Магистерский курс в системе университетской подготовки бакалавров, магистрантов, аспирантов, докторантов
Тема 1. Введение Пояснение, введение в введение Любой учебный курс желательно, даже необходимо начинать с введения, где дается общее видение проблематики учебной дисциплины в контексте современного российского образования, в системе университетской подготовки обучающихся, а также представляются основные темы, блоки, разделы нового учебного курса. В соответствие с этим, формируются три блока тем и проблем, которые будут отражены во введении, эти же темы и проблемы есть итоговые вопросы на экзамен по данной теме учебного курса: - Современные процессы изменения, развития высшего образования и магистерская подготовка. - Магистерский курс в системе университетской подготовки бакалавров, магистрантов, аспирантов, докторантов - Основное содержание, структура, центральные темы и ключевые проблемы магистерского курса «Философские проблемы науки и техники» (ФПНТ).
Современные процессы изменения, развития высшего образования и магистерская подготовка И простой здравый смысл, и научный подход согласятся, и будут требовать, при изложении частных вопросов, не забывать об общем контексте всего происходящего, о той среде, в которой все происходит (за деревьями нужно видеть лес). В нашем случае – это специфика современного этапа развития национального университетского образования. Как там, в классике: пусть любой бросит в меня камень, кто уверен, что специфика современного этапа развития национального университетского образования не оказывает влияния на любой читаемый в университете ученый курс. Другое дело, в каком объеме давать информацию и просить обучающихся знать о своеобразие современного этапа развития национального университетского образования. Мне кажется, этот материал не следует тщательно прорабатывать и делать из него полноценный большой, объемный вопрос. Это – излишне, это уже будет отнимать слишком много времени у самого непосредственного учебного курса, идти за счет времени непосредственной учебной информации курса. Но в двух-пяти минутах остановиться на проблематике своеобразия современного этапа развития национального университетского образования – необходимо и желательно.
На что можно указать, что можно обсудить из того, что непосредственно касается нашего учебного курса? Возможно, прежде всего, нужно учитывать то, что прямо на наших глазах происходит достаточно значительное сокращение учебного времени на непосредственные встречи преподавателей и студентов, и увеличение времени на самостоятельную подготовку (общее количество часов на освоение учебной дисциплины, как правило не меняется). В связи с этим: - преподаватели должны подготовить материал для самостоятельной работы; - обучающиеся должны научиться учить себя; - скорее всего, оставшиеся часы живого общения между преподавателями и студентами нужно использовать как-то более «живее» - другое дело, как это сделать без потери требуемой серьезности обучения; - скорее всего, нужно разрабатывать многочисленные тесты (краткие опросы), чтобы очень контролировать - и преподавателям, и обучающимся следуют постараться, чтобы не снизить качество обучения из-за указанного сокращения; - недавно до меня дошло, возможно, нужно быть более точным и, учитывая предполагаемое большое время на самостоятельную подготовку, нужно современное очное образование называть точнее, это не очное образование, а очно-заочное? - возможно, что в суть всей новизны вводит тематика конкуренции между прежним и современным, дистанционным образованием; возможно, что в основе всей новизны количество денег и желающих получать высшее образование дистанционно; точнее, как только дистанционное образование будет не уступать по качеству обычному образованию, как только плата за дистанционное образование будет приемлемая, как только в обществе будет складываться общее мнение, что дистанционное обучение не менее качественное, чем обычное очное, то дистанционное образование будет реальным конкурентом обычному образованию. Отсюда вся новизна современных изменений в образовании (сокращение времени на контактное образование и др.) это начало конкурентной борьбы с растущей силой дистанционного образования.
- возможно все это будет актуализировать поиски новых методов обучения, например, визуализации - …
В случае необходимости получить более полную, полнокровную информацию по данной проблематике можно обратиться к научным работам, прямо посвященным данной проблематике. К примеру, к следующим: 1. Гаранина Р.М.Самостоятельная работа – средство развития потенциала студента // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 1. С. 46-48. 2. Егоршин А.П., Гуськова И.В.Высшее образование в России: достижения, проблемы, перспективы // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 14-21. 3. Лызь Н.А.Образовательная компетенция студентов как фактор качества высшего образования // Педагогика. 2011. № 5. С. 67-76. 4. Хузиахметов А.Н., Насибулов Р.Р. Учебная деятельность студентов вуза на этапе перехода к дистанционному образованию // Образование и саморазвитие. 2012. Т. 1. № 29. С. 44-50.
Магистерский курс в системе университетской подготовки бакалавров, магистрантов, аспирантов, докторантов Магистерский философский учебный курс учитывает два плана или соотносится с двумя требованиями: быть частью и общефилософской, и профессиональной, научно-технической подготовки магистрантов. Представим эту проблематику. Что касается плана, требований общефилософской подготовки выпускника вуза, магистранта. С точки зрения философии, значимость философии в университетском образовании ведет к ее присутствию на всех трех, основных образовательных уровнях: бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Эту значимость еще раз подтвердили новые образовательные стандарты, в которых прописаны конкретные компетенции, которыми должен обладать магистрант: часть этих компетенций прямо связана с необходимостью получения философского знания.
