Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы выполнения задачи 1.

Практическое занятие № 2

Тема 1. Характеристика системы

Корпоративного управления

Цель работы: Изучить крупнейших корпораций РФ относящихся к различным отраслям, оценить и охарактеризовать эффективность их хозяйственной деятельности.

Задача 1.

Проанализируйте динамику развития 3-х крупнейших корпораций РФ занимающих с первого по третье место в рейтинге «Эксперт-400» (http://expert.ru/) и 3-х корпораций (https://raexpert.ru/rankingtable/top_companies/2016/main/), относящихся к различным отраслям (розничная торговля, строительство, машиностроение) по критериям:

· объем выручки от продаж продукции (товаров, работ, услуг),

· прибыль до налогообложения,

· чистая прибыль.

Требуется:

1. Рассчитать темп прироста за пятилетний период и среднее значение показателей, для расчета используйте данные рейтинга крупнейших компаний России http://expert.ru/ratings/rejting-krupnejshih-kompanij-rossii-2016-po-ob_emu-realizatsii-produktsii/

2. Используя полученные данные определить долю каждой корпорации в обороте организаций РФ в соответствующей отрасли (Официальная статистика Предпринимательство Институциональные преобразования в экономике Структурная статистика предприятий Оборот организаций годовой (без субъектов малого предпринимательства и пр.) http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#).

3. Рассчитать рентабельность продаж каждой корпорации за пятилетний период и охарактеризовать эффективность хозяйственной деятельности.

 

Методические рекомендациипо выполнению практического занятия №2

Теория вопроса

Крупный бизнес - ключевое звено экономики России

 

Несмотря на стремительное развитие молодого и перспективного малого предпринимательства, крупные предприятия были, есть и будут лидерами во многих отраслях российской промышленности. Говоря о современном состоянии крупного бизнеса, прежде всего, следует отметить произошедшую структурную перестройку экономики России. Деятельность крупных предприятий сделала возможным переход от экстенсивной сырьевой и энергетической направленности промышленности к изготовлению готовой продукции.

Крупный бизнес считается основой экономики страны. Данные предприятия являются основными налогоплательщиками, основными организаторами рабочих мест и основными участниками создания ВВП страны [2]. Кроме всего прочего, крупные фирмы за счет мобилизации своих ресурсов в меньшей степени зависят от рыночной конъюнктуры, тем самым создавая предпосылки для предотвращения локальных кризисов. Данный факт объясняется тем, что крупный бизнес обладает запасом (резервом) ресурсов, которые могут быть использованы в случае наступления экономического кризиса или других негативных процессов. Крупный бизнес за счет своих объемов и доли реализуемой продукции на рынке может влиять на ценовую политику и ассортимент продукции. Данное проявление монополизма ослабляет рыночную конкуренцию, следовательно, необходима антимонопольная политика в отношении крупных компаний. Также следует отметить, что крупные фирмы вносят весомый вклад в функционирование и развитие многих промышленных производств, в том числе наукоемких, ресурсоемких и капиталоемких. Крупные компании в состоянии самостоятельно наладить разработку и массовый выпуск конъюнктурной продукции, энергетического оборудования, автомобилей, сельскохозяйственных машин и прочей продукции. Кроме этого, крупный бизнес может организовать массовую добычу полезных ископаемых и другого сырья. Это предопределяет как бы двойственное отношение государства к крупному бизнесу: с одной стороны, его пытаются регулировать с помощью антимонопольной политики, а с другой – его поддерживают как основу для развития наукоемких и ресурсоемких капиталоемких сфер. В развитых странах крупный бизнес занимает в экономиках ведущие места. В среднем на крупный бизнес приходится от 50 до 60 % ВВП. Для того чтобы оценить условия функционирования крупного бизнеса в России, необходимо провести анализ экономической ситуации на макроуровне, так как крупный бизнес определяется именно параметрами макроуровня

При изучении российского крупного бизнеса большое внимание уделяется его взаимодействию с властными структурами. Многие бывшие российские чиновники, имеющие эксклюзивные связи на мировых финансовых рынках, входят в советы директоров крупнейших компаний и получают огромные прибыли; крупные предприниматели, в свою очередь, занимают выгодные места в органах государственной власти, лоббируя собственные деловые интересы. Такая модель сотрудничества взаимовыгодна как государству, так и бизнесу. Анализ современного состояния крупного российского бизнеса позволяет составить долгосрочный прогноз его дальнейшего развития и выявить основные направления, в которых оно будет происходить. Следовательно, можно выделить следующие отраслевые направления развития крупного бизнеса:

1. Развитие машиностроительных предприятий. Наиболее приоритетными станут транспортное производство, авто- и авиапромышленность. Планируется тесное сотрудничество крупных российских корпораций с зарубежными лидерами авто- и авиастроения. К 2020 году предполагается увеличить объем продаж автомобилей до 4 млн в год, из которых около 3 млн будут отечественного производства. Также планируется модернизация российских железных дорог: обновление подвижного состава и строительство новых дорожных линий. На эти цели будет выделено 100 млрд долларов.

2. Развитие АПК. Внедрение новейших технологий в сельскохозяйственное производство и повышение качества отечественных сельхозтоваров позволит крупным российским агропромышленным предприятиям к 2020 году увеличить свой суммарный доход до 70 млрд долларов и вытеснить низкокачественные товары с рынка.

