Система социального обслуживания населения: направления, принципы и функции.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается наследующих подходах: • Помощь должна носить реинтегрирующий характер; • При оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента; • Социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности; • Получатель помощи должен проявлять деятельностную активность; • Механизмы социальной помощи «включаются» тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные). Важную роль играют статьи Закона, в которых раскрывается основное содержание видов социальных услуг, предоставляемых системой социального обслуживания - предоставление консультативно: - Информационных услуг; оказание материальной помощи в денежной и натуральной формах; предоставление временного места пребывания в социальных приютах; обеспечение дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; осуществление социального обслуживания - В стационарных учреждениях социального обслуживания и на дому; оказание социально-реабилитационных услуг; оказание посреднических услуг; оказание иных социальных услуг, определенных законодательством и др. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Социальные услуги предоставляются в случаях: малообеспеченности; сиротства; бездомности; безнадзорности лиц, нуждающихся в постоянном уходе, воспитании и иной помощи; безработицы; инвалидности; нетрудоспособности или ограниченной (утраченной) профессиональной трудоспособности; семейного неблагополучия; токсикомании, наркомании, алкоголизма; стихийного или экологического бедствия, техногенной катастрофы; в иных случаях, когда необходима поддержка (ст.8 Закона). Социальное обслуживание осуществляется на безвозмездно и возмездной основе.
ФЗ «О социальном обслуживании» предназначен для регулирования отношений в сфере социального обслуживания всех категорий населения оказавшихся в трудной жизненной ситуации под которой понимают ситуацию, объективно нарушающую нормальную жизнедеятельность гражданина (полная нетрудоспособность по причине возраста или инвалидности; неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью; сиротство; безнадзорность; отсутствие определенного места жительства; конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, стихийные бедствия и т.п.). Социальное обслуживание населения базируется на ряде принципов: 1) Адресность-т.е. предоставление персонифицированно конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах - миграционная служба, о лицах без определенного места жительства - органы внутренних дел и пр. 2) Доступность-Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством РФ. Сокращение их объёма на территориальном уровне не допускается.
3) Добровольность-Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг. 4) Гуманность-Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Приоритетность предоставления несовершеннолетним. 5) Конфиденциальность- Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность. Исследователи проблем социального обслуживания выделяют две группы функций системы социального обслуживания: 1. Сущностно - деятельные (профилактическая, компенсационная, социально-реабилитационная, охранно-защитная, социальный патронаж). Так, защитная функция заключается в защите граждан от воздействия социальных рисков, неблагоприятных последствий жизненных ситуаций (болезнь, старость и т.д.); социально- реабилитационная состоит в восстановлении, полностью либо частично, физических, профессиональных, психологических или иных качеств человека, приспособлении его к полноценной жизни в обществе, труду, самообслуживанию; компенсационная, т.е. возмещение утраченного вследствие воздействия социальных рисков. Например, повышенных расходов в связи с потерей кормильца, болезнью и др. 2. Нравственно-гуманистические (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая). Практическая реализация этих функций неразрывно связана с оптимальным уровнем функционирования всех подсистем и элементов социального обслуживания. Функции социального обслуживания проявляются на макро- и микроуровнях и отражают сущность социального обслуживания. Основными критериями эффективности социального обслуживания выступают степень сложности и продолжительность предоставляемых социальных услуг, уровень их адекватности потребностям и запросам населения, кадровое обеспечение социальных служб, уровень его организации; уровень квалификации персонала; качество и уровень социального обслуживания; ресурсное обеспечение социальной защиты. Финансирование системы социального обслуживания осуществляется на бюджетной основе (за счет средств республиканского и местных бюджетов), специальных фондов, средств, получаемых от оплаты за предоставление социальных услуг, а также передаваемых в качестве благотворительной помощи.
Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы. К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями, и частными лицами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|