Самостоятельная работа студентов
Рабочая программа
Теория и практика демократии в Российской Федерации
Направление подготовки/специальность
030900 Юриспруденция
Профиль подготовки/специализация
Профилизация Конституционное право
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Улан-Удэ
Пояснительная записка
1.1. Цели дисциплины: изучение курса «Теория и практика демократии в Российской Федерации» необходимая часть подготовки высококвалифицированных бакалавров юриспруденции. Усвоение данного курса позволяет сформировать комплекс знаний о теории демократического правления, конституционно-правовых институтах непосредственной и прямой демократии в России.
Место дисциплины в структуре ООП:
Б3.ДВ.1. «Теория и практика демократии в Российской Федерации» является дисциплиной по выбору, изучение которой необходимо для успешного усвоения основных положений теории демократии, а также проблем реализации отдельных демократических конституционно-правовых институтов.
В рамках данного курса студенты получат знания об основных категориях конституционно-правовой теории демократии, формах непосредственной и представительной демократии, существующих в Российской Федерации, проблемах, связанных с реализацией отдельных демократических конституционно-правовых институтов, а также о конституционных основах организации и деятельности представительных органов государственной и муниципальной власти.
1.2. В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
· Об основных теориях демократии, истории становления демократических институтов в России и зарубежных странах;
· О современных подходах к изучению организации и функционирования институтов непосредственной демократии в Российской Федерации;
· Об основных проблемах конституционно-правового регулирования непосредственной демократии в России на федеральном и региональном уровнях;
· Об основных теориях парламентаризма, представительной демократии;
· Об особенностях конституционно-правового регулирования парламентской деятельности, статуса, организации и функционирования законодательных (представительных) органов федерального и регионального уровней;
Уметь:
· Свободно владеть основными понятиями и категориями теории демократии;
· Применять на практике положения конституционного законодательства Российской Федерации, касающиеся реализации механизмов непосредственной демократии;
· Самостоятельно проводить сравнительный анализ положений федерального и регионального законодательства, касающихся закрепления и реализации механизмов непосредственной демократии;
· Самостоятельно проводить сравнительный анализ положений законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, касающихся организации и функционирования институтов представительной демократии;
Владеть:
· Практическими навыками реализации конституционно-правовых механизмов непосредственной демократии;
· Информацией, позволяющей определять акты, которые могут быть применены при разрешении конкретного конституционно-правового спора в сфере организации и функционирования представительных (парламентских) структур в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
в правоприменительной деятельности:
· способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
· способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
в экспертно-консультационной деятельности:
· способен толковать различные правовые акты;
· способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности.
II. структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
№
п/п
| Название блоков (разделов, модулей) дисциплины
| семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Оценочные средства
|
Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
| СРС
| Тип контроля
| Форма контроля
|
| Введение
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел I. Теория демократии
|
|
|
|
|
|
|
|
| Теория демократии: основные концепции
|
|
| -
| -
|
| Входящий
| Устный опрос.
|
| Историческое развитие институтов демократии
|
| -
| -
| -
|
| Текущий
| Проверка конспектов. Дискуссия
|
| Формы демократии
|
| -
|
| -
|
| Текущий
| Устный опрос.
|
| Раздел II.
Институты непосредственной демократии
|
|
|
|
|
|
|
|
| Институт референдума
|
|
|
| -
|
| Промежуточный
| Проверка конспектов.
|
| Институт народной правотворческой инициативы
|
|
|
| -
|
| Текущий
| Дискуссия
|
| Прямое волеизъявление граждан на выборах
|
| -
|
| -
|
| Текущий
| Опрос
|
| Институт общего собрания (схода) граждан
|
| -
|
| -
|
| Текущий
| Дисскусия
|
| Институт отзыва депутата, выборного должностного лица
|
|
| -
| -
|
| Текущий
| Проверка конспектов. Тестирование
|
| Раздел III. Институты представительной демократии
|
|
|
| -
|
|
|
|
| Представительная система власти
|
|
| -
| -
|
| Входящий
| Дискуссия
|
| Конституционно-правовой статус Совета Федерации Федерального Собрания РФ
|
|
|
| -
|
| Текущий
| Тестирование.
|
| Конституционно-правовой статус Государственной Думы Федерального Собрания РФ
|
|
|
| -
|
| Текущий
| Опрос
|
| Законодательные и контрольные полномочия представительных органов власти
|
|
|
| -
|
| Текущий
| Решение проблемных задач
|
| Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ
|
|
| -
| -
|
| Рубежный
| Тестирование
|
| Представительные органы муниципальных образований
|
| -
|
| -
|
| Итоговый
| Экзамен
|
| Итого часов
|
|
|
| -
|
|
|
|
III. Содержание курса
Лекционные занятия
№
| Название темы
| Содержание
|
| Раздел I. Теория демократии
| |
| Тема №1
Теория демократии: основные концепции
| Понятие демократии. Особенности непосредственной демократии. Концепции демократии. Достоинства и недостатки демократической формы управления.
