Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Если нет мысли, которая рождается в душе благодаря диалогу, то дело не может состояться.

Культура диалога

Диалог – наиболее развитая форма непосредственного общения («Я и собеседник»). Особенность диалога в коммуникативном плане – диалогическое единство, выражение мыслей и их восприятие, реакция на них, что отражается в структуре диалога. Он состоит из взаимосвязанных реплик собеседников:

– Скажите, – спросила она, – неужели у вас нет большой мечты? – Это был уже не наводящий вопрос. Это был простой человеческий вопрос.

– Есть. Я хочу писать рассказы.

– Почему же не пишете?

– Я пишу, но их не печатают.

– Почему? – изумилась она.

– Говорят, плохие.

– Не может быть. У вас должны быть хорошие рассказы

(В. Токарева. День без вранья).

Процесс двустороннего общения происходит в конкретной ситуации, в которой каждый из участников попеременно бывает в роли говорящего и слушающего, т.е. в процессе диалога происходит обмен информацией.

Реплики диалога – это речевые акты, т.е. действия, определяемые целью говорящего, направленной на результат.

Намеренность, целенаправленность, соблюдение правил разговора – основные черты диалога.

Целенаправленность речевого действия в диалоге – это явные или скрытые цели адресата или адресанта, например, сообщение, вопрос, приказ, совет, извинение, повеление:

Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове;

И помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие

(Пятая книга Моисеева. Второзаконие, глава 24).

Чтобы достичь своих целей, каждый из собеседников реализует то или иное намерение, побуждая собеседника к определённым речевым действиям. Побуждающая информация может быть выражена прямо (форма глагола в повелительном наклонении) и косвенно (вопрос: не могли бы Вы? не трудно ли Вам? и т.п.):

Стояла осень на дворе,

И ветер дул сырой.

Старик старухе говорит:

– Старуха, дверь закрой!

(С. Маршак).

Не могли бы вы, сестрица,

Командиру услужить.

Не могли бы вы петлицы

На шинель мою нашить...

(И. Уткин).

В диалоге следует соблюдать следующие правила ведения разговора:

1. Сообщение подаётся частями: слушающий подготавливается к восприятию его просьбы или другой информации, затем идёт обоснование (например, почему дана такая оценка событиям) и только потом даётся непосредственная информация (например, изложение просьбы, совет). При этом должны соблюдаться соответствующие правила этикета;

2. Сообщение должно соответствовать теме разговора;

3. Собеседники должны делать речь понятной, недвусмысленной и последовательной.

При несоблюдении правил ведения разговора нарушается взаимопонимание, например, если речь одного из собеседников непонятна для другого (обилие терминологии в неподготовленной аудитории, нечёткая артикуляция и т.п.).

Типичный набор смысловых частей разговора:

I. Установление контакта с собеседником (зрительного и речевого).

Распространённые фразы: «Здравствуйте», «Давно не виделись», «Извините», «Кого я вижу» и т.п.

II. Начало разговора

1) приветствие

2) вопрос о том, возможен ли разговор: «Я вас не отрываю?», «Вы можете сейчас поговорить?», «Извините, можно у вас спросить?», «вы сейчас не заняты?».

3) вопросы о жизни, делах, здоровье (обычно в неофициальной дружеской беседе)

4) сообщение о цели разговора

III. Развитие темы.

Информация говорящего + реакция собеседника, его ответные реплики. В этот момент инициатива в разговоре может перейти к собеседнику.

IV. Конец разговора.

1. Заключительные фразы, сопровождающие конец разговора (носят обобщающий характер).

2. Этикетные фразы, сопровождающие конец любого разговора.

3. Прощание.

Каждая тема (в идеале) получает развитие, прежде чем собеседники перейдут к новой теме. Если один из собеседников не поддерживает тему, это может говорить о том, что:

· собеседник не желает говорить на эту тему;

· собеседник склонен навязать свою тему;

· возможно, собеседник не расслышал ваших слов и нужно их повторить;

· собеседник не желает говорить с Вами.

