Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие независимого сербского государства в 1878–1914 гг.

Сербия в Новое время


Содержание

 

1. Сербия в XVI–XVIII вв.

2. Сербия в конце XVIII–1878 г.

3. Развитие независимого сербского государства в 1878–1914 гг.

Список использованных источников

 


Сербия в XVI–XVIII вв.

Положение сербского народа под властью Османской империи

Турецкое завоевание в истории Сербии сыграло отрицательную роль, нарушив и задержав ход нормального общественно-экономического развития. Прилив населения, бежавшего от турков в горные лесные районы, привел к увеличению числа жителей Черногории. Одновременно шло заселение опустевших земледельческих районов спускавшимися с гор скотоводами-влахами, которые постепенно оседали на новых местах и переходили к земледелию. В то же время происходила колонизация ряда районов турками, выходцами из Малой Азии. Эти процессы в итоге привели к значительным переменам в этническом составе ряда областей Сербии.

Система феодальных отношений, установившаяся на сербских землях после турецкого завоевания и известная как военно-ленная, сложилась в результате взаимодействия общественных отношений привнесенных турками-османами, и феодальных порядков, существовавших в Сербии накануне турецкого завоевания.

Большая часть земельной площади Османской империи принадлежала государству, и передавалась для обработки в военные лены спахиям (спахиями или по-турецки сипахами на Балканах именовали всех турецких феодалов-ленников). Кроме того, имелись вакуфы – владения религиозных и общественных учреждений на правах неограниченной феодальной собственности. На таких же условиях имели владения мюльки – частные лица, которых было крайне мало. Особенностью турецкой феодальной системы являлось активное вмешательство центральной власти во внутренние отношения на частновладельческих землях. Так, турецкое законодательство строго регламентировало величину ренты феодалов и их взаимоотношения с крестьянами.

Феодальный класс на завоеванных землях состоял в основном из мусульман, хотя в большинстве случаев это были не турки-османы, а потурченцы. – сербы, принявшие ислам. Стремясь спасти свое имущество и привилегии, в ислам перешло достаточно много сербских феодалов. Турецкое завоевание не привело к полному уничтожению господствующего класса Сербского государства. В ХV – начале XVI в. в сербских землях сохранялось и значительное количество мелких феодалов-христиан, которые стали военными ленниками. С течением времени они теряли свои земли или переходили в ислам. Уже к началу XVII в. феодалы-христиане сошли с исторической арены, вытесненные феодалами-мусульманами.

Подавляющее большинство населения сербских земель составляло феодально-зависимое крестьянство, которое называлось в Турции «райя» – стадо. Крестьяне владели наследственно своими наделами. Все мужчины-христиане уплачивали в султанскую казну подушный налог – харач. Феодалы собирали в свою пользу денежный налог, натуральную десятину, а также целый ряд других поборов, которые различались по величине и форме и зависели от местных условий и обычаев.

Значительную часть сельского населения после турецкого завоевания составляли скотоводы-влахи. Особенно много скотоводческих катунов находилось в северной, придунайской части Сербии и южной ее части, где скотоводы были преобладающим населением. Во второй половине XVI в. в пограничных, северных районах Сербии влахи часто использовались в качестве военной силы, составляя отряды войнуков.

С конца XVI в. после тяжелого периода турецких набегов и войн начали постепенно восстанавливаться сербские города. Наиболее крупным ремесленным и торговым центром Сербии был город Белград, взятый османами в 1521 г., который являлся в то же время главным опорным пунктом турок на Дунае. Через Белград шли торговые пути из Турции в европейские страны. Город имел развитое ремесленное производство, обслуживавшее в значительной мере турецкое войско. Во многих областях появились некоторые новые виды ремесел, особенно связанные с военным делом и строительством. Ими занимались, главным образом, ремесленники-мусульмане, да и все городское ремесло было организовано по турецкому образцу.

После турецкого завоевания широко распространились цеховые корпорации ремесленников. Это были цехи восточного типа – эснафы, которые представляли собой замкнутые корпорации отдельно для мусульман и христиан. Деятельность эснафов регламентировалась государством. Их права и привилегии фиксировались специальными султанскими указами (фирманами). В цеха были объединены не только ремесленники, но и торговцы. Города делились на кварталы – махалы, в каждом из которых жило население одной или сходных профессий. Городские общины пользовались некоторым самоуправлением в церковных и других внутренних делах.

В новых условиях предпочтение отдавалось развитию металлообрабатывающего ремесла, кожевенного, производства некоторых видов текстильных изделий. Нуждаясь в различных видах оружия для армии, Порта старалась оживить горное дело в сербских землях, однако не смогла предотвратить начавшийся упадок большинства рудников. В итоге такой крупный центр горного дела, как город Ново-Брдо, не только прекратил свою деятельность, но и лишился христианских жителей, вместо которых поселились мусульмане. Хотя доходы от рудников составляли «султанский хас», турецкое правительство не проявляло достаточной заботы о поддержании этой отрасли, и к началу XVII в. она утратила свое прежнее значение.

Положение христианской церкви оказавшейся под турецким господством значительно изменилось. Она потеряла некоторую часть своих обширных владений, однако крестьяне, жившие на монастырских землях, как и до турецкого завоевания, продолжали платить налоги духовным феодалам и нести повинности. Подавляющая часть населения Сербии исповедовала православие. Некоторое время сербская церковь подчинялась Охридской архиепископии, которая сохраняла автономию в составе Константинопольской патриархии. Это вызывало большое недовольство сербского духовенства. Благодаря связям с некоторыми турецкими чиновниками и военачальниками, в частности с великим визирем Мехмедом Соколовичем – этническим сербом, в 1557 г. сербский патриарший престол был восстановлен. Центром его стал Печ – город в южной части Сербии, а первым патриархом был избран брат Мехмеда Соколовича – Макарий. В управлении Печской патриархии находилась православная церковь Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории, южной части Венгрии и Трасильвании, а также Северной Македонии и Западной Болгарии. Султанские бераты обеспечивали неприкосновенность церковного и монастырского имущества и земельных владений при условии, что церковь делала определенные взносы в казну.

Восстановление Печской патриархии имело большое положительное значение для сербов. В условиях иноземного господства общественные и политические функции церкви значительно возросли. Православная церковь продолжала сохранять национальные традиции и духовные ценности сербского народа, духовенство принимало самое активное участие в освободительном движении.

В период правления султана Сулеймана Законодателя, или Великолепного (1520–1566) были завершены самые крупные завоевания турок в Европе, Азии и Африке. Османская империя достигла своего наибольшего территориального расширения. Однако вскоре после этого, уже в конце XVI в., появились первые признаки упадка могущественного Турецкого государства. В XVII в. налицо были существенные изменения, как во внутренних отношениях, так и в международном положении Турции. Этот упадок выразился в постепенном ослаблении центральной власти и росте сепаратистских тенденций у местных пашей и чиновников, в оскудении государственных финансов, а также в ряде изменений в аграрных и общественных отношениях.

Основной причиной начавшегося упадка Османской империи был кризис ее экономики и прежде всего военно-феодального устройства. B XVII в. довольно интенсивно стал развиваться процесс читлучения. Термин «чифлик» переводится как баштина, т. е хозяйство, которым владел крестьянин. Выполняя определенные обязанности в пользу феодала, он мог завещать или продать свою землю. Владения спахиев представляли собой лены, приносившие строго определенный доход в виде натуральных и денежных податей. Барщины в пользу спахиев крестьяне не несли. Таким образом, права крестьянина-владельца были шире, чем права спахиев.

С течением времени участие в войнах становилось малодоходным и все более опасным мероприятием, у турецких господ и янычар повысилась заинтересованность в увеличении доходов от земельных владений, появилось стремление выжать больше доходов из крестьян, усилить эксплуатацию райи. Новой фигурой в системе аграрных отношений Османской империи стал янычар-ага, который постепенно присваивал крестьянские права и превращал (читлук) чифтлик в собственное хозяйство (сахибию), а крестьян заставлял нести барщину.

К концу XVIII в. в сербской деревне главным хозяином стал феодал – турок (спахия), на которого работали крестьяне. Процесс читлучения подрывал всю экономическую систему Османской империи.

