Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Попытки образования иных интеграционных объединений (Европейское оборонное сообщество и Европейское политическое сообщество).

Семинар №1

Исторические предпосылки становления европейского права. Образование Европейских сообществ. План «Шумана» 1950 г.

План декларации:

1. Высшее руководство, в состав которого входили девять членов, назначаемых на шесть лет. Восемь из них - по общему согласию, а девятый имел кооптуватися другими восемью. В его состав не могли входить более двух члена от одной страны. Этот орган выносил постановления и давал рекомендации, не подменяя собой учреждений, должны были реализовать его определения и имели свое собственное руководство.

2. Совет министров, где каждое правительство был представлен одним из членов, ее цель - координировать деятельность Высшего руководства с деятельностью правительств.

3. Ассамблея объединения состояла из семидесяти восьми членов, из которых 18 - представители Франции1, 18 - Германии, 18 - Италии, 10 - Бельгии, 10 - Нидерландов, 4 - Люксембурга, они избирались парламентами их стран путем общих выборов. Ассамблея должна осуществлять демократический контроль над Высшим руководством, она могла сместить его, если к нему будет выражено недоверие, и за это будет подано две трети голосов.

4. Суд, в состав которого входили 7 судей, они назначались по общему согласию на срок шесть лет. По предложению Бельгии договор предусматривал коррекцию экономических мер выравнивания потребительских цен на аналогичные товары из разных стран, которая должна действовать в течение пяти лет.

Попытки образования иных интеграционных объединений (Европейское оборонное сообщество и Европейское политическое сообщество).

ЕОС: The European Defense Community (EDC) emerged from the Pleven plan proposed in 1950 by René Pleven, the French Prime Minister, in response to the American call for the rearmament of West Germany. The intention was to form a pan-European defense force as an alternative to West Germany's proposed accession to NATO, meant to harness its military potential in case of conflict with the Soviet bloc. The EDC was to include West Germany, France, Italy, and the Benelux countries. Just as the Schuman Plan was designed to end the risk Germany having the economic power on its own to make war again, the Pleven Plan and EDC were meant to prevent the military possibility of Germany's making war again. A treaty was signed on 27 May 1952, but the plan never went into effect. Instead, West Germany was admitted into NATO.

Причина провала: The plan collapsed when it failed to obtain ratification in the French Parliament. The reasons that led to the failed ratification of the Treaty were twofold, concerning major changes in the international scene, as well as domestic problems of the French Fourth Republic.[6] There were Gaullist fears that the EDC threatened France's national sovereignty, constitutional concerns about the indivisibility of the French Republic, and fears about West Germany's remilitarization. French Communists opposed a plan tying France to the capitalist United States and setting it in opposition to the Communist bloc. Other legislators worried about the absence of the United Kingdom. The EDC went for ratification in the French National Assembly on 30 August 1954, and failed by a vote of 319 against 264. By this time, concerns about a future conflict faded with the death of Joseph Stalin and the end of the Korean War. Concomitant to these fears were a severe disjuncture between the original Pleven Plan of 1950 and the one defeated in 1954. Divergences included military integration at the division rather than battalion level and a change in the command structure putting the NATO Supreme Commander in charge of EDC operational capabilities. Then Prime Minister, Pierre Mendès-France, tried to placate the treaty's detractors by attempting to ratify additional protocols with the other signatory states. These included the sole integration of covering forces, or in other words, those deployed within West Germany, as well as the implementation of greater national autonomy in regard to budgetary and other administrative questions. Britain approved of the plan in principle, but agreed to join only if the supranational element was decreased.

ЕПС: The European Political Community (EPC) was proposed in 1952 as a combination of the existing European Coal and Steel Community (ECSC) and the proposed European Defence Community (EDC). A draft EPC treaty, as drawn up by the ECSC assembly (now the European Parliament), would have seen a directly elected assembly ("the Peoples’ Chamber"), a senate appointed by national parliaments and a supranational executive accountable to the parliament.

The European Political Community project failed in 1954 when it became clear that the European Defence Community would not be ratified by the French national assembly, which feared that the project entailed an unacceptable loss of national sovereignty. As a result, the European Political Community idea had to be abandoned.

Following the collapse of the EPC, European leaders met in the Messina Conference in 1955 and established the Spaak Committee which would pave the way for the creation of the European Economic Community (EEC).

3. Парижский договор 1951 г. - создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Римские договоры 1957 г. - образование Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Характеристика правового режима первых учредительных актов, их структура и содержание. Специфика правового регулирования и управления интеграционным процессом в рамках Сообществ.

Общая характеристика договоров:

ЕОУС: Он состоит из краткой преамбулы, излагающей мотивы и цели его заключения, и 100 статей, сведенных в четыре раздела.

