Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Консервативная внешняя политика.

 

В 70-е гг. тенденция консерватизма в управлении страной стала сказываться на международной политике. И в этой сфере были допущены серьезные просчеты. Если в первой половине 70-х гг. удалось добиться разрядки международной напряженности, то в конце седьмого десятилетия произошло обострение внешнеполитической ситуации.

Международная обстановка в это время характеризуется в целом нестабильностью и ростом противоречий, которые создавали серьезную напряженность. Имели место военные действия в различных точках планеты.

В этих условиях советское политическое руководство поставило своей задачей добиться поворота от "холодной войны", от напряженности в международной обстановке к разрядке и сотрудничеству. Внешнеполитические задачи нашли свое отражение в принятой XXIV съездом КПСС Программе мира.

Считая, что противоборство двух политических систем исторически неизбежно, Коммунистическая партия, ее руководство, считало своей целью направить эту борьбу в русло, не угрожающее опасными военными конфликтами, конфронтацией социалистических и капиталистических государств.

Советский Союз в контексте Программы мира внес свыше 150 различных предложений, направленных на обеспечение международной безопасности, прекращение гонки вооружений и разоружение. Они создавали соответствующую политическую атмосферу. Однако многие из них не могли быть выполненными и имели лишь пропагандистский смысл.

Несмотря на военно-политическое противоборство двух систем, курс на разрядку, соблюдение принципа мирного сосуществования постепенно становятся тенденцией против термоядерной войны. Практически ее результатом стало подписание между СССР и США бессрочного Соглашения о предотвращении ядерной войны (1973 г.).

Советско-американские отношения начали изменяться, что давало основание улучшить международный климат. Большие усилия пришлось приложить к созыву общеевропейского Совещания по безопасности. Руководители 33 государств Европы, США и Канады в Хельсинки подписали Заключительный акт Совещания (август 1975 г.).

Несколько ранее (1971 г.) Советский Союз, Соединенные Штаты, Великобритания и Франция заключили четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, признав его независимым городом. Границы ГДР, ПНР, ЧССР признавались нерушимыми.

Первая половина 70-х гг. показала возможность смягчения международной обстановки, упрочения отношений мирного сосуществования между государствами с различным политическим строем, включая и развитие сотрудничества между ними.

Однако конфронтация между СССР и США резко усилилась в связи с вводом ограниченного контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Политическое руководство втянуло Советский Союз в крайне сложную конфликтную ситуацию, принесшую большие жертвы с обеих сторон. Большинство стран, входящих в ООН, не только не поддержали эту акцию, но и потребовали вывода советских войск.

Дальнейший ход событий вел к усугублению международного положения. В ответ на размещение американских ракет в Европе советское руководство принимает решение о размещении в ГДР и ЧССР ракет средней дальности. Начался новый этап в гонке вооружений, в результате которого Европа оказалась в роли заложницы.

С приходом к власти в США администрации Р. Рейгана была начата реализация программы поистине глобального перевооружения американских сил с целью обеспечения возможности "вести и выиграть" ядерную войну.

Наряду с этим Соединенные Штаты переходят к прямым действиям в отношении суверенных государств. Они совершили интервенцию в отношении Гренады, свергнув существующий режим; осуществили высадку войск в Ливане; нанесли бомбовые удары по Ливии.

Все это свидетельствовало о том, что Запад перешел к политике "с позиции силы".

Советское руководство в очередной раз начало выдвигать мирные предложения. В них предполагалось осуществить меры доверия в Европе и Азии, урегулировать конфликт вокруг Афганистана, ограничить и сократить стратегическое вооружение и в качестве первого шага предложило ввести взаимный мораторий на развертывание ядерных средств в Европе.

В 1983 г. США начали размещать свои ракеты в Западной Европе. Советский Союз предпринял аналогичные действия, потребовавшие дополнительных материальных затрат. Поэтому увеличение расходов на вооружение в социалистических странах встречало далеко не однозначный ответ.

Конфронтационные отношения складывались и с КНР. В феврале 1979 г. Китай осуществил военные действия против Вьетнама. Советский Союз заявил о том, что он выполнит взятые на себя обязательства по Договору о дружбе, союзе и сотрудничестве СССР с СРВ.

Общая ситуация в мире в эти годы накладывала свой отпечаток на взаимоотношения социалистических стран, где Советский Союз занимал доминирующее положение.

Некоторые социалистические страны, в частности ПНР, пытались выйти из положения, закупив западную технику и технологию. В 1980-1981 гг. в Польше возник политический кризис. В стране было введено военное положение. Ситуация обострилась. Делались попытки активизировать сотрудничество социалистических стран, прежде всего в экономической и научно-технической областях.

В этих условиях в 1985 г. была принята Комплексная программа научно-технического прогресса стран — членов СЭВ до 2000 г. Решение этой программы должно было способствовать укреплению позиций социализма в мировом содружестве. Но, как показала практика, примерно 1/3 программы не отвечала требованиям мирового уровня развития науки и техники. Программа в ее начальном исполнении оказалась не той, которая могла бы осуществить научно-технический прогресс.

В социалистических странах назревали серьезные перемены, связанные с радикальным изменением всех сторон жизни.

Таким образом, в 60-80-х гг., несмотря на элементы известной демократизации политической жизни общества, продолжали сохраняться многочисленные деформации. Сфера законодательной и представительной власти была формализована. Резко усилилась роль партийно-админис­тративной бюрократии. Отсутствовала реальная контроль­ная деятельность трудящихся. Ослабла самостоятельность общественных организаций. Серьезный кризис поразил и Коммунистическую партию.

Советское государство нуждалось в создании качественно новой политической обстановки, в кардинальных политических, социально-экономических и культурно-идеологических реформах, в качественно новых изменениях всех сфер жизни и деятельности советских людей.


Литература

 

1. Головатенко А. История России: спорные проблемы. М., 1994.

2. Данилов А.А. История инакомыслия в России. 1917-1991 гг. Уфа, 1995. 

3. Жуков В. Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. М., 1994.

4. История России. М.: РЭА им Г.В. Плеханова, 1993.

5. Киселев Г.С. Трагедия общества и человека. Политика осмысления опыта советской истории. М., 1991.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...