Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие принципы классификации газовозов.

В зависимости от степени опасности груза кодекс различает несколько типов судов, которые классифи­циру­ются, в первую очередь, сте­пенью защиты грузовых емкостей по удалению их от наружной обшивки корпуса судна на два типа:

- типа IG - судно, предназначенное для пере­возки грузов, которые требуют макси­ма­ль­ной защиты грузовых емкостей (рис. 60);

- типа 2G - судно, предназначенное для пе­ревозки грузов, которые требуют значите­ль­­ной защиты грузовых емкостей (рис. 61);.

- тип 2PG - судно, длиной менее 150 м,

предназначенное для перевозки грузов с температурой выше минус 55°С, которые требу­ют значительной защиты грузовых емкостей;

- тип 3G - судно, предназначенное для перевозки грузов, которые требуют умеренной защиты грузовых емкостей.

Таким образом, газовоз типа 1G предназначен для перевозки грузов, представляющих собой значительную опасность для персонала и окружающей среды, поэтому грузовой танк должен быть расположен на максимально возможном удалении от наружной обшивки корпуса судна. К газовозам такого типа предъявляются повышенные требования в отно­шении их аварийной остойчивости и непотопляемости. Кроме того, если газовоз предназначен для перевозки двух и боле различных грузов, то критерием выбора служит груз, кото­рый представляет наибольшую опасность для персонала и ок­ружающей среды.

Поэтому основной принцип обеспечения безопасной тра­н­с­­портировки сжиженного газа на морских судах состоит в уменьшении вероятности разлива или утечки груза в случае аварии (посадки на мель или столкновении).

Немаловажным критерием является также и то, чтобы существовала возможность за­благовременного обнаружения незначительных протечек груза до того момента, когда произойдет её разрушение. В том случае, если это происходит через первичную оболочку танка, предусматривается наличие вторичного барьера, кото­рый должен обеспечить удержание груза в течение определенного времени.

Согласно требованиям IGC Кодекса вторичный барьер может быть полным или час­тичным и должен быть изготовлен таким образом, чтобы при статическом крене до 30°:

- обеспечить удержание любой предполагаемой протечки жидкого груза в течение не менее 15 суток, если не определено иное время, принимая в учет необходимые требования к остойчивости и непотопляемости судна;

- не допускать снижения температуры конструкций корпуса до опасного уровня в слу­чае повреждения первичного барьера;

- разрушение первичного барьера не должно привести к разрушению вторичного барь­ера и наоборот.

Период 15 суток выбран из расчета, что судно за это время может достичь ближайше­го порта выгрузки, слить груз и дегазировать танки. Однако, если продолжительность пе­рехода до порта выгрузки составит более 15 суток, должен быть проведен тщательный анализ прочностных характеристик вторичного барьера и определены условия его безо­пасной эксплуатации.

В соответствии с требованиями IGC Кодекса трюмные пространства грузосодержащей зоны должны быть изолированы от других подобных пространств, которые используются для обеспечения безопасности плавания судна.

Согласно действующим международным правилам, требующим наличия вторичного барьера, устанавливают также следующие дополнительные требования к конструкции судна:

1) при температуре груза ниже минус 10°С, предусматривается наличие двойного дна;

2) при температуре груза ниже минус 55°С, в дополнение к двойному дну судно должно иметь продольные переборки, образующие периметр грузовых танков.

Грузопассажирские суда занимают промежуточное положение между грузо­выми и пассажирскими судами. Обычно к этому типу относят либо грузовые суда, имеющие помещения для размещения 12 и более пассажиров, либо пассажирские суда, имеющие трюмы для перевозки коммерческих грузов. В данный класс судов включают также грузопассажирские паромы, предназначенные для перевозки транспортных средств и людей.

Для перевозки пассажиров используются только помещения, расположенные в над­водной части, а трюмы, находящиеся ниже грузовой ватерлинии, используются для раз­мещения груза (обычно генерального).

В соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море, к грузопас­сажи­р­скому судну предъявляются такие же требования, как и к пассажир­скому.

Пассажирские суда - э то наиболее совершенные в техническом отношении суда, раз­меры которых колеблются в широком диапазоне. К ним относят:

- лайнеры - суда для обслуживания регулярных линий;

- круизные суда, предназначенные для отдыха и туристических путешествий;

- суда для массовых пере­возок грузов и пассажиров;

- суда для местного сооб­щения.

Лайнеры (рис.62)- наибо­лее крупные пассажирские су­да. Их водоизмещение сос­тавляет 20-50 тыс.т, скорость 22-30 уз. Пассажировместимость до 1500 чел.

Круизны е суда обычно имеют несколько меньшие размеры, водоизмещение их со­ставляет 5-12 тыс. т, скорость 16-20 уз, пассажировместимость 200-500 чел.

Особенностью пассажирских судов является наличие нескольких палуб и платформ в корпусе, развитой надстройки и открытых участков палуб, значительное остекление нару­жных стенок прогулочных палуб и общественных помещений. При их проектировании особое внимание уделяют обеспечению безопасности мореплавания: непотопляемости, уменьшению качки, снабжению противопожарными и спасательными средствами.

Для обеспечения безопасности энергетическая установка пассажирских судов, как правило, двухвальная. В качестве главных двигателей могут использоваться как дизели, так и турбины.

Для перевозок пассажиров на местных линиях служат небольшие пассажирские суда вместимостью до 200 чел и пассажирские катера. В последние годы широкое распростра­нение получили скоростные морские суда на подводных крыльях, имеющие скорость 35-45 уз и рассчитанные на перевозку до 200 чел.

Служебно-вспомогательные суда представляют относительно небольшую по тоннажу, но весьма многочисленную по номенклатуре группу судов (плавучих средств), обслуживающих флот, портовое хозяйство, водные пути и акватории. Они разделяются на обслуживающие и служебные.

К обслуживающим судам относятся:

-ледоколы;

-спасатели;

-буксиры;

-противопожарные суда;

- судоподъемные - плавкраны, плавдоки;

- плавучие маяки;

- снабженческие суда - бункеровщики, раздатчики, плавперегружатели;

- несамоходные баржи.

К служебным судам, которые часто относят к судам специального назначения,относят:

- учебные суда;

- научно-исследовательские (гидрографические, океанографические, суда погоды);

- медико-санитарные (плавучие госпитали, карантинные суда);

- плавучие гостиницы, суда-выставки;

- кабельные суда, прокладывающие и ремонтирующие проложенные по дну морей и океанов телеграфные кабели.

Ледоколы служат для поддержания навигации в зимний период времени. В зависимо­сти от района плавания различают ледоколы портовые, морские,речные и арктические (линейные).

Портовые ледоколыиспользуются для проводки судов во льдах на подходах к портам, а также для обслуживания судов в замерзающих портах; благодаря небольшой длине, ширине и яйцевидной форме корпуса обладает высокой маневренностью. Носовая часть усилена подреплениями, ледопроходимость 0,4-0,6 м обеспечивается особой конструкцией форштевня. Мощность силовой установки составляет от 600 до 1200 кВт.

Морские и речные ледоколы конструктивно не отличаются от портовых, предназначены для проводки судов на дальние дистанции в замерзающих морях и реках, имеют большие линейные габариты, мощность силовой установки может доходить до 10 тыс.кВт, что обеспечивает им ледопроходимость до 1,2 м.

Особую группу составляют арктические линейные ледоколы, обеспечивающие проводку караванов судов по Северному Морскому пути (СМП). Конструктивно отличаются от морских и речных ледоколов особой формой корпуса, его большой прочностью, мощной и высокоманевренной энергетической установкой, более прочным винто-рулевым комплексом. Ледопроходимость этих ледоколов достигает 2,5 м при скорости хода 1,5- 2,5 уз.

В качестве примера на рис.63 показан атомный ледокол "Арктика" – первый серийный ледокол новой модификации после атомного ледокола "Ленин"; был построен в 1974 г. на Балтийском су­достро­итель­­ном заводе. Мощность на трех винтах главной энергетической установки составила 75 тыс.л.с.

Размерения корпуса ледокола характеризуются сравнительно малой длиной (148 м) при большой ширине (30м). Корпус ледокола имеет "бочкообразную" ледокольную форму в носовой оконечности, "М-образную" форму в кормовой оконечности и ледовые усиления в районе ватерлинии, что обеспечивает ему повышенную прочность.

Принятая форма в носовой части и необычная ширина корпуса позволяет ледоколу "с разбегу" вылезти на кромку льда, сконцентировать массу в одной точке и продавить лед своим весом, а форма кормы – обеспечить возможность буксировать застрявшие суда на "усах", т. е путем заводки носа буксируемого судна в специальное заглубление в кормовой части ледокола.

Для создания большой тяги ледоко­лы могут иметь два-три кормовых винта и один-два носовых. В отечественном судо­строении ледоколы с носовыми винтами не строятся., так как они ухудшают их ходовые ка­чества на свободной воде, но при движении во льдах на переднем ходу носовые винты засасывают воду из-под льда, ослабляя его прочность и способствуя более успешному его разрушению носовой частью. При смене направления вращения носовых винтов судну сообщается задний ход, что повышает маневренность ледокола.

