Если нет мысли, которая рождается в душе благодаря диалогу, то дело не может состояться.
Культура диалога Диалог – наиболее развитая форма непосредственного общения («Я и собеседник»). Особенность диалога в коммуникативном плане – диалогическое единство, выражение мыслей и их восприятие, реакция на них, что отражается в структуре диалога. Он состоит из взаимосвязанных реплик собеседников: – Скажите, – спросила она, – неужели у вас нет большой мечты? – Это был уже не наводящий вопрос. Это был простой человеческий вопрос. – Есть. Я хочу писать рассказы. – Почему же не пишете? – Я пишу, но их не печатают. – Почему? – изумилась она. – Говорят, плохие. – Не может быть. У вас должны быть хорошие рассказы (В. Токарева. День без вранья). Процесс двустороннего общения происходит в конкретной ситуации, в которой каждый из участников попеременно бывает в роли говорящего и слушающего, т.е. в процессе диалога происходит обмен информацией. Реплики диалога – это речевые акты, т.е. действия, определяемые целью говорящего, направленной на результат. Намеренность, целенаправленность, соблюдение правил разговора – основные черты диалога. Целенаправленность речевого действия в диалоге – это явные или скрытые цели адресата или адресанта, например, сообщение, вопрос, приказ, совет, извинение, повеление: Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове; И помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие (Пятая книга Моисеева. Второзаконие, глава 24). Чтобы достичь своих целей, каждый из собеседников реализует то или иное намерение, побуждая собеседника к определённым речевым действиям. Побуждающая информация может быть выражена прямо (форма глагола в повелительном наклонении) и косвенно (вопрос: не могли бы Вы? не трудно ли Вам? и т.п.):
Стояла осень на дворе, И ветер дул сырой. Старик старухе говорит: – Старуха, дверь закрой! (С. Маршак). Не могли бы вы, сестрица, Командиру услужить. Не могли бы вы петлицы На шинель мою нашить... (И. Уткин). В диалоге следует соблюдать следующие правила ведения разговора: 1. Сообщение подаётся частями: слушающий подготавливается к восприятию его просьбы или другой информации, затем идёт обоснование (например, почему дана такая оценка событиям) и только потом даётся непосредственная информация (например, изложение просьбы, совет). При этом должны соблюдаться соответствующие правила этикета; 2. Сообщение должно соответствовать теме разговора; 3. Собеседники должны делать речь понятной, недвусмысленной и последовательной. При несоблюдении правил ведения разговора нарушается взаимопонимание, например, если речь одного из собеседников непонятна для другого (обилие терминологии в неподготовленной аудитории, нечёткая артикуляция и т.п.). Типичный набор смысловых частей разговора: I. Установление контакта с собеседником (зрительного и речевого). Распространённые фразы: «Здравствуйте», «Давно не виделись», «Извините», «Кого я вижу» и т.п. II. Начало разговора 1) приветствие 2) вопрос о том, возможен ли разговор: «Я вас не отрываю?», «Вы можете сейчас поговорить?», «Извините, можно у вас спросить?», «вы сейчас не заняты?». 3) вопросы о жизни, делах, здоровье (обычно в неофициальной дружеской беседе) 4) сообщение о цели разговора III. Развитие темы. Информация говорящего + реакция собеседника, его ответные реплики. В этот момент инициатива в разговоре может перейти к собеседнику. IV. Конец разговора. 1. Заключительные фразы, сопровождающие конец разговора (носят обобщающий характер).
