Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

марта — практическое занятие «Культура эпох Возрождения и Барокко»

Внимание! Прошу студентов группы выбрать темы так, чтобы 3 сообщения были по эпохе Возрождения и столько же — по эпохе Барокко. Тем по каждой эпохе указано больше, оставляю за вами свободу выбора.

 

Темы:

 

1. Джованни Пико делла Мирандола (для углубленного анализа - «Речь о достоинстве человека» - она есть в Интернете). При подготовке сообщения на эту тему рекомендую, кроме самого текста, можно посмотреть книги Л.Н.Баткина «Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления» (М., 1990), часть первая, глава I, а также «Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления» (М., 1978). Можно обратиться и к другим книгам Баткина, посвященным гуманистам и их взглядам.

2. Музыка эпохи Возрождения. Полифония строгого стиля. Cantus firmus. Теория музыки (на примере деятельности Дж. Царлино).

3. Феномен меценатства. Медичи как покровители искусства (Шевлякова Д.А. Лоренцо Медичи. Государь эпохи Возрождения. М., 2001. Стратерн Пол. Медичи. Крестные отцы Ренессанса. М., 2010).

4. Уильям Шекспир. (Задача – обозначить в творчестве Шекспира качества эпохи Возрождения, а также черты кризиса ренессансной картины мира. Для углубленного анализа – «Гамлет»).

5. Мольер и особенности Франции эпохи Барокко (для углубленного анализа – пьеса «Тартюф»). Примечание: нужно будет в выводе связать особенности творчества Мольера как с качествами эпохи, так и с социокультурными особенностями Франции эпохи Барокко.

6. Педро Кальдерон и особенности культуры эпохи Барокко (для углубленного анализа – пьеса «Жизнь есть сон»).

7. Версальский дворец и парк Людовика XIV как памятник эпохи Барокко. Сделать акцент на жизни двора и воплощении идеи абсолютной монархии в формах архитектуры и изобразительного искусства. Рассказать о символике Версаля. В сообщении не выходите за рамки эпохи Барокко.

8. Музыка эпохи Барокко. Задача – связать характер музыки с характером эпохи. Постарайтесь проиллюстрировать Ваше выступление хотя бы 2-3-мя музыкальными фрагментами. Литература: Каган М.С. Музыка в мире искусств. – СПб., 1996. – С.160-174 (сначала на этих страницах следует текст о музыке эпохи Возрождения, но он тоже очень полезен, поскольку в выводе можно сформулировать выводы, касающиеся различий между эпохами); Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка XVII–XVIII веков в ряду искусств.М., 1977; Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки. В 2 т. М., 1982–1983.

9. Симеон Полоцкий и культура Русского царства в XVII веке. (Для анализа – «Комедия притчи о Блудном сыне», ее текст есть в Интернете). Задача – показать, какие изменения происходили в русской культуре в XVII веке.

 

ЭКЗАМЕН

 

 

При выставлении итоговой оценки будут учитываться:

1) выступление на практическом занятии (в особенности способность разглядеть в конкретных феноменах особенности культуры эпох Возрождения и Барокко);

2) культурологический анализ «Афинской школы» Рафаэля;

3) художественно-культурологический анализ фрагмента литературного текста эпохи Барокко;

4) ответ на один экзаменационный вопрос из следующего списка;

5) знание основных понятий учебного курса.

 

 

Вопросы для подготовки к экзамену:

1. Культура Нового времени: основные тенденции и их отражение в художественной культуре (на материале эпохи Возрождения).

2. Возрождение и «возрождения» в истории мировой культуры.

3. Культура эпохи Возрождения: типологическая характеристика (смысл названия эпохи, пространственно-временные границы, основные качества).

4. Феномен меценатства в культуре эпохи Возрождения: институциональное измерение.

5. Культура Нового времени: основные тенденции и их отражение в художественной культуре (на материале эпохи Барокко).

6. Культура эпохи Барокко: типологическая характеристика (смысл обозначения эпохи, пространственно-временные границы, основные качества).

