Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационные ресурсы: основные категории, правовой статус.

Информационные ресурсы как объект управления

Общее понятие информационных ресурсов.

Роль информирования в государственном и муниципальном управлении.

Информационные ресурсы: основные категории, правовой статус.

1.1. Основываясь на системном подходе, любую организацию можно представить как некоторую систему по преобразованию потоков ресурсов в конечные потоки продуктов и услуг. Ресурс - это запас или источник некоторых средств. Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные ресурсы, сырьевые (природные) ресурсы, энергетические ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы. В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Со временем значимость информационных ресурсов возрастает; одно из свидетельств этого заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

В настоящее время имеется понимание того, что для нормального функционирования организации любого масштаба недостаточно только этих ресурсов. Недостаточно иметь для производства только необходимые материальные, финансовые и людские ресурсы, важно также понимать, что с этим всем делать, иметь информацию о технологиях.

Поэтому информация, информационные ресурсы в настоящее время рассматриваются как отдельная экономическая категория.

Информация (от лат. «informatio») – это знания, сведения, сообщения, уведомления, т.е. нечто, присущее только человеческому сознанию и общению.

Информационные ресурсы, частью которых являются информационные технологии, имеют четкую структуру в соответствии с методикой их создания, оценки и инвентаризации.

Любая организация имеет информационную систему и информационные ресурсы, даже если эта организация состоит из одного предпринимателя и он не подозревает об их существовании.

Информация позволяет принимать обоснованные и эффективные решения, позволяет управлять компаниями, территориями и т.д. Но при этом необходимо понимать, что и самой информацией также необходимо управлять. Важно управлять процессом получения и использования информации. Если руководство задумывается над тем, где и как будет получена информация о ценах, конкурентах, требованиях государственных структур и тому подобных вещей, то это уже является существенным шагом в направлении эффективного развития и получения конкурентного преимущества перед другими компаниями.

Информация и информационные ресурсы существовали всегда, но эти ресурсы из-за своей специфичности не рассматривались как экономическая категория. Хотя информация всегда использовалась людьми для управления. Когда в результате развития общества, усложнения технологий т.п. объем информации становился настолько большим, что его нельзя было и переработать для управления, человечество находило какое-либо решение.

В настоящее время общество достигло такого уровня развития, когда объемы информации и уровень ее сложности потребовали создания информационной индустрии. Информация стала одним из важнейших стратегических ресурсов.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т. п.), а информационный ресурс остается «несжигаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

Всякое управление есть процесс сбора, хранения, обработки и передачи инфор­мации для превращения ее в управленческие решения. Важность и актуальность задач информатизации общества очевидна.

Информация выступает связующим звеном между объектом и субъектом уп­равления, характеризуя состояние объекта управления в статике и в динамике, обеспечивая подготовку управляющего воздействия и сведения о результатах его реализации. Информация позволяет осуществлять обратную связь и корректи­ровку целей в соответствии с требованиями конкретной ситуации. Она служит «предметом длительного пользования» и не теряет своих свойств в результате неоднократного потребления. Информация в значительной степени обладает свойствами саморазвития, т.е. по мере накопления информационных данных получается качественно новая информация. В конечном счете, от эффективности информационных процессов зави­сит эффективность деятельности всех уровней власти в целом.

Таким образом, можно сказать, что информационные ресурсы - в широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

Информационный ресурс имеет сегодня в сфере государственного и муниципального управления не меньшую важность, чем материальные, трудовые, энергетические, финансо­вые и другие ресурсы.

1.2 Система работы с населением предполагает наличие многих способов и средств организации взаимодействия жителей муниципального образования и районов администрации: приема населения главой муниципального образования и районной администрации, приема населения главой муниципального образования и другими должностными лицами, проведения встреч с населением, организации выпуска и распространения районных газет, организации прямых эфиров на кабельном телевидении и т.д.

Важной частью организации работы с населением является информирование населения – предоставление жителям района информации о деятельности администрации, предприятий, учреждений и организаций района, о планируемых и уже реализуемых на городском и районном уровнях социально-экономических программах, о различных мероприятиях, затрагивающих такие сферы жизнедеятельности жителей района как: экономическую, экологическую, социальную, культурную, правовую и др.

Система информирования населения – это комплекс средств создания, распространения, хранения, поиска и использования информационных продуктов и услуг во всех сферах общественной деятельности, которыми располагают основные держатели информации (рисунок 1).

Создание информации
Распространение информации
Хранение информации
Поиск информации
Использование информации
- интернет
- библиотеки
- учреждения, предоставляющие
Держатели информации:
- негосударственные некоммерческие структуры
- территориальные органы
- СМИ

 

Рис. 1 Существующие системы информирования

 

Информация выступает связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статистике и в динамике, обеспечивая подготовку управляющего воздействия и сведения о результатах его реализации. Информация позволяет осуществлять обратную связь и корректировку целей в соответствии с требованиями конкретной ситуации. Она служит «предметом длительного пользования» и не теряет своих свойств в результате неоднократного потребления. Информация в значительной степени обладает свойством саморазвития, т.е по мере накопления информационных данных получается качественная новая информация. Информация пронизывает все виды деятельности в органах местного самоуправления и обеспечивает восприятие работниками своих организационных ролей, фиксируемых в должностных инструкциях. В конечном счете, от эффективности информационных процессов зависит эффективность работы местной администрации в целом.

