Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок №2.Система российского права. Законотворческий процесс.

В на­сто­я­щее время в мире су­ще­ству­ют две ос­нов­ные си­сте­мы права – ро­ма­но-гер­ман­ская, на­зы­ва­е­мая также кон­ти­нен­таль­ной, и ан­гло­сак­сон­ская. Рос­сий­ское право от­но­сит­ся к ро­ма­но-гер­ман­ской си­сте­ме, а зна­чит, в ней су­ще­ству­ет жест­кая иерар­хия ис­точ­ни­ков права, ко­то­рую воз­глав­ля­ет кон­сти­ту­ция. Рас­смот­рим иерар­хию ис­точ­ни­ков рос­сий­ско­го права.

На пер­вом, самом вы­со­ком, уровне на­хо­дит­ся Кон­сти­ту­ция РФ. Она об­ла­да­ет выс­шей юри­ди­че­ской силой. Это озна­ча­ет, что ни один ис­точ­ник права, ни одна пра­во­вая норма не может дей­ство­вать, если она про­ти­во­ре­чит Кон­сти­ту­ции РФ. Кон­сти­ту­ция сама по себе со­став­ля­ет целую от­расль права – кон­сти­ту­ци­он­ное право, о ко­то­ром мы по­го­во­рим позже.

На вто­ром уровне на­хо­дят­ся всту­пив­шие в силу меж­ду­на­род­ные до­го­во­ры Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. До мо­мен­та вступ­ле­ния в силу они в обя­за­тель­ном по­ряд­ке про­хо­дят про­вер­ку на со­от­вет­ствие по­ло­же­ни­ям Кон­сти­ту­ции РФ. Пункт 4 ста­тьи 15 Кон­сти­ту­ции РФ гла­сит: «Об­ще­при­знан­ные прин­ци­пы и нормы меж­ду­на­род­но­го права и меж­ду­на­род­ные до­го­во­ры Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции яв­ля­ют­ся со­став­ной ча­стью ее пра­во­вой си­сте­мы. Если меж­ду­на­род­ным до­го­во­ром Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции уста­нов­ле­ны иные пра­ви­ла, чем преду­смот­рен­ные за­ко­ном, то при­ме­ня­ют­ся пра­ви­ла меж­ду­на­род­но­го до­го­во­ра». С дру­гой сто­ро­ны, любой до­го­вор дол­жен быть ра­ти­фи­ци­ро­ван. В рос­сий­ской пра­во­вой си­сте­ме ра­ти­фи­ка­ция меж­ду­на­род­но­го до­го­во­ра оформ­ля­ет­ся фе­де­раль­ным за­ко­ном. Ра­ти­фи­ка­ция (лат. ratificatio от ratus – ре­шён­ный, утвер­ждён­ный + facere – де­лать) – про­цесс при­да­ния юри­ди­че­ской силы до­ку­мен­ту (на­при­мер, до­го­во­ру) путём утвер­жде­ния его со­от­вет­ству­ю­щим ор­га­ном каж­дой из сто­рон.

Тре­тий уро­вень за­ни­ма­ют фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны, или, со­кра­щен­но, ФКЗ. Они при­ни­ма­ют­ся по наи­бо­лее важ­ным во­про­сам, ука­зан­ным в Кон­сти­ту­ции РФ. На­при­мер, 70-я ста­тья гла­сит: «Го­су­дар­ствен­ные флаг, герб и гимн Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, их опи­са­ние и по­ря­док офи­ци­аль­но­го ис­поль­зо­ва­ния уста­нав­ли­ва­ют­ся фе­де­раль­ным кон­сти­ту­ци­он­ным за­ко­ном». Нот и тек­ста гимна в Кон­сти­ту­ции нет, но они со­дер­жат­ся в при­ня­тых фе­де­раль­ных кон­сти­ту­ци­он­ных за­ко­нах.

Дру­гой при­мер. Пункт 3 ста­тьи 128 Кон­сти­ту­ции РФ гла­сит: «Пол­но­мо­чия, по­ря­док об­ра­зо­ва­ния и де­я­тель­но­сти Кон­сти­ту­ци­он­но­го Суда Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, Вер­хов­но­го Суда Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, Выс­ше­го Ар­бит­раж­но­го Суда Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и иных фе­де­раль­ных судов уста­нав­ли­ва­ют­ся фе­де­раль­ным кон­сти­ту­ци­он­ным за­ко­ном». Фе­де­раль­ный кон­сти­ту­ци­он­ный закон «О Кон­сти­ту­ци­он­ном суде РФ» был при­нят еще в 1994 году (рис. 1), а осталь­ные фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны до сих пор не рас­смот­ре­ны Го­су­дар­ствен­ной Думой.

