Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы наказания и поощрения в ДОЛ.

Наказание ребёнка – одна из самых сложных задач вожатской практики. Вообще говоря, детей наказывать нельзя. Вожатый наказывает ребёнка, как правило, за свои собственные проступки. Например, ребёнок ушёл за территорию лагеря, то вина вожатого заключается в том, что он либо не предупредил ребёнка, что за территорию выходить нельзя, либо не проконтролировал, чем занят ребёнок, либо не сумел занять ребёнка чем-то интересным, чтобы ребёнку не захотелось вообще куда-нибудь уходить. Особенно это относится к вожатому, который наказывает весь отряд или палату. Если дети не хотят спать и шумят после отбоя, значит, вожатый не проследил, что они играли перед сном в эмоциональные игры, не заметил, что у них в палате бегает ёжик или просто поленился почитать им на ночь интересную книгу.

Однако мы с вами понимаем, что идеальных людей не бывает, да и дети порой не всегда должным образом реагируют на замечания вожатого. Поэтому иногда всё-таки приходится наказывать.

Надо отметить, что наказать ребёнка без предупреждения можно только в случаях серьёзных провинностей, в остальных случаях ребёнка следует предупредить о том, что если он не прекратит своих действий, то будет наказан. Во многих случаях угроза наказания является более эффективной формой воздействия на ребёнка, чем само наказание, особенно, если не ребёнку не сказать какое именно наказание последует за его действие.

Наказывая ребёнка надо соблюдать следующие правила:

- Категорически запрещается применять физическое и психическое воздействие на ребёнка, использовать наказания. Наносящие ущерб его здоровью, а также наказывать ребёнка положенной ему еды;

- Мера наказания должна соответствовать совершённому поступку (бессмысленно выгонять ребёнка из лагеря за то, что он на 2 минуты опоздал на обед);

- Нельзя угрожать ребёнку наказанием, которое вы не в состоянии выполнить;

- Если на предупреждении о наказании ребёнок не отреагировал, то его необходимо наказать обещанным образом и при этом проконтролировать выполнение наказания;

- Не рекомендуется наказывать детей физическими упражнениями;

- Выбирая наказание ребёнку, можно учитывать его интересы и ценности (ребёнок любит ходить на дискотеку или с отрядом в лес, участвовать в различных представлениях, не любит рано ложиться спать и т.д.);

- Простить ребёнка или изменить меру наказания может только вожатый, его наказавший (в противном случае это может привести к значительным проблемам в управлении отрядом и в отношениях между вожатыми);

- Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута. Как ни в чём не бывало. О старых грехах ни слова.

- Наказание должно быть без унижения. Что бы ни было, какая ни была бы вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество Вышей силы над его слабостью, как унижение. Оценивать нужно не личность ребёнка, а поступок, который он совершил. Если ребёнок считает, что Вы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону.

- За один проступок наказывают один раз. То есть наказывать должен один человек за конкретное нарушение, а не все по очереди.

Важно:

· Проявлять терпение.

· Объяснять причину.

· Выслушивать обе стороны.

· Нельзя наказывать: за то, что ребёнок отличается от других; за то, что что он имеет отличную от вашей точку зрения.

· В наказании и поощрении необходима своевременность. Наказывать мгновенно и справедливо.

· Если «сцепились» двое наказывать следует обоих, т.к. не бывает одного виноватого. Если «достанется» обоим – обиженных не будет, все останутся довольны.

· Маленьких детей вообще наказывать не имеет смысла, им необходимо только всё объяснять.

· При разговоре с провинившимся ребёнком нужно делать акцент на том, что накажут не только его, но ещё и вожатого.

· Взрослым детям можно дать возможность выбрать наказание самим. Сказать, например: «Ну и чего вы заслуживаете после такого?» (предварительно «раздуть», преувеличить их поступок).

· Если ребёнок жалуется родителям, то им необходимо объяснить мотив наказания, рассказать всю ситуацию и роль в «наказанного».

· Необходимо в начале смены установить чёткие рамки дисциплины, не выходить за них на протяжении всего пребывания в лагере, т.к. ребёнок ежедневно «проверяет» вожатого.

· Необходимо создать себе такой авторитет, чтобы обида вожатого была для ребёнка худшим наказанием.

