Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Словарь терминов

БЮРОКРАТИЯ – наиболее распространенные значения: 1) организация, основанная на доминировании стандартизации, и ее модель; 2) рациональная модель управления, построенная на основе разделения труда, иерархии, их документальном оформлении, профессиональной подготовке персонала, квалификационном отборе и компетентности персонала, доминировании общих безличных рациональных правил; 3) совокупность властных институтов общества, автономных от него и довлеющих над ним; 4) профессиональная группа служащих административного аппарата, в т.ч. – государственного.

БИХЕВИОРИЗМ – исследовательский подход и практика управления, делающие акцент на поведенческих аспектах организации и управления.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ – 1) совокупность институтов государства, осуществляющих реализацию государственной политики и законов; 2) обобщенный образ высшего органа исполнительной власти; 3) совокупность институтов, процессов и деятельности сотрудников аппарата исполнительной власти по реализации государственной политики.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА – 1) сфера общественных отношений по поводу государственной власти; 2) совокупность согласованных целей государства, направлений, методов, форм и средств их достижения.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ – 1) целенаправленная властная преобразовательная деятельность государственных органов и учреждений по реализации политики; 2) процесс реализации функций государственного управления; 3) научная дисциплина, исследующая и развивающая практику государственного управления.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАК ИНСТИТУТ – совокупность согласованных нормативных явлений, оформляющих в праве организацию и функционирование государственной службы.

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ВИДЫ – (В Российской Федерации) основные категории служебной деятельности в государственных органах по найму у государства на постоянной профессиональной основе, связанные с обеспечением исполнения властных полномочий государственных органов.

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ СИСТЕМА – совокупность нормативно оформленных согласованных руководящих принципов, определяющих организацию и функционирование государственной службы.

ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА – вид государственной службы (РФ), представляющий собой профессиональную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

ДЕКОНЦЕНТРАЦИЯ – процесс передачи властных полномочий политического или административного характера на нижние иерархические уровни организации власти с сохранением контроля и по крайней мере части ответственности за их реализацию за вышестоящим иерархическим уровнем; административная форма регионализации государственного управления.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ – процесс передачи властных полномочий политического или административного характера на нижние иерархические уровни организации власти вместе с ответственностью за их реализацию; политическая форма регионализации государственного управления и наделения компетенцией местного самоуправления.

ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ГРУППЫ – добровольные объединения, сообщества граждан в устойчивых сферах жизнедеятельности, объединенные общими или схожими целями и стремящиеся на основе координации усилий наладить прямые и косвенные контакты с должностными лицами государственных органов и учреждений для оказания влияния на принятие и реализацию политических или административных решений и действий.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ – (здесь) теория и практика государственного управления, делающие акцент на создании и использовании надорганизационных (а не внутриорганизационных) правил (институтов), составляющих механизм саморегулирования в не подверженных полной рационализации социальных системах, в т.ч. в системе государственного регулирования и управления.

КАМЕРАЛИЗМ – производное от латинск. «камера» – дворовое имущество феодала и орган управления им, далее – королевское (государственное) имущество и совокупность органов управления им; совокупность политических, правовых, экономических теорий, концепций, принципов, на основе к-рых строилась и объяснялась внутригосударственная практика за исключением судопроизводства в европейских государствах сер.ХVI –к.ХVIIIвв.

КОРПОРАЦИИ И КОРПОРАТИВИЗМ – могущественные финансово-промышленные группы; тип отношений между доминирующим органом государственной власти (обычно – высшим органом исполнительной власти) и корпорациями, предметом к-рых является взаимовыгодный обмен услугами на основе негласного договора; обычно складывается в периоды кризисов власти и сокращением ее ресурсов.

ЛИНЕЙНО-ОТРАСЛЕВОЙ ТИП ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ – вид линейной структуры правительства, построенной на доминировании принципа выделения центральных органов государственного управления для оперативного управления группой организационно подчиненных ему объектов, близких в технологическом или продуктовом отношениях; доминирующий тип центрального аппарата советского периода и до конца ХХв. В России.

ЛОББИ – лицо или группа лиц, пытающихся оказывать влияние внутри или вне государственного органа (учреждения) на должностных лиц государства с целью принятия решений и действий в интересах клиента (заказчика).

ЛОББИЗМ – процесс и технология воздействия посредников на принятие политических и административных решений органами и учреждениями государства в интересах клиента.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – форма народовластия; одна из основ конституционного строя РФ; способ самоорганизации населения; самодеятельность территориальных поселенческих групп; уровень организации власти; совокупность институтов территориальной самодеятельности.

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ – нижний уровень организации государственного управления; совокупность институтов государственной власти в административно-территориальных единицах нижнего уровня; государственное управление решением «вопросов местного значения».

МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ – формы организации институтов местного самоуправления и распределения между ними властных полномочий и ответственности; «идеальные типы».

«НАУКА ПОЛИЦИИ» - совокупность политических, правовых, экономических теорий, концепций Нового Времени, предметом которых являлись описание и объяснение всех несудебных внутренних функций и институтов государства как единственного источника и носителя «всеобщего блага», обладающего монополией на его предоставление; производное от термина Аристотеля «политейя».

НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ – направление политико-административной идеологии и государственной практики, возникшее на рубеже 80-х годов ХХ в., обоснование реформ в ряде государств, ставящее в качестве принципов демонополизацию госсектора, дерегулирование, маркетизацию, дебюрократизацию, экономическое стимулирование госсектора, корпоратизацию и введение конкурентных начал.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СРЕДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ – совокупность внутренних и внешних переменных факторов воздействия на цели государственного управления.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ – способ преобразования политической воли в административные решения и действия; в демократическом государстве – способ преобразования политической воли народа в административные решения и действия государственных органов; упорядоченная совокупность нормативно оформленных методов, алгоритмов и средств (частично опосредованных правом и частично узаконенных) политического волеизъявления народа, формирования политических и административных органов государственной власти, их взаимодействия между собой, с организованными и неорганизованными гражданами по поводу подготовки, выбора и организации исполнения политических и административных решений и действий.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНТЕРЕСОВ – система конкурентного выявления, оформления и представительства «всеобщих» интересов в рамках легальных механизмов волеизъявления и формирования органов государственной власти (избирательной и партийной систем).

ПРИНЦИП ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ – исходное руководящее правило, от которого производны другие правила организации и функционирования системы государственного управления.

ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ – руководящие требования организации наиболее рациональной последовательности выполнения работ; требования, предъявляемые к технологии.

РЕГИОН – обособленная по к.-л. признаку часть территории государства; средний, промежуточный между центральным и местным уровень организации государственной власти.

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ – процесс учета особенностей отдельных частей территории государства в построении политико-административных форм власти этого уровня; процесс делегирования властных полномочий и ответственности крупным частям государства; политической его формой является децентрализация, административной – деконцентрация.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ – процесс и совокупность мероприятий по совершенствованию внутренних процессов организации для достижения внутренних показателей эффективности на основе рационализации группировки функций, задач, подразделений, уровней управления, полномочий, ответственности, штатного расписания, регламентов, процедур и пр.; ограничивается внутренними изменениями.

РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ – процесс обеспечения достижения показателей внешней эффективности на основе рационализации принципов и правил взаимодействия с объектом управления, иерархии, состава и содержания функций управления и порядка их исполнения; обязательно требует изменения внешних по отношению к органам управления условий.

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ – упорядоченная совокупность взаимодействующих (1)институтов государственного управления (часть к.-х представлена органами исполнительной власти), (2)профессиональных общностей служащих административного аппарата государственной службы, осуществляющих в особых формах и условиях (3)профессиональную деятельность – государственную службу, содержанием к.-й являются (4)процессы реализации функций государственного управления, вступающие для этого в (5)отношения и связи управления, использующие (6)специальные методы, приемы и средства (технологии) управления, имеющие различную природу (политическую, экономическую, правовую, культурную), и объединенные особым способом связи – организационной структурой государственного управления.

«СИСТЕМА ЗАСЛУГ» – merit system (англ.), совокупность правил, регулирующих доступ к замещению государственных должностей государственной службы не выборного характера и служебные перемещения на основе квалификации, успеха и общественного авторитета.

«СИСТЕМА КАРЬЕРЫ» - совокупность правил, детально и строго регулирующих процесс прохождения государственной службы таким образом, что переход с одной должностной позиции на вышестоящую обусловлен выполнением формализованных правил и требований, которые нельзя обойти, но выполнение которых является гарантией стабильного служебного роста (карьеры).

«СИСТЕМА НАЙМА» - совокупность принципов и правил, регулирующих поступление на государственную службу и ее прохождение на основе установления доминирования содержательных квалификационных узкопрофессиональных, а не формальных универсальных критериев посредством конкурентного открытого отбора.

«СИСТЕМА ПОЖИЗНЕННОГО НАЙМА» - совокупность принципов и правил, регулирующих поступление на государственную службу и ее прохождение на основе установления доминирования стимулов увеличения продолжительности непрерывной службы в виде надбавок к заработной плате за стаж службы, гарантий, компенсаций и льгот, связанных с длительностью стажа и должностным окладом.

СТРАТЕГИЯ РЕФОРМ – процесс использования стимулов внешнего по отношению к органам государственной администрации происхождения для создания у них заинтересованности в увеличении объема и качества конечных результатов деятельности.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ – совокупность последовательных действий сотрудника органа управления от момента получения задания от руководителя или предмета работы от другого сотрудника до получения измеримого изменения в объекте управления.

ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ – (произв. от греч. «технэ» – искусство, мастерство, «техника» – совокупность приемов искусства и мастерства) (1) совокупность сведений о наиболее рациональных алгоритмах и приемах выполнения управленческих работ; (2) совокупность знаний, умений и навыков персонала по рациональному выполнению управленческих работ; (3) материально-технические средства выполнения управленческих работ; (4) способ соединения в процессе производства управленческих работ интеллектуальных, социальных и вещественных элементов управления.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНТЕРЕСОВ – система представительства в органах государственной власти и управления особых (групповых и частных) интересов посредством заинтересованных групп, лобби и корпораций.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТИП ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ – модель организации центральных органов государственного управления на основе доминирующего функционального принципа – выделения большинства центральных органов государственного управления на основе «различия дел», предметов ведения и наделения их надведомственными полномочиями, действующими на всей территории государства по отношению к объектам любого масштаба, организационно-правовой формы и формы собственности.

ЧИНОВНИК – в ряде государств – особая правовая категория государственных служащих, статус которой определяется законодательно, дается с «пожизненным» рангом, накладывает ряд дополнительных обязательств и ограничений для обеспечения непрерывности исполнения функций государственной службы, к.-е возмещаются компенсациями и льготами

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ – уровень достижения целей государственного управления; относительная результативность управления: соотношение уровня результата и уровня затрат.


Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература:

1. Барциц, Игорь Нязбеевич. Система государственного и муниципального управления: учеб. курс: в 2 т. / И. Н. Барциц. - М.: Изд-во РАГС, 2011. Т. 1. - 463 c.

2. Басов, Семен Леонидович. Правовые основы публичной службы в Российской Федерации: учеб. пособие / С. Л. Басов, И. С. Поляшова; С.-Петерб. юрид. ин-т (фил.) Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - СПб.: С.-Петерб. юрид. ин-т (фил.) Акад. Ген. прокуратуры РФ, 2012. - 247 c.

3. Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие / В. П. Васильев [и др.]; под ред. В. П. Васильева. - М.: Дело и Сервис, 2014. - 340 c.

4. Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие / С. Ю. Наумов [и др.]. - М.: Дашков и К, 2014. - 553 c

5. Кабашов, Сергей Юрьевич. Организация муниципальной службы: учебник: [учеб. пособие по специальности "Гос. и муницип. упр.]: соответствует Федер. гос. образоват. стандарту 3-го поколения / С. Ю. Кабашов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 390 c.

6. Мухаев, Рашид Тазитдинович. Система государственного и муниципального управления, учебник, 2-е изд., перераб. и доп., М., ЮНИТИ, 2010. - 687 c

7. Самойлов, Василий Дмитриевич. Государственное управление: теория, механизмы, правовые основы: соответствует Федер. гос. образовательным стандартам третьего поколения / В. Д. Самойлов. - М.: ЮНИТИ [и др.], 2013. - 311 c.

 

Дополнительная литература:

1. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания / [авт. коммент.: Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг], 2-е изд., испр. и доп. - М., ИНФРА-М, 2014, 113 c.

2. Атаманчук, Григорий Васильевич. Теория государственного управления. [Учебник], 4-е изд., стер., М.,Омега-Л, 2014, 525 c.

3. Василенко, Ирина Алексеевна. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров, [обучающихся по специальности "Политология"] / И. А. Василенко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 495 c.

4. Гимазова, Юлия Владимировна. Государственное и муниципальное управление. Учебник для бакалавров, под общ. ред. Н.А. Омельченко, Гос. ун-т упр. - М.: Юрайт, 2014, 453 c.

5. Демин, Алексей Афанасьевич. Государственная служба в Российской Федерации: учебник для магистров / А. А. Демин; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 425 c.

6. Кузин, Владимир Иванович. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления [учеб. пособие], Рос. акад. народ. хоз- ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М., Издат. дом "Дело", РАНХиГС, 2014. - 118 c.

7. Мухаев, Рашид Тазитдинович. История государственного управления в России, учебник для бакалавров, [по специальности "Гос. и муницип. упр."], Рос. эконом. ун-т им. Г.В. Плеханова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., Юрайт, 2014, 770 c.

8. Овчинников, Валентин Алексеевич. Разделение властей в современной России (теория и практика) / В. А. Овчинников; Сев.-Запад. акад. гос. службы, Юрид. фак., Рос. акад. правосудия. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2001. - 165 c.

9. Петров, Михаил Петрович. Исполнительная власть на этапе модернизации Российского государства: опыт правового исследования: монография / М. П. Петров;

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...