Основные элементы любого информационного процесса – источник, сообщение, канал и получатель:

§ Источник – это тот, кто создает о сообщение и несет ответственность за его полноту и достоверность;

§ Сообщение- это информация, которую источник предает получателю. В информационной системе сообщения предаются в различных формах (письменной, устной, электронной);

§ Канал – это средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю;

§ Получатель – это тот, кому предназначено сообщение.

Право людей на доступ к новостям и информации не должно ущемляться, то есть во всех решениях, относящихся к праву получения информации, в первую очередь, необходимо учитывать общественный интерес к получению этой информации.

Провозглашенное в статье 29 Конституции Российской Федерации право на информацию является неотчуждаемым правом человека и гражданина.

Существующая к настоящему моменту в нашей стране система распространения правовой информации в основном ориентирована на информирование государственных органов, учреждений и организаций. Государство рассматривает информатизацию как одну из целей своей деятельности, а человека, гражданина – как элемент этой цели. Право на доступ к информации необходимо толковать в широком смысле – как неотъемлемое право человека, частным случаем которого является право на доступ к информации государственных органов. Право на получение гражданином информации закреплено в ст. 24 Конституции РФ: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Практика распространения официальных документов в интересах широких слоев населения получила развитие в основном лишь в последнее время и осуществляется в весьма ограниченных масштабах через средства массовой информации, книжную сеть, библиотеки, юридические консультации, предприятия, работающие в сфере оказания информационных услуг.

Печатные издания являются традиционным способом распространения правовой информации и, несомненно, и сегодня не утратили своего значения. Однако очевидны и недостатки их использования для доступа к правовой информации. Это относительная ограниченность объема публикаций, неэффективность хранения больших массивов и невозможность избирательного поиска и получения информации по конкретному вопросу, низкая оперативность. Последнее особенно остро проявляется в том, что любой сбой в работе почты резко снижает оперативность поступления печатных изданий в регионы. Такие СМИ, как радио и телевидение, тоже могут быть использованы для распространения правовой информации, но только с точки зрения общего правового воспитания граждан, сообщая о появлении тех или иных нормативных актов, о работе законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и судебных органов, однако в силу своей специфики они не могут применяться даже для ознакомления граждан с текстами документов, не говоря уже о какой-либо работе с правовой информацией. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» содержится в части первой статьи 5. Здесь закреплено, что любой акт федерального и республиканского законодательства о средствах массовой информации развития должен издаваться в соответствии с законом о СМИ. Использование возможностей юридических консультаций и предприятий, работающих в сфере оказания информационных услуг, дающих возможность избирательного и адресного получения информации, доступно относительно небольшому кругу лиц из-за высокой стоимости этих услуг. Необходима же постоянная и широкая доступность правовой информации для всего населения.

В этой связи государство должно выступить гарантом предоставления гражданам постоянно расширяющегося набора информационных услуг, юридически и технологически обеспечивать права на доступ к общественной информации для всего населения. Закон РФ «О средствах массовой информации» обязывает государственные средства массовой информации публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (ст 35).

Информация должна быть открыта для всех и предоставляться постоянно с гарантией достоверности и полноты. Основная, первичная информация предоставляется населению бесплатно. Если требуется дополнительная обработка, должна устанавливаться разумная цена, включающая стоимость подготовки и передачи информации и небольшую прибыль.

Процедура получения информации должна быть максимальной четкой и простой. Запросы на предоставление информации должны рассматриваться в четко установленные сроки. Срок рассмотрения запроса должен быть четко определен временем, необходимым для подбора необходимой информации (источников информации) или подготовки аргументированного отказа в предоставлении информации, но не более 10-15 календарных дней.

Органы управления должны создать эффективную систему работы с запросами на предоставление информации должен быть назначен сотрудник, непосредственно отвечающий за работу с запросами и соответствие процедур предоставления информации законодательству. В то же время, органы управления должны иметь документально оформленное право отказывать в приеме запросов, носящих очевидно необоснованный характер не имеющих отношение к деятельности государственного органа. Стоимость получения информации не должна препятствовать стремлению граждан получить информацию. Должна быть зафиксирована единая стоимость предоставления информации или установлена градуированная стоимость, зависящая от реальной стоимости подготовки ответа на запрос. Стоимость может определятся лишь стоимостью копирования документов и почтовыми расходами на пересылку ответа на запрос. В некоторых случаях более высокая стоимость может быть установлена для коммерческих запросов, с тем, чтобы покрыть стоимость выполнения индивидуальных запросов. В любом случае система формирования стоимости предоставления информации должна быть четко зафиксирована и контроль за соблюдением требований должен быть возложен на независимый орган.

