Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение нарушения процесса коммуникации




 

В нашей стране уже накоплен немалый опыт изучения семейного воспитания детей и подростков (Ковалев В.В., 1979; Захаров А.И., 1982; Личко А.Е., 1985; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., 1980, 1987, 1990); сформулированы такие понятия, как "семейная психотерапия" и "диагностика семейных отношений" (Мягер В.К., Мишина Т.М., 1979; Ковалев С.В., 1987; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., 1990); разработана модель семейно-интегративной психотерапии и модель психопрофилактической работы с семьями (Чаева С.И., Эйдемиллер Э.Г., 1996); доказан тот факт, что в этиологии самых разных нервно-психических расстройств играют роль дисфункциональные нарушения в жизнедеятельности семьи (нарушения семейной коммуникации, системы ролей, механизмов семейной интеграции и т.п.) (Карвасарский Б.Д., 1985; Ковалев В.В., 1985) [30; 216].

Семьи с нарушенными отношениями не могут самостоятельно разрешать возникающие в их семейной жизни противоречия и конфликты. В результате длительно существующего конфликта у членов семьи наблюдается снижение социальной и психологической адаптации, отсутствие способности к совместной деятельности (в частности, неспособность к согласованности в вопросах воспитания детей). Уровень психологического напряжения в семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к эмоциональным нарушениям, невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей. Таким образом, дисгармония семейных отношений создает неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка и может стать источником возникновения преневротического патохарактерологического радикала. По мнению Л.А. Петровской, одной из основных причин конфликтов, т.е. дисгармоничного взаимодействия, является неадекватность восприятия членами семьи друг друга.

В отечественной психологической науке накоплен значительный опыт изучения механизмов социальной перцепции (Обозов Н.Н., 1979 [26]; Бодалев А.А., 1982 [27]). Показано, что процесс общения является таким видом взаимодействия людей, в котором они выступают по отношению друг к другу как объекты, так и субъекты (одновременно или последовательно), причем не только как объекты и субъекты общения, но одновременно и как объекты и субъекты познания. Познание и взаимное влияние людей друг на друга - обязательный элемент любой совместной деятельности. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение, оценивают возможности друг друга (в том числе и в контексте семейных отношений), во многом зависит характер их взаимодействия, а также результаты, к которым они приходят в результате совместной деятельности (Бодалев А.А., 1982) [27].

"Достижение положительного результата в общении, как правило, связано с чувственным отражением друг друга, накоплением и правильным обобщением информации друг о друге. Отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостаточности и неправильного истолкования информации, которой каждый из них располагает" (Бодалев А.А., 1982) [27].

Современные психологические исследования показали, что поведение человека в социальном контексте не является простым следствием воздействующих на него объективных обстоятельств, а существенно зависит от субъективного восприятия и истолкования совокупности внешних событий, т.е. от определения индивидом ситуации (Емельянов Ю.Н., 1985). В повседневной жизни поведение человека предстает как результат непрерывного взаимодействия его личностных характеристик с меняющимися параметрами социальных и физических ситуаций, в которых протекает его деятельность, причем он сам выбирает или преобразует ситуации, а также избегает их. Индивид не реагирует на данную ситуацию объективно, а предварительно преломляет ее через внутренние, субъективные представления, насыщенные личностным смыслом, которые являются достаточно сложными, системно-организованными и относительно устойчивыми образованиями, так как их составные элементы взаимно обусловливают друг друга и одно и то же представление возможно применить к широкому спектру ситуаций (Леонтьев А.Н., 1977). Так как элементы семейных представлений взаимосвязаны, они относятся к классу так называемых "мыслительных моделей" (Чернов А.П., 1979), или "внутренних рабочих моделей" (Bowlby 1980). Это означает, что, принимая те или иные решения, член семьи мысленно опирается на имеющиеся у него обобщенные представления о типе той или иной ситуации (в данном случае - в контексте семейных отношений).

Всякое мышление совершается в обобщениях. Для процесса формирования у индивида знания о другом человеке как о личности характерно образование новых обобщений наряду с обращением к ранее сформированным. Ошибочно думать, что в том представлении, которое формируется у человека о другом, всегда находят свое отражение все действительно присущие этой личности качества и ее индивидуальная неповторимая структура. Факты свидетельствуют, что в очень многих случаях познание другой личности сводится к отнесению ее к определенной категории людей (хороший специалист, слабый ученик и т.п.) лишь на основании оценки ее поведения и действий. При таком неполном познании неизбежно остаются нераскрытыми черты и признаки, составляющие индивидуальность каждого человека (Бодалев А.А.) [27].