Изменения в общественно-экономическом строе Османской империи сопровождались социальной напряженностью, как в городе, так и в деревне, что еще больше усиливало религиозный антагонизм между мусульманами и христианами.

На протяжении XVII–ХVIII вв. в Сербии не раз вспыхивали восстания. Они проявлялись в двух основных формах: в гайдуцком движении – партизанской борьбе против своих поработителей и восстаниях против турецкого правительства и феодалов. Во время турецкого господства существовали районы, где постоянно обитали гайдуцкие отряды (четы). Однако их разрозненные выступления не приносили успеха, поэтому сербы стремились соединить свои антиосманское выступления с войнами, которые вели европейские государства против Турции.

Сербские земли в период австро-турецких войн в конце XVI–ХVIII вв.

В конце XVI в. Австрия, Испания, Итальянские государства, римская курия начали оказывать более действенный отпор экспансии Турции.

В 1593 г. султан Мурад III начал войну против Австрии. Император Рудольф II вынужден был воевать без союзников, надеясь на то, что покоренные народы будут содействовать австрийцам в этой войне. И они не ошиблись в своих расчетах. Уже в 1594 г. на борьбу против османов поднялись сербы области Банат. К концу года, достигнув довольно внушительных побед, повстанцы все же не смогли противостоять регулярным турецким войскам, и восстание было разгромлено. В течение 1597–1598 гг. в различных районах Южной Сербии вспыхивали восстания.

В первой половине ХVII в. Габсбурги старались сохранять с Портой мирные отношения, однако уже со второй половины ХVII в. Турция почти беспрерывно вела войны против Венеции, Габсбургов, Польши и России.

После перехода части Украины под власть России последняя стала противодействовать татаро-турецкой агрессии на своих южных границах. Борьба за выход к Черному морю приобретала первостепенное значение в ее внешней политике. В связи с этим усилился интерес к судьбе угнетенных православных народов. Покровительство русской православной церкви стало одним из путей распространения русского политического влияния на сербов. Поездки в Москву духовных лиц, в том числе и печского патриарха Гавриила, способствовали установлению политических связей сербов с русским двором.

Вступление России в «Священную лигу» в 1687 г. оживило надежды сербов и других православных народов на освобождение. В этом же году высшим сербским духовенством была сделана попытка установить связи с русским правительством. В 1688 г. в Москву прибыл архимандрит Исаия с грамотами от валашского господаря и печского патриарха Арсения III Черноевича. В грамотах описывалось тяжелое положение православных народов в Турции, и содержались просьбы двинуть против нее русские войска для освобождения христианских народов.

В 1688 г. в результате очередной австро-турецкой войны австрийскими войсками был взят город Белград. Сербские повстанческие отряды активно участвовали в боевых действиях против турков. В северо-восточной Сербии в 1689 г. действовал отряд под руководством Г. Бранковича, который сумел освободить большую часть северных сербских земель. Одновременно австрийские войска продвигались в глубь сербских земель, получая большую помощь от гайдуков и местных жителей. В конце 1689 г. правительство Османской империи фактически потеряло власть над Сербией и северной Македонией. Однако эти успехи были недолгими, вскоре крупные военные силы турок разгромили повстанцев и заставили отступить австрийские войска. Вместе с войсками, спасаясь от мести, стало уходить и мирное население.

Возвращение турок сопровождалось неслыханной по жестокости расправой над местным населением. В сербских источниках того времени описания турецкой мести возводятся до масштабов разорения и гибели всей земли сербской. Вслед за отступающей австрийской армией огромные толпы беженцев двинулись на север к Белграду, а затем начали переправляться через Дунай и Саву и распространяться по южным пределам бывшего Венгерского королевства. Вместе с беженцами покинул Сербию и патриарх Арсений III Черноевич.