Модели демократии. Понятие об «электронной демократии».
|
| Раздел II.
Институты непосредственной демократии
|
|
| Тема № 4
Институт референдума
| История развития института референдума. Понятие и теоретические основы института референдума. Содержание права граждан на референдум.
Виды референдумов (консультативный и императивный, обязательный и факультативный, конституционный и законодательный, дозаконодательный и послезаконодательный, петиционный и отклоняющий и т.д.). Механизм реализации права граждан на участие в референдуме.
|
| Тема № 5
Институт народной правотворческой инициативы
| Понятие народной правотворческой инициативы, происхождение и развитие института народной правотворческой инициативы.
Модели института народной правотворческой инициативы в зарубежных странах. Институт народной правотворческой инициативы в Российской Федерации: проблемы правового регулирования.
|
| Тема №8
Институт отзыва депутата, выборного должностного лица
| Понятие отзыва, происхождение института отзыва и его общая характеристика. Достоинства и недостатки института отзыва депутата, выборного должностного лица.
|
| Раздел №3 Институты представительной демократии
|
|
| Тема №9 Представительная система власти
| Право народа на представительство. Представительная система власти: понятие, элементы. Становление представительных (парламентских) органов в России. История представительных органов в дореволюционной России. Складывание и развитие советских органов в РСФСР и Союзе ССР. История учреждения Федерального Собрания Российской Федерации и иных представительных (парламентских) органов в современной России.
.
|
| Тема №10
Конституционно-правовой статус Совета Федерации Федерального Собрания РФ
| Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: проблемы и перспективы. Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и практика их реализации (в решениях Конституционного Суда Российской Федерации).
|
| Тема №11 Конституционно-правовой статус Государственной Думы Федерального Собрания РФ
| Порядок формирования и срок полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Избирательная система, используемая при формировании депутатского корпуса Государственной Думы Федерального Собрания Российской: проблемы и перспективы применения. Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
|
| Тема №12 Законодательные и контрольные полномочия представительных органов власти
| Особенности рассмотрения законопроектов в представительных (законодательных) органах власти различного уровня.
Парламентский контроль: понятие, содержание, назначение. Принципы парламентского контроля. Виды парламентского контроля. Основания классификации парламентского контроля: по видам управленческой деятельности, по направленности, по времени осуществления, по содержанию, по степени конкретизации субъектов и т.д.
|
| Тема №13 Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ
| Порядок формирования состава законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Функции и полномочия законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Структура законодательного (представительного) органа субъекта РФ и правовой статус его структурных подразделений. Формы и порядок работы законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Порядок принятия палатами решений по вопросам их полномочий. Ответственность законодательных (представительных) органов субъектов РФ.
|
Семинарские занятия
Название темы
| Содержание
|
Раздел №1 Теория демократии
| |
Тема №3
Формы демократии
| 1. Форма демократии: подходы к понятию и классификации.
2. Непосредственная демократия: достоинства и недостатки.
3. Представительная демократия: достоинства и недостатки.
|
Раздел II.
Институты непосредственной демократии
|
|
Тема №4 Институт референдума
| 1. История развития института референдума.
2. Понятие и теоретические основы института референдума.
3. Содержание права граждан на референдум.
4. Виды референдумов (консультативный и императивный, обязательный и факультативный, конституционный и законодательный, дозаконодательный и послезаконодательный, петиционный и отклоняющий и т.д.).
5. Механизм реализации права граждан на участие в референдуме.
|
Тема №5 Институт народной правотворческой инициативы
| 1. Понятие народной правотворческой инициативы.
2. Происхождение и развитие института народной правотворческой инициативы.
3. Модели института народной правотворческой инициативы в зарубежных странах.
4. Институт народной правотворческой инициативы в Российской Федерации: проблемы правового регулирования.
|
Тема №6
Прямое волеизъявление граждан на выборах
| 1. История развития института выборов.
2. Действующее избирательное законодательство.
3. Понятие и теоретические основы института выборов.
4. Виды выборов.
5. Виды избирательных систем.
6. Механизм реализации права граждан на участие в выборах.
|
Тема №7 Институт общего собрания (схода) граждан
| 1. Понятие общего собрания (схода) граждан, происхождение и развитие института общего собрания (схода) граждан, его общая характеристика.
2. Институт общего собрания (схода) граждан в Российской Федерации: проблемы правового регулирования.
|
Раздел III. Институты представительной демократии
|
|
Тема №10 Конституционно-правовой статус Совета Федерации Федерального Собрания РФ
| 1. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: проблемы и перспективы.
2. Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и практика их реализации (в решениях Конституционного Суда Российской Федерации).
|
Тема №11
Конституционно-правовой статус Государственной Думы Федерального Собрания РФ
| 1. Избирательная система, используемая при формировании депутатского корпуса Государственной Думы Федерального Собрания Российской: проблемы и перспективы применения. Внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Практика Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам осуществления полномочий Государственной Думы.
|
Тема №12 Законодательные и контрольные полномочия представительных органов власти
| 1. Стадии законодательного процесса.
2. Парламентский контроль: понятие, содержание, назначение. Принципы парламентского контроля.
3. Виды парламентского контроля.
|
Тема № 14 Представительные органы муниципальных образований
| 1. Порядок формирования представительного органа муниципального образования
2. Полномочия представительного органа муниципального образования
3. Ответственность представительного органа муниципального образования
|
Самостоятельная работа студентов
Название темы
| Содержание
|
Раздел I. Теория демократии
| |
Тема №1
Теория демократии: основные концепции
| Составить схему «Основные особенности демократии»
Составить конспект: Бруева И.М. Сущность демократии и особенности ее становления. – М., 1996.
|
Тема № 2
Историческое развитие институтов демократии
| Подготовить конспекты по следующим темам (на выбор):
1. Элементы демократии в России в дореволюционный период.
2. Элементы демократии в советский период.
3. Закрепление институтов в современном российском законодательстве.
|
Тема №3
Формы демократии
| Составить сравнительную таблицу: «Непосредственная и представительная демократия».
Составить конспект «Типология конституционно-правовых институтов непосредственной демократии» по работе: В.В. Комарова «Формы непосредственной демократии в России».
|
Раздел II. Институты непосредственной демократии
|
|
Тема № 4
Институт референдума
| Составить конспект источников (на выбор):
Амбарнов С.Ю. Законодательство о референдумах: сравнительный анализ // Государство и право. – 1992. - № 4;
Дмитриев Ю.А., Комарова В.В. Референдум в системе народовластия. – М., 1995;
|
Тема №5 Институт народной правотворческой инициативы
| Составить схему: «Этапы реализации права народной правотворческой инициативы».
Написать эссе: «Народ как субъект законодательной инициативы».
Составить конспект: Комарова В.В. Народная правотворческая инициатива (история и практика регулирования в регионах) // Юрист. – 1999. - № 1.
|
Тема №6
Прямое волеизъявление граждан на выборах
| Изучение источников:
1. Князев С.Д. Принципы российского избирательного права // Правоведение. – 1998. – № 2.
2. Ковачев Д.А. Конституционная регламентация избирательной системы в законодательстве о выборах зарубежных государств // Вестн. ЦИК РФ. – 1998. – № 7.
3. Пылин В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации. – М., 2001.
|
Тема №7 Институт общего собрания (схода) граждан
| Составить конспект:
1. Бахрах Д., Кочев В. Уточнить полномочия сходов // Советы народных депутатов. – 1980. – № 2.
2. Бородин Д.А. К вопросу о сельских сходах // Сов. государство и право. – 1960. - № 12.
3. Кочев В.А. Общие собрания, сельские сходы граждан и Советы // Правоведение. – 1980. - № 6.
|
Тема №8
Институт отзыва депутата, выборного должностного лица
| Составить схему: «Основания осуществления отзыва депутат, выборного должностного лица»
Составить конспект:
1. Пертцик В.А. О праве отзыва и досрочном прекращении полномочий депутата местного совета. – Иркутск, 1956.
2. Краснов М.А. О досрочном прекращении полномочий депутатов // Сов. государство и право. – 1989. - № 11.
|
Раздел III. Институты представительной демократии
| |
Тема №9 Представительная система власти
| Конспектирование статей Романова Р.М. «Понятие и сущность парламентаризма»; Богданова Н.А. «К вопросу о понятии и моделях народного представительства в современном государстве».
|
Тема №10 Конституционно-правовой статус Совета Федерации Федерального Собрания РФ
| Изучение Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
Написание эссе на тему «Совет Федерации: прошлое, настоящее, будущее».
|
Тема №11
Конституционно-правовой статус Государственной Думы Федерального Собрания РФ
| Изучение Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Составление таблицы: «Положительные и отрицательные стороны действующей при выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ избирательной системы»
|
Тема №12 Законодательные и контрольные полномочия представительных органов власти
| Изучение статьи Котелевской И.В. «Современный парламентаризм», монографии Гранкина И.В. «Парламент России»
Составление развернутой схемы «Этапы законодательного процесса»
|
Тема №13 Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ
| Составление сравнительной таблицы: «Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации».
Составление конспекта монографии О.Н. Булакова «Современный парламент» (в части рассмотрения статуса парламентария)
|
Тема № 14 Представительные органы муниципальных образований
| Составление схемы «Представительный орган в системе местного самоуправления»
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: