Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематика заданий для магистрантов по дисциплине «Логика и методология науки».

Примечание: номер варианта соответствует номеру фамилии студента в списке группы, который старосты вручают преподавателю на установочной лекции.

 

1. Глоссарий – все расшифровывают одни и те же понятия.

Методика: магистрант находит понятия в словарях или в Интернете, после чего составляет словарь. На семинаре составленные глоссарии проверяются, посредством обсуждения представленных глоссариев (в ходе опроса студенты расшифровывают 1-2 понятия).

 

логика и методология науки;

гносеология;

онтология;

методология;

системотехника;

науковедение;

сциентизм;

антисциентизм;

лженаука;

паранаука;

преднаука;

эксперимент;

эвристическая программа;

объект и предмет логики;

ощущение;

восприятие;

представление;

абстрагирование;

анализ;

синтез;

сравнение;

абстрагирование;

обобщение;

законы логики;

софизм;

доказательство и опровержение;

принцип рациоэмпиризма;

принцип умеренного платонизма;

принцип пифагореизма;

принцип гносеологического оптимизма;

принцип умеренного скептицизма;

философские основания науки;

принцип дополнительности;

принцип соответствия;

принцип наблюдаемости;

фундаментализм;

антифундаментализм;

модернизм;

постмодернизм;

научная революция;

фальсификационизм;

глобальный эволюционизм;

научное сообщество;

идеологизированная наука;

репрессированная наука;

«утечка мозгов»;

проект;

технология;

рефлексия;

фазы процесса проведения исследования.

 

2. Темы хронологических таблиц:

Методика: магистрант находит материал по истории соответствующих дисциплин, после чего составляет хронологическую таблицу (Каждый по своему варианту).

 

1) История античной науки.

2) Арабская средневековая наука.

3) Наука эпохи Возрождения.

4) Наука 20-го века

5) История логики

6) История математики

7) История информатики

8) История астрономии и космологии

9) История физики

10) История химии

11) История биологии

12) История психологии

13) История техники

14) История геологии

15) История противостояния науки и религии

16) История медицины

17) История российской и советской науки

18) История космонавтики

19) История теологии.

20) История античной науки.

21) Арабская средневековая наука.

22) Наука эпохи Возрождения.

23) Наука 20-го века

24) История логики

25) История математики

26) История информатики

3. Доклады

Методика: доклад объемом 3-5 страниц зачитывается на семинаре, после чего обсуждается магистрантами.

 

1) Особенности традиционных цивилизаций.

2) Специфика техногенной цивилизации.

3) Специфика научного познания.

4) Формы абстрагирования и обобщений в традиционном обществе.

5) Роль античной демократии в эволюции научного познания.

6) Духовная революция Античности.

7) Роль античной демократии в эволюции научного познания.

8) Идея экспериментального естествознания.

9) Эвристическая программа Галилея.

10) Процесс познания как процесс отражения действительности в сознании человека.

11) Законы логики, их природа.

12) Логика и другие науки о мышлении.

13) Вопрос и ответ как формы мышления.

14) Значение формально-логических законов в научной деятельности.

15) Ошибки и уловки в аргументации.

16) Особенности традиционных цивилизаций.

17) Специфика техногенной цивилизации.

18) Специфика научного познания.

19) Формы абстрагирования и обобщений в традиционном обществе.

20) Роль античной демократии в эволюции научного познания.

21) Духовная революция Античности.

22) Роль античной демократии в эволюции научного познания.

23) Идея экспериментального естествознания.

24) Эвристическая программа Галилея.

25) Процесс познания как процесс отражения действительности в сознании человека.

26) Законы логики, их природа.

 

4.Структурно-логические схемы.

Методика: составляется блок-схема соответствующей теории или вида научной деятельности.

 

1) Аристотелевская наука.

2) Арабская средневековая наука.

3) Средневековая наука Европы.

4) Коперниканская революция.

5) Наука эпохи Возрождения.

6) Картезианская и ньютонианская наука.

7) Становление классической нововременной науки.

8) Историческая эволюция классической физики.

9) Становление современной квантово-релятивистской парадигмы в физической науке.

10) Современная логика.

11) Неклассические логики.

12) Эволюция позитивизма.

13) Аристотелевская наука.

14) Арабская средневековая наука.

15) Средневековая наука Европы.

16) Коперниканская революция.

17) Наука эпохи Возрождения.

18) Картезианская и ньютонианская наука.

19) Становление классической нововременной науки.

20) Историческая эволюция классической физики.

21) Становление современной квантово-релятивистской парадигмы в физической науке.

22) Современная логика.

23) Неклассические логики.

24) Эволюция позитивизма.

25) Аристотелевская наука.

26) Арабская средневековая наука.

 

5. Рефераты.

Методика: реферат должен включать в себя титульный лист, оглавление, основную часть, разделенную на главы или параграфы, а также список литературы. Объем – 20 стр. формата А4. На семинаре студент зачитывает основные положения реферата, после чего преподаватель задает ему вопросы по содержанию реферата.

 

1) Многообразие форм духовно-практического освоения мира.

2) Проблема соотношения объективного и субъективного начала в научном познании.

3) Наука и искусство.

4) Наука и религия.

5) Наука и философия.

6) Философия как наука научное и ненаучное знание.

7) Сциентизм и антисциентизм.

8) Ценностные ориентации и целевые установки субъекта научной деятельности

9) Краткая история логики.

10) Законы логики, их природа.

11) Логические приемы образования понятий

12) Наука объясняющая и наука понимающая.

13) Позитивизм О.Конта.

14) Науковедение: общая характеристика.

15) Гносеология науки.

16) Логика науки.

17) Семиотика науки.

18) Социология науки.

19) Психология научного творчества.

20) Основные закономерности развития науки

21) Наука в тоталитарном обществе.

22) Репрессированная наука в СССР: становление феномена (1917-1922) и его расцвет (1933-1953).

23) Организационная культура и ее типы

24) Методы как способы исследования феноменов, систематизации, корректировки новых и полученных ранее знаний.

25) Основные научные методы эмпирического исследования

26) Основные научные методы теоретического исследования

27) Основные фазы проведения исследования

28) Рефлексивная фаза научного исследования как единство оценки и рефлексии.

 

6. Эссе.

Методика: эссе представляет собой сочинение магистранта объемом 1-2 страницы, где он выражает свое отношение к соответствующей проблеме, оценивая его эффективность или описывая опыт своего знакомства с ним. Сдается преподавателю, который в случае необходимости задает вопросы по его содержанию.

1) Внутренние принципы науки.

2) Внешние принципы науки.

3) Защита научной работы.

4) Фундаментализм и антифундаментализм.

5) Проблема применимости методологии естественных наук к социальным.

6) Наука объясняющая и наука понимающая.

7) Роль рефлексии объекта науки в социологии и политологии.

8) Понятие научного факта.

9) Понятие научной парадигмы.

10) Понятие научных революций.

11) Природа научной гипотезы.

12) Стиль научного мышления.

13) Ценности науки и ценности ученых.

14) Гений и гениальность в науке.

15) Эволюция позитивизма.

16) Критический рационализм (К.Поппер).

17) Историографический подход (Т.Кун).

18) Методология исследовательских программ (И.Лакатос).

19) Понятие научного факта.

20) Понятие научной парадигмы.

21) Понятие научных революций.

22) Природа научной гипотезы.

23) Стиль научного мышления.

24) Ценности науки и ценности ученых.

25) Гений и гениальность в науке.

26) Эволюция позитивизма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...