Чет­вер­тый уро­вень со­став­ля­ют фе­де­раль­ные за­ко­ны. Они при­ни­ма­ют­ся как по во­про­сам, ука­зан­ным в Кон­сти­ту­ции, так и по во­про­сам, ко­то­рые Кон­сти­ту­ция не рас­смат­ри­ва­ет. Дело в том, что за почти 20 лет, про­шед­шие с мо­мен­та при­ня­тия дей­ству­ю­щей Кон­сти­ту­ции РФ, в нашей жизни по­яви­лись мно­го­чис­лен­ные яв­ле­ния, ко­то­рых рань­ше по­про­сту не су­ще­ство­ва­ло. На­при­мер, по­явил­ся Ин­тер­нет, а в связи с ним – новые об­сто­я­тель­ства за­клю­че­ния до­го­во­ров, такие яв­ле­ния, как элек­трон­ные торги, элек­трон­ная под­пись, элек­трон­ные сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции и даже, к со­жа­ле­нию, пре­ступ­ле­ния, со­вер­ша­е­мые через элек­трон­ные сети. Все это тре­бу­ет при­ня­тия фе­де­раль­ных за­ко­нов.

На пятом уровне на­хо­дят­ся указы Пре­зи­ден­та РФ, а на ше­стом – по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рос­сии. По­сколь­ку Пре­зи­дент яв­ля­ет­ся гла­вой го­су­дар­ства, его указы в иерар­хии рос­сий­ско­го права стоят выше, чем нор­ма­тив­ные до­ку­мен­ты Пра­ви­тель­ства, так как оно воз­глав­ля­ет толь­ко си­сте­му ис­пол­ни­тель­ной вла­сти.

Важно от­ме­тить, что указы Пре­зи­ден­та и По­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства обя­за­тель­но со­гла­со­вы­ва­ют­ся со всеми фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми, меж­ду­на­род­ны­ми до­го­во­ра­ми и, ко­неч­но, с Кон­сти­ту­ци­ей РФ. Если между ис­точ­ни­ка­ми права раз­ных уров­ней об­на­ру­жи­ва­ет­ся несов­па­де­ние, пре­кра­ща­ет­ся дей­ствие той нормы, ко­то­рая стоит ниже в иерар­хии права. За этим спе­ци­аль­но сле­дит Кон­сти­ту­ци­он­ный Суд РФ. На­при­мер, в 2005 году Кон­сти­ту­ци­он­ный суд под­твер­дил кон­сти­ту­ци­он­ность при­ня­то­го по ини­ци­а­ти­ве Пре­зи­ден­та РФ за­ко­на о новом по­ряд­ке на­зна­че­ния выс­ших долж­ност­ных лиц субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Если бы этого не было сде­ла­но, закон был бы от­ме­нен.

Ко­неч­но, су­ще­ству­ют и дру­гие сту­пе­ни иерар­хии права. Седь­мы­ми будут при­ка­зы ми­ни­стров и ру­ко­во­ди­те­лей го­су­дар­ствен­ных служб, ниже – ре­ше­ния кол­ле­гий ми­ни­стерств и рас­по­ря­же­ния чи­нов­ни­ков сле­ду­ю­ще­го звена. Все эти уров­ни объ­еди­ня­ет с ука­за­ми Пре­зи­ден­та и по­ста­нов­ле­ни­я­ми Пра­ви­тель­ства то, что они долж­ны обя­за­тель­но со­от­вет­ство­вать фе­де­раль­ным за­ко­нам.

Таким об­ра­зом, пер­вые че­ты­ре уров­ня в иерар­хии рос­сий­ско­го права со­став­ля­ют за­ко­ны. Они при­ни­ма­ют­ся пар­ла­мен­том или на­ро­дом (Кон­сти­ту­ция РФ была при­ня­та все­на­род­ным го­ло­со­ва­ни­ем) и об­ла­да­ют выс­шей юри­ди­че­ской силой. Все осталь­ные ис­точ­ни­ки права на­зы­ва­ют­ся под­за­кон­ны­ми ак­та­ми. Они из­да­ют­ся пре­зи­ден­том РФ и ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ной вла­сти в рам­ках их пол­но­мо­чий.