Это так называемое «великое переселение» сербов было самой массовой миграцией (около 70 тыс.), и сыграло большую роль в истории сербского народа. В результате опустели обширные районы Центральной и Южной Сербии. Впоследствии эти земли (Косово и Метохия) были заселены албанцами-мусульманами. Принципиальное значение имел факт массового участия в переселении сербского духовенства вместе с патриархом Черноевичем. Духовенство продолжало играть доминирующую роль на территории расселения беженцев в Австрийской монархии. Здесь стали создаваться новые православные епархии, строиться внушительные соборы. Наличие этой хорошо организованной структуры было важно с точки зрения сохранения этнической обособленности и самобытности сербского меньшинства в чужой национальной и религиозной среде. Полученные от австрийского императора в ходе переселения привилегии давали сербам определенный юридический статус в многонациональном австрийском государстве. Впоследствии эти земли, названные Воеводиной, стали сосредоточением духовной и национальной жизни всего сербского народа.

Война между Австрией и Турцией продолжалась до 1699 г. и завершилась Карловацким миром, положившим начало освобождению балканских народов от османского ига.

Сербские земли под властью турок в XVIII в.

Рост антитурецкого движения в Сербии в конце XVII в. заставил Порту осуществить ряд мер, которые по ее расчетам, должны были остановить развитие политической активности населения этих областей. Одной из таких мер было заселение опустевших юго-западных окраин сербских земель албанцами-мусульманами. Этот процесс наиболее активно шел в Старой Сербии – в Косово и Метохии. Он привел к значительным изменениям этнического состава жителей этого района и антагонизму между старым и новым населением, между христианами и мусульманами. Другой мерой была политика, направленная на ограничение политической деятельности высшего православного духовенства. В 1766 г. была ликвидирована Печская патриархия. Сербская церковь стала подчиняться Константинопольской патриархии. Это нанесло тяжелый удар по высшему православному духовенству. Южнославянские народы лишились института, который способствовал их духовной и национальной консолидации.

В течение XVIII в. северная часть Сербии благодаря оживлению дунайского торгового пути все заметнее связывалась со странами Центральной Европы, в первую очередь с югославянскими и венгерскими владениями Австрийской монархии. Этому способствовала и 20-летняя оккупация Габсбургами северной Сербии после очередной австро-турецкой войны I7I6–I7I8 гг. Войну завершил Пожаревацкий мирный договор, по которому подданные Габсбургов получили право свободной торговли во всех владениях Османской империи. В итоге сербы, проживавшие в Австрии, сумели расширить свои торговые связи с балканскими землями, которые поддерживались, прежде всего, через Сербию. Город Белград был главным опорным пунктом, через который шел торговый путь из габсбургских владений в балканские земли.

После очередной австро-турецкой войны (1737–1739) был заключен Белградский договор, по которому Австрия возвратила северную часть Сербии (бывший Смедеревский санджак) Турции. Эта территория была превращена в особую административную единицу – Белградский пашалык. Неудачная для Австрии война ослабила ее политическое влияние на Сербию, и с середины XVIII в. ведущая роль в борьбе с Турцией перешла к России.

В 1787 г. началась русско-турецкая война, в которую вскоре вступила и связанная союзным договором с Россией Австрия. Начало войны послужило толчком к развитию антитурецкого движения в Сербии. Были сформированы специальные добровольческие отряды, участвовавшие в боевых действиях против турок. Одним из организаторов четнического движения был зажиточный торговец Коча Анжелкович, по имени которого освободительное движение сербов стало называться Кочиной войной. Но успехи этих партизанских отрядов были непродолжительными. Летом 1788 г. крупные турецкие части предприняли наступление в Сербии и вынудили восставших сложить оружие. В конце 1790 г. австрийские войска вынуждены были уйти из сербских земель и в 1791 г. был заключен Систовский мирный договор, по которому между ними сохранялись старые границы. Так закончилась последняя австро-турецкая война, итоги которой вызвали большую неудовлетворенность сербского народа.

 


Сербия в конце XVIII–1878 г.

