Чувственное и рациональное в структуре познания.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Анализ структуры процесса познания в истории философии обусловил возникновение диллемы эмпиризма и рационализма Новоевропейской философии 17 века. И тот и другой подход показали свою ограниченность. В действительности, реальный процесс познания представляет собоой единство двух сторон: чувственной и рациональной. Итак, процесс познания протекает в различных чувственных и рациональных формах К чувственым формам относят: Ощущения Восприятия Представления
К рациональным формам относят: Понятия Суждения Умозаключения.
Кроме того, можно выделить еще одну форму познания – иррациональную (интуиция, озарение и т.д.).
Чувственные формы познания: 1. Определение: Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, явлений, процессов при их непосредственном воздействии на органы чувств – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Ощущения непосредственно связывают человека с миром. Существуют многообразные виды ощущений: зрительные, осязательные, температурные, вкусовые, болевые, мышечносуставные, ощущения равновесия, ускорения и др. Например, ощущение вкуса яблока, его твердсти. Ощущения – это исходный пункт познавательного процесса.
2. Определение: Восприятие – это отражение целостного образа предмета, непосредственно данного в живом созерцании в совокупности всех сторон и связей, синтез данных отдельных ощущений. Восприятие связано с активным обнаружением, различением и синтезом свойств и сторон предметов с помощью, например, рук, устанавливающих формы этих предметов, глаз, прослеживающих их видимые контуры и т.д. Благодаря восприятию достигается связывание и соотнесение предметов в Пространстве и Времени, тем самым обеспечивается ориентировка субъекта в окружающем мире.
3. Определение: Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств раньше, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относят образы памяти (то, что мы наблюдали ранее), образы воображения (русалка, Кентавр, атом) и др. Здесь уже нет непосредственной связи с реальным объектом. Это обычно усредненный, нечеткий образ предмета, но в нем уже совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасывание несущественного. Но все же это форма чувственного отображения в виде наглядно-образного знания, фиксирующего внешние стороны предмета.
Рациональные формы познания Процесс отражения в рациональных формах по другому называется мышлением. Отталкиваясь от чувственного опыта, мышление преобразует его, дает возможность получить такие знания об отношениях в мире, которые недоступны чувственному восприятию. Определение: Мышление – это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных закономерных связей действительности и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий. Формы мышления (или логические формы) – способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения, умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания: гипотезы, проблемы, теории и др.
1. Определение: Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (диффинициях). Например, человек, животное, растение. Понятие выражаются в языковой форме – 1) в виде отдельных слов, терминов (атом, водород) или 2) в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов (экономические отношения, элементарные частицы).
В отличие от ощущений, восприятий, представлений, понятие глубже отражает мир. Понятие как и сам мир изменчивы, они обогащаются и преобразуются в ходе исторической практики человека. История формирования понятий. Прежде чем знания о тех или иных отношениях приобретут обобщенную форму и понятийное выражение, должны миллиарды раз произойти процессы сопоставления, сравнения, различения. Таким образом, должны остаться в стороне все несущественные моменты для данного отношения, для данной связи. Если бы в ходе исторического процесса не вырабатывались понятия, и они не фиксировались бы в языке, то каждый человек (в каждом поколении) вынужден был бы вновь описывать, сопоставлять и выражать отдельным словом каждую конкретную вещь, явление.
2. Определение: Суждение – есть мысль, в которой о каком - нибудь предмете или явлении что-либо утверждается или отрицается. Суждения могут быть истинными или ложными (Париж стоит на Сене. Минск стоит на Волге, все люди смертны, Иван бессмертен). Понятия являются исходным материалом для формирования новых суждений. Суждение – истинно, если в нем связь понятий соответствует действительной связи предметов в мире, и ложно, если не соответствует.
3. Определение: Умозаключение – форма мышления, состоящая в том, что из одного или нескольких суждений выводится новое - третье суждение (вывод). Все люди смертны Все жидкости - упруги Сократ –человек. Вода - жидкость Сократ – смертен. Вода упруга
Действительный (реальный) процесс познания осуществляется при взаимопроникновении чувственных и рациональных форм. Чувственное и рациональное является сторонами единого процесса. Рациональное проникает в чувственность, т.е. у человека есть осознание ощущений (это отличие от животного). Связь чувственного и рационального имеет характер взаимообусловленности: не только рациональное зависит от чувственного и формируется на его основе, но и наоборот – чувственное предопределяется рациональным. Таким образом, в реальном познавательном процессе они не существуют обособленно, или «следуют» друг за другом: сначала ощущения, затем восприятия и т.д. Познание – сложное синтетическое единство.
Иное дело, что в одних случаях (например, в науке) преобладает рациональный компонент, а в других (например, в искусстве) – чувственный. Выделение и рассмотрение их по отдельности возможно благодаря абстрагирующей силе человеческого разума. Специфика человеческого сознания состоит в том, что оно одномоментно сворачивает ощущения, восприятия, представления и мысль в единый образ. Вопрос о соотношении чувственного и рационального был предметом оживленных дискуссий между представителями различных философских школ. Сенсуалисты, в особенности Гассенди, Гоббс, Локк, утверждали, что главной и определяющей формой достоверного познания является чувственность и что деятельностью органов чувств можно объяснить все содержание человеческого сознания. Им возражали рационалисты, считавшие основой познания и поведения людей разум. К основному тезису сенсуализма «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» Лейбниц, один из главных представителей рационализма, добавил: «Кроме самого разума». Тем самым он отвел разуму роль единственного источника знаний и критерия их истинности. Слабость сенсуализма – в неспособности удовлетворительно объяснить природу теоретического уровня познания. Сенсуалисты, например, заходили в тупик при истолковании природы математических понятий, логических правил вывода и т.д. Но и рационалисты столкнулись с иной, хо-тя и не менее серьезной трудностью – дать непротиворечивое объяснение объективному характеру знания, наличию частного, случайном в нем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|