В результате этого процесса у индивида формируются представления о людях - эталоны, которые являются результатом анализа и синтеза впечатлений, получаемых человеком при взаимодействии с другими людьми (Бодалев А.А. [27]. Наличие эталонов в ситуациях общения может приводить к информационной слепоте (когда не воспринимается информация, объективно важная для понимания ситуации).

Нарушение представлений о другом члене семьи рассматривается как один из важных источников нарушения коммуникативного процесса (Бодалев А.А., 1982 [27]; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., [8]). Межличностная коммуникация требует от общающихся хорошего представления о личности друг друга. Искаженное представление о другом члене семьи может выступить в качестве серьезного барьера взаимопонимания при информационном общении. Речь идет о тех случаях, когда искажено либо неполно представление члена семьи о других: неправильно понимаются их желания, их отношение к различным сторонам действительности. В этом случае индивид строит свои взаимоотношения с данным членом семьи, не учитывая каких-то важных для понимания взаимоотношений с ним качеств, мотивов. Результатом могут оказаться различного рода нарушения взаимоотношений.

Задолго до возникновения научной психологии и психотерапии взаимопонимание между супругами, между родителями и детьми рассматривалось в качестве одной из важнейших предпосылок стабильности семьи и семейного счастья. Неудивительно, что с первых же шагов развития семейной психотерапии ученых интересовали вопросы: как достигается взаимопонимание, как члены семьи обмениваются информацией, как они относятся к ней, как она перерабатывается?

Первыми проблемы внутрисемейной коммуникации сделали главной темой своих исследований Дж. Джексон, Дж. Викленд, Дж. Левингер и Ж. Бенвеню, и до сих пор эти вопросы привлекают внимание многих психологов и психиатров (Jackson D., Weakland J., 1961; Levinger J., 1967; Buenvenu J., 1970). Обзор форм и функций коммуникации в семье, подготовленный в 1981 г., содержит упоминание о 40 работах на эту тему (Montgomery В., 1981).

В основе большинства работ по семейной коммуникации лежит учение о коммуникационном канале. Учение это - результат развития кибернетики и теории информации - исследует процессы передачи информации, раскрывает наиболее общие причины информационных искажений. До появления учения о коммуникационном канале обмен информацией между членами семьи понимался весьма упрощенно. Считалось очевидным, что члены семьи обмениваются мнениями только тогда, когда хотят, что они передают именно то, что хотят передать, и не сообщают друг другу ничего из того, что не хотят сообщить. Казалось также совершенно ясным, что те, кому адресовано сообщение, понимают его адекватно (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., [8]).

Учение о коммуникационном канале показало, что в действительности процесс коммуникации значительно сложнее. Был исследован ряд промежуточных явлений, передаточных механизмов, обеспечивающих процесс обмена информацией (выбор содержания сообщения, его кодировка, передача, прием, декодировка, выбор содержания ответного сообщения). Была показана роль мотива различных этапов коммуникации - вступления, формирования сообщения, способов выражения сообщения в каком-то коде (языке), передачи информации в определенной межличностной коммуникационной ситуации, ее восприятия, декодировки и интерпретации (Watzlawick К. et al., 1967).

Для описания коммуникативных актов используется новый язык - язык психолингвистики. В последние десятилетия, благодаря работам Соссюра (Saussure, 1959), Якобсона (Jakobson, 1972) и Хомского (Chomsky N., 1965), можно говорить о коде или о наборе правил, с помощью которых высказывания порождаются и в рамках которых они понимаются (Брунер Дж. 1975).

Исследование Т. Гордона показало, что значительная часть информации, которой обычно обмениваются члены семьи, ускользает от того, кто ее передал, причем последний склонен считать, что все, что он хотел сказать, воспринято и понято (Gordon Т., 1975).

С точки зрения происходящих в семье процессов важнейшим результатом более строгого и систематического подхода к семейному информационному общению является выявление многочисленных моментов, которые могут воспрепятствовать общению, исказить его смысл, - барьеров общения (Bateson, 1972).