 

Сербия в период общественно-политического кризиса Османской империи в конце XVIII в. Первое сербское восстание

В этот период Османская империя оставалась достаточно грандиозным по территории и по своим ресурсам государством, но признаки его упадка становились все более заметными. Экономика империи находилась в состоянии кризиса. Разложение военно-ленной системы, появление новых форм собственности, развитие откупной системы и ростовщичества не соответствовало военно-феодальной системе государства, ее жесткой централизации и контролю над земельной собственностью. Власть султанского правительства слабела, а сепаратистские тенденции местных пашей, предводителей корпуса пехотного войска янычар – усиливались. Периодически вспыхивали мятежи янычар, иногда власть на местах захватывали удачливые авантюристы, грабившие местное население.

Просвещенная и более дальновидная часть правящего класса Турции предпринимала попытки реформировать общественно-экономический строй империи, не разрушая его основ, приспособить к новым условиям жизни. Султан Селим III в 90-х гг. XVIII в. после окончания войны с Россией и Австрией декретировал и частично провел в жизнь преобразования, которые должны были укрепить военно-ленное землевладение, упорядочить систему управления, а главное – создать регулярную, обученную по- европейски – армию вместо разложившегося янычарского корпуса. Но все эти меры наталкивались на упорное сопротивление некоторых общественных сил и в особенности исламского духовенства и янычар. Вследствие усилившейся анархии от янычарской вольницы жестоко страдали балканские христиане, в том числе и сербы.

Белградский пашалык как часть сербских земель был менее зависим экономически от Османской империи, чем, например, Болгария или Босния. Через Белград пролегал транзитный путь торговли между Балканами и Центральной Европой. Пограничное положение Белградского пашалыка и 20-летнее нахождение его в составе Австрии (1718–1738) значительно ослабили там позиции турецких землевладельцев и власть турецкой администрации. Управление находилось в руках паши (визира) и других чиновников, подчинявшихся непосредственно Порте.

Спецификой Белградского пашалыка, как и некоторых прилегавших к нему сербских земель, было наличие общинных институтов, игравших немалую роль в общественной жизни. Старосты – кметы имелись в каждом селе, несколько сел составляли кнежину, в ней был кнез, а в более крупных административных единицах – нахиях – обер-кнез. Кнезы, а особенно обер-кнезы, обладали достаточно широкими полномочиями и значительной властью: судили по мелким делам, иногда собирали налоги, выступали как доверенные лица турецких землевладельцев или посредники в отношениях местного населения с турецкими властями. Они пользовались некоторыми привилегиями, иногда освобождались от налогов. Одним из важных патриархальных институтов в сербских землях являлась скупщина, где для решения важных народных дел собирались кнезы, кметы, старейшины, уважаемые и влиятельные люди. Органы самоуправления, скупщины, в процессе создания государства играли определяющую роль. Особенностью пашалыка была его этническая однородность – абсолютное большинство населения составляли православные сербы, турки проживали в основном в крепостях. Существенным фактором особого положения был внешний – активное вмешательство в сербские дела России и Австрии.

После окончания войны 1788–179I гг., стремясь привлечь сербов на свою сторону, побудить вернуться беженцев, султан Селим III запретил янычарам, которые отказались участвовать в прошедшей войне, оставаться в Белградском пашалыке. В 1793–1796 гг. он издал несколько фирманов (указов), предоставлявших сербам довольно широкие автономные права. Был упорядочен сбор налогов, установлен фиксированный размер денежной дани, разрешено строительство церквей, введены элементы местного самоуправления, определены права кнезов и оберкнезов, запрещено на территории пашалыка проживание турок-янычар. Последнее решение было связано с вольницей янычар, которые опустошали, грабили, устанавливали непосильные налоги в сербских землях. Взамен полученных привилегий сербы должны были нести военную пограничную службу, т. е. имели право носить оружие. Но ввести эти привилегии в жизнь удавалось с большим трудом.

В 1800 г. янычары при поддержке ярого противника реформ видинского паши Пазванд-оглу вернулись в пашалык и убили Хаджи-Мустафу – представителя султана. Мятежные янычарские предводители (дахии) вскоре захватили власть в пашалыке и начали расправляться с непокорными сербами. Янычары установили свои нормы поборов, упразднили местное самоуправление, отказывались выполнять распоряжение султана и убили назначенного им пашу. В 1804 г. они устроили резню местных сербских старейшин-кнезов, погибло около 70 человек. В ответ началось массовое вооруженное восстание. Его организовали кнезы, торговцы, зажиточные крестьяне. Верховным вождем был избран Георгий Петрович по прозвищу Карагеоргий (тур. – Черный Георгий), который имел военный опыт службы в австрийской армии. Скупщина объявила о начале восстания, которое вскоре охватило весь пашалык и продолжалось 9 лет. В течение 1804–1805 гг. повстанцы добились значительных успехов, к концу 1806 г. турки окончательно потеряли власть в пашалыке.