1. содержание и цели создания общего рынка (раздел I)

2. система институтов ЕОУС и порядок их формирования (раздел II)

3. детализируются экономические, социальные и финансовые основы ЕОУС и условия достижения соответствующих целей (раздел III)

4. трактуются вопросы отчетности и контроля, порядок разрешения споров, условия вступления Договора в силу (раздел IV).

Значение: Одновременно с созданием ЕОУС начинается процесс формирования европейского права, закладываются его принципиальные основы. ЕОУС становится как бы опытным полем интеграционного строительства. В рамках этого объединения проходят проверку многие положения и принципы, легшие в основу европейской интеграции и нашедшие отражение и закрепление в праве.

ЕЭС и Евроатом: Договор о ЕЭС — основополагающий источник права Европейских сообществ. Это весьма объемистый и сравнительно детализированный для такого рода актов документ. Его текст с поправками, внесенными Единым европейским актом 1986 г., включал преамбулу и 248 статей, сведенных в шесть частей, которые подразделялись на главы и разделы. Договор в его консолидированной версии (текст 1997 г.) содержит 314 статей.

1. принципы, цели и задачи Сообщества (часть первая);

2. институт гражданства (часть вторая);

3. основные сферы деятельности и содержание общих политик (часть третья);

4. регламентирует взаимоотношения с заморскими странами и территориями (часть четвертая);

5. регулирует статус институтов и органов Сообщества (часть пятая);

6. формулирует общие и заключительные положения (часть шестая).

Значение: Договор о ЕЭС существенно изменяет по сравнению с ЕОУС статус Сообщества, фундаментально расширяет его сферу ведения и порядок осуществления его полномочий, систему руководства и управления интеграционным процессом. Договор закрепляет важнейшие направления экономического, социального и правового развития Сообществ.

Механизм управления:

1. Суд Сообществ, используя преюдициальную процедуру, дает расширительное толкование многим положениям учредительного договора. В решениях Суда формулируются и закрепляются основные квалификационные принципы и характеристики права Европейских сообществ. Расширению круга ведения Сообществ способствует применение Судом концепции подразумеваемых полномочий.

2. Тем же целям служит механизм ст. 235 Договора (по консолидированному тексту Договора ст. 308). Она предусматривает право Совета по предложению Комиссии после консультации с Европейским парламентом принимать обязательные решения, необходимые для достижения целей Договора, даже если такого рода действия или акты прямо не предусмотрены учредительным договором. В результате происходит заметное расширение сферы действия европейского права без его предварительного закрепления непосредственно в учредительном акте.

Специфика управления: На протяжении почти 30 лет изменения, происходившие в праве Сообществ, фиксировались в основном в актах вторичного права, решениях Суда, закреплялись в обычаях и обыкновениях. Только в 1986 г. был принят учредительный акт, закрепивший происшедшие изменения и наметивший программу перехода к новому этапу европейской интеграции — созданию Европейского Союза.

4. Образование Европейских сообществ и формирование «коммунитарного» права. Учредительные договоры как этапы формирования европейского права. Концепция основных периодов развития европейского права.

Коммунитарное право и его характеристика: Суд ЕС в решении по делу А. Франкович и другие, рассмотренном в преюдициальном порядке, дал в свое время весьма четкую обобщенную характеристику права Сообществ. Он напомнил, что:

1) договор об учреждении ЕЭС создал собственный оригинальный правопорядок, свою особую систему права;

2) эта система норм интегрирована в правовые системы всех государств — членов Сообществ;

3) это право подлежит обязательному применению национальными судебными учреждениями государств-членов (при этом действует принцип верховенства права Сообществ);

4) субъектами этой правовой системы являются не только государства, но и физические и юридические лица, находящиеся под их юрисдикцией;

5) право Сообществ, налагая определенные обязательства, порождает одновременно и определенные права, которыми пользуются частные лица;

6) данные права возникают не только в том случае, когда они непосредственно зафиксированы в учредительном договоре, но и проистекают из четко установленных обязательств, налагаемых как на частных лиц, так и на государства-члены и институты;

7) в соответствии с установившейся судебной практикой национальные судебные учреждения государств-членов обязаны в рамках своей юрисдикции обеспечить применение права Сообщества и защиту прав, предоставляемых на его основе частным лицам. Подобная защита была бы в значительной степени сведения на нет, если бы эти лица не обладали правом на компенсацию (возмещение ущерба) в случае ущемления их прав, происшедшего по вине государства, допустившего нарушение права ЕС.

Учредительные договоры: смотри лекцию.

Этапы развития европейского права и их характеристика:

1. Выработка и введение в действие Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). На данном этапе происходит формирование первого европейского интеграционного объединения, закладываются принципиальные основы самой интеграции и начинается формирование европейского права.

