Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Абсолютная система изучения нотной грамоты.




Музыкальная грамота и музыкальная грамотность

Современные взгляды на сущность, объём, роль музыкальной грамоты в общеобразовательной школе разнообразны, порой противоречивы. Существуют два базовых толкования термина ʼʼмузыкальная грамотаʼʼ: 1) это элементарная теория музыки, которая дает представления о музыкальном языке и способах его условной записи, то есть, фактически – нотная грамота; 2) это та часть музыкального образования, где даются сведения о музыке (ее стилях, жанрах, элементах выразительности, способах записи) и ее создателях (композиторах, исполнителях).

Очевидно, что второе определение шире. Оно включает в себя первое. По этой причине для него более правильным будет термин ʼʼмузыкальная грамотностьʼʼ. Именно музыкальная грамотность, а не грамота фигурирует в концепции музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского. По этой причине поводу он пишет следующее: ʼʼМузыкальная грамотность - ϶ᴛᴏ в сущности музыкальная культура, уровень которой не находится в прямой зависимости от степени усвоения музыкальной (нотной) грамоты, хотя и предполагает знания этой грамотыʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в данном варианте знание музыкальной грамоты – лишь составная часть музыкальной грамотности человека, на формирование которой (как музыкальной культуры) направлено всœе музыкальное образование школьников. Следовательно, изучение музыкальной грамоты (нотной грамоты) не самоцель, а лишь один из путей достижения цели музыкального образования. Тем не менее, преподавание музыкальной грамоты имеет свои особенности, этапы, логику, которую учитель должен знать.

В программах по музыке нотная грамота занимает различное место. Долгое время существовал самостоятельный раздел – нотная грамота͵ имеющий свои задачи, свою систему.

Отдельные музыканты-педагоги считал нотную грамоту автономной областью. К их числу относится И.П. Гейнрихс. Он высказывался против связи нотной грамоты с пением, считая, что она приводит к упрощению певческого репертуара. Педагог считал, что должна быть система прочного усвоения детьми каждого звука как определœенной ступени. К примеру, в 1-м классе дети должны усвоить первые 3-5 ноты звукоряда на базе не менее 50-ти упражнений. Особенно широко это мнение было распространено до Великой октябрьской революции.

М. Румер выделила следующие принципы изучения музыкальной грамоты: 1) связь теории и практики; 2) наглядность; 3) связь слуха, зрения и движения; 4) роль слова; 5) активизация педагогического процесса; 6) ладовая основа развития музыкального слуха.

При этом многие педагоги видели в нотной грамоте лишь средство наглядности, позволяющее углублять понимание и эмоциональное переживание музыки (Н.Л. Гродзенская). У авторов современных программ (Д.Б. Кабалевский, Н.А. Терентьева, Ю.Б. Алиев, И.В. Кадобнова, Л.В. Виноградова и мн.др.) подобная же позиция. В этих программах во главу угла ставится задача развития личности ребенка, его духовной культуры, развития любви к искусству. Специфические же знания и навыки должны формироваться незаметно, исподволь, являясь средством для достижения главной цели.

Относительная система изучения музыкальной грамоты

Сегодня в музыкальной педагогике существуют две системы изучения музыкальной грамоты: относительная и абсолютная. Относительную систему называют также методом относительной сольмизации или релятивной системой. Она направлена на развитие звуковысотного слуха. Основой является последовательное освоение лада через характерные ладовые интонации, пение мелодий с условными названиями ступеней, которым соответствуют ручные обозначения. 1-я ступень мажорного лада обозначается как ʼʼёʼʼ, 2-я как ʼʼлёʼʼ, 3-я – ʼʼвиʼʼ, 4-я – ʼʼнаʼʼ, 5-я – ʼʼзоʼʼ, 6-я – ʼʼраʼʼ, 7-я – ʼʼтиʼʼ. В миноре изменяется названия только двух ступеней: 3-я принято называть ʼʼвоʼʼ, а 7-я – ʼʼтоʼʼ.

Сольмизация (от названия нот ʼʼсольʼʼ и ʼʼмиʼʼ) – средневековая западно-европейская практика пения мелодий со слогами, обозначающими ступени независимо от его абсолютной высоты.

Согласно М. Румер, релятивная система (от звуков ʼʼреʼʼ и ʼʼляʼʼ) применялась в различных странах, особенно же в Венгрии. Задача этой системы – научить детей различать ступени звукоряда по их ладовой функции.

В России релятивная система стала известна на рубеже18-19 веков. Ее пропагандистом был музыкант-педагог П. Мироносицкий. Эта система подробно изложена в его пособии ʼʼДо-ми-сольʼʼ. Автор использовал традиционные ручные знаки, однако изменил название ступеней. Его система называлась ʼʼПодвижное ʼʼдоʼʼ.

В ряде стран Западной Европы абсолютная высота музыкальных звуков обозначалась буквами C, D, E, F, G, A, H. Ручные знаки характеризовали направление тяготения неустойчивых и устойчивых ступеней.

После освоения базовых соотношений ступеней в мажоре происходит переход к абсолютной высоте, а от ручных и буквенных обозначений – к нотам. При этом ноты здесь относительны. Для обозначения первой ступени у П. Мироносицкого использовался особый знак – ключ.

ʼʼСтолбицаʼʼ (лесенка) Бориса Тричкова (Болгария).

Основная задача системы – дать навыки свободного сольфеджирования по лесенке звуков с тем, чтобы подвести к пению по нотной записи. Осуществляется в два этапа: 1) донотный – лесенка без названия нот; 2) нотный – лесенка с нотами. На обоих этапах используются движения, зрительная наглядность, основной прием сольфеджирование с ручными знаками.

Упражнения даются в такой последовательности: 1) пение звукоряда; 2) пение звукоряда с остановкой на устойчивых звуках; 3) пение звукоряда с остановками на 2 и 7 ступенях (ʼʼчувствительных ступеняхʼʼ); 4) пение звукоряда с остановкой на разных ступенях; 5) зигзагообразное пение звуков с остановкой на неустойчивых звуках. Далее поются мелодии с использованием всœех этих элементов. Чувство ритма формируется через движения руки на каждую долю (постукиванием пальцев).

Недостатки относительной системы: 1) имеет целый ряд промежуточных этапов до освоения общепринятой нотной записи; 2) постоянная перестройка зрительно-слуховых представлений; 3) отдаление по непонятным причинам этапа освоения общеупотребительной нотной системы; 4) затормаживает последующую ориентировку в нотной записи.

Абсолютная система изучения нотной грамоты.

Абсолютная система имеет два направления изучения, которые в процессе обучения взаимодействуют и переплетаются. Вместе с тем, каждое из них имеет свою последовательность и логику освоения. Это: 1) изучение системы звуковысотности; 2) изучение системы метроритма.

«Сольфеджио не должно быть системой натаскивания слуха. Оно должно стать методически проводимым учением – средством возбудить жизнедеятельность (активность, волеустремленность слуха)».

Б.В. Асафьев [11, c.7]

Термин «сольфеджио» неоднозначен. Сольфеджио – это пение мелодий с произнесением названий звуков, один из приемов музыкального обучения.

Сольфеджио – учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно или многоголосное пение с сопровождением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух.

Историю сольфеджио можно вести с Гвидо Аретинского (990-е – 1050), который предложил специальные слоговые обозначения ступеней мажорного гексахорда: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. В музыкальном воспитании ведущая роль принадлежит пению. Сольмизация – пение с названием звуков не только аретинскими слогами, но и другими обозначениями. Все существующие сольмизации делятся на две группы: абсолютная (слоги обозначают абсолютную высоту), относительная (если слоги обозначают ступень лада). Первая в России, Италии, Франции, Вторая в Германии, Венгрии, Швейцарии, Англии. В 1709 году в Париже возникает «натуральное сольфеджио». Утверждается абсолютная сольмизация, когда за каждым звуком закреплен постоянный слог.

Музыкально-теоретические дисциплины служат общему музыкально-эстетическому развитию личности, воспитывают музыкальную грамотность во всех смыслах этого понятия, способствуют формированию научной и художественной картины мира. На всех ступенях обучения музыке теоретическая подготовка играет основополагающую роль.

 

1.2. Методы обучения сольфеджио

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...