С началом русско-турецкой войны 1806–1812 гг. наступил новый этап восстания, уже под лозунгом создания независимого от Порты государства во главе с наследственной сербской династией. Сербы вели боевые действия совместно с русской армией, которая воевала на Балканах.

В первые же годы восстания в освобожденных районах Сербии на основе существовавшего ранее местного самоуправления стали складываться органы власти. Главную роль в них играли кнезы, воеводы, старейшины и другие. На скупщины собирались наиболее влиятельные люди, старейшины, представители духовенства для решения общих дел. Летом 1805 г. был создан Правительствующий Совет как верховный орган власти, имевший административные и судебные функции. Его председателем был назначен протоиерей Матия Ненадович, а секретарем – образованный серб Божидар Груйович из Воеводины. По проекту, составленному последним, Правительствующий совет и скупщина должны были стать верховными органами власти в молодом сербском государстве, а его гражданам была обеспечена законность, свобода, безопасность личности и имущества. Но для столь демократических принципов государственного устройства Сербия не была подготовлена. Карагеоргий с самого начала полностью подчинил себе слабый еще Совет. Воеводы и старейшины пытались на местах сосредоточить в своих руках власть, оспаривая права Карагеоргия как верховного правителя. Борьба за власть в руководящих кругах повстанцев продолжалась на протяжении всего освободительного движения.

Летом 1806 г. сербы одержали несколько значительных побед, расширив освобожденную территорию за границы Белградского пашалыка, а в конце года овладели Белградом. Одновременно они продолжали добиваться удовлетворения своих требований Портой. В январе 1807 г. султанское правительство издало фирман, предоставлявший сербам достаточно широкие автономные права. Летом 1807 г. сербы вели успешные боевые операции на всех фронтах уже за пределами Белградского пашалыка, объединившись с переправившимся через Дунай российским отрядом. Связи сербов с правительством Александра I и командованием действовавшей на балканском фронте молдавской армии существенно расширились. Из России направлялись деньги, оружие, боеприпасы, военные специалисты.

В июне 1807 г. в Сербии побывал посланец царя Ф.О. Паулуччи, который должен был выяснить нужды повстанцев, их военные возможности. В результате его переговоров с Карагеоргием и другими старейшинами был составлен документ, содержавший изложение просьб сербов царскому правительству. Прежде всего, заявлялось о желании народа быть под покровительством российского императора, который «прислал бы в управление способного землеуправителя» он бы «в приличный порядок народ привел, землю сербскую расположил и по нравам народа конституцию устроил», то есть ввел основные государственные законы.

Прибывший вскоре в Сербию первый российский дипломатический представитель К. К. Родофиникин должен был кроме решения военно-политических задач содействовать созданию там органов власти. Он застал Правительствующий совет в полном расстройстве, где реальную власть имел только Карагеоргий и другие военачальники. С участием Родофиникина и некоторых сербских старейшин был составлен проект государственного устройства Сербии, по которому широкие права предоставлялись сенату, а власть верховного вождя – Карагеоргия – значительно ограничивались. Этот проект не был утвержден Александром I, однако оказал влияние на дальнейший процесс создания государственного устройства Сербии, на практическую деятельность по формированию органов управления и законов. К этому времени в окружении Карагеоргия уже сложились две группировки. Одна из них была настроена проавстрийски и была тесно связана с ней экономически, другая полностью ориентировалась на Россию и ратовала за расширение прав Совета и ограничение власти Карагеоргия.