2. Этикетные фразы, сопровождающие конец любого разговора. 3. Прощание. Каждая тема (в идеале) получает развитие, прежде чем собеседники перейдут к новой теме. Если один из собеседников не поддерживает тему, это может говорить о том, что: · собеседник не желает говорить на эту тему; · собеседник склонен навязать свою тему; · возможно, собеседник не расслышал ваших слов и нужно их повторить; · собеседник не желает говорить с Вами. Речевое поведение собеседника требует понимания, проникновения в его настроение, мысли, побуждения, мотивы, иначе невозможно осуществление успешной коммуникации. В этом отношении весьма важна эмпатия (способность вставать на место другого человека, способствующая взаимопониманию и гармонизации отношений). Совершенствование техники общения, техники ведения диалога требует изучения моделей ведения диалогов, владения вариативностью средств выражения мыслей и чувств, владения тактическими приёмами речевого общения. Известно, что одна и та же мысль может быть выражена различными лексико-грамматическими средствами: – Вас не затруднит подать мне воды? – Пожалуйста, принесите мне стакан воды. – Умираю от жажды! – Очень хочется пить… – Пить! – Воды! Выбор варианта зависит от речевой ситуации, собеседника, с которым мы общаемся: Обнимаю Вас и всех сотрудников, посвятивших свои жизни памяти моего отца, и благодарю Вас за всё, что вы все сделали и в Москве, и в Ясной Поляне в его память. Да пошлёт Вам всем Господь здоровье и силы! Ваша Александра Толстая (А. Толстая. Письмо А. К. Бабореко, 22 окт. 1974); В этом месте Матвей Семенович взглянул на свои часы нового золота и заторопился: – О-ля-ля! Как я заболтался … Семья помещика Гузикова ждет меня на пикник, и если я запоздаю, это будет нонсенс. Желаю здравствовать! Желаю здравствовать! Привет родителям!... (А. Аверченко. Молодняк); – Капитан Студзинский, – обратился к нему полковник, – будьте добры, – отправить в штаб командующего отношение о срочном переводе ко мне поручика… (М. А. Булгаков. Белая гвардия); [Люська] – А, здравия желаю, ваше превосходительство! Бонжур мадам… Барабанчикова! [Чарнота] – Здравствуй, Люсенька! (М. А. Булгаков. Бег). Тон общения обычно задаёт инициатор разговора.
Общие правила ведения диалога по Ю. В. Рождественскому: · Вопрос требует ответа; · Повеление требует ответа действием или словом; · Повествование требует ответной реакции (ответной реплики или ответного повествования или внимательного молчания). Внимательное молчание – отсутствие речи, при котором выражением лица, жестами, междометиями, повтором слов слушающий извещает говорящего о том, что его речь принимается и понимается. Формы диалога должны планироваться как на обыденном, так и на официальном, так и на государственном уровнях. При планировании диалогов нужно учитывать законы риторики диалога. Первый закон риторики диалога: Всякий новый проект встречает сопротивление людей. Любое новое высказывание или действие встречает сопротивление несмотря на то, что это высказывание или действие не угрожает благополучию отдельных людей, организаций и состоянию общества в целом. Этот закон именуют законом сопротивления всему новому. В соответствии с данным законом человек или организация предпринимает риторические действия, называемые «связи с общественностью» (public relations): ни одно действие не может получиться, если не добиться для него внешних благоприятных условий с помощью речи. Связи с общественностью стали особенно необходимы в условиях информационного общества. Итак. Для осуществления нового проекта, продвижения новой идеи необходимо создать благоприятную почву. Условия реализации проекта – связь с общественностью (посредством диалога). План мероприятий по связям с общественностью разрабатывается так, чтобы: 1) ввести в действие те виды словесности, которые можно применить с наибольшим эффектом для пропаганды данного проекта. Например, в некоторых случаях (открытие АЭС, предвыборная компания) необходимо умелое привлечение СМИ. 2) должна быть разработана система аргументации в пользу проекта (система доводов отлична в среде власти, общественности, фирм, общественных организаций и т.п.; система доводов должна отвечать интересам той или иной категории граждан).
