Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка сочинений и изложений

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных спо­собов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообще­ние на определенную тему, показывать его умение» применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои сужде­ния, применить знания на практике, привести не обходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 2 недочета в последова­тельности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаружи­вает знание и понимание основных положений дан­ной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глу­боко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непо­следовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаружи­вает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает ма­териал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последую­щим материалом.

 

Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки ор­фографической и пунктуационной грамотности.Для диктантов целесообразно использовать связ­ные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объемдиктанта устанавливается:

для 5 класса — 90—100 слов,

для 6 класса — 100—110,

для 7 клас­са — 110—120,

для 8 класса— 120—150,

для 9 класса — 150—170 слов. (При подсчете слов учи­тываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

 

Контрольный словарный диктант проверяет ус­воение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из сле­дующего количества слов:

для 5 класса— 15—20,

для 6 класса — 20—25,

для 7 класса — 25—30,

для 8 класса — 30—35,

для 9 класса — 35—40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой те­мы, а также обеспечивать выявление прочности ра­нее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изу­ченным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать, такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать

в 5 классе 12 различных орфограмм и 2—3 пунктограмм,

в 6 классе — 16 различных орфограмм и 3— 4пунктограмм,

в 7 классе — 20 различных орфограмм и 4—5 пунктограмм,

в 8 классе — 24 различим фограмм и 10 пунктограмм,

в 9 классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть:

в 5 классе - не более 5 слов,

в 6—7 классах — не более 7 слов,

в 8—9 классах — не более 10 различных слов с не­проверяемыми и труднопроверяемыми написания­ми, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе — до кон­ца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учи­тываются орфографические и пунктуационные ошибки:

в переносе слов;

на правила, которые не включены в школь­ную программу;

на еще не изученные правила;

в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, не­правильные/написания, искажающие звуковой об­лик слова, например: «рапотает» (вместо рабо­тает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значе­ния для характеристики грамотности. При подсче­те ошибок две негрубые считаются за одну. К не­грубым относятся ошибки:

в исключениях из правил;

в написании большой буквы в составных соб­ственных наименованиях;

в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существи­тельных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступаю­щими в роли сказуемого;

в написании ы-и после приставок;

в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Ни­кто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

в собственных именах нерусского происхож­дения;

в случаях, когда вместо одного знака препина­ния поставлен другой;

в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последователь­ности.

Необходимо учитывать также повторяе­мость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написа­ния заключены в грамматических (в армии, в ро­ще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать дру­гое (опорное) слово или его форму (водаводы, ротротик, грустныйгрустить, резкийрезок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущено 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправле­ний и более.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуацион­ных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутст­вии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, ес­ли среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в кото­ром допущены 4 орфографические и 4 пунктуаци­онные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунк­туационных ошибок, или 7 пунктуационных оши­бок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуацион­ных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пункту­ационных ошибок, если среди тех и других имеют­ся однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в ко­тором допущено до 7 орфографических и 7 пунк­туационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества оши­бок, учитываемых при выставлении оценки за дик­тант, следует принимать во внимание предел, пре­вышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для о ц е н к и «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для 4 класса 5 орфографических ошибок), для оценки «2» 7 орфографических ошибок.

 

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных зада­ний рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

 

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено 1—2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

 

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы про­верки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5—9 классах прово­дятся в соответствии с требованиями раздела про­граммы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения:

в 5 классе — 100 —150 слов,

в 6 классе 150—200,

в 7 классе — 200—250,

в 8 классе -250—350,

в 9 классе — 350—450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:

в 5 классе — 0,5—1,0 страни­ца,

в 6 классе— 1,0—1,5,

в 7 классе— 1,5—2,0,

в 8 классе — 2,0—3,0,

в 9 классе — 3,0—4,0.

К указанному объему сочинений учитель дол­жен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обсто­ятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащих­ся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяют­ся:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использо­вать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение язы­ковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается дву­мя отметками: первая ставится за содержание и ре­чевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за со­держание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивает­ся по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуаци­онных и грамматических.

 

 

Оцен­ка Основные критерии оценки
  Содержание и речь Грамотность
«5» 1. Содержание работы полно­стью соответствует теме. 2. Фактические ошибки от­сутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатст­вом словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точно­стью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое един­ство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 —2 речевых недочета     Допускается: 1 орфографиче­ская, или 1 пунктуацион­ная, или 1 грамматиче­ская ошибка
«4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последователь­ности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточ­но разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной вы­ разительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содер­жании и не более 3—4 речевых недочетов Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуацион­ные ошибки, или1 орфографиче­ская и 3 пунктуационные ошиб­ки, или 4 пунктуацион­ные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматиче­ские ошибки
«3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в глав­ном, но в ней имеются от­дельные фактические неточ­ности. 3. Допущены отдельные на­рушения последовательнос­ти изложения. 4. Беден словарь и однооб­разны употребляемые син­таксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличает­ся единством, речь недоста­точно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содер­жании и 5 речевых недочетов Допускаются: 4 орфографиче­ские и 4 пункту­ационные ошиб­ки, или 3 орфографиче­ские ошибки и 5 пунктуацион­ных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографиче­ских ошибок (в 6 классе 5 орфографиче­ских и 4 пунктуационные ошиб­ки), а также 4 грамматиче­ские ошибки
«2» 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактиче­ских неточностей. 3. Нарушена последователь­ность изложения мыслей во всех частях работы, отсутст­вует связь между ними, час­ты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, ра­бота написана короткими од­нотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое един­ство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов Допускаются: 7 орфографиче­ских и 7 пункту­ационных оши­бок, или 6 орфо­графических и 8 пунктуацион­ных ошибок, 5 орфографиче­ских и 9 пункту­ационных оши­бок, 8 орфогра­фических и 6 пунктуацион­ных ошибок, а также 7 грамматических ошибок
«1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматиче­ских ошибок

 

Примечания: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оцен­ку за сочинение на один балл.

Если объем сочинения в полтора-два раза больше ука­занного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографиче­ских, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при со­отношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хо­тя по остальным показателям оно написано удовлетвори­тельно.

На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошиб­ках, а также о сделанных учеником исправлениях, приве­денные в разделе «Оценка диктантов».

 

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккурат­ность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор од­ной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и до­машняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учите­ля может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ со­ответствующего или близкого вида.

 

Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится ито­говая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического мате­риала, овладение умениями, речевое развитие, уро­вень орфографической и пунктуационной грамот­ности.

Итоговая оценка не должна выводиться механи­чески, как среднее арифметическое предшествую­щих оценок. Решающим при ее определении следу­ет считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оцен­ки. Однако для того чтобы стимулировать серьез­ное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их теку­щей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущест­венное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положитель­ной, если на протяжении четверти (года) большин­ство контрольных диктантов, сочинений, изложе­ний за орфографическую, пунктуационную, рече­вую грамотность оценивались баллом «2» или «1».

Нормативы оценок за устные ответы и письмен­ные работы учащихся 5—9 классов нерусской на­циональности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, мо­гут увеличиваться на 1—2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утвержденными Минис­терством образования РФ.

 

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по русскому языку критерии оценок следующие:

«5» – 90–100%

«4» – 78–89%

«3» – 60–77%

«2» - менее 59%

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...