 

Основные понятия курса:

5. Аллегория

6. Антропоцентризм

7. Афоризм

8. Барокко (уметь сформулировать основное содержание этого стиля)

9. Болонская школа Карраччи, Болонская Академия

10. Буффонада

11. Варьета́ (varietas, разнообразие)

12. Вид, разновидность искусства

13. Гильдия Святого Луки

14. Гонгоризм

15. Гуманизм (важное уточнение - ренессансный гуманизм)

16. Гуманист

17. Диалогичность, диалогизм

18. Донатор

19. Драма, драматизм, театральность

20. Жанр

21. Иррационализм (иррациональность) (уметь привести примеры его проявления в феноменах художественной и духовной культуры эпохи Барокко)

22. Кантата

23. Классицизм (уметь сформулировать основное содержание этого стиля)

24. Комедия дель арте (commedia dell'arte), комедия масок (уметь связать с характером эпохи Барокко)

25. Кончерто гроссо

26. Культизм, культеранизм

27. Мадригал

28. Маринизм

29. Месса

30. Метафизика, метафизическая школа (в английской поэзии эпохи Барокко)

31. Метафора

32. Метафоричность

33. Меценат, меценатство

34. Мимесис, принцип подражания природе

35. Мотет

36. Новелла (уметь обозначить особенности ренессансной новеллы)

37. Новое время (сущность понятия и основные тенденции в рамках данного периода, усиливающиеся от эпохи к эпохе)

38. Опера

39. Оратория

40. Отиум (otium)

41. Пантеизм (применительно к ренессансному взгляду на мир)

42. Пастораль, пасторальный роман

43. Патронаж, патронат

44. «Переход в переходе» (применительно к эпохе Барокко)

45. Переходность, переходный тип культуры

46. Плутовской роман

47. Прециозная литература

48. Принцип подражания природе (теория подражания природе)

49. Раннее новое время (смысл понятия; эпохи в истории художественной культуры, которые могут быть объединены этим понятием)

50. Рационализм (рациональность) (уметь привести примеры его проявления в феноменах художественной и духовной культуры)

51. Реализм (уметь обозначить специфику реализма эпох Возрождения и Барокко)

52. Рыцарский роман

53. Светскость (уметь привести примеры ее проявления в феноменах художественной и духовной культуры)

54. Символ (уметь обозначить особенности символики эпохи Барокко, уметь привести примеры)

55. Синтез искусств

56. Системный подход

57. Стиль (культурологическое понимание данного феномена)

58. Теория строгого стиля в музыке

59. Теория линейной (научной, прямой перспективы)

60. Теория ордера

61. Теория пропорций

62. Тип, типология, историко-культурный тип

63. Титанизм

64. Трагедия

65. Три единства (классические единства, Аристотелевы единства)

66. Универсализм (потребность в универсализме – в данном случае под универсализмом понимается «форма мышления, рассматривающая универсум как целое») – уметь раскрыть характер данного явления и его отражение в произведениях, относящихся к разным видам искусства

67. «Ученая комедия»

68. Фарс

69. Эвфуизм

70. Элитарность (уметь раскрыть содержание как одного из качеств культуры эпохи Возрождения)

71. Эмблема

 

Внимание! Значительная группа понятий, содержащихся в данном списке (антропоцентризм, гуманизм, рационализм, светскость, диалогичность, разнообразие, пантеизм, титанизм, элитарность, переходность, «переход в переходе», универсализм, драматизм, театральность и др.), осмысленная и рассмотренная во взаимосвязи, представляет целостную картину эпох Возрождения и Барокко как неповторимых типов культуры. Речь идет не просто о понятиях, а о качествах эпох. Ваша задача не только разобраться с содержанием каждого понятия, но уметь привести примеры того, как эти качества представлены в произведениях, относящихся к различным видам искусства.

По поводу категорий «диалогичность» и «разнообразие», если в отношении них остались вопросы, необходимо обратиться к работам Л.М.Баткина:

· Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.: Наука, 1978.

· Итальянский гуманистический диалог XV века // Из истории Средних веков и Возрождения. М., 1976. С. 175—221.

· Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989.

· Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М.: Искусство, 1990.

Основная литература

 

1. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры: В 2 кн. Книга 2. – СПб., 2003.

2. Художественная культура в капиталистическом обществе / Под ред.М.С.Кагана. – Л., 1986.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...