, славянофильство и западничество. В оформлении идей того и другого направления немалую роль сыграл Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856).Свои взгляды он изложил в знаменитых ''Философских письмах''. Чаадаев превозносил Католический Запад, ставил его в пример России, а с другой стороны, говорил, что Россия в отличие от Запада имеет особую ''Вселенскую миссию''. Таким образом,с одной стороны прославляя Запад, он является предтечей западничества в России, с другой - оправдание исключительности России, ее особого предназначения послужило утверждению славянофильства.Конечно Чаадаев осознавал двойственность своей позиции и говорил по этому поводу, что русский народ только отыскивает принадлежащую им идею. Правота автора по вопросу о неопределенности характера национальной идеи обнаруживается сразу же, как только обратится к представителям русской общественной мысли, идущим вслед за Чаадаевым. Оба направления противоположным образом объясняют смысл и значение Русской идеи.


Западничество

 

К этому направлению принадлежали такие мыслители, как А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, Н.Г. Чернышевский, Т.Н. Грановский, тесную связь с ними поддерживал В.Г. Белинский, а среди писателей - И.С. Тургенев. Все они критиковали церковь и тяготели к материализму, из этого течения выросли русские революционные демократы. Западники пропагандировали и защищали идею ''европеизации'' России. Считали, что страна должна ориентируясь на Западную Европу в исторически краткий срок преодолеть вековую экономическую и культурную отсталость, стать полноправным членом европейской и мировой цивилизации.

 

Славянофилы

 

Представители славянофильства были противниками, как западников, так и революционных демократов. Из этого направления вышла религиозная русская философия. Основателями славянофильства были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Близки к ним по идейным позициям были писатели В.И. Даль, А.Н. Островский, В.И. Тютчев. В творчестве этих общественных деятелей было осознано, что философия для России - не одно из заимствований с Запада, желательных, чтобы быть наравне с цивилизованными странами, но необходимый элемент в кругу духовных заданий национального развития. В их работах утверждается необходимость для русской мысли своего самостоятельного пути и своих особых задач, вырастающих из самой истории.

Особенности русской философии рубежа XIX-XX веков заключались в том, что с самого начала своего возникновения она провозглашала идею самобытности развития России, в ключе исконно русских традиций. Отличительной чертой русской философии явилось и то, что самобытность России видится так называемой ‘’ русской идеи’’ - провозглашение особой мессианской роли России, которая должна объединить на основе христианства, в частности православия, весь христианский мир. Другими словами - русская философия развивала идею самобытности и как условие этой самобытности, ее религиозное начало.

 

Религиозная философия

 

Русский философский Ренессанс, или Возрождение русской религиозно-идеалистической философии базировался на двух основных идейных источниках: на предшествующем развитии мировой философии и культуры, с одной стороны, и с другой - на длительном процессе развития отечественной философской мысли.

Будучи тесно связанной, с основной линией развития национальной философии, русская религиозно-идеалистическая философия начала XX в. как бы следовала по пути славянофилов. Однако она отличалась от них положительной оценки современных им исканий западной философской мысли. При всем значении для русского религиозно-философского Ренессанса и западных, и славянофильских идей его подлинными духовными отцами были Ф.М. Достоевский и В.С. Соловьев. Идея Соловьева о возможности достижения единства русского православия и западной религии и культуры оказала воздействие на философские построения Н.А.Бердяева, С.Н. Булгакова, Л.И. Шестова. Так русская философия конца XIX века обретает литературный характер. Самыми известными философами литературы были: Достоевский и Толстой.

 

Философия Л.Н. Толстого

 

Одно из центральных мест в русской философии занимает Лев Николаевич Толстой <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9> (1828-1910). На его философию оказали влияние взгляды Канта <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98._%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%82>, Руссо <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BE_%D0%96._%D0%96.>, А. Шопенгауэра <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%83%D1%8D%D1%80_%D0%90.>. Взгляды Толстого разделяли многие современники («толстовцы») и последователи. Сам Ганди <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8_%D0%9C.> считал его своим учителем.

В своей философии Толстой признает ценность моральной составляющей религии, но отрицает все богословские ее аспекты («истинная религия»). Цель познания <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5> видит в поиске человеком смысла жизни <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8>, чем и занимается в первую очередь любая религия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F>. Отрицает любую власть, считает, что необходимо упразднение государства <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>. Поскольку отрицает любые насильственные способы борьбы, то считает возможным избавиться от государства путем отказа каждого от выполнения им общественных и государственных обязанностей.

 

Философия всеединства В.С. Соловьёва

философия западничество славянофильство экзистенциализм

Современники называли Владимира Сергеевича Соловьёва <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%91%D0%B2> (1853-1900) центральной фигурой русской философии. Он критиковал существующую до него философию за отвлеченность и не принимал таких крайних ее проявлений как эмпиризм <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC> и рационализм <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%28%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F%29>. Выдвигал идею положительного всеединства, в главе которого стоит Бог. Благо он видел как проявление воли, истину как проявление разума, красоту как проявление чувства. Весь материальный мир философ видел подконтрольным Ему, человек же в его философии выступал связующим звеном между Богом и природой, Им созданной, но не совершенной. До совершенства (вплоть до одухотворения) должен довести ее человек, в этом смысл его жизни <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8> (движение к Абсолюту <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%82>). Поскольку человек занимает промежуточное положение между Богом и природой, его нравственная активность проявляется в любви к другому человеку, к природе и к Богу.

Рассматривая вопросы «общества и человека», он говорит, что личность <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C> и общество <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> в целом - суть одно и то же, отличие лишь в масштабе. Видит в духовности стержень существования стабильного общества. Юридические законы этого обеспечить не в состоянии, они способны ограничить лишь самые явные проявления зла <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BB%D0%BE>, в то время как для существования общества необходимо постоянное проявление со стороны всех его членов добра <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE>.век

В XX веке в связи с драматическими событиями русской истории происходит разделение русской философии на русский марксизм <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B7%D0%BC> и философию русского зарубежья <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%B6%D1%8C%D1%8F>. Часть философов была выслана заграницу, но часть осталась в советской России: Павел Флоренский <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9> и его ученик Алексей Лосев <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%9B%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B2>. Через последние традиции русской философии были возрождены в Советской России, поскольку от него духовное преемство получили С.С. Аверинцев <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1.%D0%A1._%D0%90%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2> и В.В. Бибихин <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92.%D0%92._%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%BD>.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...