Раздел 3. Экзистенциализм.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Утверждаю Зав. кафедрой зарубежной литературы и английского языка, д.ф.н., профессор ____________________ О.Ю.Поляков «____»____________2007 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «История зарубежной литературы» (литература первой половины ХХ века) для специальности 031001.65 Филология
Киров Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с ГОС высшего профессионального образования по специальности 031001.65 Филология, утвержденным зам. министра образования РФ В. Д. Шадриковым 10.03.2000 г. № 70 гум/сп.
Учебно-методический комплекс разработан О.М. Валовой, кандидатом филологических наук, доцентом кафедры зарубежной литературы и английского языка ВятГГУ.
Рецензент –
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры зарубежной литературы и английского языка 14.09.2006 г., протокол № 1.
© Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2006 © Валова О.М., 2006
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка История зарубежной первой половины ХХ века является разделом общего курса «История зарубежной литературы», который входит в блок общепрофессиональных дисциплин. Курс «История зарубежной литературы» начала ХХ века, в основном, рассматривает творческий процесс 10-х – 40-х годов, испытывавший огромное влияние событий непростой, кровавой эпохи. В ходе работы предполагается изучение модернистских тенденций в произведениях Европы и Америки, выявление общих особенностей и национального своеобразия в тематике, проблематике, идейном содержании и форме литературы этого времени. В рамках курса рассматриваются пути развития как уже существующих в данный период, так и зарождающихся направлений и течений, особое внимание уделяется вопросам становления нового художественного мышления и нового художественного языка.
Цель дисциплины – пополнить объем историко-литературных знаний студентов, закрепить и развить навыки системного анализа художественных произведений в содержательном, эстетическом и нравственном аспектах. Задачи дисциплины: 1. Выявить специфику литературного развития первой половины ХХ века; 2. Познакомить с важнейшими произведениями данного периода; 3. Сформировать представление об историко-культурном контексте данной эпохи; 4. Рассмотреть идейное и художественное своеобразие творчества писателей начала ХХ века, темы и проблемы, объединяющие авторов разных национальностей; 5. Показать взаимовлияние искусств в творческом процессе эпохи. Выписка из государственного образовательного стандарта
Литературоведение. Место литературоведения в структуре гуманитарного знания; соотношение теории и истории литературы; роль литературной критики; эстетические категории и система основных понятий науки о литературе, методы и приемы анализа литературного произведения; литературный процесс; взаимодействие литератур. Основные этапы развития теоретико-литературной мысли.
История литературы и фольклора в контексте истории культуры.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Тематический план
Содержание дисциплины и виды учебных занятий
Раздел 1 Особенности литературного процесса 10-40-х гг. ХХ века. Тема 1. Общие закономерности и особенности развития литературы 10-40-х годов ХХ века. Меняющаяся картина мира. Литература в контексте культуры и цивилизации ХХ столетия. Становление нового художественного мышления и нового художественного языка. Ускоряющиеся темпы жизни, новые средства коммуникации, меняющиеся представления о пространственно-временной протяженности. Литература и война. Литература и революция. Проблемы судеб культуры и литературы ХХ века в трудах философов и социологов (Бердяев, Шпенглер, Фромм, Швейцер). Периодизация курса в ее связях с событиями истории ХХ века.
Раздел 2. Французская литература Тема 1. Творчество М. Пруста. «В поисках утраченного времени» как субъективная эпопея. История замысла и создания произведения. Вопрос о жанре. Тематика и проблематика многотомного произведения М. Пруста. Вопрос о «конструкции» романа. Время и пространство. Особенности стиля М. Пруста. Тема 2. Мир глазами М. Пруста (по роману «В сторону Свана»). Тема 3. Основные идеи сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Раздел 3. Экзистенциализм. Тема 1. Предпосылки возникновения, представители. Основные темы, проблемы мотивы экзистенциализма. Тема 2. А. Камю и французский экзистенциализм. Эволюция взглядов и творчества, периодизация. Экзистенциальная проблематика в творчестве раннего Камю. «Миф о Сизифе», «Посторонний» - начало размышлений автора о проблеме абсурда. Участие писателя в движении Сопротивления. Роман «Чума» как призыв к действию. Камю и Достоевский. Тема 3. Идейное и художественное своеобразие повести А. Камю «Посторонний » Тема 4. Ж-П. Сартр – писатель-экзистенциалист. Роман «Тошнота» - философско-художественный манифест атеистического экзистенциализма. Образ абсурдного мира в романе и передача ощущений героя, осознавшего себя «лишним» в распадающейся и лишенной смысла реальности. Процесс открытия «фундаментальной абсурдности» бытия как основа сюжета и структуры романа. Рассказ Ж-П. Сартра «Стена». Тема переосмысления жизненных и нравственных ценностей человеком. Значение событий военных лет для последующего творчества Ж-П. Сартра. Трилогия «Дороги свободы».
