Ключевые понятия и термины
Анализ (analysis) – метод познания, предполагающий разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из них самостоятельно. Аналогия (analogy) – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. Дедукция (deduction) – метод познания, заключающийся в переходе от общего к частному. Индукция (induction) – метод познания от частного к общему; вид обобщения на основе эмпирических данных. Институциональная экономика (institutional economics) – тип экономического анализа, делающий упор на роль социальных, политических и экономических организаций в определении экономических явлений. Это направление получило особое распространение в США в начале ХХ в. под влиянием работ Т.Б. Веблена и У.К. Митчелла. Кейнсианская экономическая теория (Keynesian economics) –термин, используемый для обозначения макроэкономических теорий уровня экономической активности, использующих методы, разработанные Дж.М. Кейнсом. В центре внимания кейнсианской экономической теории находились три проблемы: стабильность рыночной системы и, особенно, ее способность к поддержанию полной занятости, роль денег в такой системе и долгосрочная динамика рыночной экономики. Классическая школа (classical school) – классики – сторонники экономического либерализма, суть которого выражается словами «laissez faire» – полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства. Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического». Его стремление к максимизации своего богатства ведет и к приумножению богатства всего общества. Макроэкономика (macroeconomics) – раздел экономической науки, изучающий экономику как единое целое, формирующий цели экономической политики, определяющий инструменты для ее реализации и использующий для этого общие (совокупные) экономические показатели.
Маржинализм (marginalism) – методология, в основе которой лежит теория предельной полезности. Меркантилизм (mercantilism) – концепция, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшихся главными формами богатства. Микроэкономика (microeconomics) – раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках. Монетаризм (monetarism) – макроэкономические воззрения, в соответствии с которыми изменения совокупного объема продукта и уровень цен изменяются в зависимости от изменений предложения денег; опирается на монетарное правило. Неоинституционализм (neo-institutional economics) – характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов и придает особое значение роли трансакционных издержек. Неоклассическая школа (neo-classical school) – в центре внимания представителей неоклассического направления находится анализ условий, при которых потребители и производители максимизируют свое благосостояние. Как показал А. Маршалл, такая максимизация возможна лишь в условиях свободной конкуренции и именно тогда, когда рынок приходит в состояние сбалансированности, равновесия. Новая классическая макроэкономическая теория (new classical macroeconomics) – теория, в основе которой лежат исходные положения о гибкости цен и заработной платы и прогнозах индивидов, строящихся в соответствии с гипотезой рациональных ожиданий. Нормативная экономическая теория (normative economics) – та часть экономической науки, которая выносит оценочные суждения «что должно быть». Позитивная экономическая теория (positive economics) – анализ факторов или данных с целью выведения научных обобщений относительно экономического поведения.
Синтез (syntheses) – метод теоретического исследования, заключающийся в соединении частей в целое. Теория экономики предложения (supply side economics) – теория, сторонники которой считают, что непредвиденные изменения уровня цен способны вызвать макроэкономическую нестабильность лишь в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде экономика сохраняет стабильность при уровне выпуска, который обеспечивает полную занятость благодаря гибкости цен и заработной платы. Физиократия (physiocrats) – учение классической политэкономии, сохранившей влияние до революции 1789–1794 гг. Физиократы впервые в мировой экономической мысли перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства, тем самым положили начало научному анализу воспроизводства и распределения общественного продукта. Однако считали, что прибавочный продукт создается только в сельском хозяйстве. Функциональный анализ (functional analysis) – метод, отражающий принцип взаимной зависимости экономических явлений. Экономика, экономикс (economics) – общественная наука об использовании редких экономических ресурсов с целью максимального удовлетворения неограниченных материальных потребностей общества. Экономическая модель (economic model) – упрощенная картина действительности; абстрактное обобщение. Экономическая политика (economic policy) – совокупность экономических мероприятий, реализуемых государством по управлению экономикой. Экономическая теория (economic theory) – это наука, которая изучает поведение людей и отдельных индивидов с точки зрения отношений между их целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование. Экономический принцип, закон (economic principle, law) – обобщение мотивов и практики экономического поведения индивидов и институтов.
Литература: [3, с. 23–27; 4, с. 138–162; 5, с. 43–84; 6, с. 7–88; 7, с. 15–33; 8, с. 8–30; 10, с. 9–15; 11, с. 15–49; 12, с. 14–24; 14, с. 5–32; 17, с. 5–13; 18, с. 5–19; 19, с. 11–37; 20, с. 8–23].
Тесты и задачи 1. Экономическая теория не изучает: а) как эффективно использовать ресурсы; б) как делать деньги; в) как распределяется национальный доход;
г) как стабилизировать экономику. 2. Установите, какое из определений экономической теории является наиболее полным в настоящее время: а) наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; б) наука, которая изучает поведение людей и отдельных индивидов с точки зрения отношений между их целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование; в) наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства; г) экономическая теория есть наука о богатстве. 3. Общий уровень цен и безработица в экономической системе изучаются: а) микроэкономикой; б) макроэкономикой; в) менеджментом; г) международными финансами. 4.Микроэкономика изучает: а) производство в масштабе всей экономики; б) численность занятых в экономике; в) общий уровень цен; г) производство сахара и динамику его цены. 5. Позитивная экономическая теория изучает: а) «что есть»; б) «что должно быть»; в) дает оценочные суждения; г) дает практическое преломление. 6. Если на основе фактов делаются обобщения, данный метод ис- следования называется: а) анализом; б) индукцией; в) абстракцией; г) дедукцией. 7.Представители какого направления экономической мысли считали, что прибавочный продукт создается только трудом работников сельского хозяйства? а) меркантилизма; б) физиократии; в) маржинализма; г) кейнсианства. 8.Экономическая теория включает в сферу своего изучения: а) только рыночную экономику; б) все системы кроме плановой экономики; в) все системы кроме переходной экономики; г) все экономические системы. 9.В какой системе экономические проблемы решаются частично рынком, частично государством? а) в традиционной; б) в административно-командной; в) рыночной экономике свободной конкуренции; г) смешанной экономике. 10.Для чего в экономических исследованиях используется метод абстракций и допущений? а) для прогнозирования развития экономики; б) для облегчения проведения экономического анализа; в) для создания идеальной модели экономики; г) для обеспечения системного подхода. Ответы: 1. б); 2. б); 3. б); 4. г); 5. а); 6. б); 7. б); 8.г); 9.г); 10. б).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|