Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет теории и организации физической подготовки войск




ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК

 

Учебник для курсантов и слушателей института

Издание 6-е, переработанное и дополненное

Под редакцией В. В. МИРОНОВА

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


Настоящее издание учебника обусловлено дальнейшим развитием теории и практики физической подготовки военнослужащих, введением в действие новых руководящих документов и учебных программ, требованиями новой военной доктрины к физической готовности военных специалистов.

Опыт боевых действий последних лет и локальных конфликтов обусловили необходимость разработки новых концептуальных основ физической подготовки военнослужащих. Данное требование реализовано в подготовленном учебнике. В нем общетеоретические основы физической подготовки рассмотрены на современном уровне, с учетом последних научных достижений. Указанный подход позволяет обеспечивать эффективную физическую подготовку к боевым действиям военнослужащих практически любой воинской специальности.

Учебник предназначен для курсантов и слушателей Военного института физической культуры. Он может быть использован также офицерами-специалистами физической подготовки и спорта войск, военно-учебных заведений, спортивных клубов армии и флота.

Подготовлен учебник на основе материалов учебника 5-го издания. Переработка, редакция указанных материалов, их дополнение выполнены профессорами Мироновым В.В., Панасюком В.П. и доцентом Бугаенко Р.А.

Авторство исполнителей учебника 5-го издания полностью сохраняется.

ВВЕДЕНИЕ

События в мире, в нашей стране свидетельствуют о том, что России необходима хорошо обученная, современная Армия. В новой военной доктрине одной из главных определена задача формирования частей постоянной боевой готовности.

Боевая готовность военнослужащих обеспечивается многими факторами, особое место среди которых занимает физическая подготовка войск, являющаяся одним из основных предметов боевой подготовки, важной и неотъемлемой частью воинского обучения и воспитания личного состава, составной частью и одним из направлений повышения боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.

В Наставлении по физической подготовке и спорту в ВС РФ (НФП –2001) основной целью физической подготовки в Вооруженных Силах определено обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением.

Данная цель конкретизируется следующими общими задачами:

- формирование здорового образа жизни;

- гармоничное физическое и духовное развитие;

- развитие и поддержание на требуемом уровне выносливости, силы, быстроты и ловкости;

- формирование навыков в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, преодолении естественных и искусственных препятствий, рукопашном бою, военно-прикладном плавании.

Физическая подготовка занимает особое место в системе воинского обучения и воспитания. Ее средствами, методами и формами возможно формировать ряд профессионально-значимых и личностных качеств, обеспечивать психологическую готовность воинов к действиям в экстремальных условиях. Физическая подготовка выполняет важную роль профилактики заболеваний, продления профессионального долголетия военных специалистов. Она воспитывает целеустремленность, смелость и решительность, инициативу и находчивость, настойчивость и упорство, выдержку и самообладание, коллективизм и сплоченность. Неоценимо значение физической подготовки и как средства реабилитации военнослужащих в ходе и после завершения боевых действий.

Современные Вооруженные Силы – это сложная система, включающая различные виды и рода войск, решающие многообразные задачи. Физическая подготовка моряка, летчика, оператора дежурных ракетных сил, десантника связиста имеет наряду с общими элементами, значительные особенности. Тем не менее, ученые и практики едины во мнении, что физическая подготовка для каждой из воинских специальностей имеет огромное значение, обеспечивая физическую готовность к военно-профессиональной деятельности.

В данном учебнике нашли освещение многие из аспектов и актуальных проблем организации физической подготовки в современных Вооруженных Силах: физическая подготовка в частях и подразделениях армии и флота, в военно-учебных заведениях, образовательных учреждениях довузовского звена, учебных частях; физическая подготовка к действиям в особых условиях и в период боевых действий; физическая подготовка с учетом перехода армии на контрактный принцип комплектования.

В учебнике при сохранении концептуальной преемственности с достижениями теории физической подготовки войск, тем не менее, сделана попытка осмысления последних научных исследований специалистов института, войск, учтены взгляды военных теоретиков на изменения сущности армии и характера вероятных воин в XXI веке.

Значительное место в учебнике занимает освещение вопросов профессиональной деятельности офицера-специалиста по физической подготовке и спорту, так как ему принадлежит решающая роль в ее организации.