Речевое поведение собеседника требует понимания, проникновения в его настроение, мысли, побуждения, мотивы, иначе невозможно осуществление успешной коммуникации. В этом отношении весьма важна эмпатия (способность вставать на место другого человека, способствующая взаимопониманию и гармонизации отношений).

Совершенствование техники общения, техники ведения диалога требует изучения моделей ведения диалогов, владения вариативностью средств выражения мыслей и чувств, владения тактическими приёмами речевого общения.

Известно, что одна и та же мысль может быть выражена различными лексико-грамматическими средствами:

– Вас не затруднит подать мне воды?

– Пожалуйста, принесите мне стакан воды.

– Умираю от жажды!

– Очень хочется пить…

– Пить!

– Воды!

Выбор варианта зависит от речевой ситуации, собеседника, с которым мы общаемся:

Обнимаю Вас и всех сотрудников, посвятивших свои жизни памяти моего отца, и благодарю Вас за всё, что вы все сделали и в Москве, и в Ясной Поляне в его память. Да пошлёт Вам всем Господь здоровье и силы! Ваша Александра Толстая

(А. Толстая. Письмо А. К. Бабореко, 22 окт. 1974);

В этом месте Матвей Семенович взглянул на свои часы нового золота и заторопился:

О-ля-ля! Как я заболтался … Семья помещика Гузикова ждет меня на пикник, и если я запоздаю, это будет нонсенс. Желаю здравствовать! Желаю здравствовать! Привет родителям!...

(А. Аверченко. Молодняк);

– Капитан Студзинский, – обратился к нему полковник, – будьте добры, – отправить в штаб командующего отношение о срочном переводе ко мне поручика…

(М. А. Булгаков. Белая гвардия);

[Люська] – А, здравия желаю, ваше превосходительство! Бонжур мадам… Барабанчикова!

[Чарнота] – Здравствуй, Люсенька!

(М. А. Булгаков. Бег).

Тон общения обычно задаёт инициатор разговора.

Общие правила ведения диалога по Ю. В. Рождественскому:

· Вопрос требует ответа;

· Повеление требует ответа действием или словом;

· Повествование требует ответной реакции (ответной реплики или ответного повествования или внимательного молчания).

Внимательное молчание – отсутствие речи, при котором выражением лица, жестами, междометиями, повтором слов слушающий извещает говорящего о том, что его речь принимается и понимается.

Формы диалога должны планироваться как на обыденном, так и на официальном, так и на государственном уровнях.

При планировании диалогов нужно учитывать законы риторики диалога.

Первый закон риторики диалога:

Всякий новый проект встречает сопротивление людей. Любое новое высказывание или действие встречает сопротивление несмотря на то, что это высказывание или действие не угрожает благополучию отдельных людей, организаций и состоянию общества в целом. Этот закон именуют законом сопротивления всему новому.

В соответствии с данным законом человек или организация предпринимает риторические действия, называемые «связи с общественностью» (public relations): ни одно действие не может получиться, если не добиться для него внешних благоприятных условий с помощью речи.

Связи с общественностью стали особенно необходимы в условиях информационного общества.

Итак. Для осуществления нового проекта, продвижения новой идеи необходимо создать благоприятную почву. Условия реализации проекта – связь с общественностью (посредством диалога).

План мероприятий по связям с общественностью разрабатывается так, чтобы:

1) ввести в действие те виды словесности, которые можно применить с наибольшим эффектом для пропаганды данного проекта. Например, в некоторых случаях (открытие АЭС, предвыборная компания) необходимо умелое привлечение СМИ.

2) должна быть разработана система аргументации в пользу проекта (система доводов отлична в среде власти, общественности, фирм, общественных организаций и т.п.; система доводов должна отвечать интересам той или иной категории граждан).

3) необходимо обеспечить диалоговый режим словесных действий (т.е. представлять свои аргументы с учётом альтернатив и развивать альтернативные взгляды с возможной подробностью, каждый раз опровергая альтернативы).

Под диалоговым режимом также понимается реальный диалог в письменной и устной формах с категориями заинтересованных лиц и лиц, затронутых в связях с общественностью. Далее необходимо корректировать выводы.