Правительство Александра I и командующие Молдавской армией всячески старались побудить сербов активно участвовать в войне с Османской империей, помогать русским войскам. Ради этого иногда давались обещания добиться полного освобождения сербов от турецкой власти (например, главнокомандующим И.И. Михельсоном в начале войны). Но эти обещания не основывались на реальных возможностях России и не вполне сочетались с задачами ее политики в Юго-Восточной Европе. Решение сербского вопроса и конкретные акции в этих целях правительства Александра I зависели от дальнейших успехов в войне с Османской империей, от исхода мирных переговоров, от всей международной обстановки в Европе.

Между тем с целью дальнейшего расширения рамок восстания сербские повстанцы предприняли наступление в нескольких направлениях. Войска под руководством Карагеоргия успешно развивали наступление на город Нови-Пазар, однако турецкие войска, пользуясь перемирием с Россией, повели наступление, создав угрозу городам Смедереву и Белграду, что вызвало панику и массовое бегство в Австрию. Лишь начавшееся позже успешное наступление русских войск под командованием П.И. Багратиона спасло сербов от разгрома.

В боях 1810 г. русские и сербские войска одержали ряд побед над турками. В Сербию прибыл новый русский представитель Ф.И. Недоба. Активную военную и материальную помощь Сербии оказывал и М. И. Кутузов, занявший весной 1811 г. пост главнокомандующего Дунайской армией. При этом русские войска придерживались строгого указания не вмешиваться во внутренние дела Сербии.

В 1812 г. в результате успешных боевых действий территория восставшей Сербии включала, кроме Белградского пашалыка, еще шесть нахий.

В то же время в руководстве восставших усилились внутренние неурядицы, разгорелась борьба между группировками. В 1811 г. скупщина провозгласила Карагеоргия наследным правителем и верховным вождем сербского народа. Было создано правительство из шести попечителей; под его председательством. Власть князя ограничивалась Правительствующим советом, который был достаточно слабым и немногочисленным по составу. Все эти преобразования, введенные по конституционному акту 1811 г. уменьшали власть воевод-оппозиционеров и подавляли их сепаратизм.

Все более неблагоприятной для интересов сербов становилась международная обстановка. Угроза нападения наполеоновской Франции на Россию заставляла последнюю как можно скорее окончить войну с Османской империей и готовиться отразить нападение французской армии. Ведший переговоры о мире М. И. Кутузов добивался включения в договор с Портой условия о предоставлении Сербии внутренней самостоятельности и самоуправления под верховной властью султана, но натолкнулся на сопротивление турецких уполномоченных. В Бухарестский договор, заключенный в мае 1812 г. незадолго до начала Отечественной войны, была включена статья (VIII), которая была сформулирована как компромисс между первоначальными требованиями России и Турции. Порта обязывалась объявить сербам полную амнистию; возведенные сербами во время войны укрепления подлежали уничтожению; турки получали право ввести войска в существовавшие до войны крепости; сербам предоставлялась автономия в вопросах управления сбора налогов и т.д.

Между тем Турция, используя выгодную для себя международную обстановку, решила расправиться с сербами и вернуть их под свою власть. Карагеоргий предпочел вести переговоры с турками без посредничества русской дипломатии, игнорируя Бухарестский договор и требуя полной независимости Сербии при номинальном сохранении суверенитета султана. В итоге турецкие войска в июле 1813 г. вторглись в Сербию. В сентябре 1813 г. большинство сербских крепостей пало, Карагеоргий и другие предводители повстанцев бежали в Австрию, тысячи сербов уходили в леса и горы. В течение 12 дней турецким войскам было разрешено убивать и грабить сербов, а женщин и детей обращать в рабство.

Так почти после десятилетней героической борьбы сербского народа за независимость восстание было разгромлено.

Восстановление турецкой власти в Сербии. Второе сербское восстание и образование вассального Сербского княжества (1815–1833)

Турецкий террор продолжался недолго, султанское правительство вскоре вынуждено было принять меры к нормализации положения в Сербии. Султанскими фирманами была объявлена всеобщая амнистия и свобода торговли; всем сербам было предложено вернуться в свои дома. Белградским пашой был назначен боснийский феодал Сулейман-паша Скопляк, после чего турецкие войска покинули пашалык. В Сербии была восстановлена старая система турецкого управления, в стране стали возрождаться спахии и чифтлик-сахибии. Но вскоре обнаружилось, что султанское правительство ни жесточайшим террором, ни путем подачек и уступок не в состоянии восстановить свою власть. Весной 1815 г. сербы взялись за оружие под предводительством нового избранного скупщиной участника восстания Милоша Обреновича.