Для освобождения ледокола из ледового плена, на нем устраивают балласт­ные, креновые и дифферентные цистер­ны, при заполнении которых забортной водой и перекачивании ее из одной цистерны в другую производится раскачивание судна на борт или на нос и окалывание льда самим ледоколом.

В качестве энергетических установок на ледоколах применяют, в основном, дизель- и турбо- электрические установки (в том числе атомные), мощность которых зависит от назначения ледокола.

Буксиры в зависимости от назначения разделяют на:

- океанские,

- морские,

-рейдовые,

- портовые,

- для внутренних водоемов.

Океанские буксиры предназначены для спасения судов, терпящих бедствие в открытых морях и океанах, поэтому их чаще называют спасателями. Характерная особенность этих буксиров – мощная силовая установка (до 15 тыс.кВт), обеспечивающая большую тягу на гаке мощной буксирной лебедки. Конструктивная форма носовой части буксира мало отличается от формы транспортного судна, благодаря чему скорость этих судов без воза достигает 18-20 уз.

Морские буксиры имеют значительно меньшую дальность плавания, чаще всего используются для буксировки судов, плавучих сооружений в открытом море, могут использоваться также в качестве спасателей. Их мощности находятся в пределах 9 -15 тыс.кВт, скорость 16-18 уз. Оснащены разно­образным оборудованием для оказания помощи терпящим бедствие судам: в тушении по­жаров, откачки воды, снятия с мели, подводного осмотра и ремонта, спасения людей и оказания им первой медицинской помощи.

Портовые буксиры имеют сравнительно небольшие размеры и используются в качестве вспомогательных силовых средств при швартовке судов в портах, так и для буксировки других несамоходных плавсредств по рекам и прибрежным водам, часто выполняет функции портового ледокола. Отличаются высокой маневренностью и остойчивостью, имеют мощное буксировочное устрой­ство и тяговый гребной винт, способный развивать упор до 100 т. Мощность силовой установки (преимущественно дизельной) современных портовых буксиров находятся в пределах 600-1500 л.с, скорости 8-10 уз.

На внутренних водных путях (реках, озерах), на которых перевозится около половины грузов чаще используются буксиры-толкачи, которые сопровождают несамоходные баржи и плавсредства с большими массами грузов. В их носовой части предусмотрено специальное сцепное устройство, с помощью которого производится толкание буксируемого плавсредства или состава плавсредств непосредственно перед собой.

Для тушения крупных пожаров на судах и прибрежных строениях служат специаль­ные пожарные суда, имеющие мощные противопожарные средства: системы водо- и пено-тушения. Дальность действия струи огнегасящих средств от лафетных стволов достигает 60-100 м. Эти суда имеют высокую скорость 12-14 уз и хорошую маневренность.

Суда технического флота предназначены для технического обслуживания судов, портового хозяйства и водных путей. К ним относятся:

- дноуглубительные снаряды - землечерпалки и землесосы - для чистки и углубления каналов;

- грунтоотвозные самоходные шаланды с особой конструкцией трюмов для вывалива­ния грунта;

- суда-нефтесборщики, удаляющие остатки разлитых на поверхности моря нефтепро­дуктов;

- плавучие краны и крановые суда, плавучие доки, плавучие мастерские.

К этой группе судов причисляют также промышленно-хозяйственные суда, предна­значенные для выполнения различных строительных, мелиоративных и лесосплавных ра-

бот, для прокладки кабеля, а также добычи в открытом море нефти и газа, песка, гравия и выполнения других работ по освоению континентального шельфа и Мирового океана:

- плавучие буровые установки;

- буровые суда;

- трубоукладчики;

- цементировщики скважин;

- плавучие электростанции;

- суда-кабелепрокладчики;

- лесосплавные суда;

- суда для обслуживания плаву­чих буровых установок и т. п.