Рис. 1. Про­це­ду­ра за­ко­но­твор­че­ства в РФ

 

Пояснение!

После того, как закон прой­дет утвер­жде­ние в Со­ве­те Фе­де­ра­ции, он по­сту­па­ет на под­пись к Пре­зи­ден­ту РФ. Пре­зи­дент может под­пи­сать, а может не под­пи­сать дан­ный закон. Во вто­ром слу­чае го­во­рят, что Пре­зи­дент при­ме­нил свое право от­ла­га­тель­но­го вето, или про­сто право вето. В этом слу­чае также со­зда­ет­ся со­гла­си­тель­ная ко­мис­сия – с уча­сти­ем де­пу­та­тов Го­су­дар­ствен­ной Думы, чле­нов Со­ве­та Фе­де­ра­ции и пред­ста­ви­те­лей Ад­ми­ни­стра­ции Пре­зи­ден­та РФ.

Если же Го­су­дар­ствен­ная Дума и Совет Фе­де­ра­ции не по­же­ла­ют идти на уступ­ки Пре­зи­ден­ту, от­ла­га­тель­ное вето можно пре­одо­леть. Об­ра­тим­ся к Кон­сти­ту­ции РФ. Пункт 3 ста­тьи 107 гла­сит: «Если Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в те­че­ние че­тыр­на­дца­ти дней с мо­мен­та по­ступ­ле­ния фе­де­раль­но­го за­ко­на от­кло­нит его, то Го­су­дар­ствен­ная Дума и Совет Фе­де­ра­ции в уста­нов­лен­ном Кон­сти­ту­ци­ей Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции по­ряд­ке вновь рас­смат­ри­ва­ют дан­ный закон. Если при по­втор­ном рас­смот­ре­нии фе­де­раль­ный закон будет одоб­рен в ранее при­ня­той ре­дак­ции боль­шин­ством не менее двух тре­тей го­ло­сов от об­ще­го числа чле­нов Со­ве­та Фе­де­ра­ции и де­пу­та­тов Го­су­дар­ствен­ной Думы, он под­ле­жит под­пи­са­нию Пре­зи­ден­том Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в те­че­ние семи дней и об­на­ро­до­ва­нию».

Это зна­чит, что де­пу­та­ты Го­су­дар­ствен­ной Думы и члены Со­ве­та Фе­де­ра­ции могут пре­одо­леть пре­зи­дент­ское вето двумя тре­тя­ми го­ло­сов. В но­вей­шей ис­то­рии Рос­сии такое было всего один раз. В 1994-1995 годах пре­зи­дент Рос­сии Б. Н. Ель­цин неод­но­крат­но пред­при­ни­мал по­пыт­ки вер­нуть так на­зы­ва­е­мые тро­фей­ные про­из­ве­де­ния ис­кус­ства (в меж­ду­на­род­ном и граж­дан­ском праве такое дей­ствие на­зы­ва­ет­ся ре­сти­ту­ци­ей). Ре­сти­ту­ция (в меж­ду­на­род­ном праве) – форма ма­те­ри­аль­но­го воз­ме­ще­ния ущер­ба в ре­зуль­та­те непра­во­мер­но­го меж­ду­на­род­но­го акта путём вос­ста­нов­ле­ния со­сто­я­ния, су­ще­ство­вав­ше­го до его со­вер­ше­ния. В 1996 году Го­су­дар­ствен­ная Дума после про­дол­жи­тель­ных де­ба­тов при­ня­ла фе­де­раль­ный закон «О куль­тур­ных цен­но­стях, пе­ре­ме­щен­ных в Союз ССР в ре­зуль­та­те Вто­рой ми­ро­вой войны и на­хо­дя­щих­ся на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции», в ко­то­ром за­пре­ща­лось про­ве­де­ние ре­сти­ту­ции. Ель­цин от­ка­зал­ся под­пи­сать этот закон, од­на­ко пар­ла­мен­ту уда­лось пре­одо­леть пре­зи­дент­ское вето.

