Риск падения общерыночных цен
Риск падения общерыночных цен - это риск недополучаемого дохода по каким - либо финансовым активам. Чаще всего он связан с падением цен на все обращающиеся на рынке ценные бумаги одновременно. Одним из методов определения уровня рисков является анализ величины среднеквадратического отклонения. Далее приведены его рассчитанные значения для чистой прибыли по различным видам ценных бумаг за период с 1926 по 1981 г. в США:
Акции малых (венчурных) фирм 37,3 Обыкновенные акции в целом 21,9 Долгосрочные государственные облигации 5,7 Долгосрочные облигации предприятий 5,6 Государственные казначейские билеты 3,1
Необходимо отметить, что четкая связь между уровнями прибыли и риска явно прослеживается только на развитом и установившемся рынке. Согласно вышеперечисленным данным, можно определенно утверждать, что акции частных фирм и акционерных предприятий значительно более рисковые, чем государственные облигации. Государство теоретически и практически не может разориться, потому что доход по его долговым обязательствам гарантируется всем достоянием страны. В то же время негосударственные, акционерные и венчурные предприятия более мобильны, эффективны, хотя уровень риска банкротства у них выше. Риск инфляции
Риск инфляции - это риск, который определяется жизненным циклом отраслей. Основными факторами, влияющими на развитие отрасли, являются следующие: ü переориентация экономики, что связано с общей экономической нестабильностью в мире, по отдельным регионам, странам, рынкам, рыночным сегментам, нишам и окнам, с одной стороны, и ростом цен на ресурсы, с другой;
ü истощение каких - либо ресурсов; ü изменение спроса на внутреннем и мировом рынках сбыта; ü общеисторическое развитие цивилизации.
Кредитный риск
На март 1997 года по данным ЦБ России официально показанная просроченная задолженность по всей банковской системе составляет около 50 триллионов рублей. Общий же объем просроченной задолженности оценивается в 70 - 100 триллионов рублей. Согласно оценкам специалистов ЦБ РФ сумма пролонгированных безнадежных кредитных договоров составляет около 22% от общей суммы кредитного портфеля российских банков. Кредитный риск, или риск невозврата долга, в одинаковой степени относится как к банкам, так и к их клиентам и может быть разделен на:
¨ промышленный (связанный с вероятностью спада производства или спроса на продукцию определенной отрасли); ¨ риск урегулирования и поставок (обусловленный невыполнением по каким - то причинам договорных отношений); ¨ риск, связанный с трансформацией видов ресурсов (чаще всего по сроку); ¨ риск форс - мажорных обстоятельств.
Степень кредитного риска зависит от таких факторов, как: Ø степень концентрации кредитной деятельности банка в какой - либо сфере (отрасли), чувствительной к изменениям в экономике, т.е. имеющей эластичный спрос на свою продукцию, что выражается степенью концентрации клиентов банка в определенных отраслях или географических зонах, особенно подверженных конъюнктурным изменениям; Ø удельный вес кредитов и других банковских контрактов, приходящихся на клиентов, испытывающих определенные специфические трудности; Ø концентрация деятельности банка в малоизученных, новых, нетрадиционных сферах;
Ø внесение частых или существенных изменений в политику банка по предоставлению кредитов, формированию портфеля ценных бумаг; Ø удельный вес новых и недавно привлеченных клиентов; Ø введение в практику слишком большого количества новых услуг в течение короткого периода (тогда банк чаще подвергается, по теории маркетинга, наличию отрицательного или нулевого потенциального спроса); Ø принятие в качестве залога ценностей, труднореализуемых на рынке или подверженных быстрому обесцениванию.
Риск кредитования заемщиков зависит от вида предоставляемого кредита. Кредиты различают: · по срокам предоставления: кратко-, средне- и долгосрочные; · по видам обеспечения: обеспеченные и необеспеченные, которые, в свою очередь, могут быть персональными или банковскими; · по специфике кредиторов: банковские, государственные, коммерческие, кредиты страховых компаний и частных лиц, консорциональные, которые структурируются на клубные и открытые; · по видам дебиторов: сельскохозяйственные, промышленные, коммунальные, персональные; · по направлениям использования: потребительские, промышленные, на формирование оборотных средств, инвестиционные, сезонные, на устранение временных финансовых трудностей, промежуточные, на операции с ценными бумагами, импортные и экспортные; · по размеру: мелкие, средние, крупные; · по способу предоставления: вексельные, при помощи открытых счетов, сезонные, консигнации.
Транспортный риск Классификация этого вида рисков производится в зависимости от условий договора, в котором указывается, какая сторона несет ответственность за груз на конкретном промежутке транспортировки. С помощью таблицы У.Стантона можно проводить оптимальный выбор вида транспорта в зависимости от специфики конкретного товара для максимального снижения транспортного риска:
Вид транспорта | |||||||||||||||
выбора | железно-дорожный | водный | авто-дорожный | трубопро-водный | воздуш-ный | ||||||||||
1. | Скорость | Средняя | Самая низкая | Высокая | Низкая | Самая высокая | |||||||||
2. | Уровень затрат | Средний | Самый низкий | Большой | Низкий | Самый низкий | |||||||||
3. | Надежность доставки | Средняя | Низкая | Хорошая | Высокая | Средняя | |||||||||
4. | Возможный ассортимент товара | Самый большой | Достаточно большой | Средний | Очень ограниченный | Частично ограниченный | |||||||||
5. | Количество обслуживаемых рынков | Большое | Ограниченное | Неограниченное | Очень ограниченное | Выше среднего | |||||||||
6. | Соображения на счет товаров | Самый удобный при больших объемах | Удобнее всего при больших объемах | Товары с высокой ценой, требующие доставки в короткие сроки | Жидкие и газообразные продукты | Дорогая и скоропортящаяся продукция |
Таблица 4. Выбор вида транспорта с целью снижения уровня транспортных рисков.
|
|
|
|