Второй закон риторики диалога:

Изобретение содержания речи (инвенция) в диалоге невозможно без учёта внешней и внутренней среды управления. Данный закон именуют законом граничных условий изобретения.

Второй граничный закон гласит: изобретение содержания речи невозможно без учёта культурных условий риторического изобретения (совокупности данных о личной культуре собеседника или аудитории: духовной, моральной, нравственной, этического и эстетического уровней, а также уровня образования) Это закон культурных условий риторического изобретения.

В рамках государства и производства реализация проектов требует лучших риторов, умеющих определить характер аудитории и осуществить правильный выбор речевой стратегии и тактики.

Эффективность ведения диалога часто зависит от того, какие виды словесности используются в диалоге: следует привлекать только необходимые виды словесности (избегать многословия и пустословия, говорить об одном и том же разными словами).

Иначе, например, на производстве, в официальной среде может возникнуть явление, ранее называвшееся «волочение дел», возникающее как следствие наращения содержания диалога, нерационального повторения одних и тех же видов диалога, вовлечения в диалог новых видов словесности. Время для решения нужно сокращать и переходить к действию.

Для успешного ведения диалога необходимо знание правил ведения диалога и понимание правильности его течения. «Грамотность ведения диалога, т. е. точное следование правилам словесности – лучшая гражданская защита человека» (Ю. В. Рождественский).

Например, не следует путать речь в суде и речь в собрании, хотя и та и другая носят характер диалога-театра, иначе можно нанести ущерб и делу, и конкретному лицу (неправый суд, самосуд по отношению к Б. Л. Пастернаку, (ситуация, связанная с романом «Доктор Живаго»)).

В качестве неприемлемого ведения диалога можно привести и такие примеры:

· трактовка гомилетического произведения как Священного писания;

· личные письма в делопроизводстве;

· превращение гомелитического диалога в судебный (инквизиция).

Третий закон риторики диалогазакон диалогической социализации.

Данный закон гласит:

Основные правила диалога предполагают социализацию человека через речь:

1. Если к тебе обратились с речью, следует оставить любые занятия и выслушать речь;

2. Если к тебе обратились с речью в тот момент, когда ты произносишь речь, следует замолчать и выслушать речь;

Если нет мысли, которая рождается в душе благодаря диалогу, то дело не может состояться.

Четвёртый закон риторики диалогазакон устранения вреда от речи. Данный закон гласит:

Диалог предполагает защиту слушающего от говорящего, слушающий должен определять, не нанесёт ли ему говорящий скрытого или явного ущерба.

Правила для слушающего включают в себя оценку речи говорящего, т. к. горящий опасен для слушающего тем, что может завлечь его в трудную ситуацию или привести к неправильному пониманию и поступку.

Правила для слушающего по Ю. В. Рождественскому:

1. Необходимо искать различие в речах, получаемых от разных лиц.

И помнить: Сто человек – сто мнений.

2. Необходимо делить полученные высказывания на истинные и ложные, пригодные и непригодные:

И помнить: Нет людей, которые не ошибаются.

3. Необходимо отделить интересы говорящего от содержания его высказывания.

Не принимай решения, выслушав только одну сторону;

Не спеши с выводами, если тебе не ясно;

Один любит попа, другой попадью, а третий – попову дочку.

4. Необходимо распознать и разделить намерения и интересы говорящего и характер ситуации и содержание речи.

Лиса знает сто сказок и все про курицу.

Человек спрятан за своими словами.

5. Необходимо определить искренность говорящего: нет ли за его словами того, что может нанести ущерб.

Зайцу говорит «беги», борзой говорит «лови».

6. Необходимо сохранять свои дела и помыслы, которые нельзя знать другим, в секрете.

Кто передаёт тебе о других, тот передаёт другим о тебе.

7. Необходимо оценить ошибки в содержании речи вне отношения к говорящему: нелогичность, вымысел, неопределённость суждения.

Немного слов, много оговорок.