2. Второй период связан с созданием двух новых Сообществ. В 1957 г. в Риме подписываются два договора: Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Сформулированы важнейшие принципиальные основы интеграционного объединения, определены условия и порядок его функционирования, закреплены важнейшие достижения в области экономического, социального и правового развития. В этот период развертывается создание «общего рынка», складываются и утверждаются основные принципы европейского права, начинает функционировать система юрисдикционного контроля за его применением и соблюдением. В ходе второго этапа развития вырабатываются нормативные положения, обеспечившие создание и работу единой системы институтов, которые внесли существенные перемены в порядок их формирования и функционирования, юридически оформляется новая система финансового обеспечения Сообществ, их взаимодействия с государствами-членами. В этот же период происходит существенное увеличение числа членов Европейских сообществ, что в свою очередь сказывается и на расширении сферы применения европейского права, и на определенных структурных изменениях в системе объединенных институтов Сообществ.

3. Подписание Единого европейского акта (ЕЕА), который вступил в силу в 1987 г. В результате произошло заметное расширение сферы ведения Европейских сообществ, были внесены изменения в их институциональную структуру и намечены основные контуры развития сотрудничества государств-членов в сфере внешней политики и безопасности. Единый европейский акт создал правовую основу для перехода к новому, более высокому уровню сотрудничества государств — к созданию Европейского Союза. В соответствии с программными установками этого документа был начат переход от общего к единому внутреннему рынку, что должно было в перспективе подготовить создание Экономического и валютного союза.

4. Четвертый этап в развитии процесса европейской интеграции связан с подписанием (февраль 1992 г.) и введением в действие (ноябрь 1993 г.) Договора о Европейском Союзе. По месту заключения его иначе именуют Маастрихтским договором. Образование Европейского Союза составляет главное содержание перемен в области европейского строительства в целом и европейского права в частности. Союз учреждается на базе Европейских сообществ, дополненных сферами политики и формами сотрудничества, определенными этим Договором. Этими сферами и формами становятся внешняя политика и безопасность, сотрудничество в области юстиции и внутренних дел.

5. Единый Европейский Акт 1986 г.: его содержание и значение. Расширение сферы ведения Сообществ. Изменения в институциональной структуре. Подготовка к формированию Европейского союза.

Этот новый учредительный договор получил наименование Единого европейского акта (ЕЕА). Он представляет собой сравнительно небольшой по объему документ, состоящий из преамбулы и 36 статей, сведенных в четыре раздела. Два главных момента характеризуют новый учредительный акт. Во-первых, закрепление изменений, вносимых в Договоры об учреждении Европейских сообществ, и, во-вторых, введение новых постановлений, относящихся к европейскому сотрудничеству в области внешней политики.

ЕЕА подтверждает расширение сферы ведения Сообществ. Он уточняет положения, связанные с сотрудничеством в сфере валютной и социальной политики, распространяет полномочия Сообществ на такие области, как научные исследования и технологическое развитие, окружающая среда. Вносятся коррективы в институциональную систему, официализируется деятельность Европейского совета, претерпевает изменение процедура принятия решений, вводится процедура сотрудничества.

ЕЕА ставит перед Сообществом новую важную задачу — построения внутреннего рынка. Одновременно дается его определение: «внутренний рынок должен представлять собой пространство без внутренних границ, в котором согласно положениям настоящего договора обеспечивается свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов».

ЕЕА включает особый раздел, содержащий положения о европейском сотрудничестве в области внешней политики. В нем декларируется стремление сообща формулировать и осуществлять европейскую внешнюю политику, обязанность государств- членов взаимно информировать и консультироваться по вопросам внешней политики, а также осуществлять собственную внешнюю политику с учетом позиции остальных партнеров по Сообществу. Впрочем, соответствующий раздел изложен крайне осторожно и свидетельствует скорее о расширении сотрудничества государств-членов, нежели полномочий Сообщества.

В качестве важнейших целей государств, объединившихся в Сообществе, ЕЕА провозгласил решимость создать Европейский Союз и добиваться последующего осуществления экономического и валютного союза. ЕЕА намечал практически переход к новому витку интеграции, позволявшему осуществить задачи создания более широкого интеграционного образования — ЕС и подведение под него соответствующей экономической и правовой базы путем построения единого внутреннего рынка и создания экономического и валютного союза.

На основе ЕЕА был осуществлен ряд важных реформ, в частности на основе постановления Совета ЕС в 1988 г. был образован Суд первой инстанции, что внесло значительные изменения в судебную систему Сообществ.

Принятие и реализация ЕЕА подготовили переход к новому этапу европейской интеграции — созданию ЕС. + смотри лекцию

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...