3) необходимо обеспечить диалоговый режим словесных действий (т.е. представлять свои аргументы с учётом альтернатив и развивать альтернативные взгляды с возможной подробностью, каждый раз опровергая альтернативы). Под диалоговым режимом также понимается реальный диалог в письменной и устной формах с категориями заинтересованных лиц и лиц, затронутых в связях с общественностью. Далее необходимо корректировать выводы. Второй закон риторики диалога: Изобретение содержания речи (инвенция) в диалоге невозможно без учёта внешней и внутренней среды управления. Данный закон именуют законом граничных условий изобретения. Второй граничный закон гласит: изобретение содержания речи невозможно без учёта культурных условий риторического изобретения (совокупности данных о личной культуре собеседника или аудитории: духовной, моральной, нравственной, этического и эстетического уровней, а также уровня образования) Это закон культурных условий риторического изобретения. В рамках государства и производства реализация проектов требует лучших риторов, умеющих определить характер аудитории и осуществить правильный выбор речевой стратегии и тактики. Эффективность ведения диалога часто зависит от того, какие виды словесности используются в диалоге: следует привлекать только необходимые виды словесности (избегать многословия и пустословия, говорить об одном и том же разными словами). Иначе, например, на производстве, в официальной среде может возникнуть явление, ранее называвшееся «волочение дел», возникающее как следствие наращения содержания диалога, нерационального повторения одних и тех же видов диалога, вовлечения в диалог новых видов словесности. Время для решения нужно сокращать и переходить к действию. Для успешного ведения диалога необходимо знание правил ведения диалога и понимание правильности его течения. «Грамотность ведения диалога, т. е. точное следование правилам словесности – лучшая гражданская защита человека» (Ю. В. Рождественский). Например, не следует путать речь в суде и речь в собрании, хотя и та и другая носят характер диалога-театра, иначе можно нанести ущерб и делу, и конкретному лицу (неправый суд, самосуд по отношению к Б. Л. Пастернаку, (ситуация, связанная с романом «Доктор Живаго»)). В качестве неприемлемого ведения диалога можно привести и такие примеры: · трактовка гомилетического произведения как Священного писания; · личные письма в делопроизводстве; · превращение гомелитического диалога в судебный (инквизиция). Третий закон риторики диалога – закон диалогической социализации.
Данный закон гласит: Основные правила диалога предполагают социализацию человека через речь: 1. Если к тебе обратились с речью, следует оставить любые занятия и выслушать речь; 2. Если к тебе обратились с речью в тот момент, когда ты произносишь речь, следует замолчать и выслушать речь; Если нет мысли, которая рождается в душе благодаря диалогу, то дело не может состояться. Четвёртый закон риторики диалога – закон устранения вреда от речи. Данный закон гласит: Диалог предполагает защиту слушающего от говорящего, слушающий должен определять, не нанесёт ли ему говорящий скрытого или явного ущерба. Правила для слушающего включают в себя оценку речи говорящего, т. к. горящий опасен для слушающего тем, что может завлечь его в трудную ситуацию или привести к неправильному пониманию и поступку. Правила для слушающего по Ю. В. Рождественскому: 1. Необходимо искать различие в речах, получаемых от разных лиц. И помнить: Сто человек – сто мнений. 2. Необходимо делить полученные высказывания на истинные и ложные, пригодные и непригодные: И помнить: Нет людей, которые не ошибаются. 3. Необходимо отделить интересы говорящего от содержания его высказывания. Не принимай решения, выслушав только одну сторону; Не спеши с выводами, если тебе не ясно; Один любит попа, другой попадью, а третий – попову дочку. 4. Необходимо распознать и разделить намерения и интересы говорящего и характер ситуации и содержание речи. Лиса знает сто сказок и все про курицу. Человек спрятан за своими словами. 5. Необходимо определить искренность говорящего: нет ли за его словами того, что может нанести ущерб. Зайцу говорит «беги», борзой говорит «лови». 