Тенденции и разновидности развития, управление развитием.
Возникновение, становление и основные черты. Возникновение инновационного менеджмента неразрывно связано с эволюцией управленческой деятельности и местом производителя в процессе общественного производства. Ремесленник, например, производя товары, самостоятельно выполнял все производственные и управленческие функции. С ростом масштабов производства появилось разделение труда, которое затронуло и сферу управления, и собственники производства в лице государства или физических лиц вынуждены были передать часть своих функций наемным работникам - профессиональным руководителям всех уровней, т.е. менеджерам. Под менеджментом понимают, прежде всего, хозяйственное управление организацией, действующей в условиях рынка, связанное с необходимостью нахождения путей и средств ее развития. Понятие инновация ввел Й.Шумпетер в работе «Теория экономического развития»(1911). Тогда еще не говорилось об инновациях, а речь шла о новых комбинациях изменений в развитии. В 30-е г. Шумпетер уже использовал понятие инновации как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. В нашей стране об инновации как инструменте и методе социально-экономического развития впервые заговорили в конце 70 - нач. 80 гг. Первые работы носили социальный характер. 10 лет проблемы инноваций рассматривались в контексте НТП. В кон.80-90 гг исследования в области инноваций активизировались. Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п.
Усиление конкуренции стало одним из факторов возникновения и становления инновационного менеджмента. Термин инновация традиционно использовался применительно к проблемам управления научно-техническим прогрессом, но в последнее время он становится все более популярным среди предпринимателей и руководителей в различных сферах материального и нематериального производства. Инновации, т.е. новшества или нововведения, связывают в настоящее время с различными сторонами деятельности предприятий и рассматривают их как элемент развития, а совокупность работ, направленных на практическое использование научных, научно-технических результатов и интеллектуального потенциала с целью получения нового продукта или технологии, способа организации и т.п., называют инновационной. Одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации. Основными элементами инновационной среды являются: - собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда; - товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств; - инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами; - соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы. Среди таких проблем можно выделить следующие: - управление процессом создания новых знаний; - управление творческим потенциалом организаций - создателями новых знаний; - управление освоением нововведений;
- управление социальными и психологическими аспектами нововведений и т.п. Предметом науки о нововведениях являются целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах. Наряду с традиционными стратегиями, в последнее время получает распространение инновационная стратегия развития. Такая стратегия базируется на 2 основных взаимосвязанных принципах развития: новшества; разрушения и изменения. Новшества вызывают творческое разрушение. С одной стороны, новшества - причина развития, т.е. они носят творческий характер, а с другой - они же инициируют разрушение, устраняя старые, традиционные структуры и, предлагая вместо них, изменения социальной, технической или организационной системы. Т.о., предметом изучения инновационного менеджмента являются кризисные состояния в организации и сопровождающие их процессы изменений, а целью деятельности менеджмента по инновациям - обеспечение безопасности в предкризисных, кризисных и посткризисных ситуациях.
Тенденции и разновидности развития, управление развитием.
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в конечный результат, воплощенный в новых продуктах и технологиях. Термин инновация насчитывает множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и другие, В России же этот термин используется не только самостоятельно, но и для обозначения ряда родственных понятий. Учеными термин инновация трактуется в зависимости от объекта и предмета исследования. Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Инновация как процесс означает, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.
Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и статическом аспектах. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла. Научно-технические разработки и нововведения являются промежуточным результатом научно-производственного цикла и, по мере практического применения, превращаются в научно-технические инновации - конечный результат. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Инновацию как результат следует рассматривать неразрывно с инновационным процессом, т. е. процессами преобразования научных знаний в инновации. Различают три стадии инновационного процесса (ИП): а)простой внутриорганизационный; б)простой межорганизационный; в)расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс переходит в товарный за две фазы: 1)создание новшества и его распространение; 2)диффузия нововведения. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи и здесь функции создателя и производителя отделяются. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения и в нарушении монополии производителя-пионера. Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами и т. п. Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. В реальных инновационных процессах скорость диффузии нововведения зависит от различных факторов: 1.формы принятия решения;
2.способа передачи информации; 3.свойств социальной системы и нововведений. Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура. Инновационный процесс имеет циклический характер. Экономическое и технологическое воздействие инновационного процесса проявляется прежде всего в повышении технологического уровня инновационной системы и ее составных элементов. Инновационный менеджер имеет дело с различными фазами инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность. Инновационный менеджмент - это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Для него характерны: 1)постановка и выбор стратегии; 2)четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|