Офицеры-специалисты по физической подготовке и спорту являются главным связующим звеном в числе всех должностных лиц, участвующих в управлении физическим совершенствованием личного состава армии и флота. Это предъявляет особые требования к их военно-специальной подготовке. Современный специалист по физической подготовке и спорту должен в совершенстве знать направления и владеть методами формирования физической готовности военнослужащих, технологиями организации различных видов физкультурно-спортивной деятельности, применять в практической деятельности современные формы, методы и средства оздоровительной, рекреационной и адаптивной физической культуры, осуществлять маркетинговую и хозяйственную деятельность, управлять ресурсами и персоналом. Такая многогранная подготовка специалиста по физической подготовке и спорту ведется на всех кафедрах института. Тем не менее, дисциплине «Теория и организация физической подготовки войск» в сложной междисциплинарной системе принадлежит особая роль, как дисциплине интегрирующей содержание общепрофессиональных, военно-специальных, естественно-научных дисциплин, определяющей их место и роль в структуре формирования основных компонентов модели специалиста.


Глава I|

ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК
КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК

 

Теория и организация физической подготовки войск, как и каждая научная и учебная дисциплина, имеет свои определенные понятия, предмет и содержание.

Основные понятия теории и организации

физической подготовки войск

Основными понятиями теории и организации физической подготовки войск являются: физическое состояние, физическое совершенствование, физическая подготовка.

Физическое состояниеэто совокупность показателей, характеризующих физическое развитие, функциональное состояние организма и физическую подготовленность военнослужащих.

Физическое развитие характеризуется антропометрическими (морфологическими) особенностями человека. Основными признаками физического развития являются: рост, вес, окружность груди, развитие костно-мышечной системы, пропорциональность тела и его частей.

Функциональное состояние организма военнослужащих характеризуется степенью функциональной полноценности всех внутренних органов и систем, их устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности, а также наличием или отсутствием каких-либо заболеваний.

Свойства организма, обеспечивающие его устойчивость к воздействию определенных неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности, называются специальными качествами. К основным из них относятся: устойчивость к укачиванию, перегрузкам и кислородному голоданию. Устойчивость к укачиванию определяется способностью организма стойко переносить воздействие ускорений, возникающих в условиях специфической деятельности: в полете, на корабле, в боевых машинах. Устойчивость к перегрузкам— это свойство организма противостоять действующим на него инерционным силам ускорения. Устойчивость к кислородному голоданию — способность военнослужащих действовать в условиях недостатка кислорода.

Физическая подготовленность военнослужащих характеризуется уровнем развития физических качеств и степенью сформированности двигательных навыков.

Физические качества — это свойства организма, обеспечивающие двигательную деятельность военнослужащего. К основным физическим качествам относятся: выносливость, сила, быстрота и ловкость. Выносливость определяется способностью военнослужащего противостоять утомлению в. процессе военно-профессиональной деятельности. Сила определяется способностью военнослужащего преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Быстрота определяется способностью военнослужащего совершать двигательные действия в минимальное время. Ловкость определяется способностью военнослужащего выполнять движения координированно и точно, а также своевременно и рационально справляться с новой, неожиданно возникшей задачей.

Двигательные навыки — это доведенные до автоматизма практические действия, выполняемые в соответствии с поставленной задачей. Двигательные навыки военнослужащих подразделяются на общие и военно-прикладные. К общим двигательным навыкам, сформированным, как правило, еще до службы в армии и на флоте, относятся навыки в ходьбе, беге, лазании, ползании, плавании, метании и т. п. К основным военно-прикладным двигательным навыкам относятся навыки в передвижении на лыжах, совершении марш-бросков, преодолении препятствий, военно-прикладном плавании, рукопашном бою.

Физическое совершенствованиеэто процесс улучшения физического состояния военнослужащих, а также формирования связанных с ним убеждений, потребностей, знаний и умений в результате систематического выполнения физических упражнений. При выполнении физических упражнений улучшение физического состояния военнослужащих осуществляется в неразрывной связи с совершенствованием других показателей их боеспособности.

Физическая подготовкаэто процесс физического совершенствования военнослужащих с учетом особенностей их военно-профессиональной деятельности. Использование понятия «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность (специализированность) процесса физического совершенствования военнослужащих. Наряду с физической подготовкой военнослужащих существуют такие понятия, как физическая подготовка космонавтов, водолазов, геологов и других специалистов, отличающихся сложными условиями профессиональной деятельности.

