Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типовое контрольное задание

Типовые контрольные задания и методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовое контрольное задание

Подготовьте рассказ о творческой индивидуальности одного из современных скандинавских или финских писателей (по выбору студента), при этом учитывайте предложенный план:

а) основные вехи жизненного и творческого пути,

б) темы, проблемы, идеи творчества, их возможная обусловленность временем создания текстов, мировоззрением, эстетической позицией автора,

в) анализ 1-2 наиболее показательных для этого писателя произведений.

2) Примерные темы рефератов:

Скандинавская баллада, ее своеобразие, виды.

Отражение контактов с русскими князьями в скальдической поэзии.

Связь родовых саг с историей Исландии.

Русь и русские князья в сагах.

Проблема жанра «Калевалы».

Проблема авторства карело-финского эпоса.

Проблема достоверности «Калевалы».

Классицизм в творчестве Людвига Хольберга (Дания).

Преодоление рамантизма в творчестве Юхана Весселя (Норвегия).

Проблема героя в ранних пьесах Ибсена по мотивам скандинавской старины.

Драма «Бранд», мотивы строительства в ней «новой церкви» и личной религиозности.

Идейно-художественное своеобразие пьесы Ибсена «Пер Гюнт».

Психологизм пьес Ибсена 80-х г.г. ХIХ века («Дикая утка»).

Гамсун и Ницше.

Влияние Достоевского на творчество Гамсуна (роман «Голод»).

Идейно-художественное своеобразие творчества Х. Вассму.

Образ молодого поколения в творчестве Эрленда Лу.

Традиции и новаторство в творчестве Эрленда Лу.

Традиционное и новаторское в книгах для подростков Юстейна Гордера.

Философско-исторический роман Вибеке Лёккеберг “Пурпур”.

 

3) Примерные темы презентаций:

Презентации к рефератам по теме.

Вопросы к зачету:

1. “Старшая Эдда” как основной источник знаний о скандинавской мифологии. Особенности представлений о мире и человеке в модели средневекового сознания.

2. Значение “Младшей Эдды” для изучения скандинавской мифологии.

3. Поэзия скальдов, ее своеобразие, жанры. Основные размеры. Творчество Эгиля Скаллагримссона.

4. Скандинавская баллада, ее своеобразие, виды.

5. Исландские римы.

6. Саги, время их возникновения, основные виды. Связь родовых саг с историей Исландии, отражение в сагах особенностей жизни и обычаев древних исландцев.

7. Время возникновения и своеобразие карело-финского эпоса.

8. Деятельность и творчество Э. Лённрота. “Калевала”.

9. Психологизм творчества С. Кьеркегора – предшественника современной философии и литературы Экзистенциализма. Его влияние на развитие скандинавской и европейской литературы.

10. Романтизм в творчестве Г.Х. Андерсена.

11. Легендарно-исторический роман С. Унсет (“Кристин, дочь Лавранса”, Улав, сын Аудуна”).

12. Неоромантизм в творчестве С. Лагерлёф.

13. Проблема героя в ранних пьесах Ибсена по мотивам скандинавской старины. Видоизменение ибсеновского романтического индивидуалиста.

14. Идейно-художественное своеобразие пьесы Ибсена “Пер Гюнт”.

15. Дискуссия в пьесах Ибсена на тему брака и социальной коррупции, образ “новой женщины”. “Кукольный дом”.

16. Психологизм пьес Ибсена 1880-х гг. ХIХ века (“Дикая утка” и др., по выбору студента).

17. Поздние пьесы Ибсена, возможности неоромантического героя (“Гедда Габлер”, “Строитель Сольнес”). Трагедия ибсеновского индивидуалиста. Ибсен и Ницше.

18. Индивидуалисты Гамсуна. Гамсун и Ницше.

19. Влияние Достоевского на творчество К. Гамсуна. Роман “Голод”.

20. Идейно-художественное своеобразие романа К. Гамсуна “Пан”, смысл названия, понимание любви.

21. Романтическая личность и ее трагедия в романе К.Гамсуна “Виктория”. Женщина в творчестве писателя.

22. “Почвенничество” в позднем творчестве К. Гамсуна. Роман “Плоды земли” (или “Соки земли”).

23. А. Стриндберг – родоначальник нового этапа в развитии шведской литературы.

24. “Брачные новеллы” А. Стриндберга.

25. А. Стриндберг о задачах театра (предисловие к пьесе “Фрекен Юлия”).

26. Конфликт между “мужским” и “женским” началом в творчестве А. Стриндберга (драма “Отец”, роман “Слово безумца в свою защиту”).

27. Стриндберг и Ницше.

28. Стриндберг – прозаик (романы, рассказы, новеллы, по выбору студента).

29. Исторические драмы А. Стриндберга, их идейно-художественное своеобразие (“Мистер Улоф”, “Эрик ХIV”, “Густав Васа”).

