ТК РФ, Статья 216. Государственное управление охраной труда.
47. Понятие и содержание охраны труда, ее значение. Трудовой кодекс (разд. X «Охрана труда») уточнил понятийный аппарат института охраны труда, определил основные его понятия (гл. 33, ст. 209) и основные направления государственной политики в данной области. В других главах этого раздела Кодекса предусмотрены требования охраны труда (гл. 34, ст. 211—215), организация охраны труда (гл. 35, ст. 216—218), обеспечение прав работников на охрану труда (гл. 36, ст. 219—231). Охрану труда надо различать в широком и узком смыслах. В широком смысле охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Это широкое понятие охраны труда как обеспечение безопасных и здоровых условий труда всеми средствами, т. е. правовыми, экономическими, медицинскими, организационно-техническими и другими, закреплено в ст. 1 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. в ред. от 20 мая 2002 г. и в разд. X (ст. 209) ТК. Эти акты являются основными по охране труда. Поэтому охрану труда изучают в различных вузах: правовую — в юридических; социально-экономическую — в экономических; санитарно-гигиеническую, лечебно-профилактическую и реабилитационные меры — в медицинских; организационно-технические меры, т. е. соблюдение правил охраны труда при строительстве машин, оборудования, создании технологических процессов, промышленных зданий, сооружений,— в технических вузах. В широком понимании охрана труда нужна везде, где трудится человек, включая учебный, военный труд, труд в исправительных учреждениях. Но ст. 2 Основ об охране труда предусматривает их распространение более ограниченно, т. е. на труд в организациях всех форм собственности, включая труд работников, работодателей, членов кооперативов, студентов и учащихся в период производственной практики, военнослужащих, привлекаемых к работе в организациях, граждан, отбывающих по приговору суда исправительные работы в период их работы в организации.
Лишь охрана труда в широком ее понимании способна обеспечить здоровые и безопасные условия труда. Если какой-то ее механизм (правовой, медицинский, технический или экономический) плохо обеспечивается, то и вся охрана труда не обеспечивается. Так, если оборудование, станки, машины сделаны не безопасно для жизни и здоровья работающих на них, то неизбежен производственный травматизм. Почти треть всех несчастных случаев на производстве вызваны слабой организационно-технической охраной труда, несовершенством оборудования, машин и т. п. При нарушении медицинского аспекта охраны труда нарушается вся система охраны. Например, когда на грязных работах отсутствуют душевые, санитарно-гигиенические помещения, а в горячих цехах нет должной подсоленной питьевой воды, захламлены, загазованы производственные помещения и т. д. То же самое наблюдается и при нарушении социально-экономического аспекта охраны труда — не выделение должных ассигнований. В результате работники не обеспечиваются предохранительными приспособлениями, не заменяется изношенное оборудование. Ныне в погоне за прибылью многие работодатели, экономя на охране труда, создают не безопасные для жизни и здоровья условия труда. Следовательно, всесторонняя охрана труда будет обеспечена лишь при соблюдении одновременно всех ее аспектов, т. е. в широком смысле.
В узком смысле понятие охраны труда в трудовом праве — это система правовых мероприятий и средств обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности на производстве, в том числе и правовых норм по оздоровлению и улучшению условий труда. Вся система таких правовых мероприятий представляет собой институт охраны труда трудового права. Третий аспект охраны труда — как один из основных принципов трудового права — обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. В институте охраны труда конкретизируются основной принцип трудового права об обеспечении охраны труда и соответствующее субъективное право работника и его гарантии. Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права: 1. Нормы-принципы об основных направлениях государственной политики в области охраны труда и правила государственного управления охраной труда, поскольку охраной труда управляет государство. 2. Нормы, касающиеся права работников на охрану труда и его гарантий. 3. Нормы по организации и обеспечению охраны труда работодателем, его администрацией. 4. Требования по охране труда, которые обязаны обеспечить работодатель и его администрация. Правила по технике безопасности и производственной санитарии. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). 5. Правила особой охраны труда женщин и работников с семейными обязанностями. 6. Правила особой охраны труда несовершеннолетних до 18 лет и лиц с пониженной трудоспособностью. Надзор и контроль за охраной труда и ответственность за ее нарушение в Трудовом кодексе выделены в самостоятельную гл. 57 в разд. XIII «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров, ответственность за нарушение трудового законодательства». Все указанные группы норм института охраны труда тесно связаны между собой. Охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение. Социальное значение охраны труда в том, что она: охраняет жизнь и здоровье работника от возможных производственных вредностей; направлена на сохранение работоспособности и трудового долголетия человека;
способствует его культурно-техническому росту, так как лишь не чрезмерно усталый от работы работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекаться, заниматься спортом, развивать свою личность; способствует гуманизации труда, его облегчению. Экономическое значение охраны труда в том, что она способствует: росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; экономии фонда обязательного социального страхования и сокращению потерь рабочего времени, так как при хорошей охране труда меньше производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а следовательно, меньше больничных листков и возмещения ущерба за вред, причиненный здоровью работника. Правовое значение охраны труда в том, что: она способствует работе по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей женского организма, его материнской функции, семейных обязанностей работников, а также психофизиологических особенностей организма несовершеннолетних, уровня трудоспособности инвалидов; правовой статус гражданина включает основное его право на охрану труда и юридические статутные гарантии этого права не только в процессе трудовой деятельности, но и при приеме на работу лиц, требующих особой защиты. Так, нельзя принимать женщин, несовершеннолетних до 18 лет на противопоказанные для них по медицинским основаниям работы; вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений коллектива работников и профсоюзного органа организации с администрацией, работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях; она является важнейшим элементом трудового правоотношения работника с работодателем, по которому работодатель обязан обеспечить охрану труда на рабочем месте работника, а работник — соблюдать инструкции по охране труда. 48. Право работника на охрану труда, его гарантии. Обязанности работодателя по его обеспечению.