Дноуглубительные землечерпалки и землесосы предназначены для вы­емки и подъема грунта со дна водо­ема и слива его в шаланды. В зависимости от способа выемки грунта различают:

- снаряды с механическим уст­ройством (грейферные, одночерпаковые и многочер­паковые);

- гидравлические землесосы без разрыхлителей и с гидравлическими разрыхлителями;

- комбинированные землесосы с механическим разрыхлителем для отделения грунта. Для транспор­тировки поднятого со дна грунта используют грунтоотвозные шалан­ды (саморазгружающиеся или раз­гру­­жаемые с помощью шаланд разгружателей). Подача пу­льпы в шаланды или к месту свалки производится несколькими спосо­бами, среди которых наиболее применяемые:

- рефулерный способ (пульпа подается насосом от снаряда по грунтопроводным тру­бам на 200-300, иногда на 500-600 м от снаряда;

- самоотвозный способ: дноуглубительные снаряды сами отвозят поднятый ими грунт к месту его свалки

Производительность многочерпаковых снарядов достигает 1000-1200 м /ч, землесо­сных - 5000 м3/ч, эрлифтов - 6000-7000 м3/ч. Глубина всасывания (черпания) - 12-23 м.

Плавучие самоходные и несамоходные краны грузоподъемностью от 100 до 500 т, используемые для погрузки (выгрузки) на суда и причалы тяжеловесных грузов на плаву, установки бетонных массивов при выполнении в портах гидротехнических и защитных работ.

Плавучие доки используются для подъема судов из воды, ремонта или покраски подводной части корпусов судов, винтов, рулей; представляют собой широкий понтон с вертикальными бортовыми башнями, для ввода судна док притапливается путем приема воды внутрь балластных цистерн, а затем всплывает вместе с судном путем откачки воды за борт.

К рассматриваемой группе судов причисляют также промышленно-хозяйственные суда, предназначенные для выполнения различных строительных, мелиоративных и лесосплавных работ, для прокладки кабеля, а также добычи нефти и газа в открытом море, песка, гравия и других работ по освоению континентального шельфа и Мирового океана: плавучие буровые установки; буровые суда; трубоукладчики; цементировщики скважин; плавучие электростанции; суда-кабелепрокладчики; лесосплавные суда; суда для обслуживания плавучих буровых установок и т. п.

Помимо перечисленных, к судам технического флота относятся также баржи-лихтеры для проведения рейдовых грузовых операций, плавучие маяки, лоцманские катера, суда для уборки и постановки буев и бочек.

Промысловые суда служат для добычи, переработки и транспортировки рыбы, крабов, морского зверя и морских растений. Общий тоннаж мирового флота промысловых судов составляет около 5 % от всего тоннажа.

По назначению промысловые суда делятся на:

-добывающие суда: траулеры, тунцеловы, сейнеры, рыболовные боты, китобойцы, краболовы;

-добывающе - перерабатывающие суда: большие морозильные траулеры-рыбоза­воды;

-перерабатывающие;

- обслуживающие - морозильные траулеры.

Траулеры - наиболее распространенный тип рыболовного добывающего судна. По типу разделяются на большие, средние и малые траулеры. По способу траления различают траулеры бортового и кормового траления. В зави­симости от размеров различают большие, средние и малые траулеры, которые относятся к однопалубным судам. Для подъема выловленной рыбы оба типа судна имеют слип в корме.

Большие рыболовные траулеры оборудуются только средствами кормового траления. Средние и малые траулеры кроме трала часто оборудуют и другими средствами лова: дрифтерными сетями, кошельковым неводом и т. п., что позволяет использовать эти суда в любое время года для лова разных пород рыб.

Большие рыболовные траулеры имеют водоизмещение около 3000-3500 т, крупнейшие консервно-морозильные траулеры - 10 000 т, средние траулеры - 250-900 т, малые трауле­ры и рыболовные боты - до 300 т. Скорость больших траулеров 12-14, средних 9,5 - 12, малых 8-9 уз.

Автономность плавания траулеров 3-4 месяца, поэтому на них по возможности созда­ют хорошие бытовые условия для команды.

Сейнеры - суда для ловли рыбы кошельковым неводом. Различают большие, средние и малые рыболовные сейнеры. Их разделяют на одноплощадочные и двухплощадочные (площадка расположена на открытой палубе сейнера и предназначена для рабочих опера­ций). Малые сейнеры - только одноплощадочные, средние и большие - одно- и двух- пло­щадочные.

У одноплощадочных сейнеров рабочая площадка размещается на корме. Так как улов кошельковым неводом носит резко выраженный сезонный характер, сейнеры оборудуют и другими орудиями лова (тралом, неводом). Водоизмещение больших рыболовных сейне­ров достигает 160-300 т, средних 100-150 т, малых 45 - 80 т; скорость 7-10 уз, автоном­ность плавания 4-10 сут. Экипаж 8-12 человек.

Перерабатывающие суда предназначены для приема и переработки улова. К ним от­носятся сельдяные, краболовные, рыбоконсервные плавучие базы, рыбо-мучные и моро­зильные суда (производственные рефрижераторы) и т. п. В зависимости от назначения они имеют несколько специально оборудован­ных цехов для обработки и получения готовой рыбопродукции, для хранения которой на этих судах имеются рефрижераторные и обычные трюмы.