Есть неко­то­рые раз­ли­чия в про­це­ду­ре при­ня­тия фе­де­раль­но­го кон­сти­ту­ци­он­но­го за­ко­на и фе­де­раль­но­го за­ко­на. Рас­смот­рим их в виде таб­ли­цы. Если для при­ня­тия и одоб­ре­ния фе­де­раль­но­го за­ко­на тре­бу­ет­ся про­стое боль­шин­ство го­ло­сов де­пу­та­тов Го­су­дар­ствен­ной Думы и чле­нов Со­ве­та Фе­де­ра­ции, то для фе­де­раль­но­го кон­сти­ту­ци­он­но­го за­ко­на этого уже недо­ста­точ­но. Такая раз­ни­ца свя­за­на с тем, что фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны, как мы уже ви­де­ли, за­ни­ма­ют более вы­со­кое место в иерар­хии рос­сий­ско­го права.

Пред­по­след­ней ста­ди­ей за­ко­но­твор­че­ско­го про­цес­са яв­ля­ет­ся опуб­ли­ко­ва­ние за­ко­на. Кон­сти­ту­ция РФ гла­сит, что неопуб­ли­ко­ван­ные за­ко­ны не дей­ству­ют. Закон пуб­ли­ку­ет­ся не в любых СМИ, а в одной из двух газет – «Рос­сий­ской га­зе­те» или «Пар­ла­мент­ской га­зе­те», а также в жур­на­ле «Со­бра­ние за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции». Закон всту­па­ет в силу не сразу, а толь­ко через 10 дней с мо­мен­та опуб­ли­ко­ва­ния. Этот срок необ­хо­дим, чтобы все за­ин­те­ре­со­ван­ные лица озна­ко­ми­лись с тек­стом за­ко­на; в Рос­сии дей­ству­ет пре­зумп­ция зна­ния права, со­глас­но ко­то­рой незна­ние за­ко­на не осво­бож­да­ет от от­вет­ствен­но­сти.

Итак, мы рас­смот­ре­ли с вами струк­ту­ру рос­сий­ско­го права и убе­ди­лись, что ме­ха­низм его дей­ствия де­таль­но про­пи­сан в тек­сте Кон­сти­ту­ции РФ. Од­на­ко Кон­сти­ту­ция со­дер­жит и дру­гие пра­во­вые нормы, опре­де­ля­ю­щие общий ха­рак­тер го­су­дар­ства, ме­ха­низм фор­ми­ро­ва­ния и функ­ци­о­ни­ро­ва­ния его важ­ней­ших ор­га­нов. Этому во­про­су будет по­свя­ще­но наше сле­ду­ю­щее за­ня­тие. А наш урок окон­чен. Спа­си­бо за вни­ма­ние.

Пра­во­вые си­сте­мы

Глав­ное раз­ли­чие между си­сте­ма­ми за­клю­ча­ет­ся в прин­ци­пе фор­ми­ро­ва­ния пра­во­вых норм. В стра­нах, где су­ще­ству­ет ро­ма­но-гер­ман­ская пра­во­вая си­сте­ма, су­ще­ству­ют пи­са­ные кон­сти­ту­ции, со­дер­жа­щие выс­шие пра­во­вые нормы. В стра­нах ан­гло­сак­сон­ской си­сте­мы пи­са­ных кон­сти­ту­ций либо нет во­об­ще (как в Ан­глии), либо они очень неве­ли­ки по объ­е­му и опи­сы­ва­ют лишь самые общие прин­ци­пы функ­ци­о­ни­ро­ва­ния го­су­дар­ства (как, на­при­мер, в Кон­сти­ту­ции США).

  Ро­ма­но-гер­ман­ская пра­во­вая си­сте­ма Ан­гло­сак­сон­ская пра­во­вая си­сте­ма
Глав­ные ис­точ­ни­ки права Пи­са­ные кон­сти­ту­ции и своды за­ко­нов – ко­дек­сы Нормы права спра­вед­ли­во­сти и пре­це­ден­ты
Функ­ции суда Судьи – «го­во­ря­щие уста за­ко­на» Судьи – со­зда­те­ли норм пре­це­дент­но­го права

Мы уже го­во­ри­ли о таком ис­точ­ни­ке права, как пре­це­дент. Он не дей­ству­ет не толь­ко в Рос­сии, но и в дру­гих стра­нах кон­ти­нен­таль­но­го права. Таким об­ра­зом, судьи не могут со­зда­вать уни­вер­саль­ные пра­во­вые нормы сами, а долж­ны четко сле­до­вать уже су­ще­ству­ю­щим за­ко­нам. По­это­му их ино­гда на­зы­ва­ют «го­во­ря­щи­ми уста­ми за­ко­на». В ан­гло­сак­сон­ской пра­во­вой си­сте­ме судьи сами со­зда­ют пре­це­ден­ты, и их роль в право­твор­че­стве го­раз­до выше.