Понятие «физическая подготовка» имеет много значений. Так, оно употребляется как наименование: во-первых, одной из составных частей системы боевого совершенствования войск (системы воинского обучения и воспитания); во-вторых, одного из предметов боевой подготовки войск; в-третьих, одной из учебных дисциплин в военно-учебных заведениях; в-четвертых, процесса физического совершенствования военнослужащих; в-пятых, всей системы мероприятий, связанных с физическим совершенствованием личного состава, а также с руководством данным процессом, его организацией, обеспечением и проведением; в-шестых, результата процесса физического совершенствования военнослужащих. Однако в последнем случае применение понятия «физическая подготовка» нецелесообразно, так как это приводит к определенному смешению двух совершенно разных явлений — педагогического процесса и результата данного процесса.


Предмет теории и организации физической подготовки войск

Предмет той или иной дисциплины — это те объективные явления, их связи и отношения, которые отличают одну область знаний от другой, придают учебным дисциплинам качественное своеобразие.

В физической подготовке войск определяющее значение имеют связи и отношения между постоянно изменяющимися требованиями современного боя к физическому состоянию военнослужащих, фактической физической пригодностью нового пополнения армии и флота, деятельностью соответствующих должностных лиц по управлению процессом физического совершенствования военнослужащих и реальными возможностями осуществления физического совершенствования личного состава в условиях армейской и флотской службы (рис. 1).

 
 

 


Рис. 1. Основные связи и отношения, анализируемые теорией и организацией физической подготовки войск

 

Теория и организация физической подготовки войск призвана дать научно-теоретическое объяснение и истолкование данных связей и отношений, вскрыть существующие закономерности и обосновать пути их реализации в процессе физической подготовки.

Следовательно, предметом теории и организации физической подготовки войск являются закономерности процесса физического совершенствования военнослужащих и управления этим процессом.

Данный предмет является единым для теории и организации физической подготовки войск и как научной, и как учебной дисциплины. Вместе с тем, понятие «научная дисциплина» гораздо шире, чем понятие «учебная дисциплина». Из всего многообразия результатов научных исследований и достижений практики в содержание теории и организации физической подготовки войск как учебной дисциплины включены лишь наиболее важные и принципиальные положения, имеющие первостепенное значение для организации, обеспечения и проведения физической подготовки в воинских частях и военно-учебных заведениях в соответствии с объективными требованиями боевой деятельности к физическом состоянию военнослужащих.

Теория физической подготовки войск представляет собой динамичную систему современных научных положений, раскрывающих сущность физического совершенствования военнослужащих. Она создает теоретическую базу для повышения эффективности процесса физического совершенствования личного состава, для обобщения всех имеющихся достижений в практике руководства, организации, обеспечения и проведения физической подготовки в войсках и военно-учебных заведениях.

Организация же физической подготовки, являясь основой служебной деятельности большинства офицеров-специалистов и реализуя соответствующие закономерности их управленческих действий в виде ситуационных задач, трансформирует общетеоретические положения в конкретные практические рекомендации. Она устанавливает различные частные закономерности управления обучением, развитием, воспитанием и слаживанием военнослужащих и, в свою очередь, дает соответствующий материал для общетеоретических обобщений.

Все это обусловливает их органичное единство и существование в рамках одной научной и учебной дисциплины — теории и организации физической подготовки войск.

Содержание теории и организации физической подготовки войск

К основным вопросам, составляющим содержание теории и организации физической подготовки войск, относятся следующие:

место и, значение физической подготовки в системе боевого совершенствования войск;

влияние физической подготовки на боеспособность войск;

структурно-функциональный состав системы физической подготовки военнослужащих;

факторы, влияющие на систему физической подготовки войск;

цель, задачи, принципы, средства, методы и формы физической подготовки в армии и на флоте;

основы служебной деятельности офицеров — специалистов по физической подготовке и спорту.

Таким образом, теория и организация физической подготовки войск формирует у обучаемых совокупность фундаментальных знаний и организаторско-методических умений, определяющих успешность их практической деятельности по управлению процессом физического совершенствования военнослужащих.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...