Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности восприятия природы в первобытной культуре

Загадка первобытной культуры

Введение

Актуальность, цели и задачи настоящего реферата обусловлены следующими положениями. Эпоха первобытного общества родового строя является временем формирования человека и человеческого общества и вся последующая история начиная с родового строя представляет период развития уже сформировавшегося общества; грань, отделяющая эти периоды является более глубокой, чем рубежи между общественно-экономическими формацииями.

Освоение различных по характеру природных зон требовало приспособления к ним и развитие специфических средств труда, которые становятся все более разнообразными. Наряду с каменными орудиями труда появляются орудия из кости, рога, дерева. Преобладающим занятием людей и главным источником средств существования была охота, рыболовства, а также собирательства. О развитии собирательства свидетельствуют находки в пещерах и других стоянках терок и пестов из галек и плиток песчаника, использующихся для растирания зерен дикорастущих растений. Охотническое хозяйство находит выражение в огромных скоплениях костей убитых на охоте животных, в широком и разнообразном использовании кости, рога, бивней мамонтов при изготовлении орудий и оружия и в домостроительстве, в появлении в частности высокоэффективных охотничьих копий. Есть основания предпологать изобретение в эту эпоху такого важнейшего охотнечьего оружия как лук и стрелы.

Расслоение общества, выделение из среды ранее равных членов рода и племени богатой и знатной верхушки находит свое отражение в расслоение сверхъестественного мира, в выделении из его среды более или менее равных по значению сверхъестественных существ нескольких особо могущественных - богов.

Останки писменности найдены в Египте и Мессопотамии, относятся к концу IV-го - нач.III-го тыс.до н.э. Письменности вначале предшествовали средства, служившие запоминанию устных сообщений (вампумы, кипу и пиктография).

Загадка зарождения первобытной материальной культуры

Обращение к истокам культуры предполагает выяснение того, каким образом на протяжении сотен тысяч лет в ходе становления человеческого общества формировалась первобытная культура, заключающаяся в повседневной хозяйственной деятельности людей, выработке трудовых навыков, создании простейших орудий труда, а также в первых образцах художественного творчества и обрядовых действиях.

Уже в античном мире сформировалось представление о трех веках - каменном, бронзовом и железном, последовательно сменявших друг друга.

Каменный век.

Остановимся сначала на периодизации истории первобытного общества. Нижняя граница каменного века (эпохи раннего палеолита) по мере появления новых археологических данных отодвигается в глубь веков, и сегодня ученые считают, что эта эпоха началась около 2,5- 2 млн лет назад. Из них около миллиона лет понадобилось для того, чтобы развитие производственной деятельности привело к превращению человекообразных обезьян в предлюдей и еще столько же -.для становления человека современного типа. Накопленный современной наукой материал позволяет утверждать, что развитие производственной деятельности уже на первом этапе сопровождалось развитием мышления и появлением языка, которые возникли не одновременно, а с разрывом примерно в 1 млн лет, что и обусловило выделение второго этапа. К первому этапу относится создание простейших каменных орудий труда, возраст которых составляет около 2 млн лет. Это осколки небольших разбитых галек (поэтому самая древняя культура получила название галечной), кусков кварца или лавы. Такие орудия труда - результат еще не сознательной, целенаправленной, а условно-рефлекторной деятельности. Принято считать, что биологическая эволюция человека завершилась лишь 35-40 тыс. лет назад и была связана с развитием языка как средства общения и орудия понятийного мышления.

В каменном веке выделяют следующие основные периоды.

Палеолит (от греч. palaios - древний + lithos - камень) - древнейший период каменного века, когда первобытный человек изготовлял свои орудия приемами скалывания и оббивки камня. Начало палеолита совпадает с появлением на Земле древнейших обезьяноподобных людей. Климат Земли, ее растительный и животный мир значительно отличались от современных. Палеолит завершился 35-33 тыс. лет до н. э.