3. Развитие сферы услуг, являющейся одной из важнейших составляющих жизни постиндустриального общества. Наиболее востребованными на рынке будут крупные компании, предоставляющие услуги в области IT-технологий: крупные Интернет – магазины, социальные сети, службы поиска различной информации и многие другие.

4. Расширение и совершенствование финансового сектора экономики. Крупные банки увеличат количество оказываемых услуг, один банк будет способен оказать весь спектр услуг в пределах только своего офиса. (ярким примером прогрессирующего развития банковской системы является «Сбербанк»). Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что российский крупный бизнес является одним из важнейших драйверов как индустриального, так и постиндустриального развития России, способствующим увеличению темпов роста экономики страны и повышению позиций России на мировой экономической арене.

Значение рейтингов компаний

В последние десятилетия стало появляться все больше и больше агентов, как нуждающихся в инвестициях, так и тех, кто желает инвестировать. Однако процесс инвестирования связан с высокой нестабильностью и значительным уровнем риска, что автоматически делает инвестиции в какой-то мере непривлекательными для агентов, не любящих принимать риски. С другой стороны, часто бывают такие ситуации, когда агент и желает инвестировать, и готов это сделать, несмотря на сопутствующие финансовому рынку риски, но он не может оценить реальную привлекательность и надежность того или иного актива, так как не владеет определенными знаниями, умением анализировать, информацией. Поиск вышеназванной информации может обернуться колоссальными трансакционными издержками, что, в свою очередь, затруднит, а то и вовсе приостановит, процесс инвестирования. Именно для того, чтобы избежать этих трансакционных издержек, вначале XX века было созданопервое рейтинговое агентство, которое представило на рынке услуг совершенно новый, но необходимый продукт – экспертную оценку облигаций железнодорожных компаний, основанную на финансовом анализе. Чуть позже было введено понятие«рейтинга».

Место компаний в рейтинге «Эксперт-400» определяется объемом выручки от продаж продукции (товаров, работ, услуг) по итогам года. В случаях, когда этот показатель в силу специфики деятельности компаний не может быть применен (например, для банков, страховых компаний), используются данные финансовой отчетности, максимально близкие к нему по экономическому смыслу.

В зависимости от профиля деятельности конкретной компании под объемом реализации понимается:

— для компаний, занятых в сфере промышленности, АПК, телекоммуникаций, транспорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, — объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

— для банков — сумма процентных и комиссионных доходов (до вычета расходов). Источником данных является финансовая отчетность банков, подготовленная только по стандарту МСФО;

— для страховых компаний — сумма подписанных страховых премий и чистого дохода от инвестиций за вычетом премий, переданных в перестрахование (МСФО), или сумма страховых премий (взносов) по страхованию жизни за вычетом взносов, переданных в перестрахование, страховых премий по иным видам, чем страхование жизни, за вычетом взносов, переданных в перестрахование и доходов по инвестициям за вычетом расходов по инвестициям (РСБУ).

Участие в рейтинге «Эксперт-400» не имеет ограничений отраслевого характера: в рейтинговой таблице представлены компании практически всех основных сфер экономики.

К участию в рейтинге не допускаются компании, характер деятельности которых не вполне прозрачен, холдинговая структура которых не вполне ясна или же компании, деятельность которых не ведет к образованию значимого объема добавленной стоимости.

В рейтинге участвуют головные компании холдингов, готовящих консолидированную отчетность, в которой учтены показатели как материнской компании, так и ее дочерних структур. Дочерние структуры, данные которых включены в отчетность холдинга, не участвуют в рейтинге во избежание «двойного счета».

Понятие и экономическое содержание рентабельности

Показатели рентабельности являются основными характеристиками эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Они рассчитываются как относительный показатель финансовых результатов, полученных предприятием за отчетный период. Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности предприятия. В процессе анализа рентабельности исследуются уровень показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение, их количественная оценка.

Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.

Например,

Спецификация данных показателей заключается в том, что они отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - доходность акций и т.д.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятия. Например,

Заметим, что стрелка указывает на логику формирования показателей прибыли.

Приращение прибыли может быть связано как с интенсивным, так и с экстенсивным использованием производственных ресурсов. Поэтому показателем истинной эффективности может быть только рентабельность продаж, т.е. отношение прибыли к выручке от продаж.

В зависимости от числителя, отражающего определенные стороны хозяйственной деятельности, различают:

1. Рентабельность продаж по прибыли от продажи (Рпр):

Рпр = (Ппр/ВР) *100,

где –прибыль от продаж;

ВР –выручка от продаж;

2. Рентабельность продаж по бухгалтерской (до налогообложения) прибыли (Рпн):

Рпн = (Пно/ВР) *100,

где Пно-бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения);

3. Рентабельность продаж по чистой прибыли (Рчп):

Рчп = (ЧП/ВР) *100,

где –ЧП - чистая (нераспределенная) прибыль.

Третья группа показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли принимается в расчет чистый приток денежных средств.

Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием денежного притока. Концепция рентабельности, исчисляемой на основе денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, являются существенным признаком «здоровья» финансового состояния предприятия.

 

Этапы выполнения задачи 1.

1. Формирование пакета исходных данных.

2. Изучение теории по заданию и дополнительных источников литературы.

3. Выбор в системе интернет сведений о динамики финансового результата крупнейших корпораций РФ за пятилетний период

4. Формирование таблицы для определения темпа прироста за пятилетний период и средних значений показателей.

Таблица 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...