Бакалаврский курс философии выступает базовым курсом для преподавания философских курсов у магистрантов. И все это в целом служит основой для аспирантского философского курса. Предполагается, что и в докторантуре, при подготовке докторской диссертации докторант также будет задействовать, интересоваться философской проблематикой. В идеале, между тремя университетскими уровнями философской подготовки обучающихся налажена самая тесная связь, предполагающая преемственность и поступательность философского образования. В идеале, уже бакалаврский курс философии должен показать всю значимость философской подготовки для студентов. Хотелось бы, чтобы все это сопровождалось понятными доказательствами. К примеру, таким. Два брата близнеца не знали философии до второго курса университета. На втором курсе один брать узнал философию на тройку с минусом, а второй – на пять. На третьем и четвертом курсах первый брат так и не смог получить больше одной четверки в сессии, а второй сдавал всегда без троек. И всем было ясно, что именно философия способствовала этому положении дел! В идеале, бакалаврский курс философии выступает понятным базисом дальнейшей философской подготовки магистрантов и аспирантов. На бакалаврском уровне студент получает базовые философские знания. На первых занятиях по философским магистерским курсам это знание актуализируется. Прежде всего, указывается фундаментальное: - философия возникла, когда человек приобщился к свободе и когда существуют, возникают многие и многие вопросы, требующие самостоятельного, внимательного, доказательного осмысления; в этом плане, философии – это то, что сейчас, объективно, актуально; - философия касается предельных смысловых, мировоззренческих вопросов и самых серьезных современных; в этом плане, философии – это то, что сейчас, объективно, актуально (возможно, эту роль, место философии хорошо – в смысловом и структурном плане – отражают слова Б. Рассела: философия между надежным научным знанием и выходящим за возможную проверку религиозным знанием).
Потом фундаментальное философское конкретизируется указанием на основные разделы философского знания (онтология, гносеология, социальная философия, человекознание), их основные темы (в частности, в гносеология входит подраздел методология; основные темы онтологии: мир в целом, Бог, пространство, время, материя, движение, бесконечность, причина, следствие, случайность, необходимость) и т.д. В контексте представления вырисовываются современные актуальные философские темы/проблемы, связанные с научно-технической сферой жизни, развитие которых и должно составлять содержание магистерского философского курса. В идеале, все магистранты пойдут в аспирантуру, в которой продолжится на основе философского знания, полученного бакалаврами и магистрантами, философская подготовка аспирантов. Ориентируемся на идеал, но учитываем реалии: - не все магистранты пойдут в аспирантуру (отсюда, в частности, возникает проблема повторов проблематика магистерских и аспирантских курсов); - названия магистерских курсов на разных факультетах разные и, вообще, они часто меняются; - не до конца преподаватели философии продумали и сделали идеальную схему преподавания всего цикла философии; - … Учитывая реалии, создать беспроблемную преемственность философского образования в вузе достаточно трудно. Одним из направлений решения данной проблемы, с моей точки зрения, является создание оригинальных тем магистерского курса, которые бы обладали следующими качествами: - философским содержанием; - несомненной актуальностью для научно-технического развития; - очевидной прагматичностью (т.е. оценившие эту информацию магистранты уже могут пытаться использовать ее в своей повседневной, профессиональной деятельности), - явно не указаны в описании аспирантского философского курса. В случае создания таких тем получается следующее: - нет никакого дубляжа между магистерским и аспирантским философскими курсами - на аспирантском курсе заявляется о такой теме, показывается ее качество и те из аспирантов, которые изучили эту тему на магистерском курса - просто кивают головой и говорят всем, какая это хорошая тема, а те из аспирантов, которые не изучали магистерские философские курсы – узнают чего они были лишены и получают возможность самостоятельно изучить эту замечательную тему; в итоге выравнивается общая философская подготовка аспирантов.
В данном магистерском курсе в подобном ключе разрабатывалась тема творчества, личности. Из последних разработок – тема визуализации. Что касается плана, требований профессиональной, научно-технической подготовки выпускника вуза, магистранта. В идеале, философское и профессиональное, научно-техническое знание, деятельность довольно органично дополняют друг друга. В идеале, между магистрами конкретных специальностей и философской информацией возникает диалектическое отношение понимания и непонимания, когда философия, с одной стороны, прямо выходит на решение проблем магистрами конкретных специальностей, с другой стороны, дает много такой информации, про которую и не слышали представители конкретных научно-технических областей, но которая вдруг помогла заново увидеть многие известные конкретные проблемы, выйти на возможных конкурентов и т.д. и т.п. Философия не должна полностью погружаться в частные проблемы. Представим, что кто-то с кафедры философии стал интересоваться только химическими или металлургическими или автомобильными или кораблестроительными или … проблемами. Кажется, что это очень хорошо для химиков, металлургов, автомобилестроителей, кораблестроителей. Но это, только, кажется. Пусть в некоторых случаях может быть очень хороший результат (в конкретной деятельности какая-то философская идея показала свою 100 % пользу), но, в целом, философии потеряет свою всеобщность, потеряет свою связь со всеми другими областями жизни, науки, техники, соответственно, не даст этой всеобщности конкретному химику, металлургу, автомобилестроителю, кораблестроителю. Ориентируемся на идеал, но учитываем и проблемы: - очень трудно так гармонично организовать курс; - …
1.3. Основное содержание, структура, центральные темы и ключевые проблемы магистерского курса ФННТ. Названия магистерских курсов меняется. Такое название у магистерского курса «ФПНТ» появился недавно. Раньше мне не нравились курсы в названиях которых были введены слова «проблемы», «вопросы», поскольку самим названием предполагалось отсутствие системности, связности. Сейчас я так не думаю, связность здесь есть или ее можно/нужно добиться – связность в предельной актуальности привлекаемых для преподавания тем! Курс состоит из девяти тем: (1) Введение (проблематика его представлена выше) (2) Визуализация как перспективное направление развития научно-технической деятельности. (3) Проблема определение и современного образа науки (4-5) Техногенная цивилизация: определение и тенденции развития (6) Личностные планы научно-технической деятельности и творчества (7) Основы и проблемы развития классической методологии (8) Методология творческой деятельности (9) Заключение (итоги и перспективы развития курса)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|