Раздел 4. Немецкая литература
Тема 1. Немецкий экспрессионизм.Экспрессионизм в литературе и живописи. Характерные черты данного литературного направления, тематика, основные представители (Г. Таркль, Г. Гейм, Э. Ласкер-Шюлер). Тема 2. «Эпический театр» Б. Брехта. Брехт и экспрессионизм. «Баллада о мертвом солдате» и пьесы 20-х годов. «Трехгрошовая опера». Теория «эпического театра» Брехта в ее отношении к «аристотелевскому театру», принцип «очуждения», принцип феноменальности, принцип параболы. Трактаты Брехта о театре. Пьесы Брехта 30-40-х гг. «Мамаша Кураж и ее дети», «Добрый человек из Сезуана». Проблема личной ответственности и образ ученого в «Жизни Галилея». Значение театра Брехта для драматургии ХХ века. Тема. 3. Б. Брехт. Трехгрошовая опера. Тема 4. Творчество Ф. Кафки. Экспрессионизм и творчество Кафки. Кафка и «пражская школа». Художественный мир Кафки.. Проблема отчуждения человека в антигуманном мире. Проблематика новеллы «Превращение», притчи. Кафка-романист. Ведущие темы романа «Замок». Образ абсурдного мира и абсолютизация зла.
Тема 5. Творчество Г. Гессе. Эволюция творчества Г. Гессе от «Петера Каменцида» к «Степному волку» - произведениям, запечатлевшим мироощущение современников событий военных и первых послевоенных лет. Идеал духовной свободы в произведениях Г. Гессе. Обращение к философии и культуре Востока в поисках пути к осознанию всеединства природы и обретению духовной гармонии. «Сиддхарта». Отражение умонастроений общества в межвоенный период в романе «Степной волк». «Игра в бисер». Вопрос о жанровой принадлежности, смысле названия произведения. Проблемы современной культуры, власти, свободы и необходимости и др. в романе. Тема 6. Практическое занятие. Т. Манн. Марио и фокусник. Раздел 5. Английская литература 10-40-х гг. Тема 1. Новые явления в творчестве писателей старшего поколения (Уэллс, Шоу, Голсуорси). Выход на литературную арену нового поколения писателей – Джойса, Вулф, Лоуренса, Элиота. Тема 2. «Улисс» Д. Джойса. «Улисс» как модернистский эпос, реализация обращения писателя к созданию «универсалии» жизни. Эстетика и художественная система Джойса-поэта, прозаика, драматурга. Программные статьи об искусстве. Рассказы сборника «Дублинцы». Замысел и структура романа «Улисс». Аналогии с гомеровской «Одиссеей» и «поток сознания». Леопольд Блум, Стивен Дедалус и Мэрион – традиционная сущность человечества. Временные и пространственные координаты романа. Воздействие Джойса на творчество писателей различной эстетической ориентации.
Тема 3. Творчество Д.Г. Лоуренса, Т.С. Элиота. Место и роль творчества Лоуренса в литературном процессе ХХ века. Стремление писателя к обновлению литературы и жизни. Фрейдистские мотивы в произведениях. Освобождение личности от порабощающей ее машинной цивилизации – основная тема произведений Лоуренса. Связь прозы Лоуренса с традиционными формами повествования и его новаторство в романе «Любовник леди Чаттерли». Поэма Т.С. Элиота «Бесплодная земля», тема смерти как ведущая в произведении. Композиция и сложность художественного языка в поэме. Тема деградации и гибели человека в поэме «Полые люди». Т.С. Элиот как теоретик литературы, основные литературно-критические сборники. Раздел 6. Американская литература. Тема 1. Американская литература 10-40-х гг. Американская литература в период между двумя мировыми войнами. Ф.С. Фицджеральд – писатель «века джаза». Американская драматургия 20-30-х гг. Тема 2. Романистика У. Фолкнера.История и образ американского Юга в творчестве Фолкнера. Построение, временные и пространственные координаты, «поток сознания», мифологизм в романе «Шум и ярость». Фолкнеровский стиль. Трилогия о Сноупсах. («Деревушка», «Город», «Особняк»). Тема 3. Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море» как «величественная сага ХХ столетия» (Затонский Д.В.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|