Мезолит (от греч. mesos - средний, промежуточный + lithos - камень) - эпоха каменного века, переходная между палеолитом и неолитом; совпала с окончательным угасанием оледенения и установлением современного климата. В Европе датирована с помощью радиуглеродного метода - 10-7 тыс. лет до н. э. (Северная Европа - до 6-5 тыс. лет до н. э., на Ближнем Востоке - 12-9 тыс. лет до н. э.). В эпоху мезолита возникли микролиты (небольшие каменные, тщательно обработанные орудия) и оббитые рубящие орудия, начали распространяться лук и стрелы.

Неолит (от греч. neos - новый + lithos - камень) - новый каменный век, эпоха позднейшего каменного века, завершающая стадия использования каменных орудий труда. Большая часть культур неолита Европы и Азии датируется 6-3 тысячелетием до н. э. Важнейшая черта неолита - переход от присваивающей к добывающей экономике - «неолитическая революция» (начало скотоводства и земледелия).

Энеолит (от греч. aeneus - медь + lithos - камень) - халколит, медно-каменный век, эпоха перехода от каменного века к бронзовому. С IV тыс. до н. э. медные и бронзовые орудия стали вытеснять каменные.

Бронзовый век.

С конца IV тыс. до н. э. до начала 1 тыс. до н. э. для более чем тридцати культур бронза стала основным материалом при производстве орудий труда и боевого оружия. В отличие от тугоплавкой меди, требующей холодной ковки, бронза имеет более низкую температуру плавления (700-900° С), высокую твердость и прочность при охлаждении. Орудия из бронзы отливались, что дало возможность их массового производства. Из бронзы изготовлялись топоры, серпы, ножи, мотыги, стрелы, мечи, а также предметы бытового обихода, скульптура и пр. Но все же бронза оставалась редким и дорогим материалом и использовалась в основном для производства оружия и предметов роскоши. Основные орудия труда по-прежнему изготовлялись из камня и дерева.

В Азии бронзовый век ознаменовался развитием ранее возникших и появлением новых городских цивилизаций - Месопотамия, Египет, Сирия, Хараппа. Центром европейской культуры эпохи бронзы была Эгейская (кикладская) культура; за пределами Эгейского мира в эту эпоху сохранились еще неолитические культуры земледельцев и скотоводов.

Железный век.

Железный век завершает историю первобытного и раннеклассового общества.

Культура железного века характеризуется развитием технологии обработки металла и массовым изготовлением железных орудий. Железо окончательно вытеснило камень, что не смогли сделать ни медь, ни бронза. По сравнению с предыдущими железный век значительно короче. Он наступил в Европе, Сирии, Малой Азии, Закавказье, Индии в начале 1 тыс. до н.э. и завершился (ранний железный век) в 1 в. до н.э. Отдельные предметы из железа были известны в Египте еще в III тыс. до н. э., а способ получения железа из руды был открыт во II тыс. до н. э., но широкое распространение этого материала началось в IX-VII вв. до н. э., когда из железа научились получать сталь.

Это привело к техническому перевороту: стали расширяться посевные территории) создаваться мелиоративные сооружения. Интенсивно стали развиваться кузнечное и оружейное ремесла. Появление железных орудий труда способствовало созданию судов, колесниц и других транспортных средств. К началу нашей эры были известны основные виды ремесел и сельскохозяйственные орудия, которые служили человеку в средние века и новое время.

Особенности восприятия природы в первобытной культуре

В первобытной культуре деятельность человека носила синкретический, нерасчлененный характер, что обусловливало формирование своеобразного образа природы. Эта деятельность характеризовалась, во-первых, единством человека и осваиваемой им природной среды, во-вторых, неосознанностью различий между реальностью и вымыслом) в-третьих, отсутствием развитых форм социального самосознания, порожденном аморфностью социальной организации и, в-четвертых, доминированием чувственного восприятия и базирующегося на нем воображения.

Практическое освоение природы в первобытной культуре проходило в двух формах хозяйствования: присваивающего и производящего. Присваивающая форма хозяйствования явилась самой первой исторической формой общения человека с природой. Носители культуры этого периода пользовались самыми примитивными орудиями труда, при помощи которых они могли потреблять лишь то, что произвела сама природа.

Второй тип хозяйствования был связан уже с применением орудий труда созидательно-конструктивного действия, связанных с обработкой земли и разнообразных природных материалов - глины, растительных волокон, шерсти, металлов) что, в конечном счете, и привело к становлению и развитию производящего способа хозяйствования.

Процесс жизни воспринимался первобытным сознанием в виде беспорядочного нагромождения событий, окружающая действительность одушевлялась некими непонятными стихийными силами. Последние неподвластны первобытному человеку и представляются ему уродливыми и ужасными.

Земля с составляющими ее предметами представлялась первобытному человеку живой, одушевленной) все из себя производящей и все собой питающей, включая небо, которое она тоже рождает из себя. Как женщина в период матриархата являлась главой рода, матерью) кормилицей и воспитательницей, так и земля понималась как источник, живородящее лоно всего мира, богов, демонов и людей.

Демоны первоначально представлялись как некая злая (или, реже, - благодетельная), безымянная, безликая, мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная роковая сила, о которой человек не имеет никакого представления.

Демон еще не имел фигуры и лица, никакого вообще очертания, его нельзя было назвать по имени, вступить с ним в контакт. Внезапно нахлынув неизвестно откуда, он мгновенно производит катастрофическое действие - и тут же бесследно исчезает.

Позднее первобытный человек индивидуализировал безличных демонов. Они начали представляться в его сознании как существа материальные, чувственные, то есть обладающие телесной оболочкой. Но наделяя, например, силы земли такой оболочкой, многие народы по-прежнему присваивали им вид чудовищ и страшилищ.

Так, древнегреческий поэт и философ Гесиод в «Теогонии» излагает архаическое предание о порождении Небом-Ураном и Землей-Геей титанов, циклопов и сторуких. У последних чудовищность подчеркнута особенно: у каждого из них по 100 рук и 50 голов. Среди порождений Геи были и эринии - страшные, седые окровавленные старухи с собачьими головами и со змеями в распущенных волосах.

В дальнейшем происходит трансформация восприятия демонов и богов к их антропоморфическому, то есть очеловеченному образу. Именно у греков этот антропоморфизм достиг своего наивысшего оформления и выразился в целой системе художественных и пластических образов. Например, Деметра - богиня культурного земледелия и Артемида - богиня охоты, несмотря на то, что они служили покровительницами древних видов деятельности, представлялись уже не чудовищами, а величественно-прекрасными женщинами-богинями)проявляющими дружелюбное и сердечное отношение к людям.

Преображается вся природа, которая раньше была наполнена страшными и непонятными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умел не только прятаться от нее, но и более уверенно ориентироваться в ней, умел находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей. Если раньше нимфы рек и озер (океаниды) или нимфы морей (нереиды) - это воплощение дикости и хаоса, то теперь природа предстает умиротворенной, поэтизируется. Так, нимфы становятся в художественной культуре предметом поэтического любования.

Интуитивно созданный мифологическим сознанием порядок у греков назывался космосом. В дальнейшем у античного человека появляется настоятельная потребность к осмыслению этого живого космоса. На смену интуитивному восприятию приходит осознание и рефлексия, то есть философия как особое знание, которое обособляется от мифа и магии, хотя часто внешне сохраняет такую связь.

В интеллектуальных конструкциях древнегреческих философов космос перестает пониматься антропоморфически, но продолжает восприниматься живым, материальным и одушевленным. Для античного понимания космоса важна идея вечного возвращения, вечного рождения его как живого организма. Движение его представляется не прямолинейным) а круговым. В этом подвижном, живом, видимом и слышимом целом человек не противопоставляется природе, а мыслится как одна из ее частей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...