В это время наполеоновская армия была уже повержена, и громадное влияние России в международной жизни Европы не позволило Порте расправиться с непокорными сербами военной силой. Успешные переговоры между Обреновичем и турками при посредничестве России закончились компромиссом. Милош Обренович стал первым сербским правителем, официально признанным султаном. Было заключено устное соглашение, которое предусматривало, что сербы сами собирают налоги, суд осуществляют местные кнезы, в Белграде создается высший суд – Народная канцелярия.

В течение длительного времени этот устный договор оставался основой сербо-турецких отношений. На протяжении последующих 15 лет Сербия при активной поддержке России вела настойчивую борьбу за принятие законодательного акта, подтверждающего 8-ю статью Бухарестского мирного договора. Однако только после русско-турецкой войны 1828–1829 гг. султанское правительство пошло на выполнение требований России. Султанский хатт-и-шериф 1830 г. определил автономию Сербии как вассального княжества во главе с Милошем Обреновичем в качестве наследного князя. Туркам, за исключением гарнизонов-крепостей, запрещалось проживать во внутренних областях Сербского княжества. В хатт-и-шерифе 1833 г. Порта признала права Сербии на шесть нахий и определила размер дани, уплачиваемой вассальным Сербским княжеством.

Главной задачей молодого государства была замена турецкого аппарата управления сербским. За 400 лет турецкого владычества были утрачены традиции национальной государственности, отсутствовала политическая национальная элита, способная грамотно и профессионально осуществлять экономические и социально-политические преобразования в стране.

С первых дней своего правления Милош Обренович стремился к тому, чтобы его власть стала наследственной. Первой его жертвой стал Карагеоргий, который в 1817 г. явился из России. По приказу Милоша он и его секретарь были убиты. Сам Милош постепенно сосредоточил в своих руках самые доходные статьи торговли, государственные чиновники являлись полноправными хозяевами в своих округах. Бюрократия формировалась главным образом из кнезов, кметов, и других представителей правящего класса и отчасти грамотных сербов, приехавших из австрийских земель.

Политическое развитие Сербии в 1833–1860 гг.

Самодержавная политика сербского князя, отсутствие правовой защиты личности и имущества вызвали резкое недовольство всех слоев населения. Оппозицию Милошу организовали богатые торговцы и высокопоставленные чиновники, добившиеся ограничения власти князя, введения конституции (устав), за что получили название уставобранителей (борцы за конституцию). Они требовали свободы торговли, правовой гарантии личности и имущества. Вся экономическая и политическая программа уставобранителей основывалась на принципах буржуазной законности. В феврале 1835 г. Милош вынужден был согласиться на принятие конституции, которую разработал Дмитрий Давидович.

Составленная по образцам буржуазных конституций стран Западной Европы, сербская конституция сильно ограничивала власть князя, чем вызвала его недовольство. Воспользовавшись тем, что Турция, Австрия и Россия выступили против такого закона, Милош Обренович отменил ее через месяц после обнародования. Но вопрос о конституции, призванной урегулировать внутреннюю жизнь страны, оставался самым актуальным.

После согласования с Россией 10 декабря 1838 г. султаном была утверждена Конституция Сербии, так называемая «турецкая» конституция, закреплявшая важнейшие социально-экономические и политические завоевания сербского народа. Особенностью конституции 1838 г. было полное игнорирование скупщины. Значительно расширялась власть князя, но для контроля над ним был создан Государственный совет, состоявший из 17 советников, сменить которых князь не мог без согласия Порты. Милош предпринял попытку отменить конституцию, но в борьбе с уставобранителями потерпел поражение и вынужден был 1 апреля 1839 г. отречься от престола в пользу своего сына, и покинул Сербию. Власть фактически перешла в руки уставобранителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...