Основную часть перерабатывающих судов составляют плавучие базы - крупнейшие промысловые суда водоизмещением в среднем от 10 до 15 тыс. т, имеющие несколько палуб и развитых надстроек, большие запасы топлива и ма­сел, кладовые для хранения провизии и других запасов, необходимых для снабжения судов в районе промысла. Внутренние помещения делятся на: служебные, жилые, общественные, произ­водственные и грузовые. В производственных помещениях размещают цехи по обработке улова. Большие площади отводятся под жилые помещения команды и производственного персонала, достигающего на судне 300-600 чел, а также для сменных экипажей ловецких судов.

В качестве главных двигателей на плавучих базах применяют паровые турбины и мощные малооборотные дизели. Скорость современных плавучих баз 13-16 уз.

Производственные рефрижераторы служат для приема рыбы с судов-ловцов, нахо­дящихся в удаленных районах промысла и не имеющих технологического и морозильного оборудования и передачи ее на транспортные рефрижераторы или береговую базу.

В зависимости от суточной производительности морозильного оборудования эти суда делятся на три группы: с суточной производительностью 75-100, 25-50 и до 20 т. Суда первой группы имеют водоизмещение 7000-9000, второй группы 3000-6000, третьей груп­пы 1000-3000 т. Скорость 10-18 уз.

 

Контрольные вопросы

1. Дать определение понятию "судно", почему оно не тонет, из каких конструктивными элементами оно образовано, какую имеет форму?

2. Особенности строения судна, чем они объясняются?

3. Архитектурно-конструктивный облик транспортного судна, чем он определяется?

4. На какие отсеки делится судно, их назначение и расположение по длине судна?

5. Из каких элементов состоит корпус судна и как они соединяются друг с другом в единую конструк­цию?

6. Какие палубы имеет транспортное и пассажирское судно, их роль в обеспечении непотопляемости судна?

7. Название крайних переборок у транспортного судна, их роль в обеспечение непотопляемости и ос­тойчивости судна?

8. Для каких целей используются диптанки и коффердам, где они располагаются?

9. Какую роль в составе корпуса играет обшивка и балки набора?

10. Для каких целей используются балластные цистерны, где их располагают?.

11. Туннель гребного вала, назначение, конструктивное устройство, на каких судах устанавливается?.

12. Фальшборт и леерное ограждение, назначение, устройство, место расположения на судне.

13. Двойное дно, назначение, на всех ли судах устанавливается.

14. Междудонное пространство, назначение и роль в жизнеобеспечении судна.

15. Льяла и сборные колодцы, назначение, места расположения на судне, роль в защите окружающей среды.

16. Конструктивное устройство трюмов универсальных судов в зависимости от номенклатуры перево­зимых грузов.

17. В чем заключается конструктивное отличие в строении танкера и транспортного судна?

18. Признаки классификации морских судов.

19. Классификация судов по назначению, краткая характеристика судов.

20. Классификация судов по району плавания.

21 Классификация судов по характеру движения по воде.

22. Типы и характеристика движителей, на каких судах применяются?

23. Типы транспортных судов, назначение, краткая характеристика.

24. Строение транспортного судна и его технико-эксплуатационные показатели.

25. Отличия в конструкции судов для перевозки навалочных грузов и судов с горизонтальной погруз­кой.

26. Конструктивные отличия в строении контейнеровоза и лихтеревоза, способ погрузки груза на суда.

27. Конструктивные отличия танкера от газовода, способы погрузки нефтепродуктов и газа.

28. Строение судна с горизонтальной грузообработкой, способ погрузки груза.

29. Конструктивные особенности строения рефрижераторного судна.

30. Служебно-вспомогательные суда, типы, назначение, краткая характеристика

31. Суда технического флота, типы, назначение, краткая характеристика

32. Энергетические установки судов, типы, краткая характеристика

33. Системы набора, применяемые в палубном, днищевом и бортовом перекрытиях корпуса судна.

34. Название конструктивных элементов, применяемых в перекрытиях корпуса судна.

35. Чем вызвано конструктивное разнообразие типов судов?

36. Что такое грузовая марка и как назначается высота надводного борта?

37. Каковы отличия в конструкции ледоколов и судна ледового плавания от обычного сухогрузного судна.

38. В чем заключаются отличия в конструкции надстройки и корпуса судна, какова роль надстройки в составе корпуса?

39. Конструктивные отличия газовоза от танкера.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...