Характеристика возрастных возможностей
Введение 1. Слушание музыки 1.1 Характеристика возрастных возможностей 1.2 Задачи развития. Содержание и условия педагогической работы 1.3 Показатели развития 2. Музыкальное движение 2.1 Характеристика возрастных возможностей 2.2 Задачи развития. Содержание и условия педагогической работы 3. Пение 3.1 Задачи развития. Содержание у условия педагогической работы 4. Игра на детских музыкальных инструментах 4.1 Характеристика возрастных возможностей 5. Музыкальная игра-драматизация Заключение Список используемых источников Введение
В раннем возрасте формируются предпосылки эстетического отношения к окружающему и элементарные виды художественной деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой. Богатство и красота мира постепенно открываются ребенку, если он прислушивается к звукам природы, всматривается в ее постоянно меняющиеся образы и картины; если взрослый постоянно обращает его внимание на красоту, которая повсюду: и в многоцветии осенних листьев, и в одежде людей и кукол, и в предметах быта, украшенных народными мастерами. Приобщение детей к искусству начинается с их знакомства с народным творчеством и классикой. Ребенок впитывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов, образы словесного фольклора; любуется формами и красками орнаментов на игрушках и предметах интерьера. Отличительная особенность художественной деятельности детей – ее синкретичноть и импровизационность: дети легко объединяют различные виды искусства – рисуют или импровизируют на музыкальных инструментах, одновременно сочиняя несложный сюжет или напевая. В художественной деятельности формируются художественные способности детей, прежде всего сенсорные, связанные с восприятием искусства.
В раннем детстве развитию этих способностей благоприятствует высокая эмоциональная отзывчивость на музыку, художественное слово, яркие произведения изобразительного и театрального искусства. Для того чтобы дети не выросли равнодушными к миру прекрасного, необходимо, используя возрастные особенности, приобщать их к этому миру как можно раньше. В основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста лежат: логика развития системы музыкальности и входящих в нее музыкальных способностей и логика становления видов музыкальной деятельности. Они, естественно, взаимосвязаны и не существуют одна без другой. В программе представлены все пять традиционных видов музыкальной деятельности детей: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игра на детских музыкальных инструментах и музыкальная игра-драматизация. Музыкальный репертуар программы включает в себя прежде всего классическую музыку разных эпох и стилей, фольклор и современную музыку. Для решения базисных задач музыкальный руководитель может использовать произведения из предлагаемого примерного списка и по собственному выбору.
Слушание музыки
Характеристика возрастных возможностей
В период от трех до пяти лет для большинства детей характерен высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот возраст чрезвычайно благоприятным для занятий ею. Интонационно-слуховой опыт уже достаточен для элементарного определения настроения музыкального произведения и даже его жанра (марш, песня и танец – «три кита», по Д.Б. Кабалевскому). Дети слышат и эмоционально откликаются на ярко контрастные по настроению музыкальные пьесы (веселая – грустная музыка), а из «трех китов» лучше всего определяют марш. При этом большинство из них ориентируется не на весь комплекс средств музыкальной выразительности, а на какое-либо одно. Чаще всего это темп, реже – тембр или динамика. И получается у ребенка: «быстрая музыка – значит, веселая», «медленная – значит, грустная».
В дальнейшем по мере музыкального развития, накопления музыкального опыта дети начинают ориентироваться на все более полный комплекс средств музыкальной выразительности. На пятом году жизни у наиболее продвинутых в музыкальном отношении детей происходит качественный скачок в развитии музыкального восприятия: они начинают выделять в сложной музыкальной ткани мелодию и составляющие ее интонации, ориентироваться на них при определении характера музыкального произведения. Это приводит к значительно большей адекватности восприятия музыки и обогащению ее индивидуальной интерпретации. На смену бедным, односложным ответам приходят развернутые сюжеты, богатые действиями, эмоционально окрашенные. Детей старшего дошкольного возраста отличает более богатый по сравнению с младшими дошкольниками жизненный и музыкальный опыт. Они с интересом слушают музыку, эмоционально ярко реагируют на нее. При определении общего характера, настроения музыкального произведения дети этого возраста ориентируются уже не на одно, а на два или несколько средств музыкальной выразительности (темп и тембр; темп и динамику; темп, тембр и динамику одновременно). У большего, чем в предыдущей возрастной группе, числа детей появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, и, соответственно, значительно обогащаются индивидуальная интерпретация музыки, возникающие во время слушания внемузыкальные образы и ассоциации. Восприятие музыкального образа становится более адекватным, что связано с достаточно высоким уровнем развития системы музыкальных способностей, мышления, воображения. Дети усваивают понятие «жанр» - ключевое понятие как музыкального, так и любого другого искусства (инструментальная и вокальная музыка; марш, песня, танец; русая плясовая, вальс, полька и др.). Обобщаются представления и о форме музыкального произведения (одно-, двух-, трехчастная форма). Легче всего дети определяют ее, занимаясь музыкальным движением и играя в оркестре.