ПРИМЕР:

Вспом­ни­те мю­зикл «Чи­ка­го». Глав­ную ге­ро­и­ню, Рокси Харт, об­ви­ня­ют в убий­стве ее лю­бов­ни­ка. Сама Рокси Харт этого не от­ри­ца­ет, но суд при­ни­ма­ет ре­ше­ние о ее неви­нов­но­сти. Рос­сий­ский суд на­вер­ня­ка нашел бы смяг­ча­ю­щие об­сто­я­тель­ства, но при­го­вор на­вер­ня­ка был бы об­ви­ни­тель­ным; аме­ри­кан­ский суд при­нял иное ре­ше­ние. Сразу после вы­не­се­ния при­го­во­ра дру­гая жен­щи­на за­стре­ли­ла муж­чи­ну прямо на по­ро­ге суда. Ско­рее всего, она со­шлет­ся впо­след­ствии на при­го­вор по делу Рокси Харт как на пре­це­дент.

! ИНТЕРЕСНЫЙ ПРИМЕР:

Самый дол­гий и самый ко­рот­кий за­ко­но­про­ект

Про­це­ду­ра при­ня­тия за­ко­на слож­на и про­дол­жа­ет­ся до­воль­но долго. Неред­ко от вне­се­ния за­ко­но­да­тель­ной ини­ци­а­ти­вы до вступ­ле­ния за­ко­на в силу про­хо­дят ме­ся­цы и даже годы. Аб­со­лют­ным ре­корд­сме­ном по этому по­ка­за­те­лю можно счи­тать фе­де­раль­ный закон «О ры­бо­лов­стве и со­хра­не­нии вод­ных био­ло­ги­че­ских ре­сур­сов».

Он был при­нят Го­су­дар­ствен­ной Думой к рас­смот­ре­нию еще в конце 1996 года и всту­пил в силу в самом на­ча­ле 2005 года.

Фе­де­раль­ный закон

«О ры­бо­лов­стве и со­хра­не­нии вод­ных био­ло­ги­че­ских ре­сур­сов».

При­нят Го­су­дар­ствен­ной Думой в пер­вом чте­нии 24 ок­тяб­ря 1996 года

На­прав­ле­ны за­ме­ча­ния Пре­зи­ден­та РФ по до­ра­бот­ке тек­ста 4 де­каб­ря 1996 года

При­нят Го­су­дар­ствен­ной Думой во вто­ром чте­нии 6 июня 1997 года

Воз­вра­щен ко вто­ро­му чте­нию 20 июня 1997 года

По­пыт­ка при­нять во вто­ром чте­нии 20 мая 1999 года

По­пыт­ка при­нять во вто­ром чте­нии 23 но­яб­ря 1999 года

При­нят Го­су­дар­ствен­ной Думой во вто­ром чте­нии 6 июля 2000 года

При­нят Го­су­дар­ствен­ной Думой в тре­тьем чте­нии 19 июля 2000 года

От­кло­нен Со­ве­том Фе­де­ра­ции 26 июля 2000 года

Со­зда­ние со­гла­си­тель­ной ко­мис­сии 20 сен­тяб­ря 2000 года

При­нят Го­су­дар­ствен­ной Думой в тре­тьем чте­нии в ре­дак­ции со­гла­си­тель­ной ко­мис­сии 21 марта 2001 года

Одоб­рен Со­ве­том Фе­де­ра­ции 4 ап­ре­ля 2001 года

От­кло­нен Пре­зи­ден­том РФ 18 ап­ре­ля 2001 года

Со­зда­ние со­гла­си­тель­ной ко­мис­сии 7 июня 2001 года

При­нят Го­су­дар­ствен­ной Думой в тре­тьем чте­нии в ре­дак­ции со­гла­си­тель­ной ко­мис­сии 26 но­яб­ря 2004 года

Одоб­рен Со­ве­том Фе­де­ра­ции 8 де­каб­ря 2004 года

Под­пи­сан Пре­зи­ден­том РФ 20 де­каб­ря 2004 года

Опуб­ли­ко­ван 23 де­каб­ря 2004 года

Всту­пил в силу 3 ян­ва­ря 2005 года

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...