Каждый работник имеет право на охрану труда (ст. 37 Конституции РФ, ст. 21 ТК и ст. 4 Основ об охране труда). Право на охрану труда — это право работника, реализуемое в процессе его труда. Неработающий гражданин не может его фактически осуществить. С поступлением гражданина на работу оно активно реализуется, и обеспечить это право обязан работодатель. Содержание права на охрану труда включает ряд прав (возможностей) работника (как бы право в праве), в частности на: безопасное рабочее место, защищенное от воздействия опасных или вредных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности; возмещение вреда, если произошло повреждение здоровья работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей; получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии охраны труда на его рабочем месте, об имеющемся риске повреждения здоровья и принятых мерах по его защите от этого; отказ от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности; обеспечение его бесплатно средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с законодательством за счет работодателя; обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя; бесплатную переподготовку за счет работодателя, если приостанавливаются или закрываются предприятие, цех, участок либо ликвидируется рабочее место из-за неудовлетворительных условий труда, а также в случае производственной травмы; проведение инспектирования соответствующими органами условий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте; обращение с жалобой в соответствующие органы власти и профсоюзы о неудовлетворительных условиях и охране труда; участие в проверке и рассмотрении вопросов об улучшении условий и охраны труда. Первая из указанных возможностей — получить безопасное рабочее место — отражает и требование дифференциации регулирования труда женщин и несовершеннолетних до 18 лет. Содержание права работника на охрану труда закреплено в ст. 219 ТК. Гарантии права работника на охрану труда довольно многочисленны. Основная экономическая гарантия — планомерное непрерывное улучшение охраны труда на производстве. В ст. 9 Федерального закона об охране труда и ст. 220 ТК закреплены следующие гарантии права работника на охрану труда: государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
условия трудового договора должны соответствовать требованиям охраны труда: компенсации и льготы за работу с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда; при приостановке работы из-за нарушения законодательства об охране труда за работником сохраняются место работы (должность) и средний заработок; в случае приостановки деятельности или закрытия предприятия из-за нарушения охраны труда, что подтверждается органами государственного надзора и контроля, работник обеспечивается рабочим местом в соответствии с действующим законодательством; при ликвидации цеха, участка, рабочего места по требованию органов государственного надзора и контроля вследствие невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить его бесплатное обучение новой профессии (специальности) с сохранением на период переподготовки среднего заработка; отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких-либо необоснованных последствий привлечения к дисциплинарной ответственности, так как это не является дисциплинарным проступком. Но нельзя ограничивать гарантии права на охрану труда лишь указанными в ст. 220 ТК и в ст. 9 соответствующих Основ. Правовыми гарантиями права работника на охрану труда будут все нормы института охраны труда, об ее организации, предупредительном и текущем надзоре за охраной труда, а также обязанности работодателя по обеспечению охраны труда. Глава III этих Основ, названная «Обеспечение охраны труда», целиком посвящена таким гарантиям. Запрещается допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж, обучение и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда. Статья 14 Федерального закона и ст. 212 ТК закрепили обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов; применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников; условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством; приобретение за счет собственных средств и выдачу по установленным нормам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (очки, респираторы и т. п.), смывающих и обезвреживающих средств работникам с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах и правильностью применения работником средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им средствах индивидуальной защиты и компенсациях; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при их возникновении, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; расследование и учет в установленном законодательством порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда; обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти и другие обязанности работодателя в то же время означают и права работников на их обеспечение в сфере охраны труда. Субъекты Российской Федерации издают свои акты-рекомендации для работодателей по охране труда. 49. Организация охраны труда. ТК РФ, Статья 216. Государственное управление охраной труда.
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции) Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти: обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда; разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением; устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте; устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда; обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда; координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; организуют международное сотрудничество в области охраны труда; исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (часть пятая введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ) В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда: обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда; разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением; координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации; исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (часть шестая введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|