Задачи развития. Содержание и условия педагогической работы
Задача музыкального развития детей заключается в том, чтобы: - поддерживать эмоциональный отклик на музыку, способствовать возникновению потребности в слушании музыки, увеличению запаса музыкальных впечатлений; - постепенно развивать умение внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца, чувствовать и определять его общий характер и настроение контрастных частей; определять элементарный жанр пьесы; - учить детей различать тембры инструментов (контрастных групп – фортепиано, скрипки, флейты, арфы), изменения в звучании симфонического оркестра; дифференцировать звучание голосов – соло и хора; - развивать желание и умение воплощать в творческих свободных движениях общий характер музыки, динамику ее образов; воспроизводить изобразительные движения (жалею подружку, качаю куклу, глажу котенка); - поддерживать желание детей передавать в рисунках настроение музыки, ее образы; - формировать умение слышать в произведении процесс развития музыкального образа; - формировать представления о композиционно-формообразующей стороне произведения. Познакомить детей с понятиями «одночастная», «двухчастная», «трехчастная» форма в процессе слушания музыки и в других видах музыкальной деятельности (музыкальном движении, игре на детских музыкальный инструментах). Содержание и условия педагогической работы: - использование высокохудожественного и доступного детям музыкального репертуара; - регулярность специальных занятий по слушанию музыки и их методически правильное построение; - высокий профессионализм музыкального руководителя: исполнительское мастерство, хорошая теоретическая и методическая музыкальная подготовка, педагогические знания и такт; - уважение к ребенку, его мнению о музыке, праву слышать и оценивать ее по-своему. Культура и деликатность в общении с ним; - материально-техническая обеспеченность педагогического процесса;
- использование на занятиях по слушанию музыки профессионально подобранных произведений других, более доступных ребенку видов искусства – изобразительного и художественной литературы. Детям старшего дошкольного возраста предлагаются для прослушивания более сложные произведения; усложняются и задачи, которые ставятся в связи с ними. Усложнение музыкальных произведений идет по следующим направлениям: 1) от пьес с преобладанием изобразительных моментов к пьесам с доминированием выразительности; 2) от небольших по объему, простых по форме и музыкальным образам ко все более развернутым и сложным; 3) от содержащих одну ведущую тему к контрастным и далее по линии смягчения контрастности и появления полутонов настроений. Дети определяют жанр музыкального произведения, анализируют его форму, могут назвать инструмент, на котором оно исполняется. С удовольствием отгадывают пьесы, включенные в музыкальную викторину.
Показатели развития
К пяти годам ребенок: - эмоционально реагирует на музыку, испытывая радость от встречи с ней; - достаточно внимательно слушает ее (короткие пьесы – от начало до конца); - может определить общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделить отдельные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, тембр, в отдельных случаях – интонационно-мелодические особенности музыкальной пьесы); - слышит в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы; узнает ее характерные образы; - определяет, к какому из трех жанров принадлежит прослушанное музыкальное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных ему инструментов оно исполняется; - может отразить характер музыки в музыкальном движении, рисунке. К семи годам ребенок: - эмоционально и увлеченно слушает музыку и охотно говорит о ней; - слышит комплекс средств музыкальной выразительности, характеризующих содержание музыки; - может услышать процесс развития музыкального образа; - выделяет тембры инструментов симфонического оркестра, ведущие в характеристики музыкального образа; - определяет жанровую принадлежность произведения; - определяет форму музыкального произведения.
Музыкальное движение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|