30. Творческая индивидуальность одного из лауреатов нобелевской премии в странах Скандинавии и Финляндии (по выбору студента). Список нобелевских лауреатов, литературу об их творчестве см. в приложении ко 2 семинарскому занятию.

31. Идейно-художественное своеобразие творчества И. Бергмана.

32. Полилог Ибсена, Стриндберга, Бергмана на темы семьи, брака. Взаимоотношения полов (“Кукольный дом” Ибсена, новелла Стриндберга “Кукольный дом”, “Сцены из супружеской жизни” Бергмана).

33. Скандинавская баллада “Дочери Тереса из Вэнгэ” и киносценарий Бергмана “Девичий источник”.

34. Идейно-художественное своеобразие одного из произведений современной финской литературы (по выбору студента).

35. Идейно-художественное своеобразие одного из произведений современной шведской литературы (по выбору студента).

36. Идейно-художественное своеобразие одного из произведений современной норвежской литературы (по выбору студента).

37.Идейно-художественное своеобразие одного из произведений современной датской литературы (по выбору студента).

 

Основная литература:

1. Пивоев, В.М. Культурология (Введение в историю и теорию культуры): учебное пособие / В.М. Пивоев. - 4-е изд. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 527 с. - ISBN 978-5-4458-3486-1; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210659

2. Гиленсон, Б.А. История зарубежной литературы XIX века: [учебное пособие для студентов филологических факультетов учреждений ВПО] / Гиленсон Б. А. - М.: Академия, 2012. - 383, [1] с. (10экз.)

 

Дополнительная литература:

3. Мандель, Б.Р. Всемирная литература: Нобелевские лауреаты (1981-2014): учебник для высших учебных заведений гуманитарного направления / Б.Р. Мандель. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 785 с.: ил. - Библиогр.: с. 773-779. - ISBN 978-5-4475-3778-4; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270328

4. Мандель, Б.Р. Всемирная литература: Нобелевские лауреаты (1931-1956): учебник для высших учебных заведений гуманитарного направления / Б.Р. Мандель. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 416 с.: ил. - Библиогр.: с. 406-409. - ISBN 978-5-4475-2703-7; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255951

5. Мандель, Б.Р. Всемирная литература. Нобелевские лауреаты (1957-1980): иллюстрированный учебник / Б.Р. Мандель. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 662 с.: ил. - Библиогр.: с. 648-654. - ISBN 978-5-4475-3638-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258646

6. Мандель, Б.Р. Всемирная литература: Нобелевские лауреаты (1901-1930): учебник для высших учебных заведений гуманитарного направления / Б.Р. Мандель. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 401 с.: ил. - Библиогр.: с. 394-395. - ISBN 978-5-4475-2702-0; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255950

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

1. «Университетская библиотека online» — электронная библиотечная система- http://biblioclub.ru/

10. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ" (ДАЛЕЕ - СЕТЬ "ИНТЕРНЕТ"), НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ).

1. Российская государственная библиотека - www.rsl.ru, www.leninka.ru

2. Библиотека МГУ.- www.msu.ru/libraries/

3. Мурманская государственная областная научная библиотека www.mgounb.ru

4. Научная электронная библиотека «Киберленинка» http://cyberleninka.ru/

5. Докусфера. Электронный фонд РНБ - http://leb.nlr.ru/

8. Библиотека по культурологии http://www.countries.ru/library.htm

Планы практических занятий

Тема 1. Скандинавская литература, ее своеобразие, возможная периодизация, место в мировой литературе.

План:

1. Своеобразие средневековой литературы Скандинавских стран, общая характеристика.

2. «Старшая Эдда» как основной источник знаний о скандинавской мифологии.

3. Особенности представлений о мире и человеке в модели средневекового сознания.

4. Характеристика мифологических и героических песен эпоса.

5. Значение «Младшей Эдды» Снорри Стурлуссона для изучения скандинавской мифологии.

6. Идейно-художественное своеобразие «Младшей Эдды».

7. Поэзия скальдов, ее своеобразие, жанры.

8. Саги, время их возникновения, виды.

Литература: [1, с.235-249]; [2, с.112-125]

Вопросы для самоконтроля:

В чем состоитсвоеобразие средневековой литературы Скандинавских стран?

Какие знания о скандинавской мифологии содержит «Старшая Эдда»?

В чем значение «Младшей Эдды» для изучения скандинавской мифологии?

Какие особенности представлений о мире и человеке в модели средневекового сознания вам известны?

В чем своеобразие поэзии скальдов?

Какие жанры поэзии скальдов вам известны?

Когда возникли саги? Каковы их виды?

Задания для самостоятельной работы:

1.Представьте скандинавский пантеон богов.

2.Расскажите окартине мира и происхождении человека, представленных в мифологических песнях («Прорицание Вельвы»).

3.Подготовьте реферат на одну из тем:

Скандинавская баллада, ее своеобразие, виды.

Отражение контактов с русскими князьями в скальдической поэзии.

Связь родовых саг с историей Исландии.

Русь и русские князья в сагах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...