6. Необходимо сохранять свои дела и помыслы, которые нельзя знать другим, в секрете. Кто передаёт тебе о других, тот передаёт другим о тебе. 7. Необходимо оценить ошибки в содержании речи вне отношения к говорящему: нелогичность, вымысел, неопределённость суждения. Немного слов, много оговорок. 8. Необходимо уяснить ошибки в содержании речи в связи с её модальностью, т. е. оценить отношение говорящего к своей речи: Самооправдание: танцевать не умеет, а говорит: пол кривой; Хвастовство: Конь скачет, всадник похваляется; Некомпетентность критики: Каждый может ругать выстроенный дом, но не каждый может его построить; Непонимание сути дела: Вода всю мельницу унесла, а ты спрашиваешь, где жёлоб; Искажение истины в гневе: Гнев шагает впереди, ум сзади. Правила говорящего – типичные правила риторики: 1. Осторожность. Будешь следить за языком – он охранит тебя, распустишь – он тебя предаст. 2. Необходимо соблюдать замысел речи. Прежде чем говорить, подумай о смысле слов; Не говори всего, что знаешь, но знай всё, что говоришь; Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить; Если боишься – не говори, если сказал – не бойся. 3. Смысл слова зависит от того, каким топом оно сказано. Топ – основная единица изобретения (инвенции) – общее место, смысловая модель. Использование того или иного топа зависит от функционально-смыслового типа речи (описание, повествование, рассуждение). Виды топов: 1) род и вид; 2) целое и часть; 3) определение; 4) свойства (описание признаков); 5) обстоятельства (время и места в описании, причины и следствия в рассуждении); 6) сравнение и противопоставление; 7) имя (обыгрывается название чьего-либо имени); 8) пример (иллюстрация); 9) свидетельство (ссылка на авторитетный источник). Цитата – топ свидетельства. Если хочешь возвысить человека – возвысь, хочешь унизить – возвысь (ирония). Стреляет криво – попадает прямо (иносказание). 4. Типичные ошибки говорящего: 1) противоречие содержания речи ситуации (неуместность); 2) тривиальность содержания речи для слушающего (отсутствие новизны); 3) многословие (избыточность). Слово – жемчуг, но когда их много они теряют цену. Кто много говорит, много ошибается. Продуктивность словесных средств, используемых в речи (логос) зависит от искусства дебатирования, но само искусство дебатирования опирается на объективные законы диалога. Диалоги в соответствии с законами образования общих мест (топов) разделяются на диалоги в одном виде словесности и диалоги в разных видах словесности. Диалоги в одном виде словесности подчиняются следующим законам: 1. Закон времени. Бесконечное продолжение диалога в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи (и наоборот). Например, опытные бюрократы, для того, чтобы остановить какое-либо дело продлевают переписку и «хоронят дело». Энергичные администраторы, желая вершить дело, поступают наоборот. 2. Закон аудитории. Бесконечное расширение аудитории в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи (и наоборот). Это значит, что если хочешь «похоронить дело» привлеки к нему как можно больше лиц (У семи нянек дитя без глазу). Каждое лицо добавит новое мнение, создастся информационный шум. Например, М. С. Горбачев уничтожил руководимую им партию и государство тем, что максимально расширял аудиторию в обсуждении – съезды, конференции (под предлогом «совета с народом»). Наоборот, продвижение крупных проектов осуществляется за закрытыми дверями, либо руководители проектов прибегают к организации малых аудиторий, решающих конкретные вопросы. Множество речей по одному вопросу не несёт конкретной информации по проектам. 3. Закон компетентности аудитории. Бедность знаний по предмету речи в аудитории уничтожает информационную ценность речи (и наоборот). В качестве примера можно привести обывательские суждения об экономике, политике, искусстве, суждения филологов, воспитанных на грамматике о риторике. 4. Закон уместности. Организация диалога по месту, времени и участникам, не учитывающая интереса участников к предмету диалога, уничтожает информационную ценность диалога. Многие важные по существу диалоги не дают результатов, т. к. не затрагивают действительных интересов участников. Этот закон именуют ещё законом заинтересованности в содержании дела: ни одна речь в одном виде словесности не может привлечь к диалогу участников, если у них нет прямой заинтересованности. (Преимущественно по О. М. Казарцевой и Ю. В. Рождественскому).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|