Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 1. производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Арбитражный процесс»

Тема №10 «Пересмотр судебных актов в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам»

Для студентов 4 курса

По направлению подготовки 030900.62Юриспруденция

 

Разработала:

Старший преподаватель Баданина О.В.

 

 

Самара 2015

 


Лекция рассмотрена и одобрена на заседании предметно-методической секции кафедры ГрПД «___»_________20__г., протокол №___

 

Председатель секции

Старший преподаватель кафедры ГрПД

Майор внутренней службы Зубова А.О

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………..

Вопрос 1. Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора

Вопрос 2. Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных

актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам……………………

Заключение…………………………………………………………………………….

Список источников и литературы………………………………………………….

 

Введение

 

Действующее арбитражное процессуальное законодательство, организация деятельности арбитражных судов, профессиональная подготовка судей должны обеспечить вынесение законных и обоснованных решений и определений. Однако практика показывает, что это удается не всегда. Ни совершенство арбитражного процессуального законодательства, ни опыт и высокая квалификация судей, рассматривающих и разрешающих экономические споры, в полной мере не гарантируют от судебных ошибок.

Для их исправления законом предусмотрен специальный "охранительный блок" "Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов" (разд. VI АПК РФ), включающий в себя четыре самостоятельные подсистемы (стадии процесса).

1) производство в апелляционной инстанции по жалобам на не вступившие в законную силу решения и определения арбитражного суда первой инстанции;

2) производство в суде кассационной инстанции по жалобам на вступившие в законную силу решения, определения, постановления;

3) производство по пересмотру решений, определений и постановлений арбитражных судов в порядке судебного надзора;

4) производство по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений, постановлений арбитражных судов, вступивших в законную силу.

Рассмотрим производство по пересмотру решений, определений и постановлений арбитражных судов в порядке судебного надзора и производство по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений, постановлений арбитражных судов, вступивших в законную силу.

Вопрос 1. производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора

До упразднения ВАС РФ с 06.08.2014г. пересмотр дел в порядке надзора осуществлялся ВАС РФ по правилам Главы 36 «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора». Согласно Федеральному закону от 28.06.2014 N 186-ФЗ Глава 36 АПК РФ утратила силу, одновременно указанным ФЗ законодатель дополнил АПК РФ главой 36.1. с аналогичным названием: «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора».

В этой главе установлены условия и порядок пересмотра Президиумом Верховного Суда РФ в порядке надзора надзорных жалоб.

Право подачи надзорной жалобы принадлежит:

- лицам, участвующим в деле;

- лицам, не участвовавшие в деле, но о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт (ст. 42 АПК РФ);

- Генеральному прокурору РФ, зам. Генерального прокурора РФ, которые вправе обратиться в Президиум ВС РФ с представлением о пересмотре определений СК ВС РФ, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ.

В Президиум ВС РФ обжалуются (ст. 308.1 АПК РФ):

1) вступившие в законную силу решения и определения СК ВС РФ, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

2) определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения СК ВС РФ, принятые по первой инстанции;

3) определения СК ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства.

Надзорные жалоба, представления подаются в ВС РФ в срок, не превышающий 3 -х месяцев со дня их вступления в законную силу.

Срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей ВС РФ при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 АПК РФ, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.

Требования к содержанию надзорных жалобы, представления установлены в статье 308.2. АПК РФ.

1. В надзорных жалобе, представлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование лица, подающего надзорные жалобу, представление, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства;

3) наименования лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;

4) наименования судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими судебных актов;

5) сведения об обжалуемом судебном акте, дате его принятия и вступления в законную силу;

6) предмет спора;

7) основания пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные статьей 308.8 АПК РФ, с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

8) просьба лица, подающего жалобу, представление;

9) перечень документов, прилагаемых к заявлению или представлению.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Ген. прокурором РФ или зам. Генерального прокурора РФ.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Надзорные жалоба, представление могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте ВС РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Документы, прилагаемые к надзорным жалобе, представлению, могут быть представлены в ВС РФ в электронном виде.

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:

1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным АПК РФ;

2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропущен срок обжалования судебного акта в порядке надзора, установленный АПК РФ, и в надзорных жалобе, представлении не содержится ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано;

4) поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;

5) надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных АПК РФ.

Надзорные жалоба, представление должны быть возвращены без рассмотрения по существу в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными АПК РФ, изучаются судьей ВС РФ по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, заместитель Председателя ВС РФ вправе не согласиться с определением судьи ВС Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Срок рассмотрения надзорных жалобы, представления – не более двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ.

Председатель ВС РФ, зам. Председателя ВС РФ в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

В определении судьи ВС РФ об отказе в передаче надзорных жалобы, представления (ст. 308.6) для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ должны быть указаны мотивы, по которым отказано в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

В определении судьи ВС РФ о передаче надзорной жалобы вместе с делом (ст. 308.7) для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ должны быть указаныоснования передачи надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, а также предложения судьи, вынесшего определение. Судья ВС РФ передает вынесенное им определение, а также надзорную жалобу вместе с делом в Президиум ВС РФ.

Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора перечислены в ст. 308.8. АПК РФ.

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.

Порядок и срок рассмотрения надзорных жалобы, представления вместе с делом в судебном заседании Президиума ВС РФ установлен в ст. 308.9 АПК РФ. Надзорная жалоба, представление вместе с делом рассматриваются в судебном заседании Президиума ВС РФ. Лица, участвующие в деле, а также лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным актом извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом ВС РФ. Неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела Президиумом ВС РФ, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора. Указанные лица могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.

Председатель ВС РФ или зам. Председателя ВС РФ, вынесшие определение о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, не могут участвовать в рассмотрении Президиумом ВС РФ данных надзорных жалобы, представления вместе с делом.

Надзорные жалоба, представление вместе с делом рассматриваются Президиумом ВС РФ в судебном заседании в срок, не превышающий 2-х месяцев со дня вынесения судьей определения.

Надзорные жалоба, представление вместе с делом, рассматриваемые в порядке надзора Президиумом ВС РФ, докладываются судьей ВС РФ- докладчиком по данным жалобе, представлению.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления вместе с делом Президиум ВС РФ принимает постановление.

Вопросы, возникающие при рассмотрении надзорных жалобы, представления вместе с делом в порядке надзора, разрешаются судьями большинством голосов. При равном числе голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

Полномочия Президиума ВС РФ при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора установлены в ст. 308.11 АПК РФ.

Президиум ВС РФ, рассмотрев надзорные жалобу, представление вместе с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе один из принятых по делу судебных актов;

5) отменить либо изменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 308.3 АПК РФ.

При рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и (или) толкования норм материального права и (или) норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов, изложенных в надзорных жалобе, представлении.

В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов, изложенных в надзорных жалобе, представлении. При этом Президиум ВС РФ не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.

При рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Постановление Президиума ВС РФ подписывается председательствующим в заседании Президиума ВС РФ.

Указания Президиума ВС РФ, в том числе на толкование закона, изложенные в постановлении Президиума ВС РФ, являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

В Постановлении Президиума ВС РФ (ст. 308.12)должны быть, в том числе, указаны:

-выводы Президиума ВС РФ по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;

- мотивы, по которым Президиум ВС РФ пришел к своим выводам, со ссылкой на законы, которыми он руководствовался при принятии постановления.

Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...