Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ключевые понятия и термины




 

Анализ (analysis) – метод познания, предполагающий разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из них самостоятельно.

Аналогия (analogy) – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные.

Дедукция (deduction) – метод познания, заключающийся в переходе от общего к частному.

Индукция (induction) – метод познания от частного к общему; вид обобщения на основе эмпирических данных.

Институциональная экономика (institutional economics) – тип экономического анализа, делающий упор на роль социальных, политических и экономических организаций в определении экономических явлений. Это направление получило особое распространение в США в начале ХХ в. под влиянием работ Т.Б. Веблена и У.К. Митчелла.

Кейнсианская экономическая теория (Keynesian economics) –термин, используемый для обозначения макроэкономических теорий уровня экономической активности, использующих методы, разработанные Дж.М. Кейнсом. В центре внимания кейнсианской экономической теории находились три проблемы: стабильность рыночной системы и, особенно, ее способность к поддержанию полной занятости, роль денег в такой системе и долгосрочная динамика рыночной экономики.

Классическая школа (classical school) – классики – сторонники экономического либерализма, суть которого выражается словами «laissez faire» – полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства. Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического». Его стремление к максимизации своего богатства ведет и к приумножению богатства всего общества.

Макроэкономика (macroeconomics) – раздел экономической науки, изучающий экономику как единое целое, формирующий цели экономической политики, определяющий инструменты для ее реализации и использующий для этого общие (совокупные) экономические показатели.

Маржинализм (marginalism) – методология, в основе которой лежит теория предельной полезности.

Меркантилизм (mercantilism) – концепция, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшихся главными формами богатства.

Микроэкономика (microeconomics) – раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках.

Монетаризм (monetarism) – макроэкономические воззрения, в соответствии с которыми изменения совокупного объема продукта и уровень цен изменяются в зависимости от изменений предложения денег; опирается на монетарное правило.

Неоинституционализм (neo-institutional economics) – характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов и придает особое значение роли трансакционных издержек.

Неоклассическая школа (neo-classical school) – в центре внимания представителей неоклассического направления находится анализ условий, при которых потребители и производители максимизируют свое благосостояние. Как показал А. Маршалл, такая максимизация возможна лишь в условиях свободной конкуренции и именно тогда, когда рынок приходит в состояние сбалансированности, равновесия.

Новая классическая макроэкономическая теория (new classical macroeconomics) – теория, в основе которой лежат исходные положения о гибкости цен и заработной платы и прогнозах индивидов,

строящихся в соответствии с гипотезой рациональных ожиданий.

Нормативная экономическая теория (normative economics) – та часть экономической науки, которая выносит оценочные суждения «что должно быть».

Позитивная экономическая теория (positive economics) – анализ факторов или данных с целью выведения научных обобщений относительно экономического поведения.

Синтез (syntheses) – метод теоретического исследования, заключающийся в соединении частей в целое.

Теория экономики предложения (supply side economics) – теория, сторонники которой считают, что непредвиденные изменения уровня цен способны вызвать макроэкономическую нестабильность лишь в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде экономика сохраняет стабильность при уровне выпуска, который обеспечивает полную занятость благодаря гибкости цен и заработной платы.

Физиократия (physiocrats) – учение классической политэкономии, сохранившей влияние до революции 1789–1794 гг. Физиократы впервые в мировой экономической мысли перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства, тем самым положили начало научному анализу воспроизводства и распределения общественного продукта. Однако считали, что прибавочный продукт создается только в сельском хозяйстве.

Функциональный анализ (functional analysis) – метод, отражающий принцип взаимной зависимости экономических явлений.

Экономика, экономикс (economics) – общественная наука об использовании редких экономических ресурсов с целью максимального удовлетворения неограниченных материальных потребностей общества.

Экономическая модель (economic model) – упрощенная картина действительности; абстрактное обобщение.

Экономическая политика (economic policy) – совокупность экономических мероприятий, реализуемых государством по управлению экономикой.

Экономическая теория (economic theory) – это наука, которая изучает поведение людей и отдельных индивидов с точки зрения отношений между их целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование.

Экономический принцип, закон (economic principle, law) – обобщение мотивов и практики экономического поведения индивидов и

институтов.

 

Литература: [3, с. 23–27; 4, с. 138–162; 5, с. 43–84; 6, с. 7–88; 7, с. 15–33; 8, с. 8–30; 10, с. 9–15; 11, с. 15–49; 12, с. 14–24; 14, с. 5–32; 17, с. 5–13; 18, с. 5–19; 19, с. 11–37; 20, с. 8–23].

 

Тесты и задачи

1. Экономическая теория не изучает:

а) как эффективно использовать ресурсы;

б) как делать деньги;

в) как распределяется национальный доход;

г) как стабилизировать экономику.

2. Установите, какое из определений экономической теории является наиболее полным в настоящее время:

а) наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;

б) наука, которая изучает поведение людей и отдельных индивидов с точки зрения отношений между их целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование;

в) наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

г) экономическая теория есть наука о богатстве.

3. Общий уровень цен и безработица в экономической системе изучаются:

а) микроэкономикой;

б) макроэкономикой;

в) менеджментом;

г) международными финансами.

4.Микроэкономика изучает:

а) производство в масштабе всей экономики;

б) численность занятых в экономике;

в) общий уровень цен;

г) производство сахара и динамику его цены.

5. Позитивная экономическая теория изучает:

а) «что есть»;

б) «что должно быть»;

в) дает оценочные суждения;

г) дает практическое преломление.

6. Если на основе фактов делаются обобщения, данный метод ис-

следования называется:

а) анализом;

б) индукцией;

в) абстракцией;

г) дедукцией.

7.Представители какого направления экономической мысли считали, что прибавочный продукт создается только трудом работников сельского хозяйства?

а) меркантилизма;

б) физиократии;

в) маржинализма;

г) кейнсианства.

8.Экономическая теория включает в сферу своего изучения:

а) только рыночную экономику;

б) все системы кроме плановой экономики;

в) все системы кроме переходной экономики;

г) все экономические системы.

9.В какой системе экономические проблемы решаются частично рынком, частично государством?

а) в традиционной;

б) в административно-командной;

в) рыночной экономике свободной конкуренции;

г) смешанной экономике.

10.Для чего в экономических исследованиях используется метод абстракций и допущений?

а) для прогнозирования развития экономики;

б) для облегчения проведения экономического анализа;

в) для создания идеальной модели экономики;

г) для обеспечения системного подхода.

Ответы: 1. б); 2. б); 3. б); 4. г); 5. а); 6. б); 7. б); 8.г); 9.г); 10. б).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...