· Наказывать детей должен только вожатый (ни директор, ни старшие воспитатели), т.к. именно вожатый работает с детьми, а не администрация.

· Правила ограничения обязательно должны присутствовать в жизни ребёнка. но их не должно быть слишком много, они должны быть гибкими.

· Тон, которым сообщено требование или запрет, должен быть скорее дружески – разъяснительным, чем повелительным.

· Наказывая ребёнка, правильнее лишать его приятного, чем делать плохое.

 

И всё-таки, какие наказания можно применять к ребёнку? В зависимости от совершённого ребёнком проступка, его можно не пустить на дискотеку, не взять с отрядом на прогулку, не разрешить участвовать в интересной игре или представлении. Но в этих случаях надо всегда контролировать, чем же ребёнок будет заниматься, чтобы он не натворил глупостей от скуки.

Лучший друг вожатого. Это довольно - таки экзотический способ наказания и требует значительных умений и сил вожатого. Применяется он, исключительно, к детям старших отрядов. Наказуемый должен в течение всего дня должен стать «лучшим другом вожатого». Что это значит – он должен всегда и везде следовать за вожатым. С одной стороны, это вроде бы не наказание, но это только на первый взгляд, на самом деле – ребёнок лишается коллектива.

В качестве наказания можно обидеться на ребёнка, специально не уделять ему внимания, не разговаривать с ним, не обращаться к нему с просьбами и не поручать никаких дел (в особенности, если раньше ему оказывалось много доверия), показав тем самым, что ребёнок доверие вожатого потерял. Но в этом случае надо учитывать, что на детей не следует так обижаться в начале смены, когда дети к вожатому ещё не сильно привыкли, а также злоупотреблять этим видом наказания, т.е. применять его слишком часто.

Одной из мер наказания является обсуждение поведения ребёнка на сборе отряда. При этом чтобы не настроить отряд против вожатого на этом же сборе следует похвалить некоторых детей за хорошее поведение и сказать, что с них надо брать пример (принцип «разделяй и властвуй»).

Можно заставить ребёнка написать объяснительную записку на имя старшего вожатого или директора лагеря о совершённом поступке. Когда ребёнок будет описывать свой поступок на бумаге, он более глубоко задумается о своих действиях, тем более что он объясняется такому уважаемому человеку, как старший вожатый или директор. А передавать записку необязательно.

Можно также в качестве наказания пригласить ребёнка на вожатскую планёрку или индивидуальную беседу со старшим вожатым, директором или милиционером лагеря.

 

Методы поощрения.

Награда – это своеобразная оценка детских усилий, поощрения за труды, стимул к дальнейшей работе. Но награждать можно по-разному.

1. Можно вручить ребёнку игрушку, настольную игру, конструктор, набор фломастеров, альбомов, т.е. ценную вещь. Эту награды, как ордена, должны вручаться, как особые заслуги, за победу в самых главных отрядных делах. Если раздавать игрушки направо и налево, вы их просто обесцените в глазах ребёнка.

2. Существует денежное вознаграждение. Дети не против, когда им вручают денежную премию. Взрослые возражают по этому поводу.

3. Продукты питания: батончик «Сникерс», бутылку «Пепси» - ребёнок будет счастлив получить такую награду. Она состоит из свежего продукта питания и из яркой упаковки.

4. Можно награду сделать самим. Можно открыть «фабрику сувениров» и изготовлять подарки вместе с детьми (медали, грамоты, дипломы). Великолепные красочные подарки получаются из воздушных шаров. Шарик можно превратить в мордочку симпатичной собачки или голову забавного человечка. К верёвочке прикрепляется записка с приветствиями, поздравлениями, пожеланиями. Лавровые венки из трав: открытки, сделанные с использованием засушенных листьев и цветов, тоже хороши. А также кубики, плетёные из соломки и бересты: ожерелья из шишек.

5. Награда может быть и непредметной. Например, аплодисменты в честь победителя. Или скандирование его имени всем отрядом.

 

6. Представление победителю особых прав и привилегий:

- на дополнительные 5 минут купания;

- на бесплатное посещение видеофильма;

- на занесение имени победителя в «КНИГУ ГЕРОЕВ».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...