Проведенный анализ литературы по вопросу формирования коммуникаций в семье подтверждает обоснованность и актуальность цели исследования: установление связи между особенностями репрезентативных систем членов семьи и дисфункциональной организации семей, исследование "сенсорных предпочтений" членов семьи в контексте семейного функционирования. Для целей исследования представляется важным сформулировать следующие выводы, полученные в результате анализа литературы.

. Межличностные коммуникативные проблемы представляют собой один из механизмов развития конфликта в семье, ведущего к возникновению нервно-психических заболеваний ее членов.

. Возникновение коммуникативных проблем во многом обусловлено индивидуальными особенностями восприятия и представления членов семьи друг о друге.

. Исследование индивидуальных коммуникативных особенностей должно осуществляться в контексте семейной структуры, с учетом системы значимых отношений личности. [28]


Вывод

 

Проблема супружеских отношений, иначе говоря семейная проблематика, в последние десять лет занимает в отечественной психологической науке весьма заметное место. Уровень разработок по какой-либо проблематике в значительной степени зависит от уровня методической обеспеченности работ, прежде всего - от наличия надежных измерительных инструментов. Это касается и исследований супружеских отношений. Без доступных, достаточно универсальных и легких в проведении психодиагностических методик работы по этой проблеме не могут быть подлинно профессиональными.

В последнее время, когда обсуждаются основные изменения, которые должны быть достигнуты в нашем обществе, одним из главных называется гуманизация отношения людей друг к другу, и особенно в семье.

Исследования межличностных супружеских отношений, проведенные как отечественными, так и зарубежными специалистами, убеждают нас в одном: невозможно насильно сделать людей счастливыми, но разработанные специалистами и апробированные методики психодиагностики супружеских отношений убеждают в главном: можно помочь супружеским парам уцелеть в семье, которой они еще дорожат, дать друг другу еще один шанс начать все сначала и, может быть, пронзительнее чем когда-либо ощутить смысл слов классика семейной психотерапии Карла Виттера, который сказал, что состоять в браке поистине ужасно. Хуже этого может быть только одно - в браке не состоять.


Спиок литературы

 

1. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица СПб.: Питер; 2000.

. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб: Речь; 2001.

. Джей Хейли (Haley, 1980 Джей Хейли - Необычайная психотерапия) Психотерапевтические техники Милтона Эриксона) изд-во W. W. Norton 7 Company Нью-Йорк - Лондон 1986).

. (http://lemb. moy. su/load/lekcii/psikhologija_semi/12-1-0-107) статья.

. Артамонова и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др. ред.Е.Г. Силяева М.: Издательский центр "Академия", 2002.

. http://www.vbrake. info/2009/05/08/formy-i-vidy-semejjnykh-otnoshenijj.html статья

7. http://www.vbrake. info/2009/05/08/formy-i-vidy-semejjnykh-otnoshenijj.html

статья

. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2002.

. С.В. Петрушин "ЛЮБОВЬ И ДРУГИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ" Издание второе, дополненное РЕЧЬ Санкт - Петербург 2006.

. Брак, Гражданский брак Или просто отношения http://www.balt-mediacija. lv/store/store2. php) статья

. Сысенко В.В. Супружеские конфликты.М., 1983., изд. Мысль 1989.

. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М., Просвещение, 1991.

. Полунина И.А. Семейное психологическое консультирование. Балашов, 2003.

. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний.М., 1991.

. Филюкова Л.Ф. Современная молодая семья.М., 1993.

. Сатир В. Как строить себя и свою семью.М., 1992.

. Бэндлер Р., Гриндлер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993.

. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте.М., 1997.

. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия.М., 1993.

. Пезешкиан Н.33 и 1 формы партнерства.М., 1998.

. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений.М., 1987.

. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений.М., 2000.

. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. // Вестник МГУ. Психология, сер.14, 1987. №2.

. http://www.ippt.ru/index. php? show=pg&id=65

25. http://www.syntone-kazan.ru/library/ books/? item_id=2581&current_book_page=8 статья автор Т.В. Аньонова

26.Н. Н. Обозов. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979.

. Бодалев А.А. "Восприятие и понимание человека человеком", М., 1982

. http://fictionbook.ru/author/v_yustickis/psihologiya_i_psihoterapiya_

semi/read_online.html? page=16

29. http://www.tseytlin.ru/157/160/267/document290. php <http://www.tseytlin.ru/157/160/267/document290.php>

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...