Обучение граждан принципам доступа к информации также должно рассматриваться как важная задача органов управления. Должны быть организованы необходимые мероприятия по пропаганде нормативных актов о праве граждан на доступ к информации; изданы и распространены необходимые методические материалы, поддержаны организации, оказывающие гражданам помощь в повышении информационной культуры.

Основным нормативным документо в данном случае выступает Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

1.3. Государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

- федеральные ресурсы;

- информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;

- информационные ресурсы субъектов РФ.

Государственные информационные ресурсы обеспечивают выполнение задач государственного управления; обеспечения прав и безопасности граждан; поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:

1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;

2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя.

Ресурсы второй группы формируются информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами.

К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:

- библиотечная сеть Российской Федерации;

- архивный фонд Российской Федерации;

- государственная система статистики;

- государственная система научно-технической информации и т.д.

Например, библиотечная сеть РФ насчитывает свыше 150 тыс. библиотек.

Процесс формирования муниципальных информационных ресурсов и определение их правового статуса начался с момента становления местного самоуправления и в той или иной мере затронул большинство муниципальных образований. Начался он неупорядоченно и в большинстве муниципалитетов так и остается достаточно хаотичным. После принятия нового базового Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" этот процесс даже несколько затормозился. Основная часть положений о муниципальных информационных ресурсах, утвержденных органами местного самоуправления, принятая до того, как в силу вступил новый Закон, остается действующей. Принимаются и новые положения о муниципальных информационных ресурсах, но понятийный аппарат остается прежним.

Одна из основных проблем нормотворчества на муниципальном уровне связана с отсутствием четкого распределения функций и полномочий в области информации, информатизации и связи, которая конституционно отнесена к ведению Российской Федерации. Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 05.04.2010 № 40-ФЗ) также не касается этой сферы ни в части вопросов местного значения, ни в части полномочий. Это при том, что решение практически всех вопросов местного значения требует работы с информацией и внедрения современных информационных технологий.

Новый базовый в информационной сфере Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который пришел на смену действовавшему ранее более 10 лет Федеральному закону от 20.02.1995 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", для муниципалитетов новых возможностей в части информатизации также не определил.

Немаловажно, что Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусматривает, что обладателем информации может быть муниципальное образование и вводит понятие муниципальной информационной системы. Однако отсутствие четко определенных функций и полномочий местного самоуправления в этой области приводит к тому, что при определении на федеральном уровне и на уровне субъекта Федерации расходных полномочий муниципалитетов, расходы на информатизацию не учитываются.

При этом, исключив из базового понятийного аппарата понятия информационные ресурсы и информатизация и изменив правовой статус информации как объекта собственности понятием обладатель информации, новый Закон усложнил системную нормотворческую деятельность органов местного самоуправления в этой области.

Между тем, понятие информационных ресурсов является одним из ключевых понятий, которое позволяет выстраивать информационные правоотношения на всех уровнях власти и управления, а также в отношениях с хозяйствующими субъектами и населениям. Старым базовым федеральным законом информационные ресурсы определялись как отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Отдельная статья Закона определяла информационные ресурсы как элемент состава имущества и объект права собственности.

Новый Закон не включил в число базовых понятий такое понятие, как информационные ресурсы. Это понятие определяется в тексте нового закона лишь применительно к государственным информационным ресурсам: информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Но согласно Закону требования к государственным информационным системам распространяются на муниципальные информационные системы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении (часть 4 статьи 13). То есть, по аналогии можно дать определение муниципальным информационным ресурсам.

Обозначим и дадим определения основным категориям, используемым в ходе изучения дисциплины:

- информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов, массивов документов и информационных технологий, в т. ч. с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;

- информационные процессы - процессы сбора; обработки, накопления, хра­нения, поиска и распространения информации;

- информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, процессах независимо от формы их представления;

- информационная модель - совокупность информации, характеризующая свойства и состояние объекта, процесса или явления;

- информационная технология - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, передачу, обработку, накопление, хранение, актуализацию, поиск информации и принятие решений по управлению объектом.

В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 14.09.2012 N 928 «О базовых государственных информационных ресурсах» установлены новые:

- требования к порядку формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов;

- правила формирования, актуализации и использования реестра базовых государственных информационных ресурсов.

Предусмотрено, что базовые государственные информационные ресурсы формируются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами государственных внебюджетных фондов путем размещения в созданных или создаваемых государственных информационных ресурсах уникальных сведений об объекте либо о субъекте (физическом или юридическом лице), которые предназначены для использования при осуществлении межведомственного информационного взаимодействия в целях предоставления государственных и муниципальных услуг.

Минэкономразвития России определено уполномоченным органом по формированию, актуализации и использованию реестра базовых государственных информационных ресурсов, по утверждению формы реестра базовых государственных информационных ресурсов, а Минкомсвязь России - оператором федеральной государственной информационной системы "Единая система нормативной справочной информации", обеспечивающей автоматизированные формирование, актуализацию и использование реестра базовых государственных информационных ресурсов.

Далее Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313

«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»» утверждена программа РФ«Информационное общество (2011 - 2020 годы)».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...