коммуникативных умений подростков.
Основные требования к составлению Психокоррекционной программы. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты: - чётко формировать цели коррекционной работы; - определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы; - выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы; - чётко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с учащимися; - отобрать методики и техники коррекционной работы; - определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы; - определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю и т. п.); - определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин. В начале коррекционной программы до 1,5-2 ч. на заключительном этапе – например); - определить содержание коррекционных занятий; - при необходимости планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьёй – подключение родственников, значимых взрослых и т. д.); - для реализации коррекционной программы и оценки её эффективности предусмотреть контроль коррекционной работы.
Примерное содержание коррекционной программы. Программа психолого-педагогической коррекции коммуникативных умений подростков. Цель программы: развитие личности, формирование коммуникативных навыков, оказание психологической помощи и поддержки в решении личностных проблем подростков. Задачи программы: 1. Диагностика личностных качеств. 2. Овладение определёнными социально-психологическими знаниями. 3. Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других. 4. Коррекция личностных качеств, снятие коммуникативных барьеров.
5. Овладение приёмами межличностного взаимодействия. Коррекция проводиться в виде социально-психологического тренинга. Психологическое воздействие основано на активных методах групповой работы. В ходе занятий решаются вопросы диагностика и развития личности; формируются коммуникативные навыки; оказывается психологическая помощь и поддержка, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников. В итоге у подростков происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опят позитивного отношения к себе и окружающим людям, они становятся более компетентными в сфере общения. Форма коррекционной работы: индивидуально-групповая. Состав группы: 7-9 участников. Примерный возраст участников: 12-15 лет. Количество занятий: 10. Частота занятий: 1 раз в неделю (при диагностике допускается до 2 раз в неделю). Длительность занятий: от 1 часа до 1,5 часа.
I. Диагностический блок. Цель: диагностика способностей развития личности, выявление факторов риска. Диагностика проводится на протяжении 4 занятий; длительностью 1 час; частота занятий допускается до 2 раз в неделю; индивидуальная форма работы. 1-е занятие: проводится диагностика личностных особенностей с использованием: ПДО (патохарактерологический диагностический опросник), М МИЛ (миннесотский опросник многоаспектный личностный, тест Шмишена и т. п.). 2-е занятие: проводится диагностика самооценки (методика Е. В. Сидоренко и другие); иследование ценностных ориентаций (методика «ценностных ориентаций М. Рокича). 3-е занятие: проводится диагностика интеллектуального развития (тесы Амтхадера, Векслера, ШТУР). 4-е занятие: проводится диагностика взаимоотношений (метод незаконченных предложений, тест Т. Лири, социометрии). Поученные результаты используются для составления социально-психологического профиля личности.
II. Установочный блок. Цель: снятие состояния эмоционального дискомфорта, создание ситуации успеха. Для реализации данной цели отводится одно занятие, длительностью до 1,5 часа; занятие проводятся 1 раз в неделю, групповая форма занятия.
5-е занятие: знакомство с принципами работы в группе. Ход занятия. 1-е упражнение. Представление «Твоё имя, или я хочу тебя называть». 2-е упражнение. «Правила группы». 3-е упражнение. «Мой благородный поступок». 4-е упражнение. «Список личных претензий». 5-е упражнение. «Диагноз или какой я в общении». 6-е упражнение. «Мой стиль общения» (домашнее задание). 7-е упражнение. Анализ итогов «Откровенно говоря».
III. Коррекционный блок. Цель: формировать активную социальную позицию подростков и развитие их коммуникативных способностей и способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих их людей, повышение общего уровня психологические культуры. Для осуществления коррекционной работы отводится четыре занятия, длительностью до 1,5 часа; занятие проводится 1 раз в неделю; групповая форма занятия.
6-е занятие: самоанализ качеств, важных для межличностного общения. Ход занятия. 1-е упражнение. Комплимент. 2-е упражнение. Анализ домашнего задания «Мой стиль общения». 3-е упражнение. Список качеств, важных для общения. 4-е упражнение. «Круг моего общения». 5-е упражнение. «Принимаю решение по изменению…». Подведение итогов.
7-е занятие: развитие умений самоанализа и предопределения психологических барьеров. 1-е упражнение. «Нетрадиционное «невербальное» приветствие». 2-е упражнение. Домашнее задание «Мой лучший друг». 3-е упражнение. «Маленькие жертвы». 4-е упражнение. «Мы с тобой одной крови». 5-е упражнение. «Землетрясение». 6-е упражнение. «Оценка группы по коммуникативным качествам». Подведение итогов.
8-е занятие: способы самоанализа и самокоррекции. Ход занятия. 1-е упражнение. «Волшебные слова». 2-е упражнение. Анализ дневников «Мой тип общения». 3-е упражнение. «Контакты с новыми людьми» или «Инопланетянин». 4-е упражнение. «Неожиданная встреча». 5-е упражнение. «Анализ событий в группе». Подведение итогов.
9-е занятие (продолжение). Способы самоанализа и самокоррекции. Ход занятия. 1-е упражнение. «От всей души…». 2-е упражнение. «Новые знакомые». 3-е упражнение. «Друг для друга». 4-е упражнение. «Неожиданная встреча…». 5-е упражнение. «Необитаемый остров». 6-е упражнение. «Мнение». Подведение итогов.
IV. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: оценить психологическое содержание и динамику изменений, закрепить коммуникативные навыки, наметить перспективы на будущее. Для реализации отводится одно занятие; длительностью до 1,5 часа; групповая форма занятия.
10-е занятие. Закрепление коммуникативных навыков, настрой на будущее. Ход занятия. 1-е упражнение. Комплименты «Мне очень нравится, когда ты…». 2-е упражнение. Анализ дневников «Мой стиль общения». 3-е упражнение. Итоговая диагностика общительности. 4-е упражнение. Психологический чемодан: «Что собрать тебе в дорогу?» 5-е упражнение. «Больше всего мне нравится, когда партнёр по общению…»
Подведение итогов коррекционных занятий.
Литература: 1. Игры – обучения, тренинг, досуг…/под ред. В. В. Петруситского// - М.: Новая школа, 1994. 2. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2000. 3. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. 4. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. 5. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. 6. Практикум по арт-терапии /под ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер, 2000. 7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995. 8. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|