Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жизнь Н.Ф. Федорова как посвящение себя «общему делу»




 

Николай Федорович Федоров, самый дерзновенный из философов-утопистов. Он мечтал не только о достижении бессмертия, но и о возвращении к жизни ушедших поколений; не о воскресении, как это предсказано в Священном писании, а о воскрешении средствами науки, разумом человека, исполняющего божественные предначертания.

Документальные сведения о жизни Федорова, особенно первой его половины, крайне скудны. Родился Н.Ф. Федоров в 1829 г. в селе Ключи Тамбовской губернии. Его отцом был князь П.И. Гагарин, а матерью - дворянская девица Елизавета Иванова. Как незаконнорожденный, Николай получил отчество и фамилию своего крестного отца. После окончания Тамбовской гимназии Федоров учился в Ришельевском лицее в Одессе.

Осень 1851 г. - поворотный рубеж в жизни Николая, внешне он означен смертью дяди, его покровителя, и уходом из лицея. В то время, по его словам, ему открылась основная идея его учения: «мысль, что чрез нас, через разумные существа, природа достигнет полноты самосознания и самоуправления, воссоздаст все разрушенное и разрушаемое по ее еще слепоте». С этого времени все его существование подчиняется единому заданию - разработке учения «общего дела», попыткам его распространения.

Четырнадцать лет Федоров работает преподавателем истории и географии в уездных училищах средней полосы России. Проводя необычную систему обучения, принцип активного участия самих учащихся в познавании, когда материал знаний добывался не столько из учебников, сколько из непосредственного изучения родного края, его географии, растительного и животного мира, истории, запечатленной в местных памятниках, из наблюдений над природными явлениями, звездным небом.

Особое отношение у Федорова было к истории. По его мнению, историю необходимо изучать в узком плане, на первое место он выдвигает знание своих корней, а затем уже применение истории как глобальной науки. Отказ от своих корней, по Федорову, «ведет к варварству, к безднам безнравственности». Это мы могли отчетливо наблюдать на примере нашей «коммунистической» истории, когда отказ от своих родных в некоторых случаях считался, чуть ли не обязательным делом. И именно сейчас многие заново открывают для себя забытые или просто незнакомые страницы истории собственной семьи.

Николай Федорович жил напряженной духовной жизнью. Он всецело посвятил себя служению обществу и свел до минимума свои материальные потребности. Он занимал крошечную комнату и спал не более четырех или пяти часов в сутки на непокрытом горбатом сундуке, подкладывая под голову вместо подушки что-нибудь твердое. Его пища состояла из чая с черствыми булочками, сыра или соленой рыбы. Часто месяцами Федоров не употреблял горячую пищу. Деньги были для него помехой. Получая незначительное жалование (менее четырехсот рублей в год), он отказывался от всякого повышения его. Значительную часть жалования Федоров ежемесячно раздавал своим «стипендиатам». Он не хотел владеть каким-либо имуществом и никогда не имел даже теплого пальто. В то же время Федоров не признавал себя аскетом и искренне сердился, когда ему об этом говорили.

Н. Петерсон, близкий друг и последователь Н. Федорова еще в 60-е годы девятнадцатого столетия стал конспектировать высказываемые Н. Федоровым мысли, что бы в последующем направить их краткое изложение Ф.М. Достоевскому. Эти размышления чрезвычайно заинтересовали писателя, о чем он и сообщил философу в своем письме. Это подтолкнуло Н. Федорова к систематизации своих записей, которые затем легли в основу труда «Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, то есть немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства. Записка от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим».

Как сторонник активного познания мира он ставит вопрос о разделении на «ученых» и «неученых» Один из недостатков «ученых» - это пассивно теоретически познавательное отношение к миру. Такое отношение превращает мир в представление, в фикцию. Большинство же «неученых» вторгаются в материальную сущность мира, хотя и с узкими, прагматическими целями; им надо дать творческий выход, осветив знанием, одушевив высшей целью, и в этом состоит задача «ученых».

После смерти Ф.М. Достоевского, переписку с Н.Ф. Федоровым вел В. Соловьев, которого чрезвычайно заинтересовали его взгляды, он обещал помочь Н. Федорову донести его мысли до широкой общественности. Было намечено обнародование В. Соловьевым реферата, посвященного идеям Н. Федорова, однако этот реферат и работы Соловьева глубоко разочаровали Н. Федорова. Н. Федоров в 80-е годы девятнадцатого столетия пытался донести миру свою позицию уже с помощью Л. Толстого, стремясь его убедить в достоверности «общего дела», что нашло отражение в трудах, дневниках и литературных произведениях последнего. Чувствуя в своем творчестве обязанность предыдущему поколению, эпохе и вообще когда-либо жившим людям на земле в приобретении и наличии общности духовного состояния, он не стремился показывать свое авторство и его статьи зачастую публиковались под псевдонимом, большую же часть он не публиковал совсем. «Слава и популярность - это проявление бесстыдства», считал он. Однако Л. Толстой в большей степени был заинтересован в разработке собственной нравственной - религиозной концепции, и поэтому в 90-х годах пути философа и писателя окончательно расходятся.

В 1898 г. Н. Федоров оставляет службу в музее, чтобы иметь время для работы над проектом «Общее дело». Однако стесненные материальные обстоятельства вынуждают его вернуться на службу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...