8. Необходимо уяснить ошибки в содержании речи в связи с её модальностью, т. е. оценить отношение говорящего к своей речи:

Самооправдание: танцевать не умеет, а говорит: пол кривой;

Хвастовство: Конь скачет, всадник похваляется;

Некомпетентность критики: Каждый может ругать выстроенный дом, но не каждый может его построить;

Непонимание сути дела: Вода всю мельницу унесла, а ты спрашиваешь, где жёлоб;

Искажение истины в гневе: Гнев шагает впереди, ум сзади.

Правила говорящего – типичные правила риторики:

1. Осторожность.

Будешь следить за языком – он охранит тебя, распустишь – он тебя предаст.

2. Необходимо соблюдать замысел речи.

Прежде чем говорить, подумай о смысле слов;

Не говори всего, что знаешь, но знай всё, что говоришь;

Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить;

Если боишься – не говори, если сказал – не бойся.

3. Смысл слова зависит от того, каким топом оно сказано.

Топ – основная единица изобретения (инвенции) – общее место, смысловая модель.

Использование того или иного топа зависит от функционально-смыслового типа речи (описание, повествование, рассуждение).

Виды топов:

1) род и вид;

2) целое и часть;

3) определение;

4) свойства (описание признаков);

5) обстоятельства (время и места в описании, причины и следствия в рассуждении);

6) сравнение и противопоставление;

7) имя (обыгрывается название чьего-либо имени);

8) пример (иллюстрация);

9) свидетельство (ссылка на авторитетный источник). Цитата – топ свидетельства.

Если хочешь возвысить человека – возвысь, хочешь унизить – возвысь (ирония).

Стреляет криво – попадает прямо (иносказание).

4. Типичные ошибки говорящего:

1) противоречие содержания речи ситуации (неуместность);

2) тривиальность содержания речи для слушающего (отсутствие новизны);

3) многословие (избыточность).

Слово – жемчуг, но когда их много они теряют цену.

Кто много говорит, много ошибается.

Продуктивность словесных средств, используемых в речи (логос) зависит от искусства дебатирования, но само искусство дебатирования опирается на объективные законы диалога. Диалоги в соответствии с законами образования общих мест (топов) разделяются на диалоги в одном виде словесности и диалоги в разных видах словесности.

Диалоги в одном виде словесности подчиняются следующим законам:

1. Закон времени.

Бесконечное продолжение диалога в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи (и наоборот).

Например, опытные бюрократы, для того, чтобы остановить какое-либо дело продлевают переписку и «хоронят дело». Энергичные администраторы, желая вершить дело, поступают наоборот.

2. Закон аудитории.

Бесконечное расширение аудитории в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи (и наоборот).

Это значит, что если хочешь «похоронить дело» привлеки к нему как можно больше лиц (У семи нянек дитя без глазу). Каждое лицо добавит новое мнение, создастся информационный шум. Например, М. С. Горбачев уничтожил руководимую им партию и государство тем, что максимально расширял аудиторию в обсуждении – съезды, конференции (под предлогом «совета с народом»). Наоборот, продвижение крупных проектов осуществляется за закрытыми дверями, либо руководители проектов прибегают к организации малых аудиторий, решающих конкретные вопросы. Множество речей по одному вопросу не несёт конкретной информации по проектам.

3. Закон компетентности аудитории.

Бедность знаний по предмету речи в аудитории уничтожает информационную ценность речи (и наоборот).

В качестве примера можно привести обывательские суждения об экономике, политике, искусстве, суждения филологов, воспитанных на грамматике о риторике.

4. Закон уместности.

Организация диалога по месту, времени и участникам, не учитывающая интереса участников к предмету диалога, уничтожает информационную ценность диалога.

Многие важные по существу диалоги не дают результатов, т. к. не затрагивают действительных интересов участников. Этот закон именуют ещё законом заинтересованности в содержании дела: ни одна речь в одном виде словесности не может привлечь к диалогу участников, если у них нет прямой заинтересованности.

(Преимущественно по О. М. Казарцевой и Ю. В. Рождественскому).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...