Конспекты семинарских занятий
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ Казань, 2017 Семинар – форма систематических учебно-теоретических занятий, с помощью которых обучающиеся изучают тот или иной раздел определенной научной дисциплины, входящей в состав учебного плана. Дидактические цели семинарских занятий: углубление, систематизация; закрепление знаний, превращение их в убеждения; проверка знаний; привитие умений и навыков самостоятельной работы с книгой: развитие культуры речи, формирование умения аргументирование отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы студентов (слушателей), слушать других, задавать вопросы. Семинарские занятия помогают глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками. В зависимости от способа проведения выделяют следующие виды семинаров. Семинар-беседа - наиболее распространенный вид. Проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и заключением преподавателя, предполагает подготовку к занятиям всех обучающихся по всем вопросам плана семинара, позволяет вовлечь максимум студентов (слушателей) в активное обсуждение темы. Достигается это путем заслушивания развернутого выступления нескольких студентов (слушателей) по конкретным вопросам плана, дополнений других, рецензирования выступлений, постановки проблемных вопросов. Семинар-заслушивание и обсуждение докладов и рефератов предполагает предварительное распределение вопросов между студентами и подготовку ими устных докладов и рефератов. Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения участников. Он предполагает высокую умственную активность участников, прививает умение вести полемику, обсуждать материал, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли. Смешанная форма семинара, на котором сочетаются обсуждение докладов, свободные выступления обучающихся, а также дискуссионные обсуждения.
Примерная схема подготовки студента к семинарскому занятию: 1. Ознакомиться с вопросами семинара и заданиями. 2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине. 3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов семинара). 4. Подготовить ответы на вопросы плана семинарского занятия (иметь конспект). 5. Выполнить задания к семинарскому занятию. 6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются). 7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
В целях контроля усвоения студентами категориальным аппаратом дисциплины проводятся терминологические диктанты. При проведении диктанта преподавателем проводится инструктаж о характере и содержании работы, о критериях оценки результатов. Критериями оценки диктанта являются: полнота определений, четкость формулировки, современная трактовка понятия. Для того, чтобы воспроизведение и использование определений было осознанным, нужно выписывать ряд определений одного и того же понятия из педагогической литературы различных годов выпуска. Подобная деятельность интересна, она позволяет провести широкий сравнительный анализ, что способствует осознанному овладению ведущими категориями дисциплины. Если преподаватель заранее не обговорил со студентами о необходимости наличия презентации, то презентация по теме семинарского занятия не является обязательной, но приветствуется (выставляются дополнительные баллы). В случае пропуска семинарского занятия магистрант должен представить преподавателю конспект пропущенного семинарского занятия на следующее занятие, проработать его содержание и быть готовым к дискуссии по проблематике пропущенного семинарского занятия. Электронные версии конспектов семинарских занятий сохраняются в компьютере на протяжении всего периода обучения в магистратуре в файловой папке «Сем.занятия СПиИвО» (или 2-4 слова из названия дисциплины), далее вордовский документ «Тематика сем.занятий», далее вордовские документы «Сем.занятие 1», «Сем.занятие 2» и т.п. (для выставления баллов и портфолио)
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт психологии и образования Кафедра педагогики высшей школы Конспекты семинарских занятий по дисциплине «…………………….» Выполнил(а) студент(ка) I курса направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» профиля подготовки «Историческое образование» очной формы обучения группы _________________
____________________ Ф.И.О. студента Проверила: к.п.н., доцент Иванова А.П.
Казань, 2017
Оформление конспекта:
Практическое занятие 1 «………………………………» Вопросы для обсуждения и дискуссии: 1…………………… 2. ……………………… 3……………………… 4. …………………. 5. ……………………….. и т.п. Ключевые понятия практического занятия:...…………, ………………, …………………. 1. ……………………………………………… (вопрос) Текст 2. …………………………………..(вопрос) Текст т т.п. Используемая литература: 1. 2. 3. 4. 5. Используемые Интернет источники:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|